Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 15:28, курсовая работа
Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. Чтобы оказать помощь молодежи нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей.
Введение ……………………………………………………………………....3
Глава 1. Молодёжь и молодёжные субкультуры ………………………….4
1.1 Молодёжь как особая социальная группа ……………………………….4
1.2Основные подходы к исследованию проблемы молодежной субкультуры…………..……………………..…………………………………9
1.3 Специфика молодёжной субкультуры ……………….…………………14
Глава 2. Формирование и функционирование молодёжных организаций..20
2.1 Типы и функции молодёжных организаций …………………….……...20
2.2 Музыка как элемент социализации молодёжи………………………….23
Заключение …………………………………………………………………...31
Список литературы ………………………………………………………….32
Подводя
итог, можно определить, что молодежная
субкультура есть искаженное зеркало
взрослого мира вещей, отношений и ценностей.
Рассчитывать на эффективную культурную
самореализацию молодого поколения в
больном обществе не приходится, тем более
что и культурный уровень других возрастных
и социально-демографических групп населения
Украины также постоянно снижается. Наблюдается
тенденция к дегуманизации и деморализации
в содержании искусства, что проявляется,
прежде всего, в принижении, деформации
и разрушении образа человека. В частности,
это фиксируется в нарастании сцен
и эпизодов насилия и секса, в усилении
их жестокости, натуралистичности
(кинематограф, театр, рок-музыка, литература,
изобразительное искусство), что противоречит
народной нравственности и оказывает
негативное воздействие на молодежную
аудиторию. Отрицательное влияние на
аудиторию эскалации сцен насилия
и секса в кино, на телевидении и видео
доказывается многочисленными исследованиями.
[6]
2. ФОРМИРОВАНИЕ
И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МОЛОДЁЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1.
Функции молодёжных организаций
Неформальное молодежное движение существует как стихийный, неуправляемый (государством) процесс, противостоящий существующей социальной ситуации. Возникновение и существование этого явления не сводится лишь к особенностям возрастной психологии, оно связано с целым рядом объективных причин.
В развитом обществе возникновение альтернативных форм культуры неизбежно, оно порождается самим фактом развитых социальных отношений. Этот процесс абсолютно здоровый и нормальный. Культура любого общества, а демократического в особенности, должна впитывать, ассимилировать, переосмысливать эти ответвления. Попытки запретить, уничтожить порождают наиболее уродливые формы, например, протестные, агрессивные, фашиствующие группы. В целом же альтернативные формы культуры ведут к обогащению и омоложению всех существующих культур. [8]
Поскольку культура представляет собой саморазвивающуюся систему, она выталкивает из себя, оставляет в прошлом все отжившее, сдерживающее ее развитие и одновременно вбирает, осваивает новые прогрессивные, перспективные формы и явления.
Молодежь,
как наиболее чуткая, восприимчивая и
мобильная группа первой воспринимает
новые формы развития в сфере досуга со
всеми позитивными и негативными явлениями.
Максимум ее интересов и запросов не может
удовлетворить официально существующая
система социокультурных институтов.
Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях.
Неформальные объединения и движения молодежи имеют определенные функции. Одной из главных является возможность самореализации, т.е. субъективного воплощения. К ней можно добавить инструментальную, когда группа становится средством для достижения сознательных или несознательных результатов, а также компенсаторную, связанную с личной зависимостью и отсутствием свободы в официальных структурах.
Эвристическая функция выражает художественно-творческие и нравственные устремления молодежи и реализуется в социокультурной деятельности.
Существует множество классификаций неформальных самодеятельных групп. По социально-правовому признаку выделяют:
1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности, например, группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды;
2) асоциальные, или социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам, например, музыкальные и спортивные фанаты;
3) антисоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.
По направленности интересов молодежные объединения и группы можно классифицировать так:
- увлечение современной молодежной музыкой;
- устремление к правопорядковой деятельности;
- активно занимающиеся определенными видами спорта;
- околоспортивные - различные фанаты;
- философско-мистические;
- защитники окружающей среды.
В. Луков дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1) способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;
2) с социальной позицией - экокультурные;
3) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;
4) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие. [13]
Группы, объединенные по способу времяпрепровождения, включают в себя музыкальных и спортивных фанатов, металлистов, люберов и др. Всех их объединяет одиночество, неумение найти для себя более достойное занятие. Неформальные объединения по социальной позиции являются формой социальной и политической активности. Круг их проблем включает в себя сохранение и восстановление памятников истории и культуры, улучшение окружающей среды, формирование духовно-нравственной и гражданской ответственности, политические проблемы. Они выступают на собраниях и митингах, в печати, обращаются в соответствующие государственные и общественные органы. Некоторые их акции наталкиваются на противодействие органов правопорядка, когда они носят противоправный характер.
