Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:15, реферат
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм,
которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры,
удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный
институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную
потребность.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие
признаки с другими институтами.
. система формального образования как объект
социологического изучения .................. 3
2. эволюция института образования .................3
3. функции института образования в обществе ...........5
4. заключение .........................10
свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия
общества.
Кроме того, в силу тесных связей
университетов с
происходит характерная для западных стран интеграция науки, высшего
образования и производства, результатом которой является ускорение научно-
технического прогресса. Университеты все в большей степени становятся
научно-исследовательскими центрами, выпоняющими теоретические и прикладные
исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств
и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в стенах
вузов способствует
совершенствованию системы
новые научные идеи и открытия включаются в учебные программы, обеспечивают
повышение качества специалистов.
Модель социальной организации (структуры) образования может быть предтставлена
как состоящая из трех основных социальных позиций: 1) руководители и
организаторы образования, 2) педагоги и 3) учащиеся. Эта структурная
модель, значительно упрощает и огрубляет реальную картину, поскольку существуют
различные типы учебных заведений (начальная и средняя школы, средние
специальные учебные заведения, высшая школа и т.п.), с присущими им
особенностями управления и педагогической деятельности, контингентом
преподавателей и учащихся. Тем не менее с социологической точки зрения вполне
допустимо выделить соответствующие трем указанным социальным позициям
обобщенные образцы поведения, нормативные требования и ролевые предписания,
посредством которых регулируется социальное взаимодействие в процессе
образования.
Итак, высшую позицию в социальной структуре образования занимают руководители
различных рангов: работники министерства, сотрудники департаментов, ректоры и
деканы, директора школ и училищ и т.д. Отвлекаясь от сложной иерархической
зависимости указанных должностей, следует обратить внимание на ту роль,
которую выполняют административные работники в системе образования. Их
главная задача заключается в том, чтобы принимать ответственные решения и
формировать стратегию образовательного процесса: определять перечень
основных дисциплин и последовательность их изучения, обеспечить материально-
техническую базу образовательных учреждений и т.п. Они несут ответственность
за формирование преподавательского корпуса, определяют нормативные
требования к деятельности преподавателей и сотрудников, а также - критерии
оценки их
труда. Представители высшего
государственную политику в области образования, разрабатывают универсальные
требования к содержанию и качеству учебных программ в соответствии с
изменяющимися социально-экономическими и политическими условиями. Наряду с
этим они осуществляют социальный контроль над системой образования,
определяют систему формальных санкций в учебных заведениях. Административные
работники нижнего звена (ректоры вузов и деканы, директора школ и училищ,
завучи и т.д.) отвечают за осуществление процесса образования, корректируют
и уточняют стратегию обучения применительно к данному учебному заведению,
осуществляют
оперативное руководство и
поведением учащихся.
Центральное место в структуре системы образования занимае учитель.
Нормативные требования к адекватному выполнению роли учителя сводятся к
следующим моментам: он должен быть специалистом в определенной области науки
и культуры (истории, литературы, математики, физики и т.п.), обладать
лекторскими
способностями и умением
обучения студентов или школьников, научить их самостоятельным приемам
обучения (запись уроков, лекций, работа с литературой, решение задач и др.),
уметь популярно и доходчиво объяснять трудные вопросы, помочь исправить
ошибки и т.д.
Эти нормативные требования к социальной роли учителя являются самыми общими,
они не раскрывают многих особенностей учительской профессии, и в первую
очередь деятельности тех педагогов, которые добиваются выдающихся результатов
в работе с учащимися, в том числе с так называемыми трудными подростками.
Другая особенность ролевого поведения учителя, в большой мере связанная с
традиционными нормативными требованиями - это умение объективно оценивать
знания учащихся, использовать оценку в воспитательных целях. Дело в том, что
выставляя оценку, учитель не только определяет правильность знаний учащегося,
но и "создает ученику определенную репутацию в классе", и сама оценка имеет
большое личное значение, так как выступает для учащегося мотиватором учебной
деятельности. Оценка учителем достигнутых учащимся знаний является, таким
образом, своеобразной нормативной шкалой "социальной стратификации" в классе,
будь то школа, или студенческая группа в вузе. Посредством нее все учащиеся
ранжируются на определенные подгруппы: отличники, "хорошисты", просто
успевающие и неуспевающие. Поэтому некоторые социологи считают, что взаимное
оценивание - учителем знаний учащихся, а учащимися компетентности учителя и
его профессиональных качеств - определяет своеобразие межличностного
взаимодействия в школе.
