Образ мужчины и женщины в современных СМИ и рекламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 01:07, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить складывание гендерных стереотипов в рекламе и СМИ, исследовать социальные роли женщины и мужчины отображаемые в средствах массовой информации.

Основная гипотеза: в СМИ социальные роли мужчины и женщины отражены с негативной точки зрения.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Значение и роль рекламы и СМИ в современном обществе 6
1.1Основные функции и значения СМИ 6
1.2 Реклама и ее роль в обществе 10
Глава 2. Образы женщин и мужчин в печатных СМИ (на примере газеты «Карельская губерния» за январь - апрель 2011 г.) 15
2.2 Отражение образов женщины в газете «Карельская губерния» 15
2.2. Отражение образов мужчины в газете «Карельская губерния» 18
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

 Так же есть статья, в которой речь идет о положении матерей-одиночек и о том, как трудно устроить детей в детские сады. «После того как ребенку исполнятся 1,5 года, ежемесячное пособие на него составляет смешные 57 рублей 50 копеек. Матери-одиночки получают больше – аж 305 рублей 90 копеек. На хлеб хватит. И только. Что поразительно, для матерей-одиночек нет никаких льгот по предоставлению мест в садиках. Зато они есть у судей, прокуроров, следователей, военнослужащих, сотрудников полиции».20 Причина в том, что нет финансирования из федерального бюджета. И матери вместе с поддержкой отцов собираются добится этого финансирования.

 То есть таким образом мы видим, что данной газете рассматриваются разные образы женщины как матери: отрицательный и положительный.

 Так же наиболее часто встречаются статьи, в  которых женщина представляется читателю в образе работницы общественно-важных профессий: женщина – медицинский работник, женщина – преподаватель, женщина – воспитатель. Так же присутствуют представительницы творческих профессий. Например, женщина-актриса, женщина – музыкант.

 В статье «Пешком по рельсам» читателю представлено повествование о том, что в редакцию газеты «Карельская Губерния» пришло письмо от фельдшера скорой помощи. В нем говорилось об ужасном состоянии дворов и дорог, ведущих к домам. О том, как тяжело работать в таких условиях, когда приходится иногда самой толкать машину в плохие погодные условия, когда вместо 15 минут приходится ехать 40.Ставится под угрозу жизнь больного. «Фельдшер недоумевает: где же та обещанная снегоуборочная техника, которую нам летом с таким пафосом презентовали? К тому же городские власти обещали: «белых пятен» в Петрозаводске больше не останется. Всем бесхозным территориям найдут хозяев и будут регулярно убирать.  
Зимой 2009 года «скорую», на которой ехала на вызов Тамара Алексеева, из снежного плена пять раз вызволяли пожарные». 21  То есть здесь мы видим женщину – героиню. Которая несмотря на различные трудности все же служит людям.  Но есть и параллельная статья, в которой речь идет о халатности операционной медсестры
, которая неправильно посчитала операционный материал. В следствии оказалось, что одна из простыней осталась в организме оперированной женщины. Из-за чего она погибла, оставив мужа с тремя детьми. Таким образом, снова наблюдаем то, что рассматриваются разные аспекты роли женщины – медика.

 Можно отметить, что так же большой процент  на страницах газеты занимает тема, касающаяся  женщин – пенсионеров и женщин – инвалидов.

 «Лена с друзьями гуляла в п. Пяльма, прыгали, бегали, лазили по стройке. В какой-то момент Лена оступилась и… упала с высоты двухэтажного недостроенного здания пяльмской больницы. В результате лени медработника, неопытности детей и прочих обстоятельств Ленин позвоночник пострадал очень сильно. Лена прошла большой путь. Сейчас она может обслуживать себя, любит вязать, пишет сказки, много читает. Девушка окончила школу, готовится к поступлению в Московский гуманитарный университете».22 В данной статье видим молодую девушку, которая по неосторожности стала инвалидом. Но нашла в себе силы и постепенно восстанавливается.

