Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:45, реферат
С каждым днем все более пристальное внимание специалистов разных профессий привлекает становление государственной молодежной политики в нашей стране. Потому что именно здесь сегодня идет реальный процесс рождения будущего России. Ясно, что опыта осуществления такой политики у нас пока просто нет. Имевшийся опыт работы и функционирования ВЛКСМ сегодня практически бесполезен, а практика разного рода неформальных объединений специально не анализировалась и не обобщалась. Опыт реализации государственной молодежной политики в так называемых развитых странах може
Введение………………………………………………………………………………. 3
Подход к определению понятия «молодежь»………………………………………..4
Молодежь и время……………………………………………………………………..6
Взаимосвязь поколений…………………………………………………………….....8
Проблема самоидентификации молодежи………………………………………….11
Молодежь хочет быть самой собой…………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………………....18
Список используемой литературы…………………………………………………..19
Таким образом, молодежь - это не просто будущее. Специфично, что оно уже в настоящем активно проявляет себя. Оно актуализовано в виде многочисленной реальной малоуправляемой молодежи. И отцы, то есть "настоящее", "взрослое общество", сегодня вынуждены заниматься молодежью отнюдь не в заботе о том, чего еще нет (как это часто пытаются представить, говоря красивые слова о будущем), а боясь ходить по улицам и спасая собственную жизнь. Даже практически и реально заботясь о молодежи, они на самом деле заботятся не о ее будущем, а о собственном настоящем. Потому что это будущее существует в буйной активности несоциализованной молодежи не завтра, а сегодня. (Относительно заботы о собственных детях как о будущем будет сказано несколько ниже.)
Итак, молодежь - это актуализованное будущее, то есть, она не только будущее, но и настоящее. Ею необходимо заниматься прямо сейчас, чтобы молодой дикарь не уничтожил нас сегодня. Каким он станет завтра - мало кого волнует.
Поскольку будущее уже объективно присутствует в настоящем, то уже сегодня имеют место факторы и события, которые позднее обнаруживают себя и могут быть поняты как его предпосылки. Когда сегодня предпринимаются какие-то действия по социализации молодежи, то хотя фактически они и диктуются собственными интересами "взрослого общества", а не молодежи, то есть, направлены на спасение им себя в настоящем, но при этом в нее все же закладывается нечто положительное, что неизбежно проявится завтра. И будущее всего общества действительно будет реализовываться и возникать только через деятельность тех, кто сегодня составляет молодежь. А значит, определяющий и перспективный характер приобретают представления, ценности, нормы и установки сегодняшней молодежи. Те нормы и ценности - а возможно, и иллюзии, - которые усвоены молодежью сегодня, - это и есть будущее общество и будущее общества. Поэтому ценностные ориентации молодежи являются для общества ценностью в квадрате!
Это объясняет причину важности формирования у молодежи определенных ментально-ценностных и поведенческих конструкций. И если взрослые, даже как будто заботясь о молодежи, на деле заботятся только о своем настоящем, то они тем самым формируют свой завтрашний день. А то, что молодежь уже усвоила и присвоила из настоящего, то есть, из "взрослого" бытия, определенным образом с ней разделенного и совместно прожитого, то и будет его будущим. Так, если это общество вложило в настоящее только установку заботиться о собственном выживании, и молодежь, прожив это, восприняла адекватно как определенное соотношение ценностей, то дальше это будет транслироваться как принцип жизнедеятельности. Оттранслирована война всех против всех - в будущем тоже будет действовать этот принцип. Причем в соотношении 3-х поколений - как забота настоящего ("взрослого" поколения) лишь о себе и собственных интересах, с пренебрежением как поколению родителей ("прошлому"), так и к поколению детей ("будущему"). Что мы и наблюдаем сегодня в Российском обществе на примерах судеб стариков и детей (пенсии, социальное обеспечение, нужды образования, культуры, здравоохранения и т.д.)
Если молодые уяснили, что отцы заботятся только о себе, то вырастая, они тоже будут заботиться только о себе. Они не будут думать ни о своих отцах, ни о своих детях. Но для общества это - завтрашняя смерть. И если не индивиды, то кто отвечает перед будущим за сохранение социальности?
