Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:15, реферат
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм,
которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры,
удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный
институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную
потребность.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие
признаки с другими институтами.
. система формального образования как объект
социологического изучения .................. 3
2. эволюция института образования .................3
3. функции института образования в обществе ...........5
4. заключение .........................10
Образование
как социальный институт
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм,
которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры,
удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный
институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную
потребность.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие
признаки с другими институтами.
Признаками
института образования
1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правили учащихся
5. идеология
- академическая свобода,
при обучении
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою
структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-
воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности
(педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной
деятельности.
1.
система формального
социологического изучения .................. 3
2.
эволюция института
3. функции института образования в обществе ...........5
4. заключение .........................10
1. система формального образования как объект социологического изучения
В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно
важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом
предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт,
традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому
поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее
совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых
веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей
которого как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры
и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом
процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с
целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.
Более подробно
образование можно
самостоятельную систему, "функцией которой является систематическое обучение
и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным
знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями,
навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-
экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-
технического развития
В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным
образованием: Термин "формальное образование" подразумевает, во-первых,
существование в обществе специальных учреждений и организаций (школы,
училища, техникумы,
вузы, институты повышения
осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном
индустриальном
обществе система образования
официально предписанному образцу, как бы "задающему" объем получаемых
знаний, научение определенным навыкам и действиям, которые должны
соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в
данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения распространенных в
данном обществе социальных ролей. Стало быть функционирование системы
формального образования определяется господствующими в обществе культурными
стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое
воплощение в проводимой государством политике в области образования.
В социологии объектом изучения выступает прежде всего система формального
образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку
образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается
термина "неформальное образование", то под ним понимается
несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он
стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой
(друзьями, сверстниками),
или путем индивидуального
ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д.
Неформальное образование также является важной составной частью
социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли,
способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального
образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль. Далее,
говоря о
социологических проблемах
всего систему формального образования.
2. эволюция системы образования
Для того, чтобы лучше понять роль и место социального института образования в
современном индустриальном обществе, специфику выполняемых им функций,
следует кратко рассмотреть эволюцию системы образования.
В примитивных,
первобытных обществах
социально-производственного процесса. В те далекие времена не существовало ни
школ, ни учителей. В передаче культурного наследия, опыта, знания, традиций
участвовали все члены общества. "В жизни подрастающего поколения не
существовало и особого периода подготовки к усвоению социальных ролей
взрослых, ибо все необходимые знания, навыки и способности приобретались и
развивались в ходе непосредственного приобщения детей к практическим делам
племени[1]. Характерно, что приобщение
детей к трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам начиналось с 4—5
лет, а в подростковом возрасте дети наравне со взрослыми участвовали в охоте и
рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда, участвовали в приготовлении
пищи. Воспитанием и образованием мальчиков занимались мужчины, а девочек -
женщины. Когда ребенок подрастал, он подвергался особой церемонии "инициации",
продолжающейся несколько дней, в течение которых юноши и девушки должны были
продемонстрировать и подтвердить свои способности и права взрослых членов
общества, участвуя в состязаниях, танцах, обрядах и культовых действиях.
В доиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов общественного
разделения труда, появлением государственной власти и сословного неравенства
начинается
обособление института
обучение с использованием особой группы учителей получают дети из богатых
семей. Наглядным примером первых формальных систем образования могут служить
школы в Древней Греции и Древнем Риме, в которых платные учителя обучали
детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту,
красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. Обучение детей из других
сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда подростка на
определенный срок отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу, ремесленнику и
т.п. Работая в качестве подмастерья, ученик овладевал профессиональными
знаниями и навыками, искусством торговли, ремесла и др. Подавляющая часть
населения - крестьянство - обучала своих детей, передавая им знания в ходе
трудового сельскохозяйственного процесса. Важная роль в воспитании детей
принадлежала семье.
В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система
образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных
учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые
университеты - в Париже, Оксфорде и других городах. Несколько позже
культурно-образовательные
функции университетов
обучать медицине и юриспруденции, предпринимаются первые попытки научных
исследований в области физики, математики, логики. Характерной особенностью
системы формального образования в доиндустриальном обществе являлось то, что
оно было доступно ограниченному числу лиц выходцам из богатых и престижных
сословий.
Подлинная революция
в системе образования
индустриального типа: образование перестает быть элитарным и становится
массовым, доступным для широких слоев населения.
Такая радикальная
трансформация института
потребностями экономики, научно-технического прогресса, изменениями в
культуре и образе жизни людей. В XIX—XX вв. широкое распространение получают
средние и специальные школы, растет число высших учебных заведений. Неполное,
а затем и полное среднее образование становится необходимым условием
получения профессии в основных отраслях промышленности. Особенно бурный рост
системы образования приходится на период после Второй мировой войны, когда
происходит техническое перевооружение ведущих индустриальных стран и
совершается новый мощный скачок в развитии промышленности, науки и техники.
Быстро растет сеть высших учебных заведений - институтов, колледжей,