Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 01:07, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить складывание гендерных стереотипов в рекламе и СМИ, исследовать социальные роли женщины и мужчины отображаемые в средствах массовой информации.
Основная гипотеза: в СМИ социальные роли мужчины и женщины отражены с негативной точки зрения.
Введение 3
Глава 1.Значение и роль рекламы и СМИ в современном обществе 6
1.1Основные функции и значения СМИ 6
1.2 Реклама и ее роль в обществе 10
Глава 2. Образы женщин и мужчин в печатных СМИ (на примере газеты «Карельская губерния» за январь - апрель 2011 г.) 15
2.2 Отражение образов женщины в газете «Карельская губерния» 15
2.2. Отражение образов мужчины в газете «Карельская губерния» 18
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Так же есть статья, в которой речь идет о положении матерей-одиночек и о том, как трудно устроить детей в детские сады. «После того как ребенку исполнятся 1,5 года, ежемесячное пособие на него составляет смешные 57 рублей 50 копеек. Матери-одиночки получают больше – аж 305 рублей 90 копеек. На хлеб хватит. И только. Что поразительно, для матерей-одиночек нет никаких льгот по предоставлению мест в садиках. Зато они есть у судей, прокуроров, следователей, военнослужащих, сотрудников полиции».20 Причина в том, что нет финансирования из федерального бюджета. И матери вместе с поддержкой отцов собираются добится этого финансирования.
То есть таким образом мы видим, что данной газете рассматриваются разные образы женщины как матери: отрицательный и положительный.
Так же наиболее часто встречаются статьи, в которых женщина представляется читателю в образе работницы общественно-важных профессий: женщина – медицинский работник, женщина – преподаватель, женщина – воспитатель. Так же присутствуют представительницы творческих профессий. Например, женщина-актриса, женщина – музыкант.
В статье
«Пешком по рельсам» читателю представлено
повествование о том, что в редакцию
газеты «Карельская Губерния» пришло
письмо от фельдшера скорой помощи. В нем
говорилось об ужасном состоянии дворов
и дорог, ведущих к домам. О том, как тяжело
работать в таких условиях, когда приходится
иногда самой толкать машину в плохие
погодные условия, когда вместо 15 минут
приходится ехать 40.Ставится под угрозу
жизнь больного. «Фельдшер недоумевает:
где же та обещанная снегоуборочная техника,
которую нам летом с таким пафосом презентовали?
К тому же городские власти обещали: «белых
пятен» в Петрозаводске больше не останется.
Всем бесхозным территориям найдут хозяев
и будут регулярно убирать.
Зимой 2009 года «скорую», на которой ехала
на вызов Тамара Алексеева, из снежного
плена пять раз вызволяли пожарные».
21 То есть здесь мы видим женщину
– героиню. Которая несмотря на различные
трудности все же служит людям. Но есть
и параллельная статья, в которой речь
идет о халатности операционной медсестры, которая неправильно
посчитала операционный материал. В следствии
оказалось, что одна из простыней осталась
в организме оперированной женщины. Из-за
чего она погибла, оставив мужа с тремя
детьми. Таким образом, снова наблюдаем
то, что рассматриваются разные аспекты
роли женщины – медика.
Можно отметить, что так же большой процент на страницах газеты занимает тема, касающаяся женщин – пенсионеров и женщин – инвалидов.
«Лена с друзьями гуляла в п. Пяльма, прыгали, бегали, лазили по стройке. В какой-то момент Лена оступилась и… упала с высоты двухэтажного недостроенного здания пяльмской больницы. В результате лени медработника, неопытности детей и прочих обстоятельств Ленин позвоночник пострадал очень сильно. Лена прошла большой путь. Сейчас она может обслуживать себя, любит вязать, пишет сказки, много читает. Девушка окончила школу, готовится к поступлению в Московский гуманитарный университете».22 В данной статье видим молодую девушку, которая по неосторожности стала инвалидом. Но нашла в себе силы и постепенно восстанавливается.
