Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:15, реферат
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм,
которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры,
удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный
институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную
потребность.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие
признаки с другими институтами.
. система формального образования как объект
социологического изучения .................. 3
2. эволюция института образования .................3
3. функции института образования в обществе ...........5
4. заключение .........................10
формального образования существуют, конечно, и определенный набор позитивных
санкций, направленных на поощрение добросовестной учебы, стимулирующих
учащегося к высоким достижениям в учебе. В первую очередь это отличные
оценки, выдача аттестата с отличием и льготы, которые он дает при поступлении
в средние и высшие учебные заведения, повышенная или именная стипендии в
вузе, диплом с отличием, рекомендация для поступления в аспирантуру и т.д.
Решающее место в системе социального взаимодействия, характеризующего
образовательный процесс, занимают взаимоотношения между учителем и учеником.
Надо отметить, во-первых, присущее этим отношениям неравенство: статус
учителя неизмеримо выше статуса ученика, первый занимает господствующее
положение, второй - положение подчиненного. Доминирующее положение учителя
обусловлено тем, что он организует учебный процесс и управляет им, является
источником знаний для учеников, моральным авторитетом. Господствующая
позиция учителя в классе (или учебной группе) порождает авторитарный стиль в
преподавании, означающий безусловное подчинение ученика авторитету учителя.
Этот стиль предполагает, что учитель должен быть строг с учащимися и
наказывать провинившихся. Именно этот стиль взаимоотношений многие столетия
господствовал
в системе формального
Содержательной основой авторитарного стиля преподавания в педагогике
является традиционное понимание целей образования как процесса передачи
знаний от учителя к ученику. Первый является специалистом в определенной
области знаний и культуры, и его главная задача заключалась в том, чтобы
передать ученику определенный объем знаний и научить ими пользоваться. Роль
ученика сводилась к пассивному усвоению и запоминанию той информации, которую
давал ему педагог. Однако в современную эпоху традиционный
авторитарный стиль в обучении оказывается все более неэффективным, утрачивает
свою былую популярность. Объясняется это тем фактором, что современное
высокоразвитое индустриальное общество в силу большой сложности
хозяйственного механизма, уникальности новейшей техники, ее громадного
воздействия на все стороны общественной жизни, включая и окружающую природную
среду, требует нового типа специалиста будь то предприниматель, инженер,
экономист или юрист. Этот специалист должен не только обладать большими
познаниями в соответствующей области, но и быть творческой, инициативной
личностью, умеющей принимать смелые и нестандартные решения, учитывать
множество факторов, связанных с использованием новейшей техники и технологии,
с ее социальными и культурными последствиями.
Новый, демократический стиль в построении образовательного процесса
характеризуется следующими особенностями:
1) формальный
процесс передачи знаний
которые совместно обсуждают учитель и ученик;
2) сущность
передаваемого содержания не
сводится к пассивному
заключается
в овладении разнообразной
3) формой общения учителя с учеником становится не научение, а взаимный обмен
информацией, что, естественно предполагает большую самостоятельную работу
ученика;
4) инициатором и ведущим в образовательном процессе выступает учащийся;
5) характер отношении между участниками - попеременное доминирование или
равенство учителя и ученика;
6) в роли обучающего может выступать не обязательно учитель-профессионал, а
любой носитель ценной информации .
Очевидно, что такого рода нетрадиционная, демократическая модель
образовательного процесса может успешно применяться в процессе обучения
взрослых людей, имеющих сознательную мотивацию к образованию, желающих
творчески овладеть изучаемыми предметами. К этой группе могут быть отнесены
старшеклассники, студенты, специалисты, обучающиеся в системе повышения
квалификации и др. Что касается начальной и средней школы, то в их
деятельности удачно сочетаются элементы демократического и авторитарного
стилей управления учебным процессом. Без демократического стиля,
предполагающего уважительное отношение к ученику, сочетаемое со стремлением
помогать ему и сопереживать вместе с ним, трудно пробудить у школьников
интерес к учебе, привить им необходимые моральные качества.
Отмеченные выше трудности во взаимоотношениях учащихся и Учителей,
безусловно, в значительной мере снижают эффективность образовательного
процесса. Переход
к новым, демократическим
является важнейшим звеном процесса перестройки образования на гуманистических
началах, но это станет реальностью лишь тогда, когда общество в целом будет
реформировано на принципах рыночной экономики и демократические институты
окончательно утвердятся в стране. Только тогда возрастет ценность образования
в стране, повысится престиж учительской профессии, а учащиеся и их родители
будут сознательно ориентированы на получение образования.
4. Заключение
В современном индустриальном обществе школа, в первую очередь высшая, не
является в полной мере демократическим заведением. Некоторые социологи даже
приписывают
институту образования
воспроизводит существующее в обществе социальное неравенство, а высшую школу
называют элитарной. Подобные факты нельзя отрицать. Однако при этом нужно
помнить, что всеобщее равенство является утопией, и каждое общество имеет
свой средний образовательный стандарт, соответствующий его объективным
потребностям. В ряде высоко развитых индустриальных держав мира, таких как
Япония, Германия, США этот стандарт уже выходит за рамки обязательного
среднего образования. Кроме того в ряде западных стран (Франция, Германия и
др.) распространяется практика приема в вузы без вступительных экзаменов, что
является достаточно убедительным свидетельством демократизации системы
высшего образования. Аналогичные эксперименты начинают практиковаться и в
нашей стране.
В современном обществе более образованные социальные слои занимают более
высокое положение в иерархии социального престижа. Движение индивида вверх
или вниз по шкале социального престижа становится в прямую зависимость от
уровня его образования. Таким образом образование является одним из важнейших
символов социальной позиции и средством достижения успеха в обществе.
Расширение масштабов образованности населения, совершенствование системы
образования оказывают сильнейшее воздействие на социальную мобильность,
делают ее
более открытой и динамичной.