 Другая  статья «Им некуда больше спешить» говорит о таком малозащищенном слое населения, как пенсионеры. А  точнее женщины – пенсионеры. «В редакцию «Карельской Губернiи» пришло письмо от двух пожилых женщин, сестер Тамары и Валентины Васильевых. В 2005 году Кондопожский суд признал, что во время войны они проживали на территории принудительного содержания, и присвоил им статус малолетних узников, а через год президиум Верховного суда РК у них этот статус отобрал. Руководствовался суд тем, что сестры в годы оккупации не привлекались к принудительному труду. И как-то даже не принял во внимание, что одной из них в то время было 9 лет, а другой и вовсе 2 года».23 Здесь мы видим о несправедливом отношении к двум пожилым женщинам.

 На  протяжении всего выпуска газеты за 2011 год с января по апрель так  же встречались образы женщины как: женщина – предприниматель, образ школьницы, образ студентки, женщина – жертва обмана.

 В целом, можно сказать о том, что в печатном издании больший акцент делается на проблемы и достижения в социальной сфере, акцентируя внимание на личную жизнь героинь статей. Анализируя статьи, можно сказать о том, большинство тем несут негативный оттенок, отображается проблемная сторона общества. Проблемы инвалидов, пенсионеров, матерей становятся ведущими в печатных изданиях.

  
  

 

  2.2. Отражение образов  мужчины в газете «Карельская  губерния»

 

 В российских печатных  СМИ внимание уделяется не только женским образам, но и, конечно же, мужским.  Листая многие журналы, газеты читатель может обратить внимание на разнообразие мужских образов: мужчина – отец, мужчина – пенсионер, мужчина – убийца и т.д. Образ мужчины, как и образ женщины, представляется российскому читателю, как в положительном, так и негативном свете. Тем самым заставляя обычного человека  осуждать или  не осуждать поступок того или иного человека.

 Для выявления образов мужчины, была проанализировано 21 статья газеты «Карельская Губерния». В отличии от образа женщины, в данной газете доминирует такие мужские образы как: мужчина – бизнесмен, мужчина – политик, мужчина – руководитель.

 Рассмотрим  статью «О любви чиновников к себе и заключенным» В данной статье м можем наблюдать большое количество известных чиновников,  которые высказывают различные мнения по поводу отношения к себе, к предпринимателям, заключенным, к образованию, коррупции и т.д. «Семен Мануйлов не любит беспорядочности. «У нас очень много неорганизованных туристов. Задача стоит – повернуть их на организованный путь». 
«А бывший заместитель министра экономического развития любит себя. Максим Мазуровский созвал пресс-конференцию, на которой рассказал, как он прекрасен. И его сознание. И его сайт. А бывший губернатор Карелии любит приемную Путина. Наверное, больше официально посидеть Сергею Катанандову нигде не дают. На этот раз к нему зашли женщины поговорить о реформе образования. Он обрадовался. Рассуждал про небезразличие мужской половины в теме образования и выказал недюжинные знания в вопросе о том, сколько человек в классе могут заниматься музыкой».24 В данной статье можно увидеть комическое представление чиновников автором статьи. Автор показывает неважность многих тем, которые затрагивают, о которых говорят современные чиновники.

 На  втором месте по показанию мужских  образов стоит образ мужчины  – пенсионера. Рассмотрим две статьи. «101 год отметил петрозаводчанин Николай Офицеров. В столь преклонном возрасте Николай Иванович не теряет активности и интереса к жизни. Каждое утро долгожителя обязательно начинается с 15-минутной зарядки, в которую входит порядка 100 (!) упражнений». 25Здесь мы видим долгоживущего мужчину, который не теряет вкуса к жизни, активен и бодр. Во второй статье мужчина нам представляется, как социально незащищенный. «Сортавальский пенсионер Геннадий Подольский девять лет прожил в коммуналке на кухне!  
Капитальный ремонт аварийного дома, в котором у мужчины была квартира, начался еще в 2002 году. Пенсионеру предоставили «временное»26 жилье на кухне одного из городских общежитий. Но шли годы, а ремонт в доме Геннадия Подольского все не заканчивался. А потом его и вовсе приостановили на неопределенный срок из-за недостатка финансирования»  Статья описывает о безответственном, негуманном отношении  администрации к пенсионеру. То есть мы можем наблюдать контрастность образов мужины - пенсионера: мужчина – счастливый долгожитель и мужчина – пенсионер, замученный местной властью.

