Одиночество как практическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является - анализ одиночества как практической проблемы. Объект исследования – одинокие люди. Предмет - формы, методы работы с одинокими людьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ИЗУЧЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА КАК ПРАКТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ……………………………………………………………………..5

1.1 Понятие «практическая проблема»………………………………………….5

1.2 Одиночество как практическая проблема………….……………………….8

ГЛАВА 2. ТЕРАПИЯ ОДИНОЧЕСТВА …………..………………………14

2.1 Субъекты терапии одиночества…………………………………………….14

2.2 Формы и методы работы с одинокими людьми…………………………...20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..………………………………………………….26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………..29

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая работа - одиночество ,как практическая проблема.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

        Применение метода неоконченных предложений, позволяет снять тревогу респондента, возникающую при необходимости давать ответы на сенситивные вопросы о себе, что обеспечивает исследователю доступ к необходимой информации. Этот метод подходит в данном случае и потому, что при рассмотрении внутреннего мира человека «жесткие» методы, и даже однозначные стандартизированные понятия, малоприемлемы. Используя его, можно получить данные о категориях, которыми оперируют люди при описании своего жизненного опыта, об их субъективных  восприятиях, а также определить значения, вкладываемые респондентами в понятия «одиночество», «одинокий человек».

         Среди мер, противостоящих “факторам разобщения”, свое место найдут, очевидно, и специально психологические методы работы с людьми. Чтобы справиться с “синдромом дискоммуникации”, нужна хорошо поставленная, разветвленная психологическая служба. Она должна защитить пожилого человека от давления факторов урбанизации, массовой коммуникации и информационного взрыва.

        Первые шаги в нашей стране уже сделаны. Их цель - вернуть людям свежесть восприятия других и самовосприятия, погрузить в исключительно разнообразный внутренний мир, помочь разговориться в атмосфере духовности. Общение - неотъемлемая часть практически каждого из видов профессиональной деятельности людей. Особенно это касается профессий, представители которых постоянно находятся в непосредственном контакте с людьми, во взаимодействии и общении с ними. Это работники культуры, образования, здравоохранения, социальной сферы и т.д.

        Большое значение в процессе общения имеет умение проявлять интерес к собеседнику, заряжать его своим оптимизмом, бодростью, внушать ему веру в свои силы. Необходимо отметить, что рассматривая общение как средство от одиночества пожилых людей, следует помнить, что оно не может быть универсальным, подходящим всем и всегда. Необходим учет социальных, образовательных и других факторов.

        Широкое распространение в последние годы, в том числе и в России, получили клубы общения, где с помощью тренингов социальных навыков обучаются люди, страдающие от одиночества.

        Так же фактором профилактики одиночества является удовлетворение потребности человека в уединении. Уединение не прекращает общения, но лишь концентрирует человека на наиболее важных, обогащающего его духовных формах общения. В уединении наиболее полно и глубоко можно постичь смысл классических произведений искусства, раскрывается красота природы. Но между уединением и одиночеством больше различия, чем сходства и путать их нельзя. Социальные работники оперируют системным, социологическим подходом к рассматриваемой проблеме.

        Природа одиночества имеет множество аспектов, но если рассуждать о практической стороне вопроса, то эта проблема решается обществом через систему организованной социальной работы. Как предмет социальной работы, одиночество должно рассматриваться в двух аспектах, и решение проблемы одиночества для данного института общественных отношений должно исходить из самой природы одиночества. Решение проблемы фактического одиночества в основном предполагает применение такой функции социальной работы, как социальная помощь.

        Следует отметить, что важное место в решении проблемы психологического одиночества должна занимать система общего образования. Если задачами социальной работы являются коррекция, терапия и реабилитация, то главной задачей системы общего образования является воспитание полноценной личности.

