Образование как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:15, реферат

Описание

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм,
которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры,
удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный
институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную
потребность.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие
признаки с другими институтами.

Содержание

. система формального образования как объект
социологического изучения .................. 3
2. эволюция института образования .................3
3. функции института образования в обществе ...........5
4. заключение .........................10

Работа состоит из  1 файл

Образование как социальный институт.docx

— 43.99 Кб (Скачать документ)

формального образования существуют, конечно, и  определенный набор позитивных

санкций, направленных на поощрение добросовестной учебы, стимулирующих

учащегося к  высоким достижениям в учебе. В первую очередь это отличные

оценки, выдача аттестата с отличием и льготы, которые он дает при поступлении

в средние  и высшие учебные заведения, повышенная или именная стипендии в

вузе, диплом с отличием, рекомендация для поступления в аспирантуру и т.д.

Решающее  место в системе социального  взаимодействия, характеризующего

образовательный процесс, занимают взаимоотношения  между учителем и учеником.

Надо отметить, во-первых, присущее этим отношениям неравенство: статус

учителя неизмеримо выше статуса ученика, первый занимает господствующее

положение, второй - положение подчиненного. Доминирующее положение учителя

обусловлено тем, что он организует учебный процесс  и управляет им, является

источником знаний для учеников, моральным авторитетом. Господствующая

позиция учителя  в классе (или учебной группе) порождает авторитарный стиль в

преподавании, означающий безусловное подчинение ученика авторитету учителя.

Этот стиль  предполагает, что учитель должен быть строг с учащимися и

наказывать  провинившихся. Именно этот стиль взаимоотношений  многие столетия

господствовал в системе формального образования  вплоть до последнего времени.

Содержательной основой авторитарного стиля преподавания в педагогике

является  традиционное понимание целей образования  как процесса передачи

знаний от учителя к ученику. Первый является специалистом в определенной

области знаний и культуры, и его главная задача заключалась в том, чтобы

передать  ученику определенный объем знаний и научить ими пользоваться. Роль

ученика сводилась  к пассивному усвоению и запоминанию  той информации, которую

давал ему  педагог.       Однако в современную эпоху традиционный

авторитарный  стиль в обучении оказывается  все более неэффективным, утрачивает

свою былую  популярность. Объясняется это тем  фактором, что современное

высокоразвитое  индустриальное общество в силу большой  сложности

хозяйственного  механизма, уникальности новейшей техники, ее громадного

воздействия на все стороны общественной жизни, включая и окружающую природную

среду, требует нового типа специалиста будь то предприниматель, инженер,

экономист или  юрист. Этот специалист должен не только обладать большими

познаниями  в соответствующей области, но и быть творческой, инициативной

личностью, умеющей  принимать смелые и нестандартные  решения, учитывать

множество факторов, связанных с использованием новейшей техники и технологии,

с ее социальными  и культурными последствиями.

Новый, демократический  стиль в построении образовательного процесса

характеризуется следующими особенностями:

1) формальный  процесс передачи знаний заменяется  решением конкретных задач,

которые совместно обсуждают учитель и ученик;

2) сущность  передаваемого содержания не  сводится к пассивному запоминанию, а

заключается в овладении разнообразной информацией;

3) формой  общения учителя с учеником  становится не научение, а взаимный обмен

информацией, что, естественно предполагает большую  самостоятельную работу

ученика;

4) инициатором  и ведущим в образовательном  процессе выступает учащийся;

5) характер  отношении между участниками - попеременное доминирование или

равенство учителя  и ученика;

6) в роли  обучающего может выступать не обязательно учитель-профессионал, а

любой носитель ценной информации .

Очевидно, что  такого рода нетрадиционная, демократическая  модель

образовательного  процесса может успешно применяться  в процессе обучения

взрослых  людей, имеющих сознательную мотивацию  к образованию, желающих

творчески овладеть изучаемыми предметами. К этой группе могут быть отнесены

старшеклассники, студенты, специалисты, обучающиеся  в системе повышения

квалификации  и др. Что касается начальной и  средней школы, то в их

деятельности  удачно сочетаются элементы демократического и авторитарного

стилей управления учебным процессом. Без демократического стиля,

предполагающего уважительное отношение к ученику, сочетаемое со стремлением

помогать  ему и сопереживать вместе с ним, трудно пробудить у школьников

интерес к  учебе, привить им необходимые моральные  качества.

Отмеченные  выше трудности во взаимоотношениях учащихся и Учителей,

безусловно, в значительной мере снижают эффективность  образовательного

процесса. Переход  к новым, демократическим взаимоотношениям между ними

является  важнейшим звеном процесса перестройки  образования на гуманистических

началах, но это станет реальностью лишь тогда, когда общество в целом будет

реформировано на принципах рыночной экономики  и демократические институты

окончательно  утвердятся в стране. Только тогда  возрастет ценность образования

в стране, повысится  престиж учительской профессии, а учащиеся и их родители

будут сознательно  ориентированы на получение образования.

4. Заключение

В современном  индустриальном обществе школа, в первую очередь высшая, не

является  в полной мере демократическим заведением. Некоторые социологи даже

приписывают институту образования консервативные функции, поскольку он

воспроизводит существующее в обществе социальное неравенство, а высшую школу

называют  элитарной. Подобные факты нельзя отрицать. Однако при этом нужно

помнить, что  всеобщее равенство является утопией, и каждое общество имеет

свой средний  образовательный стандарт, соответствующий  его объективным

потребностям. В ряде высоко развитых индустриальных держав мира, таких как

Япония, Германия, США этот стандарт уже выходит  за рамки обязательного

среднего  образования. Кроме того в ряде западных стран (Франция, Германия и

др.) распространяется практика приема в вузы без вступительных  экзаменов, что

является  достаточно убедительным свидетельством демократизации системы

высшего образования. Аналогичные эксперименты начинают практиковаться и в

нашей стране.

В современном  обществе более образованные социальные слои занимают более

высокое положение  в иерархии социального престижа. Движение индивида вверх

или вниз по шкале социального престижа становится в прямую зависимость от

уровня его  образования. Таким образом образование является одним из важнейших

символов  социальной позиции и средством достижения успеха в обществе.

Расширение  масштабов образованности населения, совершенствование системы

образования оказывают сильнейшее воздействие на социальную мобильность,

делают ее более открытой и динамичной. 

Информация о работе Образование как социальный институт