Группы, объединенные по образу жизни, составляют "системники" с многочисленными ответвлениями (пипл, хайрасты, религиозные братства), для которых совместное общение становится образом жизни. Для "системников" главное - человеческое общение, их декларируемые ценности - мир и любовь. Живут они скрытой от посторонних глаз жизнью, пользуются собственным языком, не имеют определенного места обитания, многие считают их бездельниками. Но среди них есть такие, кто действительно верит в идеи братства, доброты, взаимопомощи, многие работают и имеют семью. Их объединяет поиск способов бытия без социальных потрясений, повседневных хлопот и экономических проблем. Людей сюда приводит чувство отчужденности, одиночество. Их отличие в том, что для других групп - это досуг, а для "системников" - сама жизнь, поэтому многие не уходят и повзрослев. В последние годы они как бы растворились в других неформальных группах.
Группы
альтернативною творчества отличаются
от всех других неформалов. Их творчество
не вписывается в рамки общественно и
официально признанного искусства. В последние
годы отношение к ним изменилось, они проводят
выставки, выступают по радио, телевидению,
в печати, издают специальные сборники.
Групповая замкнутость, противостояние
официальным, художественным общепризнанным
ценностям характеризуют их именно как
неформалов. Среди них особенно выделяются
"Митьки", у которых четко обозначенные
творческие позиции все больше переходят
в образ жизни и поведение.
2.2.
Музыка как элемент социализации молодежи
В отечественной социологии и культурологи исследователи неоднократно обращали внимание на возросшую роль музыки в современном процессе социализации. Под действием музыки возникают, трансформируются и активно функционируют в обществе характерные молодежные субкультуры.
Безусловно, необходимо учитывать комплексное воздействие музыки на человека, ее свободную включенность в любые сферы деятельности. К примеру, то значение, которое придавали рок-музыке идеологи молодежной революции шестидесятых в преобразовании современного мира. Действительно, социальные функции музыки и социальные функции молодежной культуры часто пересекаются, оказываясь подчас тождественными. Так, преобразовательная функция музыки близка функции культурной модификации.
Основополагающая коммуникативная функция музыки обеспечивает социально-психологическую принадлежность к определенной группе. Избирательное отношение к музыкальным ценностям предшествующих поколений и идентификация молодых людей с ценностями конкретной музыкальной группы реализуются посредством функций социокультурной преемственности и индивидуализации. [15] Пожалуй, лишь познавательная функция музыки осуществляется более широко - посредством действия многих социализирующих структур. В качестве побудительных мотивов любой деятельности человека, в том числе и художественной, выступают потребности и интересы. Поэтому изучение музыкальных потребностей и интересов личности изначально необходимо для понимания характера складывающихся нормативов в молодежном сознании. Эти установки в дальнейшем и будут влиять на выбор культурного поведения: конформного или девиантного. Руководствуясь данными соображениями, можно исследовать содержание музыкальных потребностей украинской молодежи, определяя степень влияния институциональных и внеинституциональных средств социализации на их культурное поведение. Это позволило оценить общий музыкально-художественный уровень современной молодежи, выяснить их заинтересованность конкретным видом музыкального творчества, объяснить причину выбора музыкальной продукции и источников музыкальной информации. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что существование музыки в условиях рынка, при внешнем стилевом многообразии, не привело к достаточно равномерному и пропорциональному соотношению в музыкальном кругозоре молодежи основных звуковых «пластов»: классики, фольклора и эстрады. Коммерциализированная эстрадная музыка вытеснила со сцены практически все другие виды, которым для выживания пришлось приспосабливаться к новым условиям нового звукового лидера - поп-музыке. Отсюда, постмодернистский звуковой коллаж смешения стилей и жанров. Изменить соотношение в пользу высокой и традиционной музыки способна только разумная художественная политика со стороны взрослого мира, заинтересованного в сохранении этих ценностей. Но как основные социализирующие инстанции используют это право? Главными источниками музыкальной информации для молодежи являются электронные СМИ (всегда устойчивый показатель в опросах - две трети молодых людей в возрасте до 25 лет). Другим важным информатором становятся сверстники (44,7% всех опрошенных получают музыкальную информацию от друзей, у школьников статистические данные значительно выше - 57,1%). Что же касается традиционных источников: театральных, филармонических, музыкально-образовательных учреждений города, то их влияние незначительно (9,7%). Это свидетельство того, что музыка становится независимым каналом коммуникации молодых. Обмен мнениями между ровесниками ведет к осмыслению музыкальной информации, затем, через представления референтной группы, эти установки активно влияют на музыкальный кругозор молодого человека. Содержание музыкальной информации молодежь черпает из радио, телепередач и Интернет-сайтов. Музыкальные трансляции по радио для молодых предпочтительнее, так как их вкусы ориентированы на любимые и часто звучащие произведения, реже - на новые сочинения. Серьезную конкуренцию музыкальному радиовещанию составляют только индивидуальные прослушивания музыки на личной звуковоспроизводящей аппаратуре, в основном - компьютере. В слуховом багаже респондентов музыкальные записи превалируют над «живым» звуком. Итак, познавательная функция музыки сегодня напрямую связана с техническими средствами ее трансляции, а поскольку данные источники информации имеют чисто коммерческий характер, то и содержание музыкальных интересов молодежи зависит от рынка музыкальной продукции. Это всегда модный «товар» массовой музыкальной культуры. Значительный объем музыкальной информации молодежь черпает в общении со сверстниками. Сопоставим степень влияния на формирование музыкальных установок молодежи этого важного внеинституционального фактора с действием других источников социализации. Близкие друзья - постоянная среда функционирования музыкальной информации в молодежном кругу (сообщили 80,4%), индивидуальное домашнее прослушивание значительно уступает - 37,9%. Вместе с родными музыку слушают немного (11,3%). Взрослея, потребность в музыкальном наставничестве со стороны родителей испытывают только девушки, юноши стремятся скорее замкнуться в собственном звуковом мире. Около трети респондентам безразлично с кем, и как слушать музыку. Воспринимая ее как фон, сопровождающий развлечение, не важно кто в данный момент окажется советчиком.
