Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:45, реферат
С каждым днем все более пристальное внимание специалистов разных профессий привлекает становление государственной молодежной политики в нашей стране. Потому что именно здесь сегодня идет реальный процесс рождения будущего России. Ясно, что опыта осуществления такой политики у нас пока просто нет. Имевшийся опыт работы и функционирования ВЛКСМ сегодня практически бесполезен, а практика разного рода неформальных объединений специально не анализировалась и не обобщалась. Опыт реализации государственной молодежной политики в так называемых развитых странах може
Введение………………………………………………………………………………. 3
Подход к определению понятия «молодежь»………………………………………..4
Молодежь и время……………………………………………………………………..6
Взаимосвязь поколений…………………………………………………………….....8
Проблема самоидентификации молодежи………………………………………….11
Молодежь хочет быть самой собой…………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………………....18
Список используемой литературы…………………………………………………..19
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова
(технический университет)
Кафедра
истории и политологии
Реферат
на тему:
«Молодежь в современном обществе»
ВЫПОЛНИЛ: студент
гр. ИЗ-06-3
ПРОВЕРИЛ: доцент,
к.и.н.
Санкт-Петербург
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Подход к определению
понятия «молодежь»………………………………
Молодежь
и время……………………………………………………………
Взаимосвязь поколений………………………………………………………
Проблема
самоидентификации молодежи…………
Молодежь
хочет быть самой собой…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………………………….
Введение
С каждым днем все более пристальное внимание специалистов разных профессий привлекает становление государственной молодежной политики в нашей стране. Потому что именно здесь сегодня идет реальный процесс рождения будущего России. Ясно, что опыта осуществления такой политики у нас пока просто нет. Имевшийся опыт работы и функционирования ВЛКСМ сегодня практически бесполезен, а практика разного рода неформальных объединений специально не анализировалась и не обобщалась. Опыт реализации государственной молодежной политики в так называемых развитых странах может служить лишь определенным ориентиром, но не более. Следовательно, и возможные методы работы с современной молодежью могут пока нарабатываться только в процессе реальной практической деятельности по осуществлению молодежной политики в разных регионах страны.
Однако молодежь и молодежная политика в России все еще не являются достаточно изученным объектом, в силу целого ряда обстоятельств - политико-идеологических, материально-технических, финансово-организационных и др. Что означает отсутствие адекватной информации об изучаемом объекте - это вопрос риторический. А для социального управления - тем более, невладение информацией о реальном положении дел с молодежью означает полное непонимание перспектив всего общества в целом, невозможность прогнозов и планирования (в том числе ресурсного) дальнейшего развития событий и структур, проблематичность построения управляющей практики, обреченность на стихию произвольно складывающихся социальных процессов.
Одна из центральных социальных проблем здесь заключается в том, что, как правило, молодежь или принимает ценности отцов, или полностью от них отказывается. В последнее десятилетие наше общество почти напрямую столкнулось с последним. Добиться хотя бы частичного принятия поколением детей общественных ценностей своих предшественников, совместить новые общественные ориентиры с прежними ценностными устоями так, чтобы революционизировать бывшее советское сознание, но при этом не спровоцировать обвал социальности, - все это оказалось непростым, но важным вопросом выживания Российского общества и государства. В его решении отечественная политика пока вряд ли может похвастать достижениями и успехами.
Что
делать с нашей молодежью, выброшенной
сейчас из полноценной социальной жизни
и ставшей легкой добычей криминального
мира с его собственными законами?
Какие шаги предпринимать для
того, чтобы уберечь ее саму от разрушения
сегодня и все общество от ее разрушительной
активности завтра? Ответы на такие вопросы
нельзя получить на уровне здравого смысла,
типа: " Увеличьте финансирование - и
все само собой образуется. " Здесь нет
и не может быть простого решения. Проблема
может быть разрешена, если она правильно
поставлена, однако у нас она до сих пор
даже не осознается как проблема. И поныне
нет понимания значимости комплексного
подхода к изучению и решению проблем
молодежи.
Подход к определению понятия «молодежь»
Проблема выбора объекта и предмета социально-философского исследования во многих ситуациях выглядит достаточно произвольной, обусловленной лишь интересом самого исследователя. Однако при более внимательном анализе тематики социальных исследований обнаруживается назревшая неразрешенность важнейших, зачастую масштабных, проблем, о которые непроизвольно спотыкаются исследователи в попытках ответить на многие насущные вопросы социальной практики и познания. Эта неразрешенность становится тягостным бременем, все, более связывая деятельность своими частными проявлениями. Пока, наконец, не обретет критическую массу и не обратит внимание исследователей на необходимость и неотложность специальной работы, направленной на разрешение сложившегося противоречия между уже явно недостаточным уровнем разработки и осмысления проблемы и наличным развитием практики и познания.
К
подобной категории проблем можно
отнести и проблему молодежи. В
поисках простого ответа на простой
вопрос - что такое молодежь, мы неожиданно
упираемся в глубоко
Вместе с тем, сама процедура выделения молодежи как социальной группы, с методологической точки зрения, носит в большинстве случаев слабообоснованный характер. Как правило, используются ее демографические, юридические, психологические и иные определения, в редких случаях дополняемые различным набором предыдущих характеристик. И если в известной мере верно положение, что объект исследования во многом есть то, чем он выделяется и измеряется, то становится понятна та сумятица, которая существует в подходах к определению молодежи. Там, где не хватает целостности понимания предмета, там ее часто подменяют комплексностью.
