Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является - анализ одиночества как практической проблемы. Объект исследования – одинокие люди. Предмет - формы, методы работы с одинокими людьми.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИЗУЧЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА КАК ПРАКТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ……………………………………………………………………..5
1.1 Понятие «практическая проблема»………………………………………….5
1.2 Одиночество как практическая проблема………….……………………….8
ГЛАВА 2. ТЕРАПИЯ ОДИНОЧЕСТВА …………..………………………14
2.1 Субъекты терапии одиночества…………………………………………….14
2.2 Формы и методы работы с одинокими людьми…………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………..29
Применение метода неоконченных предложений, позволяет снять тревогу респондента, возникающую при необходимости давать ответы на сенситивные вопросы о себе, что обеспечивает исследователю доступ к необходимой информации. Этот метод подходит в данном случае и потому, что при рассмотрении внутреннего мира человека «жесткие» методы, и даже однозначные стандартизированные понятия, малоприемлемы. Используя его, можно получить данные о категориях, которыми оперируют люди при описании своего жизненного опыта, об их субъективных восприятиях, а также определить значения, вкладываемые респондентами в понятия «одиночество», «одинокий человек».
Среди мер, противостоящих “факторам разобщения”, свое место найдут, очевидно, и специально психологические методы работы с людьми. Чтобы справиться с “синдромом дискоммуникации”, нужна хорошо поставленная, разветвленная психологическая служба. Она должна защитить пожилого человека от давления факторов урбанизации, массовой коммуникации и информационного взрыва.
Первые шаги в нашей стране уже сделаны. Их цель - вернуть людям свежесть восприятия других и самовосприятия, погрузить в исключительно разнообразный внутренний мир, помочь разговориться в атмосфере духовности. Общение - неотъемлемая часть практически каждого из видов профессиональной деятельности людей. Особенно это касается профессий, представители которых постоянно находятся в непосредственном контакте с людьми, во взаимодействии и общении с ними. Это работники культуры, образования, здравоохранения, социальной сферы и т.д.
Большое значение в процессе общения имеет умение проявлять интерес к собеседнику, заряжать его своим оптимизмом, бодростью, внушать ему веру в свои силы. Необходимо отметить, что рассматривая общение как средство от одиночества пожилых людей, следует помнить, что оно не может быть универсальным, подходящим всем и всегда. Необходим учет социальных, образовательных и других факторов.
Широкое распространение в последние годы, в том числе и в России, получили клубы общения, где с помощью тренингов социальных навыков обучаются люди, страдающие от одиночества.
Так же фактором профилактики одиночества является удовлетворение потребности человека в уединении. Уединение не прекращает общения, но лишь концентрирует человека на наиболее важных, обогащающего его духовных формах общения. В уединении наиболее полно и глубоко можно постичь смысл классических произведений искусства, раскрывается красота природы. Но между уединением и одиночеством больше различия, чем сходства и путать их нельзя. Социальные работники оперируют системным, социологическим подходом к рассматриваемой проблеме.
Природа одиночества имеет множество аспектов, но если рассуждать о практической стороне вопроса, то эта проблема решается обществом через систему организованной социальной работы. Как предмет социальной работы, одиночество должно рассматриваться в двух аспектах, и решение проблемы одиночества для данного института общественных отношений должно исходить из самой природы одиночества. Решение проблемы фактического одиночества в основном предполагает применение такой функции социальной работы, как социальная помощь.
Следует отметить, что важное место в решении проблемы психологического одиночества должна занимать система общего образования. Если задачами социальной работы являются коррекция, терапия и реабилитация, то главной задачей системы общего образования является воспитание полноценной личности.
Пытаясь помочь одиноким людям, мы должны
остерегаться стремления пристыдить их
за их одиночество. Создать такие методы
вмешательства в среду, которые не бросали
бы тень на одинокого человека,- таков
наш творческий вызов, брошенный исследователям
проблемы одиночества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы рассмотрели одиночество как практическую проблему. Заметим, что одиночество – одна их тех проблем, которые крайне остро стоят перед современным обществом и государством в России, и термин «социальное сиротство».
Проанализировав одиночество как практическую проблему, мы можем сказать, что одиночество как социальное явление существует столько же, сколько существует человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Единого ответа на вопрос, в чём проблема одиночества – нет. Очевидно, что само слово «одиночество» подразумевает «остаться наедине с самим собой». Наедине не всегда означает отсутствие окружающих. Чувство одиночества нередко приходит и к тем, кто постоянно находится в обществе, им могут быть подвержены как маленький ребенок, к которого разводятся родителя, так и пожилой человек, оставшийся совсем один при живых родственников.
Природа одиночества имеет множество аспектов, но если рассуждать о практической стороне вопроса, то эта проблема решается обществом через систему организованной социальной работы.
Никакое практическое противоборство с одиночеством невозможно, пока не идентифицированы экспериментальные данные, пока не произведена их беспристрастная оценка и не определены причины этих реальных фактов возникновения одиночества.
Мы не знаем точно причин и истоков одиночества, так же как и его последствий. Этим незнанием и запутанностью вопроса и объясняется тот факт, почему мы располагаем столь незначительным числом существенных исследований по проблеме одиночества. Как бы мы ни рассматривали одиночество – теоретически ли, практически ли, в личностном аспекте – необходимо иметь рабочую модель, которая соответствовала бы многообразию и сложности явления и которая бы давала возможность объяснять его с точки зрения особого социального контекста.
Конечно, существуют и
Однако
не стоит забывать о том, что исключения
из правил чаще всего эти правила лишь
подтверждают.
Список
литературы
С.70 - 72 .