Образование как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:15, реферат

Описание

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм,
которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры,
удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный
институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную
потребность.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие
признаки с другими институтами.

Содержание

. система формального образования как объект
социологического изучения .................. 3
2. эволюция института образования .................3
3. функции института образования в обществе ...........5
4. заключение .........................10

Работа состоит из  1 файл

Образование как социальный институт.docx

— 43.99 Кб (Скачать документ)

свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия

общества.  Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью

происходит  характерная для западных стран  интеграция науки, высшего

образования и производства, результатом которой является ускорение научно-

технического  прогресса. Университеты все в большей  степени становятся

научно-исследовательскими центрами, выпоняющими теоретические и прикладные

исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств

и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных  исследований в стенах

вузов способствует совершенствованию системы высшего  образования, так как

новые научные  идеи и открытия включаются в учебные  программы, обеспечивают

повышение качества специалистов.

Модель социальной организации (структуры) образования  может быть предтставлена

как состоящая из трех основных социальных позиций: 1) руководители и

организаторы  образования, 2) педагоги и 3) учащиеся. Эта структурная

модель, значительно  упрощает и огрубляет реальную картину, поскольку существуют

различные типы учебных заведений (начальная и  средняя школы, средние

специальные учебные заведения, высшая школа  и т.п.), с присущими им

особенностями управления и педагогической деятельности, контингентом

преподавателей  и учащихся. Тем не менее с социологической точки зрения вполне

допустимо выделить соответствующие трем указанным социальным позициям

обобщенные  образцы поведения, нормативные  требования и ролевые предписания,

посредством которых регулируется социальное взаимодействие в процессе

образования.

Итак, высшую позицию в социальной структуре  образования занимают руководители

различных рангов: работники министерства, сотрудники департаментов, ректоры и

деканы, директора  школ и училищ и т.д. Отвлекаясь от сложной иерархической

зависимости указанных должностей, следует обратить внимание на ту роль,

которую выполняют административные работники в системе образования. Их

главная задача заключается в том, чтобы принимать  ответственные решения и

формировать стратегию образовательного процесса: определять перечень

основных  дисциплин и последовательность их изучения, обеспечить материально-

техническую базу образовательных учреждений и т.п. Они несут ответственность

за формирование преподавательского корпуса, определяют нормативные

требования  к деятельности преподавателей и  сотрудников, а также - критерии

оценки их труда. Представители высшего управленческого  звена формируют

государственную политику в области образования, разрабатывают универсальные

требования  к содержанию и качеству учебных  программ в соответствии с

изменяющимися социально-экономическими и политическими  условиями. Наряду с

этим они  осуществляют социальный контроль над  системой образования,

определяют  систему формальных санкций в  учебных заведениях. Административные

работники нижнего  звена (ректоры вузов и деканы, директора школ и училищ,

завучи и  т.д.) отвечают за осуществление процесса образования, корректируют

и уточняют стратегию  обучения применительно к данному  учебному заведению,

осуществляют  оперативное руководство и контроль за работой преподавателей и

поведением  учащихся.

Центральное место в структуре системы  образования занимае учитель.

Нормативные требования к адекватному выполнению роли учителя сводятся к

следующим моментам: он должен быть специалистом в определенной области науки

и культуры (истории, литературы, математики, физики и т.п.), обладать

лекторскими способностями и умением общаться с аудиторией, владеть методикой

обучения  студентов или школьников, научить их самостоятельным приемам

обучения (запись уроков, лекций, работа с литературой, решение задач и др.),

уметь популярно  и доходчиво объяснять трудные  вопросы, помочь исправить

ошибки и  т.д.

Эти нормативные  требования к социальной роли учителя  являются самыми общими,

они не раскрывают многих особенностей учительской профессии, и в первую

очередь деятельности тех педагогов, которые добиваются выдающихся результатов

в работе с  учащимися, в том числе с так  называемыми трудными подростками.

Другая особенность  ролевого поведения учителя, в большой  мере связанная с

традиционными нормативными требованиями - это умение объективно оценивать

знания учащихся, использовать оценку в воспитательных целях. Дело в том, что

выставляя оценку, учитель не только определяет правильность знаний учащегося,

но и "создает  ученику определенную репутацию  в классе", и сама оценка имеет

большое личное значение, так как выступает для  учащегося мотиватором учебной

деятельности. Оценка учителем достигнутых учащимся знаний является, таким

образом, своеобразной нормативной шкалой "социальной стратификации" в классе,

будь то школа, или студенческая группа в вузе. Посредством нее все учащиеся

ранжируются на определенные подгруппы: отличники, "хорошисты", просто

успевающие  и неуспевающие. Поэтому некоторые  социологи считают, что взаимное

оценивание - учителем знаний учащихся, а учащимися компетентности учителя и

его профессиональных качеств - определяет своеобразие межличностного

взаимодействия  в школе.

