Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:15, реферат
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм,
которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры,
удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный
институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную
потребность.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие
признаки с другими институтами.
. система формального образования как объект
социологического изучения .................. 3
2. эволюция института образования .................3
3. функции института образования в обществе ...........5
4. заключение .........................10
университетов, осуществляющих подготовку специалистов высшей квалификации.
Так, в бывшем СССР насчитывалось около 1000 вузов, в которых обучались около
5 млн. чел. и ежегодно выпускалось около 800 тысяч специалистов с высшим
образованием. Наиболее впечатляющих масштабов достигло развитие системы
высшего образования в США, где общее количество студентов достигает 12,5 млн.
чел., из них 8 млн. учатся в высшей школе, а 4,5 млн. - в двухгодичных
колледжах, дающих послешкольное специальное образование.
Не только
массовость и общедоступность
образования. Кроме того, она отличается рядом качественно новых свойств: если в
доиндустриальном обществе система образования была ориентирована, главным
образом, на сохранение и воспроизводство культуры, опыта и знаний
предшествующих поколений, то в современном обществе институт образования
становится важнейшим фактором культурного и социального изменения. Вторую
половину XX в. не случайно называют эпохой культурной и образовательной
революции по той причине, что система образования становится ключевым фактором
общественного прогресса. Во всех промышленно развитых странах мира период
60-80-х годов ознаменовался крупными реформами в системе образования, задача
которых заключалась в повышении ее эффективности, упрочении
материально-технической базы на основе новых информационных технологий и
гуманизации образовательного процесса. Наиболее существенными особенностями
современной системы образования являются следующие моменты: превращение ее в
дифференцированную многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование)
систему, позволяющую человеку непрерывно улучшать и обновлять полученные ранее
знания и навыки) (здесь важная роль отводится учреждениям, занятым повышением
квалификации
и переподготовки кадров). Также
громадное воздействие
окаэывает на человеческую личность. Оно является, по сути дела, основным
фактором ее социализации, духовного и интеллектуального развития. Полученное
человеком образование в значительной степени определяет возможности дальнейшей
карьеры, достигаемое социальное положение. Социальный статус человека в
современном обществе в первую очередь определяется престижем его профессии,
который зависит от полученного образования.
Подобно другим социальным институтам институт образования призван обеспечивать
социальную стабильность и интеграцию общества, а его функционирование связано с
удовлетворением двух типов взаимосвязанных фундаментальных потребностей
общества - социализации его членов и подготовку их к различным социальным
ролям, занятию определенных социальных позиций в обществе
[2].
Функцию социализации выполняет в обществе также и институт семьи, но
современная семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом знаний,
навыков, умений, так как большинство социальных ролей во взрослом обществе
требует систематического и длительного обучения. Именно эту двойственную
задачу и призван решать институт образования, организация которого
характеризуется непрерывностью и многоступенчатостью, что позволяет
осуществлять поэтапную социализацию и обучение молодежи. Вместе с тем круг
задач, выполняемых институтом образования в современном обществе, значительно
шире, наиболее важные из них с точки зрения общества - подготовка индивидов к
размещению их по определенным социальным позициям в социальной структуре
общества, что является одним из важнейших функциональных требований любой
социальной системы. Эта задача решается не общеобразовательной школой, а
специальными учебными заведениями - училищами, техникумами, институтами,
университетами и др.
3. функции института образования в обществе
Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в обществе
институтом образования. Их достаточно много, и различные авторы акцентируют
внимание на разных сторонах деятельности института образования.
Наиболее важные из социальных функций института образования.
1) Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и наиболее
существенная из них. Она заключается в том, что посредством института
образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры,
понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области
искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки,
присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории
человечества образование являлось главным источником знаний, инструментом
просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого
народа имеет свои национально-этнические особенности, а стало быть, система
образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении
национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к
которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной
психологии.
2) Формирование
у молодого поколения
жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому,
молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в
социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам
морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого
поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно научается
понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами
страны.
Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и
воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе
ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В доиндустриальных
обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного
обучения. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от
государства, под контролем которого находится система формального
образования,
поэтому религиозное
либо в
рамках семьи, либо в специальных
негосударственных учебных
3) Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального
образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что
она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить
дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для
несправляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В
ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные
образовательные
программы для творчески
которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков
создаются благоприятные условия.
В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводится в
ранг государственной политики в области образования, так как бурное развитие
науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного
притока талантливой молодежи.
Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся
осуществляется современной школой как бы авоматически, так как сама
внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей
отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в
соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными
ориентациями. После обязательного восьмилетного образования значительная
часть молодежи поступает на учебу в технические училища, другие продолжают
учебу в средней школе, и часть ее выпускников поступают в вузы. После
окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве,
другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру. С точки зрения
социологической, чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом
образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда
различные группы молодежи завершают образование в различных учебных
заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной
структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство в
обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное
функционирование последнего. Другая важная сторона процесса социального
размещения заключается в том, что он запускает механизм социальной
мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той
или иной организации, как правило открывает для многих людей путь
профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и
властных полномочий. Система образования, главным образом высшего, в
современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной
мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и
высокооплачиваемую работу. Уровень образования, наряду с властью,
собственностью
и доходом является важнейшим
показателем социального
человека в современном обществе.
4) Функция
социального и культурного
современного института образования. Эта функция реализуется двумя
взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований,
научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных
заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит