Одиночество как практическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является - анализ одиночества как практической проблемы. Объект исследования – одинокие люди. Предмет - формы, методы работы с одинокими людьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ИЗУЧЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА КАК ПРАКТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ……………………………………………………………………..5

1.1 Понятие «практическая проблема»………………………………………….5

1.2 Одиночество как практическая проблема………….……………………….8

ГЛАВА 2. ТЕРАПИЯ ОДИНОЧЕСТВА …………..………………………14

2.1 Субъекты терапии одиночества…………………………………………….14

2.2 Формы и методы работы с одинокими людьми…………………………...20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..………………………………………………….26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………..29

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая работа - одиночество ,как практическая проблема.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)
 

        Субъект представляет собой источник познания и преобразования действительности, носитель активности, в то время как объект является носителем проблемной ситуации, конкретной область социальной реальности.

        Изучение проблемы одиночества в разных возрастных группах связано с различными этапами жизненного цикла человека, которые могут различаться в зависимости от отдельных социальных и демографических характеристик.

       Одиночество детей отличается своими нюансами от одиночества подростков или взрослых, но все же мы говорим об одном и том же в своей

основе  переживании. Как и взрослые, когда  их не удовлетворяет круг знакомых, одинокие дети могут испытывать болезненно ощутимые недомогания, скуку и отчуждение. К одиночеству часто примешивается такое чувство, что тебя оттолкнули, отвергли, и это наносит удар по самолюбию.[4,с. 359]. Перенесенное в детстве одиночество приобретает особую важность из-за того значения, которое оно может иметь для последующей жизни. Дети, привыкшие считать, что находиться одному и быть одиноким и отверженным вполне могут страшиться одиночества весь период взросления. Дети без друзей могут помочь нам понять одиночество взрослых. У маленьких детей дружба обычно складывается в течение более короткого промежутка времени, чем у взрослых, и в менее разнообразной

обстановке  и проявляется в такой форме, что обычно делает ее более открытой и доступной для стороннего наблюдателя. Поэтому дружба детей младшего возраста - уникальная возможность для исследования отношений

общения, их отсутствия или утраты. В дошкольной обстановке исследователь может наблюдать начало и конец дружбы в миниатюре, что намного труднее выявить, если вообще возможно, среди подростков или взрослых. Акцент на перемены, связанные с развитием, столь естественный для нас, когда мы изучаем одиноких детей, может также стать ценной перспективой для рассмотрения процесса разлуки и потери друзей среди взрослых. [4,c.360].

        Одиночество является серьезной проблемой, так же , в среде студентов, особенно на первом курсе их учебы. Хотя с одиночеством можно столкнуться в любом возрасте но особо высокая степень риска испытать его характерна для поздней юности и ранней молодости . Юность и раннюю молодость принято считать особенно трудными переходными периодами в жизни человека[7,с.385]. Наибольшее число исследований относится к изучению одиночества в подростковом и юношеском возрасте.

        Были проведены исследования среди подростков авторами: Кирпиковым А.Р.[5], Малышевой С.В.[11], Перешеиной Н.В.[17]. Столь пристальное внимание к одиночеству в этом возрасте можно объяснить тем, что оно в большинстве исследований оценивается, по-преимуществу, как негативное явление. По мере взросления у детей и подростков меняется отношение к одиночеству: дети воспринимают одиночество как физическое (никого нет рядом) состояние, постепенно перерастающее в психологическое и социальное. Чем старше возраст, тем больше возможностей для восприятия и переживания одиночества как плодотворного состояния. Однако оно может стать причиной девиантного и даже криминального поведения. Поэтому изучение одиночества в подростковом возрасте является необходимым для успешной социализации детей и адаптивной воспитательной работы. В этих исследованиях одиночество рассматривается как психологическое состояние, влияющее на внутренний мир подростка, на его поведение, на восприятие себя и сверстников.

        Холостые более склонны испытывать чувство одиночества, чем женатые, а среди холостых скорее всего почувствуют себя одинокими те, кто был женат прежде. Несомненно, определяющим моментом здесь становится отсутствие любовной привязанности. К сожалению, обычное обзорное исследование психологического комфорта не позволяет провести различие

между неженатыми людьми, у которых все  же есть любовная привязанность, и теми неженатыми, у которых ее нет [19,с.122].

        Вызывает недоумение выявленная  корреляция между одиночеством и уровнем доходов. Оказывается, бедняки обнаруживают несколько более высокий уровень одиночества [19,с.123].