Другая статья «Им некуда больше спешить» говорит о таком малозащищенном слое населения, как пенсионеры. А точнее женщины – пенсионеры. «В редакцию «Карельской Губернiи» пришло письмо от двух пожилых женщин, сестер Тамары и Валентины Васильевых. В 2005 году Кондопожский суд признал, что во время войны они проживали на территории принудительного содержания, и присвоил им статус малолетних узников, а через год президиум Верховного суда РК у них этот статус отобрал. Руководствовался суд тем, что сестры в годы оккупации не привлекались к принудительному труду. И как-то даже не принял во внимание, что одной из них в то время было 9 лет, а другой и вовсе 2 года».23 Здесь мы видим о несправедливом отношении к двум пожилым женщинам.
На протяжении всего выпуска газеты за 2011 год с января по апрель так же встречались образы женщины как: женщина – предприниматель, образ школьницы, образ студентки, женщина – жертва обмана.
В целом, можно сказать о том, что в печатном издании больший акцент делается на проблемы и достижения в социальной сфере, акцентируя внимание на личную жизнь героинь статей. Анализируя статьи, можно сказать о том, большинство тем несут негативный оттенок, отображается проблемная сторона общества. Проблемы инвалидов, пенсионеров, матерей становятся ведущими в печатных изданиях.
В российских печатных СМИ внимание уделяется не только женским образам, но и, конечно же, мужским. Листая многие журналы, газеты читатель может обратить внимание на разнообразие мужских образов: мужчина – отец, мужчина – пенсионер, мужчина – убийца и т.д. Образ мужчины, как и образ женщины, представляется российскому читателю, как в положительном, так и негативном свете. Тем самым заставляя обычного человека осуждать или не осуждать поступок того или иного человека.
Для выявления образов мужчины, была проанализировано 21 статья газеты «Карельская Губерния». В отличии от образа женщины, в данной газете доминирует такие мужские образы как: мужчина – бизнесмен, мужчина – политик, мужчина – руководитель.
Рассмотрим
статью «О любви чиновников к себе
и заключенным» В данной статье м
можем наблюдать большое количество известных
чиновников, которые высказывают различные
мнения по поводу отношения к себе, к предпринимателям,
заключенным, к образованию, коррупции
и т.д. «Семен
Мануйлов не любит беспорядочности. «У
нас очень много неорганизованных туристов.
Задача стоит – повернуть их на организованный
путь».
«А бывший заместитель министра экономического
развития любит себя. Максим Мазуровский
созвал пресс-конференцию, на которой
рассказал, как он прекрасен. И его сознание.
И его сайт. А бывший губернатор Карелии
любит приемную Путина. Наверное, больше
официально посидеть Сергею Катанандову
нигде не дают. На этот раз к нему зашли
женщины поговорить о реформе образования.
Он обрадовался. Рассуждал про небезразличие
мужской половины в теме образования и
выказал недюжинные знания в вопросе о
том, сколько человек в классе могут заниматься
музыкой».24 В данной статье можно
увидеть комическое представление чиновников
автором статьи. Автор показывает неважность
многих тем, которые затрагивают, о которых
говорят современные чиновники.
На
втором месте по показанию мужских
образов стоит образ мужчины
– пенсионера. Рассмотрим две статьи.
«101 год отметил петрозаводчанин Николай
Офицеров. В столь преклонном возрасте
Николай Иванович не теряет активности
и интереса к жизни. Каждое утро долгожителя
обязательно начинается с 15-минутной зарядки,
в которую входит порядка 100 (!) упражнений».
25Здесь мы видим долгоживущего мужчину,
который не теряет вкуса к жизни, активен
и бодр. Во второй статье мужчина нам представляется,
как социально незащищенный. «Сортавальский
пенсионер Геннадий Подольский девять
лет прожил в коммуналке на кухне!
Капитальный ремонт аварийного дома, в
котором у мужчины была квартира, начался
еще в 2002 году. Пенсионеру предоставили
«временное»26 жилье на кухне одного
из городских общежитий. Но шли годы, а
ремонт в доме Геннадия Подольского все
не заканчивался. А потом его и вовсе приостановили
на неопределенный срок из-за недостатка
финансирования» Статья описывает
о безответственном, негуманном отношении
администрации к пенсионеру. То есть мы
можем наблюдать контрастность образов
мужины - пенсионера: мужчина – счастливый
долгожитель и мужчина – пенсионер, замученный
местной властью.
