Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:08, курсовая работа
Молодежь, в большинстве своем, находится в переходном состоянии, то есть выпускники школ – не школьники, но и не студенты, выпускники высших учебных заведений – не студенты, но и, в большинстве случаев, не работающие. По мимо этих трудных для молодежи ситуаций, в современном Российском обществе идет быстрое социальное, экономическое и политическое преобразование, что дополнительно оказывает влияние на эту группу, на ее положение и развитие. В молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано прежде всего с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении.
Введение
Глава 1. Молодежь современного общества
§1. Понятие и социально-психологические характеристики молодежи
§2. Молодежная культура и субкультура
Глава 2. Основные проблемы молодежи
§1. Девиации в молодежной среде и ее последствия для общества
§2. Проблемы образования молодежи в России
§3. Проблемы трудоустройства молодежи
Глава 3. Пути решения проблем современной молодежи
§1. Молодежная политика в России
§2.Социальная работа с молодежью
Заключение
Литература
Глава 3.
Пути решения проблем
современной молодежи
§1. Молодежная политика в России
Молодежь – это трудовой и экономический потенциал страны, от которого во многом зависит прогресс общества. Поэтому, законодатели, в первую очередь, при выработке нормативных актов в области молодежной политики, должны учитывать этот факт. Молодежная политика государства должна быть направлена на обеспечение эффективного воспитания, достойного образования и успешную социализацию молодого поколения.
Молодежь
легко адаптируется к новым условиям,
опыт прошлых поколений на нее
практически не воздействует, в связи
с ее высокой динамичностью и
мобильностью. Но «молодежь оказалась
в ситуации, когда призвано продолжить
развитие на базе унаследованных материальных
и духовных ценностей, вынуждено, находиться
в стадии становления, участвовать
в выработке ценностей, зачастую
самостоятельно, нередко вопреки
рецидивам старого мышления»[
Государственная
молодежная политика – это деятельность
государства, направленная на создание
правовых, экономических и
Объект государственной молодежной политики – это граждане РФ от 14 до 30 лет, молодые семь и молодежные объединения, а субъектом являются государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации и молодые граждане.[42]
В 1992 году «Указом президента молодежная политика провозглашена приоритетной социально экономической политикой государства»[43] и образован Государственный комитет по Российской Федерации по делам молодежи. В 1999 году был принят новый Федеральный Закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». Необходимость формирования и проведения целостной и эффективной молодежной политики в РФ следовало из общих требований проведения адресной и специализированной социальной политики в отношении различных групп и слоев населения.
Сейчас в Росси, в области государственной молодежной политики, сложилось довольно не простое положение, главной причиной этому служит нехватка средств на реализацию всех законопроектов и программ, направленных на улучшение жизни молодого поколения.
В.В. Колков выделяет такие принципы государственной молодежной политики, как:
· сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
· привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;
· обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленного возрастом ограничения их социального статуса;
· предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качества которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
· обеспечение приоритета общественных и инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.[44]
Основными целями государственной молодежной политики по мнению Кайгородовой Л.А. являются:
· содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
· недопущение дискриминации молодых граждан в силу возрастных причин;
· создание условий для более полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;
· расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
· реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.[45]
Приоритет отдается созданию системы информационного обеспечения молодежи, в это входит обеспечение доступа молодого поколения к актуальной информации, которая требуется ему в период социализации, а так же анализ информации о молодежи.
Весной 2000 года,
учитывая особенности сложившейся
в России ситуации в среде молодежи,
организовался «Союз молодежных
организаций». Этот союз был задуман
как объединение
Эффективность государственной молодежной политики во многом зависит от установленного гарантированного минимуму социальных услуг для молодежи. В России этот минимум ничтожен. Даже студентам, которые в истории всегда были мало защищенным и малообеспеченным социальным слоем, и за века это не изменилось, государство не дает ровным счетом ничего.
