Образование как фактор прогресса общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:09, реферат

Описание

социология образования ни в коей мере не может успешно и плодотворно развиваться без опоры на данные социальной педагогики, социальной психологии, социальной медицины, антропологии, информатики, математики и других наук. Так, социолог, изучающий образование (если не хочет выглядеть и быть дилетантом!), обязан учитывать в своих изысканиях экономический механизм функционирования системы образования, должен выдвигать предложения, приемлемые с точки зрения вышеперечисленных наук. Иначе говоря, социология не может в какой-либо мере заменить исследования проблем образования с позиций других, в том числе "родственных" наук. Наоборот, всестороннее развертывание психолого-педагогических и социально-экономических исследований - необходимое условие возникновения и развития социологии образования......

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Образование как социокультурный феномен………………………………...4

2. Предмет и объект социологии образования…………………………………..5

3. Важнейшие концепции социологии образования……………………………6

4. Важнейшие императивы воспитания человека………………………………7

5. Социальная среда воспитания…………………………………………………9

6. Микроокружение как система межличностных контактов………………..10

Заключение………………………………………………………………………11

Список использованной литературы…………………………………………..13

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 44.08 Кб (Скачать документ)

Социология  образования может  быть представлена в  виде двух структур:

  • теоретико-концептуальное содержание:
  • основные категории: культура, образование, воспитание, социализация,

учение, личность;

  • направления исследований и концептуализации:
  • социальная детерминация образования, социокультуреая  организация

сферы образования, эффективность образования;

  • проблемно-тематическое содержание: культурогенез    личности в

образовании, динамика сферы образования, содержание образования, социальные институты в сфере образования, социальная структура сферы образования, регуляция  и управление образованием, диагностика в образовании, инновационные процессы в образовании, влияние образования на другие сферы общественной жизни.

Технологическая последовательность познавательной деятельности (в ее

основе  лежит отражение  этапов и   результатов  познавательной

деятельности):

  • теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;
  • методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование, проектирование;
  • фактический материал: данные диагностики и   прогнозирования;
  • проекты и модели социокультурной деятельности.

    Образование является открытой социальной системой,   оно связано с другими социальными системами. Процесс   образования взаимодействует с другими социальными    процессами и является одним из важнейших механизмов социализации человека, продолжающимся всю его жизнь. 
 
 
 

4. Важнейшие императивы воспитания человека

     

      Важнейшим принципом организации воспитания является его комплексность и дифференцированный подход. Комплексность означает необходимость воздействия по возможности  на все стороны формирующейся личности (ее интересы, потребности, разум и эмоции), единство основных направлений воспитательного процесса - политического, трудового,  нравственного, этического и др.

   Необходимо максимальное разнообразие средств воспитательного воздействия, их согласованность, целесообразность и мера. Наиболее   полно и адекватно раскрыть место и роль воспитания в процессе становления личности помогает адаптивно-развивающаяся  концепция  социализации. Она позволяет ориентироваться в воспитательных воздействиях на целостного   человека с учетом конкретных состояний и отклонений на  каждом из его уровней: биологическом, психическом и  социальном. Социализация человека продолжается всю   жизнь, и это создает предпосылки для организации непрерывного воспитания творческой, мобильной личности.

Роль  воспитания в развитии и взаимодействии человека   и  общества такова:

  • вместе с другими институтами социализации способствовать созданию в обществе условий для успешного протекания   социализации личности;
  • влиять воспитательным воздействием на выработку и   тренировку

индивидуального адаптивного механизма личности

  • выступать одним из важнейших средств реализации и  оптимизации

процесса  социализации, целенаправленно управлять  процессом развития личности.

     Воспитание - часть процесса социализации, протекающего под определенным педагогическим контролем. Создание  условий для целенаправленного систематического развития   человека как субъекта деятельности, как личности и   индивидуальности придает воспитанию гуманистический  характер. Социализация же, приобщая индивида к социокультурным ценностям, создает практическую среду, духовное и   предметное пространство воспитания, придавая тем самым    воспитанию реальное жизненное содержание.

Адаптивно- развивающая модель социализации открывает дополнительные   возможности для решения основных требований к воспитанию   человека:

  • ориентироваться в воспитании на целостного человека с  учетом

конкретных  состояний и отклонений на его  биологическом, психическом и

социальном уровнях;

обеспечить  комплексность воспитания, охват  всех сфер   жизнедеятельности

индивида;

  • соотносить формы и методы воспитания с периодами  социализации

индивида, т.е. осуществлять воспитание   дифференцировано;

  • ориентироваться на воспитание творческой, мобильной   личности, что

особенно  важно в период радикальных перемен  в обществе;

  • стремиться к организации непрерывного воспитания,  длящегося всю

жизнь человека.

    Воспитание - это не просто научение, а воздействие на   весь духовный мир человека, на все "отсеки" его психики, с целью формирования у него в конечном счете потребности   в нужном обществу и самому человеку поведении, способности к саморегулированию и самовоспитанию.

Чтобы быть эффективным, воспитание должно представлять    собой не просто совокупность, а систему действий, каждое   из которых не дублирует, а дополняет, усиливает другое,   корректирует и устраняет недостатки, а суммарный результат отличается целостностью и гармоничностью. 
 

5. Социальная среда воспитания

         

         Воспитание можно рассматривать как одну из важнейших   форм взаимосвязи между обществом и конкретной личностью.