Переживаемый  в нашем обществе кризис больно задел  и сферу образования, что с

наибольшей  отчетливостью проявилось в падении  общественной ценности

образования и тесно связанным с этим падением престижа учительского труда,

вызвавшие деформацию учебного процесса.

В работе Ф.Г. Зиятдиновой, базирующейся на материалах социологических опросов

и посвященной анализу социального положения учительства, отмечается, что

престиж профессии  учителя значительно понизился  в последние 2-3 года. Во-

первых, среди  самих учителей paстет доля лиц, скептически оценивающих

культурно-образовательные  возможности своей профессии. По данным опросов

учителей  регионов Сибири, Дальнего Востока, некоторых  центральных районов,

около 40% отрицательно настроены по отношению к своей  профессии, а 30,6%

затруднились  с ответом. Мотивация учительского труда, настроенность на

созидательный труд также значительно изменились в отрицательную сторону: 4%

учителей  идут в школу охотно и радостно, 2% отбывают время, 19% - с текучим

меняющимся  настроением, 19% - с чувством тяжелой  повинности, а большая часть

61% - с постоянным  беспокойством и тревогой. Налицо  кризис профессии учителя,

огромная  неудовлетворенность своим трудом громадной армии работников школы.

Главная причина  такого положения - кризисные явления  в экономике, политике,

морали и  культуре, отсутствие четкой государственной программы перестройки

школы, которая  не только была бы способной на достаточно высоком уровне

обеспечить  финансирование школы, но и, что самое  главное - создать условия

для социальной востребованности образования и знаний, которые будут

способствовать  росту их престижа и, безусловно, повысят  социальный статус

учителя.

А что происходит в действительности? Свыше 60% опрошенных из факторов, важных

для успеха в  жизни, поставили образование на предпоследнее - 14-е место.

Самое печальное, что именно у молодых людей  в возрасте до 20 лет, когда и

приобретаются знания, ценность образования стоит  на предпоследнем месте, у

родителей оно  на третьем месте от конца из 14-ти позиций. Как следствие,

около половины учащихся старших классов и студентов  вузов слабо настроены на

получение знаний.  Падение ценности образования в  нашем обществе закономерно

вызывает  и низкий рейтинг учительской  профессии в общественном сознании. Это

подтверждают  и социологические опросы. Так, в 1989 г. при ответе на вопрос,

заданный  учащимся-старшеклассникам "Как  вы оцениваете престиж профессии

учителя в  нашем обществе?" 4,6% признали его "высоким", 61,5% - "средним" и

почти одна треть  респондентов "низким" и "очень  низким" (32,8%). Через два

года (в 1991 г.) эти оценки снизились: уже 45,3% опрошенных учащихся признали

престиж профессии  учителя в обществе "низким" и 21% -"очень низким". Опросы

родителей также  свидетельствуют о резком снижении авторитета учителя в

обществе: только 35% считают престиж учительской  профессии высоким, около

половины, 46% — "средним", а 51% - "низким "и "очень низким".

Теперь  поговорим  о другой ключевой роли в структуре образовательного

процесса - "ученика" (учащиеся школ, училищ, студенты и др.). Какие

требования  к его поведению предъявляет  нормативно-ценностная система

образования? Они достаточно очевидны: изучать различные предметы согласно

программе курса (класса), усваивать и запоминать информацию, овладевать

навыками  самостоятельного изучения и использования изученных фактов,

добросовестно посещать учебные занятия, уметь  слушать педагога и принимать

участие в  ходе занятий, лекций и т.п. Непременное  условие продвижения

ученика по многоступенчатой лестнице образования - успешная сдача экзаменов

и зачетов. По отношению к нерадивому учащемуся действует система санкций -

неудовлетворительная  оценка текущих занятий, замечания и записи в дневнике,

вызов родителей  и пр., вплоть до исключения из школы. В вузе система санкций

более формализована: отлынивающий от занятий студент может получить выговор

от деканата, в случае неудовлетворительной сдачи  сессии, он наказывается

лишением  стипендии, не переводится на следующий  курс. В нормативной структуре

Информация о работе Образование как социальный институт