 Третье  место по количеству показанных образов мужчины является образ мужчины – спортсмена. В одной из статей речь идет о карельском гимнасте Александре Баландине, который очень упорно тренируется и мечтает попасть на олимпиаду в Лондоне в 2012 году. Другая статья немного своеобразная. В ней говорится о 19-тилетнем Федоре Богданове «Он – выпускник интерната №47, где учатся ребята с отставанием в развитии. Но диагноз не мешает Феде вести полноценную жизнь. Его спортивная карьера развивается стремительно. Всего шесть лет назад он впервые встал на коньки. А в 2009 году на Зимней специализированной олимпиаде в Америке уже выиграл в шорт-треке «серебро» для России. Есть на его счету и бронзовая медаль Европейских молодежных специализированных игр. Там, в Варшаве, Федя выступал на роликовых коньках». 27 Здесь читателю представляется образ молодого человека, который не смотря на отставание в рвзвитии добивается высоких результатов в спорте. Авторы двух статей пишут об этих молодых людях с гордостью, показывая упорство, трудолюбие русского мужчины.

 Так же можно выделить такие образы мужчин как: мужчина – медицинский работник, мужчина – космонавт, мужчина – отец. Но эти образы на страницах данной газеты встречаются реже.

 Из  всего выше сказанного, можно выделить, что в отличие от женских образов  образ мужской показывается зрителю больше положительно, нежели отрицательно. Негативному описанию подвергается лишь небольшой процент статей, посвященных мужчинам. В основном это мужчины пенсионного возраста, мужчины в качестве жертвы нападения. Так же можно выделить то что, многие авторы статей комично относятся к деятельности и словам многих чиновников, очерняя их репутацию.

 Роль печатных СМИ в формировании гендера является очень значимой. Современному российскому читателю предлагается огромное количество статей,газет, журналов, где различным образом показываются и  женщины и мужчины. У людей складываются различные стереотипы в отношении гендера.

 Но, анализурая газету «Карельская Губерния» можно заметить одну важную тенденцию. Женщина в большинстве статей нам представлена как социально незащищенная или как недостойная мать. Мужчина же, в основном показан, как герой, упорный спортсмен. Но тем не менее, мы не можем говорить о некой дискриминации по отношению к  женщине в печатных СМИ. Так как  положительных образов женщин так же представлено немало.

 

Заключение

 

 Реклама может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на социум.

 В ходе написания курсовой работы мной были изучены функции, роли и проблемы современных СМИ и рекламы.

 Подводя итоги рассмотренной темы можно сказать о том,что в современном обществе рост значения СМИ связан с их глубинным и разнообразным воздействием на повседневную жизнь. Масс-медиа создают и распространяют знание об обществе, о принципах его организации и функционирования, изобретают и воспроизводят нормативные образы и модели поведения, тем самым активно участвуют в процессе формирования социальной реальности.

 Представления о мужественности и женственности  также создаются при помощи СМИ. Именно масс-медиа поставляют нормативные гендерные образцы, которые затем получают распространение и воспроизводятся индивидами в повседневной жизни.28

 Масс-медия  играют важную роль в развитии и  становлении Российского общества. Они выполняют массу функций: коммуникативная, идеологическая, эстетическая, политическая и др.

 Любое проявление массовой культуры и массового сознания невозможно без стереотипных, устойчивых представлений о должном и не должном, дурном и праведном, положительном и отрицательным. это так же относится к гендерным стереотипам - представлениям о "хороших" и «плохих» женщинах и мужчинах и взаимоотношении их ролей в том или ином обществе. 

 Реклама влияет на формирование   жизненных установок и ценностей, предпочтений отдельного человека, социальной группы, групп и общества в целом.

 Благополучие изменчиво, за него надо бороться. Газетный рынок, как, впрочем, и иной другой, постоянно расширяется, меняется, следуя за потребностями аудитории. Ширится поток электронной информации: телевидение и Интернет обрушивают на потребителей лавину картинок – ярких, подвижных, звучащих. Бумажные средства массовой информации воюют на несколько фронтов.

 Анализируя  печатное издание, такое как еженедельная газета «Карельская Губерния» можно говорить о широком представлении читателю различных  политических, экономических, социальных  образов мужчин и женщин.

 Печатные  СМИ, в целом, игнорируют правовую проблематику. Женщины не получают достаточно информации о своих правах в сфере занятости, социального обеспечения, защиты от насилия на работе и в семье.29

Информация о работе Образ мужчины и женщины в современных СМИ и рекламе