  В социологии под социальной средой понимают   отдельные сферы: политическая, экономическая, социальная    и духовная, которые в разной степени воздействуют на  сознание и поведение человека. В совокупности и

взаимодействии они составляют среду жизнедеятельности индивида.

   Влияние каждой из сфер на воспитание определяется     несколькими

направлениями. Каждая сфера - это совокупность соответствующих  условий

воспитания - политических,  экономических, социальных и духовных. Они

очерчивают   возможности влияния на поведение  людей. Каждая из сфер

формирует определенные ожидания к поведению  людей. Эти   ожидания

преобразуются социальными институтами каждой из  сфер в задачи, цели

воспитания  по формированию ожидаемых   черт и характеристик. С помощью этих институтов осуществляется обратная связь - оценивается эффективность воспитания, соответствие его результатов ожидаемому поведению  людей. Воспитание также оказывает влияние на окружающую   социальную среду. Воспитание формирует черты и характеристики личности, которые дают ей возможность выполнять  определенные социальные роли, благодаря воспитанию социальная среда наполняется субъектами социальной жизни, своими совместными усилиями изменяющими окружающую среду.  Воспитание и социальная среда

неразрывно  связаны между    собой в  процессе социализации индивида -

подготовки  его  к жизни в непрерывно меняющемся мире. Воспитание нуждается в изменениях, коррективах с учетом общественных   перемен в каждой сфере. Эти коррективы относятся прежде   всего к тем направлениям воспитания, которые наиболее   связаны с соответствующими сферами социальной среды.

   Политическая сфера непосредственно связана с идейно политическим воспитанием, трудовое воспитание - с  экономической сферой общества, с социальной сферой связано воспитание общей культуры людей, формирование   общих социальных установок, с духовной сферой общественной жизни связано образование, наука и культура, имеющие  исключительное значение для воспитания. Итак, радикальные перемены в социальной жизни общества требуют изменений в  содержании и формах

воспитания. Кризисные явления в  обществе осложняют условия воспитания,

проведение  реформ  в этой сфере.

      
 

6. Микроокружение как система межличностных контактов

  

      Жизнедеятельность людей осуществляется в непрерывном  общении людей друг с другом. Эта сфера взаимного непосредственного общения людей между собой составляет важный  структурный элемент общественно-экономической формации - межличностные отношения. Они имеют место во всех сферах    жизнедеятельности людей. От характера межличностных отношений в значительной степени зависит эффективность  производства, морально-психологический  климат в трудовых коллективах, в семье, в обществе. На характер этих   отношений значительное влияние оказывают личностные   особенности индивидов: уровень интеллектуального развития, организаторские способности, темперамент, нравственные установки, политические ориентации и т.д.

    Индивидуальное нравственное сознание формируется в    детстве и развивается на протяжении всей жизни человека. Во многом личностные особенности формируются    микроокружением человека. Семья является важным фактором   воспитания подрастающего поколения, становления человека   как субъекта социальной деятельности. Характер взаимоотношений в семье оказывает воздействие на формирование   человека как личности. Межличностные отношения играют     важную роль в сфере воспитания, образования, во всех   сферах жизнедеятельности людей. Они являются той социальной формой, в рамках которой и посредством которой   решаются вопросы взаимоотношения личности и общества.

  Оптимальные взаимоотношения между обществом и личностью возможны при условии, когда личность поднимется до   понимания общественного как личного, а общество поднимется до понимания личного как общественного. Прогресс общества невозможен без прогресса личности, и наоборот.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Социологическое познание проблем  образования может быть двояким.  Первый подход - использование социологических  методов в процессе исследований, проводимых в рамках специальных  дисциплин: в педагогике, психологии, этике, антропологии, валеологии или какой-либо другой науке. При таком подходе социология есть средство или инструмент для решения задач вышеперечисленных дисциплин и носит "вторичный", подчиненный характер, ибо непосредственный предмет исследования остается в рамках какой-то из обозначенных наук и не выходит за ее пределы. При втором подходе изучение объектов системы образования ведется с точки зрения предмета социологии, и ее метода, а психолого-педагогические аспекты рассматриваются постольку, поскольку это необходимо для теоретического представления о данных объектах и отношениях между ними. Именно данный подход, "первичный", является основополагающим для социологии образования.

     Социология образования решает  конкретные, специфичные для своего  предмета и метода задачи. В  конечном счете, она исходит  из антропоцентристской парадигмы - человек центр вселенной, где во главу угла ставятся его потребности и интересы, его воспитание, обучение и образование. Согласно Г. Гегелю, человек обретает свою природную естественную (читай личностную) сущность через образование. По его мнению, индивидуальная личность "образованием подготавливает себя к тому, что есть она в себе, и лишь благодаря этому она есть в себе и обладает действительным наличным бытием; насколько она образована, настолько она действительна и располагает внутренней силой". В этом подлинный гуманистический смысл образования.

     Таким образом, интеграция научного  знания - категорический императив  времени. Вместе с тем, при  прочих равных условиях большую  ценность имеет та область  науки, которая наиболее ярко  освещает проблемы смежных с  ней научных дисциплин и наиболее  активно способствует их разработке. И в этом смысле такую роль  выполняет социология. Социологические  работы, направленные на изучение  проблем образования, чрезвычайно  важны для успешного развития  психологии, социальной психологии, философии, экономики образования  и, особенно, педагогики. Недаром  Эмиль Дюркгейм утверждал, что  педагогика зависит от социологии  больше, чем от других наук.

Информация о работе Образование как фактор прогресса общества