Одиночество как практическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является - анализ одиночества как практической проблемы. Объект исследования – одинокие люди. Предмет - формы, методы работы с одинокими людьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ИЗУЧЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА КАК ПРАКТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ……………………………………………………………………..5

1.1 Понятие «практическая проблема»………………………………………….5

1.2 Одиночество как практическая проблема………….……………………….8

ГЛАВА 2. ТЕРАПИЯ ОДИНОЧЕСТВА …………..………………………14

2.1 Субъекты терапии одиночества…………………………………………….14

2.2 Формы и методы работы с одинокими людьми…………………………...20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..………………………………………………….26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………..29

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая работа - одиночество ,как практическая проблема.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал  государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования  «Российский государственный социальный университет» в г. Тольятти Самарской  области 

Кафедра социальной работы, педагогике  и социального права

Специальность: Социальная работа

Форма обучения очная 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Дисциплина: Технология социальной работы

Тема: «Одиночество, как практическая проблема» 
 
 

                                                                   Студентки 4 курса группы СД/08

                                                                   Кужелевой А.И.

                                                                  Научный руководитель:

                                                                   профессор, д.с.н. Щукина Н.П.

                                                                   Подпись научного руководителя_____

                                                                 

Тольятти 2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ИЗУЧЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА КАК ПРАКТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ……………………………………………………………………..5

1.1 Понятие «практическая  проблема»………………………………………….5

1.2 Одиночество как практическая проблема………….……………………….8

ГЛАВА 2. ТЕРАПИЯ ОДИНОЧЕСТВА   …………..………………………14

2.1 Субъекты терапии  одиночества…………………………………………….14

2.2 Формы и  методы работы с одинокими  людьми…………………………...20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..………………………………………………….26

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………..29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

        В современном мире люди всё чаще и всё острее испытывают чувство одиночества, но в то же время каждый воспринимает и оценивает его по-своему. Ни в науке, ни в массовом сознании нет общепринятого понимания этого феномена, однако при всей уникальности индивидуального переживания одиночества имеются определенные элементы, общие для любых его проявлений. И если раньше одиночество считалось, в основном, индивидуальной психологической проблемой, то в последнее время все больше и настойчивее начинают говорить о нем на уровне всего общества.

        Сегодня социальная ситуация требует от человека привлечения дополнительных ресурсов для формирования адекватных адаптивных возможностей к изменяющемуся миру. Однако, не всякий  человек готов принять новые условия существования. Многие люди переживают разрыв старых значимых связей, невозможность приобрести новые, одновременно испытывая в них потребность. Недостаток и / или « поверхностность » значимых отношений вызывает острые негативные переживания одиночества. Одиночество является глубоким эмоциональным переживанием, которое способно  исказить восприятие, понятие времени и характер социальных действий. Одиночество испытывают не только те, у кого, например, нет семьи и близких, но и многие «успешные», «состоявшиеся» люди, имеющие многочисленные социальные контакты и живущие, казалось бы, «благополучной жизнью». Даже в жизни одного и того же человека одиночество может оборачиваться разными ликами, высвечивая разнообразные грани и смыслы: от младенческого состояния покинутости и чувства отверженности у подростка, до возвышенных состояний удаления от людей (мира) у отшельника и творческой самоизоляции художника.

     Чувству одиночества (в разной степени) подвержены практически все, но особенно резко оно проявляется в кризисные периоды жизни человека. Одиночество - одна из наиболее частых причин обращения к психологу, психотерапевту, психоаналитику - явление неоднородное и многозначное.

     В последние годы в отечественной  науке феномен одиночества представляли в философском (Ачильдиев И.М., Старовайтова Л.И.), философско – социальном (Тихонов Т.М., Пузанова Ж.В.), социальном ( Черепухин Ю.М., Куртиян С.В.) направлениях

     Социологические исследования и статьи разных авторов  свидетельствуют о широком распространении проблемы одиночества в современном мире. Проблемы одиночества нашли свое отражение в работах таких исследователей и авторов как: Альперович В.Д., Мудрика А.В., Павленко П.Д., Рожкова М.И., Студеновой Е.Г., Фирсова М.В., Фокина  В.А., Холстова Е.И., Щукиной Н.П. и других.