        Пытаясь помочь одиноким людям, мы должны остерегаться стремления пристыдить их за их одиночество. Создать такие методы вмешательства в среду, которые не бросали бы тень на одинокого человека,- таков наш творческий вызов, брошенный исследователям проблемы одиночества. 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

             Таким образом, мы рассмотрели одиночество как практическую проблему. Заметим, что одиночество – одна их тех проблем, которые крайне остро стоят перед современным обществом и государством в России, и термин «социальное сиротство».

         Проанализировав одиночество как практическую проблему, мы можем сказать, что одиночество как социальное явление существует столько же, сколько существует человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Единого ответа на вопрос, в чём проблема одиночества – нет. Очевидно, что само слово «одиночество» подразумевает «остаться наедине с самим собой». Наедине не всегда означает отсутствие окружающих. Чувство одиночества нередко приходит и к тем, кто постоянно находится в обществе, им могут быть подвержены как маленький ребенок, к которого разводятся родителя, так и пожилой человек, оставшийся совсем один при живых родственников.

     Природа одиночества имеет множество  аспектов, но если рассуждать о практической стороне вопроса, то эта проблема решается обществом через систему  организованной социальной работы.

     Никакое практическое противоборство с одиночеством невозможно, пока не идентифицированы экспериментальные данные, пока не произведена их беспристрастная оценка и не определены причины этих реальных фактов возникновения одиночества.

        Мы не знаем точно причин и истоков одиночества, так же как и его последствий. Этим незнанием и запутанностью вопроса и объясняется тот факт, почему мы располагаем столь незначительным числом существенных исследований по проблеме одиночества. Как бы мы ни рассматривали одиночество – теоретически ли, практически ли, в личностном аспекте – необходимо иметь рабочую модель, которая соответствовала бы многообразию и сложности явления и которая бы давала возможность объяснять его с точки зрения особого социального контекста.

        В практике одиночества нужно учитывать многообразие факторов, ведущих к одиночеству, этому должно соответствовать и многообразие стратегий вмешательства; помощь одиноким людям должна состоять в изменении ситуации, а не личности человека. Для того, чтобы работа субъектов социальной деятельности была более целенаправленной и эффективной нужно иметь четкое представление о проблемах различных социально уязвимых категорий населения.

        Не смотря на многообразие взглядов относительно одиночества, можно сделать вывод о том, что одиночество понимается в двух основных смыслах:

1. Фактическое  одиночество, то есть, отсутствие  вокруг людей;

2. Психологическое  одиночество (одиночество в толпе), то есть, внутреннее переживание  индивида.

       Природа одиночества имеет множество аспектов, но если рассуждать о практической стороне вопроса, то эта проблема решается обществом через систему организованной социальной работы. Как предмет социальной работы, одиночество должно рассматриваться в двух аспектах, и решение проблемы одиночества для данного института общественных отношений должно исходить из самой природы одиночества. Решение проблемы фактического одиночества в основном предполагает применение такой функции социальной работы, как социальная помощь.

        И так мы  можем сделать вывод, что каждый человек подвержен одиночеству. Однако так как мы все разные, то и оно носит индивидуальный характер. И все же эта проблема далеко не раскрыта, много еще нерешенных вопросов, ненайденных путей. Но тем не менее главным выводом может служить то, что хотя одиночество разных социальных групп различно, к нему всегда нужно относиться с должным пониманием, потому что нет человека более несчастного, чем человек, живущий в одиночестве и мы должны помочь ему не только на словах, но и действиями.

        Конечно, существуют и исключения  из правила, и есть люди вполне счастливые в своем одиночестве, использующие его с пользой для себя. Иногда оно помогает открыть в себе какие-то совершенно неожиданные таланты. Вспомнить хотя бы великого поэта и прозаика Михаила Юрьевича Лермонтова. Он был бесконечно одинок без друзей, без семьи, но именно его одиночеству мы обязаны появлением на свет великих произведений литературы. Кто знает, если бы он жил в благополучной семье и имел много друзей, увидел ли бы свет такой же одинокий Печорин, мчался ли бы навстречу буре одинокий "Парус"?

