Образование как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:15, реферат

Описание

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм,
которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры,
удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный
институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную
потребность.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие
признаки с другими институтами.

Содержание

. система формального образования как объект
социологического изучения .................. 3
2. эволюция института образования .................3
3. функции института образования в обществе ...........5
4. заключение .........................10

Работа состоит из  1 файл

Образование как социальный институт.docx

— 43.99 Кб (Скачать документ)

Образование как социальный институт 

Социальный  институт - это организованная система  связей и  социальных  норм,

которая   объединяет   значимые   общественные   ценности    и    процедуры,

удовлетворяющие  основным  потребностям   общества.   Любой   функциональный

институт  возникает  и  функционирует,  выполняя  ту  или  иную   социальную

потребность.

Каждый  социальный институт имеет как специфические  особенности, так и  общие

признаки  с другими институтами.

Признаками  института образования являются:

1. установки  и образцы поведения - любовь  к знаниям, посещаемость

2. символические  культурные признаки - школьная эмблема,  школьные песни

3. утилитарные  культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

4. кодекс  устный и письменный - правили  учащихся

5. идеология  - академическая свобода, прогрессивное   образование,  равенство

при обучении

Образование  представляет  собой   социальную   подсистему,   имеющую   свою

структуру.  В  качестве  ее  основных  элементов  можно   выделить   учебно-

воспитательные  учреждения как социальные  организации,  социальные  общности

(педагоги   и   учащиеся),   учебный   процесс   кок   вид   социокультурной

деятельности. 

1.                      система формального образования  как объект

социологического  изучения .................. 3

2.                      эволюция института образования  .................3

3.                      функции института образования  в обществе ...........5

4.                      заключение .........................10

1. система формального  образования как  объект   социологического  изучения

В процессе нормального  функционирования и развития общества исключительно

важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом

предшествующих  поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт,

традиции  должны быть переданы новому поколению  людей и усвоены ими. Поэтому

поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее

совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых

веков. Эта  проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей

которого  как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям  культуры

и превращение  его в полноправного члена  общества. Существенным компонентом

процесса  социализации индивидов выступает  образование - обучение человека с

целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.

Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно

самостоятельную систему, "функцией которой является систематическое обучение

и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным

знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными  ценностями, умениями,

навыками, нормами  поведения, содержание которых определяется социально-

экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-

технического  развития

В социологии принято проводить различие между  формальным и неформальным

образованием: Термин "формальное образование" подразумевает, во-первых,

существование в обществе специальных учреждений и организаций (школы,

училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.),

осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном

индустриальном  обществе система образования подчиняется  определенному

официально  предписанному образцу, как бы "задающему" объем получаемых

знаний, научение определенным навыкам и действиям, которые должны

соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в

данном обществе и б) нормативным требованиям  исполнения распространенных в

данном обществе социальных ролей. Стало быть функционирование системы

формального образования определяется господствующими в обществе культурными

стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое

воплощение  в проводимой государством политике в области образования.

В социологии объектом изучения выступает прежде всего система формального

образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку

образовательным учреждениям принадлежит в нем  решающая роль. Что же касается

термина "неформальное образование", то под ним понимается

несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он

стихийно  осваивает в процессе общения  с окружающей социальной средой

(друзьями, сверстниками), или путем индивидуального приобщения  к культурным

ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения  и т.д.

Неформальное образование также является важной составной частью

социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли,

способствует  духовному развитию, но по отношению  к системе формального

образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль. Далее,

говоря о  социологических проблемах образования, мы будем иметь в виду прежде

всего систему  формального образования.

2. эволюция системы образования

Для того, чтобы лучше понять роль и место социального института образования в

современном индустриальном обществе, специфику выполняемых им функций,

следует кратко рассмотреть эволюцию системы образования.

В примитивных, первобытных обществах образование  являлось составной частью

социально-производственного  процесса. В те далекие времена  не существовало ни

школ, ни учителей. В передаче культурного наследия, опыта, знания, традиций

участвовали все члены общества. "В жизни  подрастающего поколения не

существовало  и особого периода подготовки к усвоению социальных ролей

взрослых, ибо  все необходимые знания, навыки и способности приобретались и

развивались в ходе непосредственного приобщения детей к практическим делам

племени[1]. Характерно, что приобщение

детей к трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам начиналось с 4—5

лет, а в  подростковом возрасте дети наравне со взрослыми участвовали в охоте и

рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда, участвовали в приготовлении

пищи. Воспитанием  и образованием мальчиков занимались мужчины, а девочек -

женщины. Когда  ребенок подрастал, он подвергался особой церемонии "инициации",

продолжающейся  несколько дней, в течение которых  юноши и девушки должны были

продемонстрировать и подтвердить свои способности и права взрослых членов

общества, участвуя в состязаниях, танцах, обрядах и культовых действиях.

В доиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов общественного

разделения  труда, появлением государственной  власти и сословного неравенства

начинается  обособление института образования. Специальную подготовку и

обучение  с использованием особой группы учителей получают дети из богатых

семей. Наглядным  примером первых формальных систем образования могут служить

школы в Древней  Греции и Древнем Риме, в которых  платные учителя обучали

детей благородных  сословий грамматике, философии, музыке, спорту,

красноречию, основам юриспруденции, медицине и  др. Обучение детей из других

сословий  осуществлялось в процессе ученичества, когда подростка на

определенный  срок отдавали на учебу в дом к  торговцу, купцу, ремесленнику и

т.п. Работая  в качестве подмастерья, ученик овладевал профессиональными

знаниями  и навыками, искусством торговли, ремесла  и др. Подавляющая часть

населения - крестьянство - обучала своих детей, передавая им знания в ходе

трудового сельскохозяйственного процесса. Важная роль в воспитании детей

принадлежала  семье.

В эпоху средневековья  начинает складываться более организованная система

образования, когда христианская церковь создает  в Европе сеть специальных

учебных заведений  по подготовке лиц духовных званий и возникают первые

университеты - в Париже, Оксфорде и других городах. Несколько позже

культурно-образовательные  функции университетов расширились, в них начинают

обучать медицине и юриспруденции, предпринимаются  первые попытки научных

исследований в области физики, математики, логики. Характерной особенностью

системы формального  образования в доиндустриальном обществе являлось то, что

оно было доступно ограниченному числу лиц  выходцам из богатых и престижных

сословий.

Подлинная революция  в системе образования происходит в обществе

индустриального типа: образование перестает быть элитарным и становится

массовым, доступным для широких слоев населения.

Такая радикальная  трансформация института образования  была вызвана

потребностями экономики, научно-технического прогресса, изменениями в

культуре  и образе жизни людей. В XIX—XX вв. широкое  распространение получают

средние и  специальные школы, растет число  высших учебных заведений. Неполное,

а затем и  полное среднее образование становится необходимым условием

получения профессии  в основных отраслях промышленности. Особенно бурный рост

системы образования  приходится на период после Второй мировой войны, когда

происходит  техническое перевооружение ведущих  индустриальных стран и

совершается новый мощный скачок в развитии промышленности, науки и техники.

Быстро растет сеть высших учебных заведений - институтов, колледжей,

Информация о работе Образование как социальный институт