     Таким образом, проблемная ситуация нашего исследования состоит в том, что общество осознало опасность феномена одиночества, эту проблему активно изучают и обсуждают с разных точек зрения, но исследований феномена одиночества все еще недостаточно.

        Целью данной курсовой работы является - анализ одиночества как практической проблемы.

     Для реализации поставленной цели мы должны решить следующие задачи:

          - уточнить понятие « практической проблемы»;

          - проанализировать одиночество как практическую проблему;

     -  рассмотреть субъекты терапии одиночества ;

     -  изучить формы и методы работы  с одинокими людьми.

       Объект исследования – одинокие люди. Предмет - формы, методы работы с одинокими людьми. 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА КАК ПРАКТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ 

    1. Понятие «практическая проблема»
 

        Представление о том, что в обществе существуют проблемы, кажется таким же старым, как и само человечество. На самом деле это не так. Хотя трудности и страдания можно обнаружить в любом обществе в любой исторический период, идея, что они являются практическими проблемами, относительно которых что-то можно и необходимо предпринять, является относительно недавней.

        Хосе Ортега-и-Гассет в своей книге «Что такое философия?» писал:  «Попытаемся определить то состояние ума, при котором вовлекает практическая проблема. Мы окружены, осаждены космической реальностью, погружены в нее. Эта охватывающая нас реальность материальна и социальна. Внезапно мы ощущаем потребность или желание, для удовлетворения которого требуется иная окружающая реальность: к примеру, камень, лежащий на пути, мешает нам двигаться вперед. Практическая проблема состоит в том, чтобы заменить наличную реальность на иную, чтобы на дороге не было камня, стало быть, появилось то, чего нет... Практическая проблема – это такое состояние ума, в котором мы проектируем изменение реальности, задумываем появление того, чего пока нет, но нам необходимо, чтобы оно было» [24,с.28].

        Обычно нашу познавательную или теоретическую деятельность справедливо определяют как умственный процесс, идущий от осознания проблемы к ее решению[24,с. 27]. Плохо то, что существует тенденция подчеркивать в этом процессе роль исключительно последней части: рассмотрения и решения проблемы. Поэтому науку, как правило, представляют в виде свода готовых решений. Обычно забывают, что раз теоретическая деятельность представляет собой движение от осознания проблемы к ее решению, то первым идет именно осознание проблемы. И тем не менее очевидно, что проблема – сердце и ядро науки. Все остальное зависит от нее, вторично по отношению к ней. Пожелай мы вдруг испытать интеллектуальное наслаждение, всегда доставляемое парадоксом, мы бы сказали, что в науке непроблематична лишь проблема, а остальное, особенно решение, всегда спорно и ненадежно, зыбко и непостоянно. Любая наука – это прежде всего система неизменных или почти неизменных проблем, и именно эта сокровищница проблем переходит от поколения к поколению, от разума к разуму, являясь вотчиной и оплотом традиции в тысячелетней истории науки [24,с. 27].

        Исходным пунктом исследования всегда  является проблемная ситуация. Проблема – это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в определенных практических или теоретических действий и незнанием путей, средств и методов существования [14,с 123].Например, это может быть назначение причин резко увеличившейся рождаемости детей с нарушенной психикой, ухудшение рейтинга известных политиков, роста преступности.