     Однако  не стоит забывать о том, что исключения из правил чаще всего эти правила лишь подтверждают. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Вербицкая С.Л. Социально-психологические факторы переживания одиночества. Дис. к. психол.н. СПб., 2002.
  2. Годфруа  Ж. Что такое психология. - М., 1992. - Т. 2. - С. 45.
  3. Дж. Рэлф Оди. Человек - существо одинокое: биологические корни одиночества// Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисловия Н.Е. Покровский. М.,1989.,131с.
  4. Зик Рубин. Одиночествои социальные группы// Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисловия Н.Е. Покровский. М.,1989.,359с.
  5. Кирпиков А.Р. Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте. Дис... к.психол.н.М., 2002.
  6. Кропоткин П. Взаимная помощь как фактор эволюции. Т. 7. - СПб, 1997.- С.98.
  7. Каролин и Кутрона .Поступление в колледж: одиночество и процесс социальной адаптации// Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисловия Н.Е. Покровский. М.,1989.,385с.
  8. Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисловия Н.Е. Покровский. М.,1989.,стр.15., 18.,
  9. Летиция Энн Пепло, Мария Мицели и Брюс Мораш. Одиночество и самооценка// Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисловия Н.Е. Покровский. М.,1989.,191с.
  10. Леонард М. Хоровиц, Рита де С. Френч и Крейг А. Андерсон// Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисловия Н.Е. Покровский. М.,1989.,255с.
  11. Малышева С.В. «Образ Я» и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество. Дис. к.психол.н. М., 2003.
  12. Маргарет Кларк и Барбара Гэллатuн Эндерсон. Одиночество и старость// Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисловия Н.Е. Покровский. М.,1989. - 483с.
  13. Немов Р.С., Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений, в 3-х книгах, 3 издание, М.: «Владос», 2003. кн.2., -  315с.
  14. Новиков С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учебное пособие для высшей школы.- 2 – е изд. – М.Академический Проект; Фонд «Мир», 2006. – 123с.
  15. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведение/Под ред. Н.Ф. Басов.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- С.43 – 45.
  16. Пузанова Ж.В. Социологическое измерение одиночества. Автореферат диссертации канд.филос. наук,2009. - С.33.
  17. Перешеина Н.В. Психология одиночества у законопослушных и криминальных подростков. Дис. к.психол.н. М., 1999.
  18. Рук, К., Пепло, Л. Терапия одиночества // Лабиринты одиночества Сост., общ. ред.и предисловияН.Е. Покровский. М.,1989.С.512 – 523.
  19. Робертс С.Вейс. Концептуальные и операциональные определения// Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисловия Н.Е. Покровский. М.,1989.,С.118 -  115.
  20. Социальная работа/ Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебное пособие». – г. Ростов н/ Д: «Феникс», 2000. –

     С.70 - 72 . 

  1. Социологическая энциклопедия: В.2т./ Национальный общественно – научный фонд / Руководитель научного проекта Г.Ю. Семишин ; Главный редактор В.Н. Иванов. – М.: Мысль 2003г. С. 104 – 105.  
  2. Технология социальной работы: учеб. пособие. Часть I /  Н.П.Щукина; Федер. агентство по образованию. – Самара: Изд-во«Самарский университет», 2007.  – С.9.
  3. Фирсов М.В., Студентова Е.П., учебное пособие для вузов. «Теория социальной работы ». Москва. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. «Московский государственный социальный университет».2001. – 304с.
  4. Хосе Ортега-и-Гассет . Что такое философия?С.27 – 28.
  5. Шмелев Р.В. Исследование взаимосвязи девиантного поведения и состояния одиночества в подростковом обществе. Дис. к.психол.н. Самара, 2004.
  6. Щукина, Н.П. Одиночество как социальная проблема // Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. Т.2 / Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 1997. - С.22 - 25.
  7. Щукина Н.П. Свободный доступ пожилых людей к социальным услугам. Отечественный журнал социальной работы. № 1. 2005. – С.29

Информация о работе Одиночество как практическая проблема