Одиночество как практическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является - анализ одиночества как практической проблемы. Объект исследования – одинокие люди. Предмет - формы, методы работы с одинокими людьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ИЗУЧЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА КАК ПРАКТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ……………………………………………………………………..5

1.1 Понятие «практическая проблема»………………………………………….5

1.2 Одиночество как практическая проблема………….……………………….8

ГЛАВА 2. ТЕРАПИЯ ОДИНОЧЕСТВА …………..………………………14

2.1 Субъекты терапии одиночества…………………………………………….14

2.2 Формы и методы работы с одинокими людьми…………………………...20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..………………………………………………….26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………..29

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая работа - одиночество ,как практическая проблема.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

        Часто люди просто даже и не представляют, что одиночество станет существенной стороной их жизни. Будучи не подготовленными к этому переживанию, они сначала теряются и затем безмерно страдают от его болезненных ударов. Одиночество становится еще более мучительным, превращаясь в хроническое переживание. Большинство из нас испытывают одиночество эпизодически, принимая его как нечто естественное. Но затянувшееся одиночество раздражает человека и постепенно уничтожает

его жизненные силы. Когда же чувство одиночества глубоко пронизывает человека и устойчиво сохраняется, оно истощает душевные силы и начинает вызывать серьезные опасения. Более того, оно может содействовать возникновению чувства безнадежности, подрывающего способность плодотворно ему противодействовать. Такое положение становится невыносимым и стимулирует изменение структуры поведения, которое в итоге может стать пагубным для человека и общества.

        Глубоко присущий человеку протест против одиночества стал генеральной темой многих гуманистических учений, возникших на Западе в ХХ веке. Одним из ярких глашатаев «антиодиночества» стал философ и социальный психолог Эрих Фромм. Справедливо подчеркивая, что сама натура человека не может быть согласна с изоляцией и одиночеством, Фромм подробно рассматривал ситуации, приводящие к возникновению у человека

ужаса перед одиночеством [8, с.18]. Оказавшись в открытом море после кораблекрушения, человек гибнет гораздо раньше, чем исчерпываются его физические силы. Причина преждевременной гибели - страх умереть в одиночестве. Фромм перечислил и рассмотрел ряд социальных потребностей, формирующих резко отрицательное отношение личности к одиночеству. Это – потребность в общении, связях с людьми, потребность в самоутверждении, привязанности, потребность обладать самосознанием, потребность в системе ориентации и необходимость иметь объект поклонения[8, с.18]. Чувство одиночества, фрагментирующее личность, раскалывающее ее на дискретные

части, по мысли Фромма, ведет подчас к  агрессивности, насилию, терроризму, анархии. Замешанная на фрейдистских мотивах философия Фромма стала в рамках современного западного гуманизма одним из ярких манифестов тех, кто стремится создать альтернативу деградации личности, пытается найти точку опоры в мире, опутанном противоречиями и испытывающем разнообразные кризисные явления.

        В современных условиях количество одиноких людей, возрастает с каждым годом. Одиночество - одна из тех проблем, которые крайне остро стоят перед нашим обществом. Реальную картину одиночества в России определить сложно.

        Что послужило бы хорошим средством измерения одиночества? Первое, что приходит в голову,- это задать один-единственный вопрос: «Вам одиноко?» Подобный способ оценки был бы весьма обоснованным, его

было  бы легче применять и регистрировать по баллам [19].

        Долгое время одиночество не рассматривалось как центральная проблема практики социальной работы и проводимых исследований. Это обусловлено рядом факторов:

    - оно не всегда определялось  как самостоятельный вопрос, его рассматривали как спутника разного рода психологических дистрессов;

    - наряду с этим, оно казалось  слишком ”экзотическим” явлением;

         - наконец, предполагалось, что большинство  людей могут справиться с данной проблемой самостоятельно[26,с.22-23].