В семейном быту музыка функционирует как эмоциональный компенсатор, без нее не обходится ни одно домашнее торжество. Чаще она исполняется в записи, но музицирование все еще живо (27,3% исполняют музыкальные произведения лично, или вместе с родными). В основном, эстрадные и народные песни. Редко кто играет на классических музыкальных инструментах, иногда используется для музицирования синтезатор. Считается, что это занятие, повышает их престиж в глазах сверстников.
Таким образом, можно говорить о частичном сохранении семейного бытового музицирования, но в традиционном смысле этого слова, оно уходит из жизни молодого поколения. На его место вторгается техника, вытесняющая существовавшие многие десятилетия семейные национальные музыкальные традиции. Даже столь естественная для Украины певческая культура активно заменяется искусственным звучанием современной аппаратуры, и один из важнейших институтов социализации - семья - оказывает крайне низкое влияние на формирование музыкального вкуса нового поколения. Можно утверждать, что следующее за студентами поколение почти полностью пренебрегает музыкально-воспитательной ролью семьи. По большей части, она не оказывает воздействие на музыкальный кругозор молодёжи, самоустранившись из этого процесса. Возможно, музыкально-образовательные учреждения более активно влияют на формирование музыкальных установок подрастающего поколения. Ведь наличие музыкального образования должно содействовать развитию у молодежи художественного вкуса и способствовать пополнению рядов филармонической публики. По данным социологических опросов, многие респонденты обучались профессионально музыке: в музыкальных школах и студиях (21,2%), в хоровых коллективах (13,6%), брали самостоятельно уроки игры на каком-либо инструменте (14,4%). Но повлиял ли этот факт на устойчивость музыкального поведения активного любителя музыки в дальнейшем? Сопоставив ответы двух групп респондентов: обучавшихся в учебных музыкальных учреждениях и освоивших навыки игры самостоятельно, выяснилось, что постоянством интересов и активностью музыкального поведения характеризуются молодые люди, самостоятельно овладевшие музыкальными навыками, чем те, которые получили профессиональное музыкальное образование. Они знают и увлекаются различными музыкальными жанрами, посещают концерты и слушают записи классического репертуара, музицируют дома на любимом инструменте. Что же касается обучавшихся в музыкальных школах, то таких активных любителей в данной группе оказалось на треть меньше. Значит, современное музыкально-профессиональное образование слабо влияет на формирование устойчивого типа любителя высокой музыки. На мой взгляд, причина кроется в репертуарной политике данных учреждений. В большинстве своем, программы ДМШ утратили свою значимость по отношению к современному звуковому миру. Музыкальные организации, созданные для воспитания широких кругов любителей музыки, все более ориентированы на взращивание музыкантов-профессионалов. Прошедший в них курс обучения среднеспособный ученик (будущий потенциальный филармонический слушатель) оказывается в маргинальном положении: и не профессионал, и не любитель музыки. Крайне низкое материальное положение музыкально-образовательных и других учреждений культуры усугубляет положение с просветительской работой. Государственные дотации на поддержку объектов культуры и так минимальны, да еще тратятся на многочисленные культурно-увесилительные мероприятия, устраиваемые по-разному поводу и чаще на один раз. Надежда на меценатство, к сожалению, не оправдалась. Эта традиция имеет тенденцию к существованию в крупных культурных центрах страны, но не в провинции. К тому же, ее цель - поддержка уже известных коллективов, а не взращивание новых талантов. Другая печальная статистика свидетельствует об упразднении школьного музыкального образования из художественного воспитания юношества. Согласно учебным планам общеобразовательных учреждений, занятия музыкой либо интегрируются с другими предметами гуманитарного цикла, либо упраздняются. Не удивительно, что в памяти нового поколения они не оставляют следа. Таким образом, важные институты социализации - семья и учреждения образования, призванные осуществлять преемственность национальной музыкальной культуры, слабо выполняют эту функцию. Они постепенно вытесняются из музыкально-воспитательного процесса пропагандистским натиском СМИ. Вот почему музыкальная оценка сверстников более значима, чем рассуждения о музыке учителей, и родителей.