Переживаемый в нашем обществе кризис больно задел и сферу образования, что с
наибольшей отчетливостью проявилось в падении общественной ценности
образования и тесно связанным с этим падением престижа учительского труда,
вызвавшие деформацию учебного процесса.
В работе Ф.Г. Зиятдиновой, базирующейся на материалах социологических опросов
и посвященной анализу социального положения учительства, отмечается, что
престиж профессии учителя значительно понизился в последние 2-3 года. Во-
первых, среди самих учителей paстет доля лиц, скептически оценивающих
культурно-образовательные возможности своей профессии. По данным опросов
учителей регионов Сибири, Дальнего Востока, некоторых центральных районов,
около 40% отрицательно настроены по отношению к своей профессии, а 30,6%
затруднились с ответом. Мотивация учительского труда, настроенность на
созидательный труд также значительно изменились в отрицательную сторону: 4%
учителей идут в школу охотно и радостно, 2% отбывают время, 19% - с текучим
меняющимся настроением, 19% - с чувством тяжелой повинности, а большая часть
61% - с постоянным беспокойством и тревогой. Налицо кризис профессии учителя,
огромная
неудовлетворенность своим
Главная причина такого положения - кризисные явления в экономике, политике,
морали и культуре, отсутствие четкой государственной программы перестройки
школы, которая не только была бы способной на достаточно высоком уровне
обеспечить финансирование школы, но и, что самое главное - создать условия
для социальной востребованности образования и знаний, которые будут
способствовать росту их престижа и, безусловно, повысят социальный статус
учителя.
А что происходит в действительности? Свыше 60% опрошенных из факторов, важных
для успеха в жизни, поставили образование на предпоследнее - 14-е место.
Самое печальное, что именно у молодых людей в возрасте до 20 лет, когда и
приобретаются знания, ценность образования стоит на предпоследнем месте, у
родителей оно на третьем месте от конца из 14-ти позиций. Как следствие,
около половины учащихся старших классов и студентов вузов слабо настроены на
получение знаний. Падение ценности образования в нашем обществе закономерно
вызывает и низкий рейтинг учительской профессии в общественном сознании. Это
подтверждают и социологические опросы. Так, в 1989 г. при ответе на вопрос,
заданный учащимся-старшеклассникам "Как вы оцениваете престиж профессии
учителя в нашем обществе?" 4,6% признали его "высоким", 61,5% - "средним" и
почти одна треть респондентов "низким" и "очень низким" (32,8%). Через два
года (в 1991 г.) эти оценки снизились: уже 45,3% опрошенных учащихся признали
престиж профессии учителя в обществе "низким" и 21% -"очень низким". Опросы
родителей также свидетельствуют о резком снижении авторитета учителя в
обществе: только 35% считают престиж учительской профессии высоким, около
половины, 46% — "средним", а 51% - "низким "и "очень низким".
Теперь поговорим о другой ключевой роли в структуре образовательного
процесса - "ученика" (учащиеся школ, училищ, студенты и др.). Какие
требования к его поведению предъявляет нормативно-ценностная система
образования? Они достаточно очевидны: изучать различные предметы согласно
программе курса (класса), усваивать и запоминать информацию, овладевать
навыками самостоятельного изучения и использования изученных фактов,
добросовестно посещать учебные занятия, уметь слушать педагога и принимать
участие в ходе занятий, лекций и т.п. Непременное условие продвижения
ученика по многоступенчатой лестнице образования - успешная сдача экзаменов
и зачетов. По отношению к нерадивому учащемуся действует система санкций -
неудовлетворительная оценка текущих занятий, замечания и записи в дневнике,
вызов родителей и пр., вплоть до исключения из школы. В вузе система санкций
более формализована: отлынивающий от занятий студент может получить выговор
от деканата, в случае неудовлетворительной сдачи сессии, он наказывается
лишением стипендии, не переводится на следующий курс. В нормативной структуре