Третье место по количеству показанных образов мужчины является образ мужчины – спортсмена. В одной из статей речь идет о карельском гимнасте Александре Баландине, который очень упорно тренируется и мечтает попасть на олимпиаду в Лондоне в 2012 году. Другая статья немного своеобразная. В ней говорится о 19-тилетнем Федоре Богданове «Он – выпускник интерната №47, где учатся ребята с отставанием в развитии. Но диагноз не мешает Феде вести полноценную жизнь. Его спортивная карьера развивается стремительно. Всего шесть лет назад он впервые встал на коньки. А в 2009 году на Зимней специализированной олимпиаде в Америке уже выиграл в шорт-треке «серебро» для России. Есть на его счету и бронзовая медаль Европейских молодежных специализированных игр. Там, в Варшаве, Федя выступал на роликовых коньках». 27 Здесь читателю представляется образ молодого человека, который не смотря на отставание в рвзвитии добивается высоких результатов в спорте. Авторы двух статей пишут об этих молодых людях с гордостью, показывая упорство, трудолюбие русского мужчины.
Так же можно выделить такие образы мужчин как: мужчина – медицинский работник, мужчина – космонавт, мужчина – отец. Но эти образы на страницах данной газеты встречаются реже.
Из всего выше сказанного, можно выделить, что в отличие от женских образов образ мужской показывается зрителю больше положительно, нежели отрицательно. Негативному описанию подвергается лишь небольшой процент статей, посвященных мужчинам. В основном это мужчины пенсионного возраста, мужчины в качестве жертвы нападения. Так же можно выделить то что, многие авторы статей комично относятся к деятельности и словам многих чиновников, очерняя их репутацию.
Роль печатных СМИ в формировании гендера является очень значимой. Современному российскому читателю предлагается огромное количество статей,газет, журналов, где различным образом показываются и женщины и мужчины. У людей складываются различные стереотипы в отношении гендера.
Но, анализурая газету «Карельская Губерния» можно заметить одну важную тенденцию. Женщина в большинстве статей нам представлена как социально незащищенная или как недостойная мать. Мужчина же, в основном показан, как герой, упорный спортсмен. Но тем не менее, мы не можем говорить о некой дискриминации по отношению к женщине в печатных СМИ. Так как положительных образов женщин так же представлено немало.
Реклама может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на социум.
В ходе написания курсовой работы мной были изучены функции, роли и проблемы современных СМИ и рекламы.
Подводя итоги рассмотренной темы можно сказать о том,что в современном обществе рост значения СМИ связан с их глубинным и разнообразным воздействием на повседневную жизнь. Масс-медиа создают и распространяют знание об обществе, о принципах его организации и функционирования, изобретают и воспроизводят нормативные образы и модели поведения, тем самым активно участвуют в процессе формирования социальной реальности.
Представления о мужественности и женственности также создаются при помощи СМИ. Именно масс-медиа поставляют нормативные гендерные образцы, которые затем получают распространение и воспроизводятся индивидами в повседневной жизни.28
Масс-медия
играют важную роль в развитии и
становлении Российского
Любое проявление массовой культуры и массового сознания невозможно без стереотипных, устойчивых представлений о должном и не должном, дурном и праведном, положительном и отрицательным. это так же относится к гендерным стереотипам - представлениям о "хороших" и «плохих» женщинах и мужчинах и взаимоотношении их ролей в том или ином обществе.
Реклама влияет на формирование жизненных установок и ценностей, предпочтений отдельного человека, социальной группы, групп и общества в целом.
Благополучие изменчиво, за него надо бороться. Газетный рынок, как, впрочем, и иной другой, постоянно расширяется, меняется, следуя за потребностями аудитории. Ширится поток электронной информации: телевидение и Интернет обрушивают на потребителей лавину картинок – ярких, подвижных, звучащих. Бумажные средства массовой информации воюют на несколько фронтов.
Анализируя печатное издание, такое как еженедельная газета «Карельская Губерния» можно говорить о широком представлении читателю различных политических, экономических, социальных образов мужчин и женщин.
Печатные СМИ, в целом, игнорируют правовую проблематику. Женщины не получают достаточно информации о своих правах в сфере занятости, социального обеспечения, защиты от насилия на работе и в семье.29
Информация о работе Образ мужчины и женщины в современных СМИ и рекламе