Образование как фактор прогресса общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:09, реферат

Описание

социология образования ни в коей мере не может успешно и плодотворно развиваться без опоры на данные социальной педагогики, социальной психологии, социальной медицины, антропологии, информатики, математики и других наук. Так, социолог, изучающий образование (если не хочет выглядеть и быть дилетантом!), обязан учитывать в своих изысканиях экономический механизм функционирования системы образования, должен выдвигать предложения, приемлемые с точки зрения вышеперечисленных наук. Иначе говоря, социология не может в какой-либо мере заменить исследования проблем образования с позиций других, в том числе "родственных" наук. Наоборот, всестороннее развертывание психолого-педагогических и социально-экономических исследований - необходимое условие возникновения и развития социологии образования......

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Образование как социокультурный феномен………………………………...4

2. Предмет и объект социологии образования…………………………………..5

3. Важнейшие концепции социологии образования……………………………6

4. Важнейшие императивы воспитания человека………………………………7

5. Социальная среда воспитания…………………………………………………9

6. Микроокружение как система межличностных контактов………………..10

Заключение………………………………………………………………………11

Список использованной литературы…………………………………………..13

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 44.08 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Образование как социокультурный феномен………………………………...4

2. Предмет и объект социологии образования…………………………………..5

3. Важнейшие концепции социологии образования……………………………6

4. Важнейшие императивы воспитания человека………………………………7

5. Социальная среда воспитания…………………………………………………9

6. Микроокружение как система межличностных контактов………………..10

Заключение………………………………………………………………………11

Список использованной литературы…………………………………………..13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Интеграция научного знания - одно из проявлений взаимодействия наук. Ведущая роль в этом может принадлежать различным наукам. Однако в течение многих веков ее почти безраздельно выполняла философия, которую Рене Декарт представлял в виде дерева с физикой в качестве ствола и всеми прочими науками, исходящими от этого ствола. Вместе с тем, чисто философские подходы при изучении современных проблем образования явно недостаточны. Не всегда возникшая в образовательно-воспитательной практике "брешь" - поле теоретического осмысления, до которого, так сказать "не доходят руки", заполняется другими науками, например, педагогикой или психологией, экономической теорией или социологией. Поэтому необходимо обеспечить интеграцию наук на базе междисциплинарного подхода, когда лидером станет та или иная специальная научная дисциплина или ее новое направление.

В последнее  десятилетие завоевывает "права  гражданства" социология образования. Анализ точек зрения ученых различных стран мира показывает, что они по-разному трактуют предмет социологии образования, и пытаются выяснить:

  во-первых, насколько существующая модель образования удовлетворяет потребностям общества, в частности, в подготовке специалистов для различных сфер жизни;

  во-вторых, устойчиво ли функционируют национальные системы, ступени и типы образования (и здесь интересы социологии образования совпадают и пересекаются с интересами сравнительной педагогики);

  в-третьих, имеется ли асимметрия (разрыв, несоответствие), дисфункция и диспропорция в подготовке кадров; в-четвертых, качество профессиональной подготовки специалистов и уровень их конкурентоспособности; в-пятых, стимулы и мотивации к получению образования у разных социальных групп населения в условиях реализации рыночной модели экономического и социального развития общества; в-шестых, закономерности взаимодействия образования, обучения и воспитания с гражданским обществом; в-седьмых, механизм интеграции, взаимодействия наук, исследующих систему образования.

     Взаимодействие общества и воспитания (при детерминирующем влиянии  общества) изучает педагогическая  социология, которую с полным  основанием можно определить  как социологию воспитания. Говоря  о "педагогической социологии", чаще всего подразумевают, что  она подчинена педагогике, использующей  социологические методы. Союз двух наук - педагогики и социологии, соединение педагогической реальности с реальностью социальной - взаимное проникновение на "чужую территорию", равно как и их приобщение к анализу глубинных процессов в сфере образования, позволяет через конкретные жизненные факты увидеть человека как "актера и автора великой драмы истории", соотнести роль социальных и педагогических факторов в его становлении как "homo sapiens".

     Словом, социология образования  становится той областью науки,  обеспечивающей взаимодействие  всех причастных к образованию  научных дисциплин: педагогики, психологии, этики, культурологии, политологии  и др. Она изучает не только  институты и организации сферы  образования, но и конкретный  механизм их функционирования  и способы регулирования. Интегральная  роль социологии образования  объективна и объяснима: социология  как многоуровневая наука воплощает  в себе практическое знание  и его теоретическое обобщение,  методология исследования предполагает  адекватную ей методику и технику,  она исходит из плюрализма  мнений и многофакторности социальных  процессов.

