Образование как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:15, реферат

Описание

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм,
которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры,
удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный
институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную
потребность.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие
признаки с другими институтами.

Содержание

. система формального образования как объект
социологического изучения .................. 3
2. эволюция института образования .................3
3. функции института образования в обществе ...........5
4. заключение .........................10

Работа состоит из  1 файл

Образование как социальный институт.docx

— 43.99 Кб (Скачать документ)

университетов, осуществляющих подготовку специалистов высшей квалификации.

Так, в бывшем СССР насчитывалось около 1000 вузов, в которых обучались около

5 млн. чел.  и ежегодно выпускалось около  800 тысяч специалистов с высшим

образованием. Наиболее впечатляющих масштабов достигло развитие системы

высшего образования  в США, где общее количество студентов  достигает 12,5 млн.

чел., из них 8 млн. учатся в высшей школе, а 4,5 млн. - в двухгодичных

колледжах, дающих послешкольное специальное образование.

Не только массовость и общедоступность характеризуют  современную систему

образования. Кроме того, она отличается рядом  качественно новых свойств: если в

доиндустриальном обществе система образования была ориентирована, главным

образом, на сохранение и воспроизводство культуры, опыта и знаний

предшествующих  поколений, то в современном обществе институт образования

становится важнейшим фактором культурного и социального изменения. Вторую

половину  XX в. не случайно называют эпохой культурной и образовательной

революции по той причине, что система образования  становится ключевым фактором

общественного прогресса. Во всех промышленно развитых странах мира период

60-80-х годов  ознаменовался крупными реформами в системе образования, задача

которых заключалась в повышении ее эффективности, упрочении

материально-технической  базы на основе новых информационных технологий и

гуманизации образовательного процесса. Наиболее существенными особенностями

современной системы образования являются следующие  моменты: превращение ее в

дифференцированную многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование)

систему, позволяющую  человеку непрерывно улучшать и обновлять  полученные ранее

знания и  навыки) (здесь важная роль отводится  учреждениям, занятым повышением

квалификации  и переподготовки кадров). Также  громадное воздействие образования

окаэывает на человеческую личность. Оно является, по сути дела, основным

фактором  ее социализации, духовного и интеллектуального  развития. Полученное

человеком образование  в значительной степени определяет возможности дальнейшей

карьеры, достигаемое  социальное положение. Социальный статус человека в

современном обществе в первую очередь определяется престижем его профессии,

который зависит от полученного образования.

Подобно другим социальным институтам институт образования  призван обеспечивать

социальную  стабильность и интеграцию общества, а его функционирование связано  с

удовлетворением двух типов взаимосвязанных фундаментальных потребностей

общества - социализации его членов и подготовку их к различным социальным

ролям, занятию  определенных социальных позиций в  обществе

[2].

Функцию социализации выполняет в обществе также и  институт семьи, но

современная семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом знаний,

навыков, умений, так как большинство социальных ролей во взрослом обществе

требует систематического и длительного обучения. Именно эту  двойственную

задачу и  призван решать институт образования, организация которого

характеризуется непрерывностью и многоступенчатостью, что позволяет

осуществлять  поэтапную социализацию и обучение молодежи. Вместе с тем круг

задач, выполняемых  институтом образования в современном  обществе, значительно

шире, наиболее важные из них с точки зрения общества - подготовка индивидов к

размещению  их по определенным социальным позициям в социальной структуре

общества, что  является одним из важнейших функциональных требований любой

социальной  системы. Эта задача решается не общеобразовательной  школой, а

специальными  учебными заведениями - училищами, техникумами, институтами,

университетами  и др.

3. функции института образования в обществе

Рассмотрим  более подробно функции, выполняемые  в обществе

институтом  образования. Их достаточно много, и  различные авторы акцентируют

внимание  на разных сторонах деятельности института  образования.

Наиболее  важные из социальных функций института  образования.

1) Трансляция  и распространение культуры в  обществе - первая и наиболее

существенная из них. Она заключается в том, что посредством института

образования происходит передача от поколения к  поколению ценностей культуры,

понимаемых  в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области

искусства, моральные  ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки,

присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории

человечества образование являлось главным источником знаний, инструментом

просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого

народа имеет  свои национально-этнические особенности, а стало быть, система

образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении

национальной  культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к

которым, индивид  становится носителем национального  сознания и национальной

психологии.

2) Формирование  у молодого поколения установок,  ценностных ориентаций,

жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому,

молодежь  приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в

социальную  систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам

морали и  нравственности служит предпосылкой для  формирования у молодого

поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно научается

понимать  других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами

страны.

Содержание  осуществляемого системой образования процесса социализации и

воспитания  детей в значительной мере зависит  от господствующих в обществе

ценностных  стандартов, морали, религии, идеологии. В доиндустриальных

обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного

обучения. В  современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от

государства, под контролем которого находится  система формального

образования, поэтому религиозное образование  и воспитание осуществляется

либо в  рамках семьи, либо в специальных  негосударственных учебных заведениях.

3) Социальная  селекция - одна из важнейших функций  института формального

образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что

она дает возможность  уже на самых начальных этапах осуществить

дифференцированный  подход к обучающимся (изменить профиль  обучения для

несправляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В

ряде стран, в том числе и в нашей  стране, существуют специальные

образовательные программы для творчески одаренной  молодежи, учебный труд

которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков

создаются благоприятные  условия.

В современном  обществе поиск и воспитание талантливой  молодежи возводится в

ранг государственной  политики в области образования, так как бурное развитие

науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного

притока талантливой  молодежи.

Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся

осуществляется  современной школой как бы авоматически, так как сама

внутренняя  микроструктура образования как  раз и имеет своей главной  задачей

отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и  талантам, но и в

соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными

ориентациями. После обязательного восьмилетного образования значительная

часть молодежи поступает на учебу в технические  училища, другие продолжают

учебу в средней  школе, и часть ее выпускников  поступают в вузы. После

окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве,

другие поступают  в аспирантуру, делают научную карьеру. С точки зрения

социологической, чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом

образования процесса селекции, так как его  конечным результатом (когда

различные группы молодежи завершают образование  в различных учебных

заведениях) является размещение людей по различным  позициям в социальной

структуре общества. Посредством этого достигается  воспроизводство в

обновление  социальной структуры общества, без  чего невозможно нормальное

функционирование  последнего. Другая важная сторона  процесса социального

размещения  заключается в том, что он запускает  механизм социальной

мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той

или иной организации, как правило открывает для многих людей путь

профессиональной  карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и

властных  полномочий. Система образования, главным  образом высшего, в

современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной

мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и

высокооплачиваемую  работу. Уровень образования, наряду с властью,

собственностью  и доходом является важнейшим  показателем социального статуса

человека  в современном обществе.

4) Функция  социального и культурного изменения  является прерогативой

современного  института образования. Эта функция  реализуется двумя

взаимосвязанными  способами. Во-первых, в процессе научных  исследований,

научных достижений и открытий, которые проводятся в  стенах высших учебных

заведений. Способствуя  научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит

Информация о работе Образование как социальный институт