Еще одной
проблемой государственной
Из всего
выше указанного следует сделать
вывод, что государство должно организовывать
совместную работу различных учреждений,
ведомств, организаций, правительственных
структур на основе единых государственных
взглядов на социально-экономическое,
духовное и психофизиологическое развитие
молодежи, создавать программы действий,
организовывать диалог между органами
власти, социальными институтами
и молодежью, обеспечивать формирование
патриотизма у молодых граждан
Российской Федерации, уважение к истории
и культуре отечества, соблюдение прав
человека, изучать ее демографические
и социальные проблемы, создавать
оптимальные условия для
§2. Социальная работа с молодежью
В Федеральном
законе «Об основах социального
обслуживания населения РФ» комплексная
система социального
Одним из направлений государственной молодежной политики является создание социальных служб для молодежи. Существует следующая структура социальных служб:
· Центры социально-психологической службы;
Оказание помощи молодым людям, находящимся в кризисных состояниях, конфликтных ситуациях, профилактика и предупреждение девиантного и суицидального поведения.
· Консультативные центры;
Квалифицированная, экстренная, анонимная, бесплатная психологическая помощь по телефону.
· Приюты;
В основном
для несовершеннолетней части молодежи,
создаются условия для
· Центры ресоциализации;
Предназначены для лиц вернувшихся из мест лишения свободы, оказывается социальная, правовая, консультативная, профориентированная и психологическая помощь.
· Центры информации.
Оказание информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи. [46]
Социальная
работа среди молодежи рассматривается
как обеспечение наиболее благоприятных
социально-экономических
Базисными
видами деятельности специалистов, указанных
служб, являются психолого-профилактическая,
психолого-диагностическая и
В системе психологического консультирования различают:
- возрастно-психологические (контроль за состоянием психологического развития ребенка);
- семейное психологическое консультирование ( оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);
- психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей;
- консультационная работа социального работника, в функции которого входит прежде всего задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении.[47]
Специалист,
работающий в области социального
консультирования, должен в совершенстве
владеть основными принципами, которые
впервые были сформулированы В.В. Столиным
на материале семейного
Он выделял 6 принципов:
1. Принцип анализа подтекста ( требование различать несколько слоев в запросе-жалобе клиента и выделение способов работы с этими слоями).
2. Принцип отказа от конкретных рекомендаций ( ибо человек сам должен принят решение о своей собственной судьбе).
3. Принцип стереоскопического диагноза ( именно в семейном консультировании наиболее необходим учет мнения более, чем одной стороны).
4. Принцип системности ( выделение системной единицы анализа, будь то индивидуальное сознание, или же семья как целое, или же индивидуальный жизненный путь как целое.
5. Принцип уважения личности клиента (отказ от установки на переделывание, перевоспитание личности, установка на приятие, понимание клиента).
6. Принцип
профессиональной
Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания:
1.Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:
а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);
б) центр социальной помощи семье и детям;
в) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; г) социальная гостиница;
д) социальный приют для детей и подростков.
3. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:
а) центр психолого-педагогической помощи;
б) центр экстренной психологической помощи по телефону;
в) дом милосердия;
г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями ( в том числе для детей и подростков).
3.Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайонные учреждения, куда входят:
а) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;
в) общежития
для лиц с ограниченными
Таким образом,
в настоящее время начинают развиваться
различные центры социальной помощи
молодежи во всех регионах страны. У
каждого центра своя специфика работы,
свои цели и задачи. Работа многих из таких
учреждений основывается на нормативных
актах федерального, регионального и местного
уровня. Многие из центров проводят совместную
работу с силовыми организациями. Например,
Красноярский Молодежный Центр профилактики
наркомании тесно сотрудничает с ГосНаркоКонтролем.
Государство, а так же негосударственные
организации, стимулируют развитие социальной
помощи молодому поколению.
Информация о работе Молодежь в современной России: проблемы и перспективы