     В то же время необходимо  учитывать, что социология образования  ни в коей мере не может  успешно и плодотворно развиваться  без опоры на данные социальной  педагогики, социальной психологии, социальной медицины, антропологии, информатики, математики и других  наук. Так, социолог, изучающий образование  (если не хочет выглядеть и  быть дилетантом!), обязан учитывать  в своих изысканиях экономический механизм функционирования системы образования, должен выдвигать предложения, приемлемые с точки зрения вышеперечисленных наук. Иначе говоря, социология не может в какой-либо мере заменить исследования проблем образования с позиций других, в том числе "родственных" наук. Наоборот, всестороннее развертывание психолого-педагогических и социально-экономических исследований - необходимое условие возникновения и развития социологии образования. Между тем, разработка проблем образования в рамках дисциплин психолого-педагогического и социально-экономического направления сегодня все чаще достигает такого уровня, когда дальнейшее плодотворное развитие их становится невозможным без использования выводов и методов социологии. Следует подчеркнуть, что специфика социологии образования как науки вовсе не в собирании и суммировании данных всех других наук о различных объектах и субъектах образования, а в познании закономерностей взаимосвязи разнородных (например, педагогических, психологических, правовых) отношений тех или иных объектов, принципов взаимодействия самих субъектов.

  1. Образование как социокультурный феномен
 

    Образование-это процесс и результат усвоения    систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое   условие подготовки человека к жизни и труду.

   Разные науки   изучают образование под своим углом зрения. В философии

понятие "образование" употребляется в  значении общего   духовного процесса формирования человека и результата   этого процесса - духовного облика человека. Образование  исследуется как культурно-историческое явление, средство   сохранения, передачи и умножения накоплений духовной   культуры человечества, народов, наций.

  Психологию интересуют проблемы влияния образования на   формирование

личности, ее психики. Социальная психология   рассматривает человека в

качестве субъекта учебной   деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие   законы и социальные технологии должны лежать в основе    организации учебной деятельности, как система образования  должна способствовать самоактуализации и саморазвитию  человека, его нормальному социальному функционированию.  Педагогика понимает под образованием процесс и результат   овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие   ее творческих сил и способностей.

   Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря

образованию человек включается в те или   иные социальные группы, занимает определенные позиции в  социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе. Врожденных социальных программ личности не существует. В обществе не может

быть  независимого от общества человека, поведение  любого человека

обуславливается и  контролируется социальной средой посредством культурных накоплений, таких как язык общения, социальные институты,  традиции, обычаи и др. В ходе учебно-воспитательного   процесса создается уникальная возможность сохранить и приумножить культурный пласт общества. Образование  выступает историко-культурным феноменом менталитета  общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей  общества, для последовательной передачи накопленных   обществом знаний, умений, культурного наследия всех  поколений.

2. Предмет и объект  социологии образования

  

     Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды.

Социология    представляет собой  целостную систему  социологических   знаний, состоящую из 3 уровней:

  • общесоциологический (общетеоретический) уровень;
  • специальные (частные) социологические теории;
  • - эмпирические социологические исследования.

   На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные) социологические теории среднего  уровня. Сюда относится и социология образования.

   Философская энциклопедия, определяя предмет социологии        образова-ния, делает акцент на анализе его социальной   природы: "Социология образования - отрасль социологии,  изучающая образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни". А. Майер пишет , что   социология образования "...имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей  образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил".  В. Н. Турченко обращает внимание на приоритет системной   организации образования: "...социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы   (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций   является определение Ф. Р. Филиппова: "Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом   которой является система образования как социальный   институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом,  прежде всего с его социальной структурой".

   Объектом социологии образования является сфера образования как социальное явление; люди, их объединения и   организации в системе образования. Это та социальная   среда, где развертывается функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме   разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая   процесс обучения) в ситуациях, складывающихся в ходе   таких занятий, с определенной системой взаимоотношений    людей, с их институциональной и неинституциональной организацией. Таким образом, объектом изучения является   образование с позиций его социальной природы. 
 
 

3. Важнейшие концепции  социологии образования

 

        Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни общеста - экономическую,  социальную, политическую, духовную ... В то же время она  рассматривает и собственно образовательные" проблемы:   как функционирует и развивается система образования,  насколько она соответствует требованиям общества,  насколько эффективно ее организационное строение.

Исследования  затрагивают такие  вопросы, как:

  • соответствие структуры образования актуальным и перспективным

социальным  целям, долгосрочным программам   общества;

  • пропорциональность морфологического строения структуры образования;
  • влияние результатов образовательных процессов на другие

социальные  процессы - профессионально-трудовые,  нравственные,

психологические, организационно-технические  и другие, т.е. обратная связь

системы образования.

     Исследование проблем структуры образования связано с  изучением его

социальных  функций: передача накопленных   знаний, преемственность

социального опыта и духовная   преемственность  поколений, социализация

личности, ее  саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного,

интеллектуального, социального потенциала.

Логически оправдано объединение  всех исследований  в социологии образования по двум направлениям:

  • внутри институциональное, охватывающее внутренние   проблемы

образования как социального института   социальные аспекты деятельности

субъектов образования,  социальную структуру  и функцию системы образования, социальный статус педагогических работников как социальной группы, проблемы социального управления системой  образования;

  • внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов

взаимодействия  образования с другими  социальными  институтами, производством, наукой, культурой, политикой; связи образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования на развитие социальных отношений и видов социальной    деятельности.

Информация о работе Образование как фактор прогресса общества