Взаимосвязь поколений
Сегодня
молодежь характеризуется в эпитетах
и характеристиках, которые, с точки
зрения принятых общественных ценностей,
можно смело называть махровым негативом.
Безответственность, социальная пассивность,
стремление к легкой наживе, бездуховность,
аморальность - далеко не полный перечень
штрихов к портрету молодежи, имеющий
хождение в быту и задающий озабоченность
различным общественным инстанциям. При
этом само собой разумеется, что "судьи-то"
- прямая противоположность и несомненная
положительность.
Но
чаще всего в оценку не вносится
понимание того, что знак плюс или
минус всегда навешивается лишь от
определенной точки отсчета, каковой
всегда является традиционная база ценностей,
принятая в данном обществе. Что крашеный
хохолок панка и крестик в ухе - не больший
криминал или экстравагантность, чем пудреный
парик, косичка и туфли с бриллиантовыми
пряжками. А эти последние - такая же "дурь",
с точки зрения поколения наших 90-х годов,
как и размалеванные в цвета национальных
флагов лица спортивных фанатов, с точки
зрения предшествующих 50-х. То есть, вопрос
здесь - о соответствии (в идеале - совпадении)
содержательных критериев норм и ценностей
одного общественного уклада с критериями
таковых другого. Носителями же этих укладов
являются соответствующие им поколения
людей.
Во все времена общественное развитие и динамичность социальных процессов порождали проблему различия в ценностях и оценках представителей разных поколений. В этом нет никакого криминала, если видеть в этом естественный процесс смены условий жизни людей и сопутствующий ему естественный процесс смены ценностных систем. Однако, почему-то лишь в определенные исторические моменты конфликт поколенческих отношений приобретает особую остроту. Но если в прежние времена такие конфликты были скорее исключением, чем правилом, и носили локальный характер, то на протяжении ХХ века они приобретают перманентность, глобальность, а их всплески обретают большую разрушительную силу, способную спровоцировать общественный шок. Примеров тому достаточно, начиная от подпольного существования джаза и рока, движения хиппи и андеграунда, до массовых молодежных политических акций во Франции и Китае, с политическими репрессиями и международными санкциями за них.
Почему
же возникает этот конфликт поколений?
Самое простое объяснение, которое
еще в некоторой степени
И для общины вопрос отношений поколений был вопросом жизни и смерти. Не случайно у ранних обществ возникли традиции почитания старших и культ памяти предков: в них отражены сакрализованные представления о возможных врагах и союзниках, они же являлись средством и механизмом "очеловечивания" новых поколений.
С точки зрения отношений поколений, мир сейчас переживает уникальный исторический период, суть которого заключается в том, что в обществе впервые сложилась четырехзвенная, четырехпоколенная структура. Никогда в истории еще такой ситуации не было, она возникла в ХХ веке. И отсюда ряд неординарных, с точки зрения традиционных процессов социализации, следствий.
Во-первых, раньше было одно работающее поколение - "отцы", а младших, т.е. "детей", воспитывали "старики". Таким образом, "отцы" обеспечивали всю материальную жизнь, а функцию социализации выполняли старики, воспитывая внуков. Теперь производство меняется, тяжелый физический труд уже не нужен, а востребованы наработанные опыт и знания, или даже просто терпеливость и покладистость. И теперь уже старики задействованы на производстве, они там нужны и нередко более предпочтительны. И они больше не хотят воспитывать внуков. "Отцы" тоже работают, и "детьми", оказалось, заниматься некому. Поэтому возникла нужда в иных формах социализации.
Кроме того, подняв уровень жизни, развив медицину и удлинив продолжительность жизни, человечество научилось биологически воспроизводить свое удлиненное органическое тело, которое уже не укладывается в рамки трудоспособного возраста. А социальных механизмов, которые создавали бы потом смыслы, ценности, потребности для продолжения этой жизни не просто биологически, но и социально, не наработало. Человеку 60 лет, но он умирать еще не собирается, у него хорошее здоровье. А рабочих мест для таких нет, потому что уже есть другие, молодые, тоже желающие на эти места. Объективность конфликта налицо. Вот почему социализация есть вопрос расширенного социального воспроизводства общества. Это - во-вторых.