        Другой возрастной группой, которая также часто выступает объектом изучения, являются пожилые люди.       Одиночество считается самой важной проблемой пожилых людей. В XX веке проблема одиночества получила небывалый статус: в ней увидели один из вечных, роковых источников трагической безнадёжности существования человека. [6,с.98]. Пожилые люди часто жалуются на тоску и одиночество, изоляцию от общества и ставят эти жалобы в зависимости от материальных трудностей и проблем удовлетворения житейских потребностей. Большие финансовые затруднения часто ускоряют отход от активной жизни пожилых и старых людей.                   Одиночество в старости – это, прежде всего, отсутствие родственников, детей, внуков, а также отдельное проживание от молодых членов семьи. Нелегко в пожилом возрасте пережить и смерть одного из супругов.

        В российском варианте одной из причин одиночества и изоляции старых людей является затворничество из-за финансовой немощи. Почти треть одиноких старых людей испытывают затруднения при решении элементарных гигиенических и бытовых вопросов.

        Одиночество выступает как социальная и психологическая проблема перед людьми пожилого возраста. С одной стороны, наблюдается сужение контактов, связанных с выходом на пенсию, обретением детьми самостоятельности, а в дальнейшем с естественным уходом из жизни друзей и родственников. [23,с.304]. С другой стороны, пожилому человеку необходимо преодолеть три подкризиса . Как считает Пекк, они связаны с переоценкой «Я-концепции», из которой исчезает ее главная составляющая — «Я-профессиональное», а также с осознанием старения тела и ухудшения здоровья, преодолением «самоозабоченности» и восприятием смерти как финального этапа жизни. [2,с.45].

        Физическая зависимость в пожилом возрасте принимает острые формы по причине одиночества. Разводы и вдовства пожилых людей сопровождаются финансовыми затруднениями с надеждой стабилизации положения в случае повторного брака. Пытаясь избежать одиночества и обусловленным им тягот, пожилые люди стремятся к новому прочному семейному союзу, построенному на основе взаимного доверия и близости . Задача социальных служб способствовать формированию терпимости и понимания в оценке и принятии разнообразных форм семейной  жизни в пожилом возрасте. [2,с.29].

        Пожилые - как и люди любого возраста - должны стараться выжить, пока жизнь приносит больше радостей, чем огорчений. И пожилые как

и люди любого возраста - должны как-то сохранять чувство собственного достоинства, чтобы избежать душевных мук, которые могут кончиться только смертью или психическим расстройством [12,с.483] .

        Субъект – единственный. Быть объектом – не смертельно! Но это не лучший вариант существования, или красившее и точнее – бытия.

  

2.2 формы и методы  работы с одинокими  людьми 

        Ряд концепций, включая достаточно популярный подход Р.Вейса, рассматривают одиночество как болезнь, которую можно избежать. Исследования Р.Вейса снабжены целым “молитвенником” – перечнем средств и “снадобий”, которыми могут себя пользовать сироты, пожилые, разведенные люди, прочие категории населения с тем, чтобы уменьшить и преодолеть приступы одиночества. Р.Вейс разработал программу для разведенных лиц, включающую в себя 8 собраний, в которых участвуют 30 мужчин и женщин, недавно порвавших супружеские узы. Начинаются они с 45 мин. лекции, за ней следует дискуссия в малой группе из 5-8 человек. Лекция включает в себя такие вопросы, как эмоциональные реакции, сопровождающие разрыв, влияние разрыва на отношения с детьми, новые свидания. В заключение каждого собрания его участники получают возможность общаться с лицами противоположного пола. Такая работа с группой, по мнению Р.Вейса, должна помочь человеку предпринять попытку улучшить свою жизнь.

        Вероятно, следует принять во внимание и возможность такого подхода к изучению одиночества, как показ респондентам картин, которые преднамеренно вызывают ассоциации с одиночеством: например портрет человека, смотрящего в окно. Респондентов можно было бы попросить

описать действие, запечатленное на картине, и что изображенный на ней человек, возможно, ощущает, а потом спросить, приходилось ли им испытать то же самое чувство, давно ли и как часто [19,с 118].

            Широкое распространение в последние  годы, в том числе и в России, получили клубы общения, группы “застенчивости”, где с помощью тренингов социальных навыков обучаются люди, страдающие от одиночества. Клиенты осваивают навыки вступать в разговор, поддержать беседу, делать и принимать комплименты, учатся регулировать периоды молчания в общении, изучают подходы к физической близости и т.д. Тренинг имеет групповой характер и длится около 10 недель. На типовом занятии социальный работник может показать участникам группы видеозапись, в которой дана модель некорректного вступления в разговор, а затем идет обсуждение того, каким образом можно лучше представить предложенную модель. Застенчивым людям на таких занятиях предлагается разработать свой собственный сценарий выяснения максимально возможной информации о своем партнере по общению.