        Проблемы, возникшие в процессе  жизнедеятельности индивида, группы, сообщества, могут интерпретироваться  как трудности, обусловленные  несоответствием между желаемым  и возможным[15,с. 43]. Например, трудность испытывает неподготовленный человек, перед которым стоит задача перепрыгнуть какое – либо препятствие, т.е. трудность выступает в качестве объективного  явления. Если человек имеет проблему на уровне социальных, ментальных или психоментальных связей, то он становится клиентом социальной службы. Проблема на уровне социальных связей – это рассогласование взаимодействия человека с другими людьми ,с группами,  с социальными институтами[15,с. 44]. Проблема на уровне ментальных связей с обществом и группой представляет собой разрыв процессов восприятия, переработки и хранения в памяти и трансляции информации об окружающем мире[15,с. 44]. Решение проблем на уровне ментальных связей обусловлено самоопределением – осознанным выбором наиболее подходящего варианта поведения. В то же время для граждан пожилого возраста подобные трудности вызываются недостаточной информированностью, негативностью к решению мыслительных задач в новых общественных условиях. Психоментальная связь – эмоциональная сторона взаимоотношений, существующих в обществе, групп, их субъективная значимость для человека, а также отношение к самому себе [15,с. 45]. Проблемы, возникающие на уровне психоментальных связей индивида с самим собой, обусловлены эмоциональным неприятием «образа Я».

        Решить проблему – это значит получить новое значение или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, процесс, выявить факторы, с помощью которых потом можно будет воздействовать на развитие интересующего исследователя явления или процесса в желаем направлении[14,с. 123]. То есть в конечном итоге получить возможность решить существующие социальные противоречия, причины которых были не совсем поняты сначала. А если существует социальное противоречие то существует и социальная проблема.

        Социальная проблема представляет  собой осознаваемое субъектом деятельность как значимое для него несоответствие между его целью и результатом[20, с.71]. Это несоответствие, возникающее из – за отсутствия или недостатка у субъекта деятельности средств для достижения ее цели, приводит к неудовлетворению его социальных потребностей. Для того, чтобы стать социальной проблемой, несоответствие между целью и результатом деятельности должно пройти через сознание субъекта. Поэтому исследование социальных проблем предполагает как описание объективного состояния развития общества, которое осуществляется с помощью статистического методов, так и изучение общественного мнения, имеющее своей целью выявлять неудовлетворенности людей существующим положением вещей[20, с.71- 72].

        Социальная проблема возникает на уровне индивидов, а так же их групп и человечества в целом. Что касается социальной работы, то она имеет дело с проблемами, возникающими на уровне индивидов и их групп[20, с. 72]. Типичные проблемы социальной работы: проблемы охраны здоровья населения, защита материнства, детей сирот, женщин безработных и одиноких людей. Кроме того к ним относятся и проблемы социальной патологии, которая включает в себя поведение людей, отклоняющихся от принятых в обществе норм. Как мы видим, в социальной работе  в наиболее частых случаях, решение различных проблем имеет  практический характер, то есть они являются практическими проблемами.

         

    1. Одиночество как практическая проблема
 

        Каждый человек на себе ощущал действие одиночества, но редко кто задумывался над тем, что заставляет его так переживать и беспокоиться при этом. Люди столетиями ищут лекарство от одиночества, но, к сожалению, до сих пор такого лекарства изобретено не было. Так что же такое одиночество?

        Одиночество – психологическое  чувство разобщенности и социальной изоляции личности, фиксирующий внутренний, рефлективный разлад человека с самим собой, его сосредоточение на неполноценности своих отношений с миром «других» людей. [21, с.104.]Одиночество связанно с переживанием человека его оторванностью от исторической реальности , гармоничного природного мироздания, сообщества людей, семьи. Одиночество – не физическая изолированность, а нарушение контекста духовной связи объединяющих личность с ее социальном окружением[21, с.104]. Некоторые исследователи считают одиночество по преимуществу тяжким и неприятным переживанием, другие рассматривают его как чисто патологическое явление. Для основной же массы специалистов одиночество – это широко распространенный в настоящее время феномен присущий самым различным слоям общества[21, с.104].

        Одиночество - это сложное ощущение, овладевающее личностью в целом - ее чувствами, мыслями, поступками. Мы считаем, что сознание играет важную роль в данном ощущении. Мы не думаем, что одиночество

существует «только в вашей голове» и что это состояние можно, как по волшебству, преодолеть силой «позитивного мышления». Но мы утверждаем, что всесторонний анализ одиночества невозможен без изучения

того  влияния, которое на него оказывают, наряду с прочими, и когнитивные процессы.[9,с.191].

Информация о работе Одиночество как практическая проблема