Возможно, комплексность и есть последний шаг к целостности, но она может бесконечно долго приближаться к ней, так никогда ее не достигнув. Хотя, как известно, в геометрии и проходит доказательство об окружности и вписанном многоугольнике с бесконечным числом сторон, но там существенно важна именно бесконечность сторон. В случае же с молодежью реальной бесконечности наук мы не наблюдаем, а потому можно смело говорить, что до идеальной ситуации в изучении молодежи нам еще далеко. Четырех- или даже восьмиугольник современных наук о молодежи никак не похож на круг, который должен дать целостность, образом которой он сам является.
Говоря
о попытках дать определение понятия
"молодежь", можно упомянуть несколько
ее характеристик, которые обсуждаются
еще с 20-х годов в буржуазной ювенологии.
Ее определяют, как правило, либо по возрасту,
либо по способу деятельности. Однако
при этом, во-первых, демографические характеристики,
как приходят к заключению исследователи,
не имеют существенного значения для понимания
ее природы. А во-вторых, даже при этом
если еще нижнюю границу, задаваемую пубертатным
возрастом, где-то как-то можно принять,
то верхнюю возрастную границу определить
никак не могут. И тогда молодежь пытаются
определить не демографически, а по каким-то
функциональным критериям, например, усвоенными
ценностями. Но проблема все равно не решается.
Надо
еще учесть, что понятие "молодежь"
является конкретно-историческим понятием,
и в разные исторические периоды (не говоря
уже о переломных и переходных периодах)
несет в себе разные смыслы.
В западных работах выделяют несколько периодов в развитии социологии молодежи: предысторию - 30-40-е годы; субкультурный период, когда господствовала концепция понимания молодежи как определенной субкультуры - 50-60-е годы, до молодежного бунта конца 60-х годов; контркультурный - когда революция 68-го года породила уже понимание молодежи как контркультуры; стилевой - 70-90-годы, когда выдвигаются различия в стиле жизни и нормах различных молодежных групп. Так развивалась социология молодежи, которая эмпирически обобщала и систематически отслеживала наблюдаемые изменения, решая при этом фактически количественную проблему.
Можно выделить или описать сотни различных молодежных групп по различным основаниям, но когда начинают сводить в анализе все к единому основанию, определяющему, то становится безразлично, во что они одеты и какие песни поют. Что надо молодому человеку, чтобы стать полноценным членом социальной группы? Показательным здесь является насколько то, что он усвоил в своей группе, соответствует ценностям социальности, то есть, сверх-группы. Для этого эту социальность надо качественно определить. То есть, все нити все равно ведут к характеристикам общественного целого.
Но куда вести молодежь, какое будущее формировать в ее лице через идеологию, систему ценностей и целей? Сейчас социологи утверждают, что даже их не устраивает та социальная реальность, в которой они живут, а молодежь просто интуитивно чувствует ее недостатки. Куда ее звать, если Запад сам пришел к выводу, что капитализм лишен будущего, как это утверждали мыслители уже в предыдущем веке и продолжают так считать в современности? Можно, конечно, провозгласить: живите настоящим, не задумывайтесь о будущем.
Молодежь и время
Самое первое представление о будущем - то, что это не реальное, а потенциальное состояние, потенциальная возможность. Отсюда - два важных следствия, обнаруживаемых при различных подходах, обыденном и теоретическом. Метафизическое сознание улавливает в данном определении в первую очередь тот смысл, что будущее - это то, чего в реальности еще нет. Этим выводом, пожалуй, и ограничивается степень заинтересованности обывателя. Вместе с тем, как это ни печально, но большинство форм деятельности, осуществляемой различными субъектами (должностными лицами, коллективными органами, социальными институтами и прочими), на всех социальных уровнях в современной России тоже обнаруживает в своих установках именно эту позицию.
Но мы пойдем от того, что прошлое, настоящее или будущее состояние объекта есть его время. Молодежь - это будущее общества, его будущее состояние. Значит, молодежь оказывается воплощением времени. Это понимание молодежи в качестве будущего выводит нас на уровень реляционной концепции времени, согласно которой время понимается как смена качественных состояний изменяющегося объекта. При этом связывая время с молодежью, во-первых, констатируем, что будущее общество можно увидеть в том новом поколении, которое уже актуально существует в настоящем времени в виде детского и молодежного сообщества. Во-вторых, актуально существующая молодежь есть потенциальное "взрослое" общество. Таким образом, новизна и специфика решения вопроса о будущем в данном случае состоит в том, что в лице молодежи будущее существует в настоящем (что нетипично для многих объектов), а уж потом настоящее потенциально проецируется в будущее.
Бытийное же и логическое противоречие молодежного сообщества в данном отношении заключено в том, что оно, с одной стороны, только потенциально есть общество, и социальные характеристики присущи ему в зачаточной и развивающейся форме. С другой стороны, это есть социальная группа, сообщество с реальными объективно присущими ему и уже ныне реализующимися свойствами. То есть, здесь объективно заложено несколько противоречий: развития (характеристик и процессов, внутренних для этого поколения как некого качественного целого); части и целого ( молодежи как части общественного целого) и т.д.