В-третьих, появление 4-х поколенной структуры привело к новому структурированию социального пространства и времени. Прежняя, традиционная трехзвенная структура - дед, отец, сын - имела традиционные формы и механизмы трансляции социальности. А когда появилось четвертое поколение, оказалось, что в этих механизмах новые социально-поколенческие роли не прописаны. Как каждое из поколений теперь должно общаться с другими? Каким безусловным авторитетом будет обладать дед, если он сам "сын"?
В-четвертых,
отныне проблема "отцов и детей"
усложняется не вдвое, а возводится
в четвертую степень. Если с развитием
электронных средств и
Поколение
90−х чрезвычайно много работало.
Планы построения карьеры вынашивались
в совсем юном возрасте — об этом думали
уже в десятом классе и уж тем более
на первом курсе института. Любая работа
оценивалась, прежде всего, с точки зрения
ее перспективности для будущей карьеры,
а переход с одной работы на другую — с
точки зрения того, как будет выглядеть
новая строчка в резюме.
Конечно,
существовала масса исключений, но
общий настрой был именно такой.
Многие молодые люди были готовы работать
по 20 часов в сутки. Впереди маячили
позиции топменеджеров в ведущих корпорациях
или вожделенный собственный бизнес. Сегодняшняя
молодежь к карьере равнодушна. Она не
приемлет работу, которая мотивирована
исключительно зарабатыванием денег и
не дает возможности для самовыражения,
не хочет работать в офисе, по четкому
графику и вообще не готова отдавать работе
большую часть своего времени.
Молодые
люди 90−х мечтали стать банкирами,
юристами, коммерческими и финансовыми
директорами. Профессиональный идеал
молодежи 2000−х — журналист, дизайнер,
программист, PR-менеджер. Фрилансерство
стало яркой приметой времени. Создание
собственного бизнеса — это, пожалуй,
единственное, чего современные молодые
люди хотят так же сильно, как их сверстники
10 лет назад. Однако если молодежь 90−х
стремилась всячески развивать собственное
дело, чтобы в перспективе превратить
его в крупное предприятие и войти в бизнес-элиту,
то нынешние молодые люди не хотят тратить
на это силы и время. Их вполне устраивает
мелкий бизнес, который дает им финансовую
независимость и возможность заниматься
любимым делом по свободному графику.
Молодежь 90−х бралась за любой бизнес
— от торговли подгузниками до частного
извоза. Современные молодые люди не готовы
резко менять образ жизни и круг общения,
даже если это сулит немалую прибыль. Как
правило, они создают собственные небольшие
предприятия в тех областях, которые им
хорошо знакомы, и где не надо тратить
время на налаживание соответствующих
связей.
Основной
причиной того, что «карьерный» вариант
начал терять для молодежи свою привлекательность,
стало осознание «границ роста»
Молодежь 2000−х понимает свободу как независимость от любых обстоятельств и как спонтанность — возможность поменять работу, место жительства, образ жизни. Для современных молодых людей свобода — одна из ключевых ценностей, а свободный стиль жизни — прямая противоположность «корпоративному рабству».
Проблема самоидентификации молодежи
Каждое новое поколение, входя в общественную жизнь, наследует уже достигнутый уровень развития общества и сложившийся определенный образ жизни. Но оно не способно автоматически включаться в жизненные процессы социума без их предварительного освоения. Поэтому знание, умение, желание жить и действовать "как положено" в данном сообществе являются необходимой предпосылкой вхождения молодежи в жизнь социума.
Общество, заботясь о самосохранении и стремясь обеспечить бесконфликтность жизнедеятельности, старается наделить новое поколение навыками группового выживания, выработанными устоявшимися именно в данном сообществе. То есть, сформировать такой механизм социальной адаптации молодежи, который превращал бы новое поколение в органичную часть и подобие уже существующего социума. Или, иначе говоря, целью и назначением социализации является формирование индивида, подобного себе, живущего и действующего как элемент именно этого сообщества, несущего его признаки и обладающего его опытом. Ответственного и обеспечивающего сохранение и выживание себя как члена этого общества и этого общества как своего второго, коллективного, Я во взаимоотношениях с другими группами.