    По  мнению некоторых практиков социальной работы, групповые занятия дают более значимые результаты (как для индивида, так и для общества), чем индивидуальная помощь клиенту. Групповая реабилитация позволяет удовлетворить (или скорректировать) такие важные потребности личности, как ощущение принадлежности, участия, приобщения к совместному опыту. Некоторые свойства социальных отношений (например, конфликт или затруднения в общении) лучше всего “излечиваются” при помощи брачной или парной терапии, осуществляемой, в том числе, службами знакомств. Предназначение такого рода служб – расширение круга знакомых, повышение уровня информированности о возможном брачном партнере. Большинство одиноких людей не обращаются за помощью к профессионалам. Для некоторых людей беседы, встречи с друзьями, молитва (среди верующих) – эффективная терапия одиночества. Согласно исследованиям К.Рука и Л.Пепло, в смягчении одиночества решающая роль принадлежит друзьям.

    В последнее время все чаще в  качестве самопомощи выступает “библиотерапия”  – руководство для решения  личных проблем через направленное чтение. Речь идет об изданиях литературы по самопомощи: всевозможных справочных изданиях, книгах, специально написанных для подростков, женщин, мужчин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Советы, содержащиеся в литературе по самопомощи, можно разделить на относящиеся к общению, к тому, что надо принимать во внимание и как себя вести. В основе этих советов – учет ценностных установок одиноких людей относительно социальных ролей. Здесь основная идея сводится к тому, что людям для их собственного блага нужен определенный социальный статус. Так, Гордон (1976) доказывал, что мы живем в “двойной культуре”, где успех измеряется не только в терминах материального достатка, но и в терминах достижения отношений определенного типа[18,с. 523]. Для юноши-подростка последнее может означать “иметь лучшего друга”, для девушки–подростка это, возможно, повлечет за собой появление “молодого человека”. У взрослых людей высокий социальный статус нередко связан с наличием брака.[26, с.24].

    Халлинан (1979) установил, что характеристики классных комнат начальной школы влияют на дружбу среди детей. Аронсон (1978) – автор методики “класса-пилы”, согласно которой детей разбивают на небольшие учебные группы, в которых каждый ребенок получает на уроке разную информацию. Усвоение информации требует, чтобы он учился у других детей и, в свою очередь, учил их тому, что извлек из своей части задания. Таким образом, совместная деятельность строится по схеме вознаграждения. Согласно Аронсону, в таких классах дети проявляют больше любви друг к другу и больше самоуважения, чем их сверстники в традиционных классах. Большое внимание проблеме самоуважения уделено в творчестве “Колумба семейной терапии” В.Сатир, согласно которой самое важное в терапии одиночества – это воспитание детей таким образом, чтобы они осознали свою высокую значимость. Тогда одиночество не станет для них трагедией. То есть, одиночество, с переживанием которого в течение которого в течение жизни сталкивается каждый, скорее может перенести тот, кто знает себе “цену” и не страдает комплексом неполноценности [26, с.25].

        В терапии одиночества нужно учитывать многообразие факторов, ведущих к одиночеству. Этому многообразию и должны соответствовать многообразные стратегии вмешательства. Крайне необходимы также проверенные на практике исследования по эффективности используемых способов терапии и профилактики одиночества. Социономическая поддержка одиноких людей должна состоять, прежде всего, не в изменении личности человека, а в изменении его ситуации. При этом терапия одиночества должна соответствовать следующим принципам:

    1) изучение индивида в среде;

    2) понимание психосоциального становления  личности как пожизненного процесса;

    3) учет социокультурных факторов  формирования и развития индивида[26, с.25].

    Данным  принципам, в свою очередь, должны соответствовать такие способы вмешательства в среду, которые не бросали бы “тень” на одинокого человека. Разработка таких методов вмешательства – творческий вызов, брошенный практикам социальной работы.  

         Различные теории, затрагивающие тему одиночества в основном рассматривают причины его возникновения. Но на одиночество влияет не какая-то одна, а скорее – множество причин. Поэтому для их рассмотрения целесообразнее использовать т.н. мягкие методы, чтобы понять, какие основания для переживания одиночества присутствуют в каждом конкретном случае. Любая форма одиночества является глубоко личной и ее лучше всего описывает сам человек [3,с. 131].

Информация о работе Одиночество как практическая проблема