        К сожалению, до сих пор лекарства от одиночества изобретено не было и каждый пытается «убить» одиночество, тоску и внутреннюю пустоту по своему. Кто то погружается в шумную толпу людей, кто-то ищет дружбу и общение в Интернете, кто то просто начинает искать себе различные занятия. Но когда снова наступает тишина и человек остается один на один с самим собой, он вдруг обнаруживает, что чувство одиночества и ненужности стало еще больнее и ярче. Некоторые пытаются приглушить одиночество занятостью, жизнью по расписанию, не оставляя себе ни минуты свободного времени, чтобы ни на секунду не оказаться снова лицом к лицу со своим одиночеством. Многие обращаются за помощью к психологам  это привело к тому, что они «захватили» практически исследуемое проблемное поле , резко сузив его границы до представления об одиночестве как некотором болезненном, негативном состоянии, связанном с нарушением социальных и эмоциональных контактов (видимом или явном), а все человечество оказалось разбито на две группы: «одиноких сейчас» и «потенциально одиноких», так как трудно представить себе человека всегда удовлетворенного своими социальными контактами,

семьей, жизнью – то есть фактически на нынешних «клиентов» психологов-клиницистов - практиков, психоаналитиков и психотерапевтов и «клиентов» будущих [16].

       Большое значение в процессе общения имеет умение проявлять интерес к собеседнику, заряжать его своим оптимизмом, бодростью, внушать ему веру в свои силы. Необходимо отметить, что рассматривая общение как средство от одиночества пожилых людей, следует помнить, что оно не может быть универсальным, подходящим всем и всегда. Необходим учет социальных, образовательных и других факторов.

        Широкое распространение в последние годы, в том числе и в России, получили клубы общения, где с помощью тренингов социальных навыков обучаются люди, страдающие от одиночества, также кто то с головой окунается в Библию и ищет спасения у Бога, посещая различные молебны , читая различную литературу.

       В последние десятилетия ситуация меняется. Разработано множество концепций одиночества, выступающих теоретической базой проводимой социальной работы. Если клиницисты особое внимание уделяют депрессии или тревоге, связанным с одиночеством эмоциям (гнев, печаль и т.д.), сопровождающим одиночество мыслям (негативизм, представление о причинах одиночества), проблеме самоуважения, то социальные работники акцентируют внимание скорее на социальных связях людей, их особенностях. [26,с.22-23].

        Расхожие мнения и распространенные штампы (бытующие в обыденном и научном сознании), что одиночество – это социальная проблема, социальная болезнь, не являются еще доказательством того, что оно есть социальная проблема в социологическом понимании. [16]. Несмотря на свою психологическую «сущность», одиночество явно имеет социальные корни – и вопрос здесь не столько в нарушении социальных связей, увеличении социальной мобильности, «размытости» ценностных ориентиров, сколько в

осознании, ощущении и состоянии неудовлетворенности ими, возникающих у индивидов, и называемых и интерпретируемых ими как «одиночество». В свою очередь это эмоциональное состояние определяет соответствующее «видение мира», нацеливая на выработку определенной стратегии поведения, которая опять же интерпретируется как поведение «одинокого» человека. В результате, мы получаем ситуацию, когда по причинам и последствиям явление интерпретируется как социальное, а по сути своей остается психологическим.

        Признаки прототипа одинокой личности, аналогичные разного рода психическим недомоганиям, подразделяются на несколько концептуально различных категорий. Если рассмотреть психические недомогания, которые заставляют людей обращаться к психотерапевту, то мы обнаружим здесь качественно различные виды проблем. Один класс проблем - это такие симптомы (типично интроспективные определения), как чувство депрессии,

одиночества, параноидальное чувство или чувство  напряженности. Другой класс представляют «самоприговоры » типа «Со мной что-то не в порядке», «Я - неудачник », «Я - никудышный человек». Третий класс составляют недостающие индивиду специфические поведенческие навыки, типично межличностные, такие, как: «Я не умею располагать людей к дружбе со мной» или «Мне трудно в чем-то отказать своим друзьям»[10, с.255].

        Одиночество может быть причиной  многих разочарований, но хуже  всего, когда оно становится  причиной крушения надежд. Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, оторванными, забытыми, обделенными, ненужными. Это мучительное ощущение, потому что они возникают вопреки обычным человеческим ожиданиям. Одиночество предполагает разрыв связей или их полное отсутствие, тогда как наши обычные надежды, ожидания сориентированы на согласованность, соединение, связь. Тяжелая форма одиночества может означать беспорядок и пустоту и вызывать индивидуальное чувство бесприютности. Ощущение того, что человек везде «не на своем месте». 

         
 
 
 

ГЛАВА 2.ТЕРАПИЯ ОДИНОЧЕСТВА 

2.1 Субъекты терапии  одиночества 

«Человек  не есть то, что он есть; человек есть то, что он не есть»

Жан-Поль Сартр. 

        В современном мире люди всё  чаще и всё острее испытывают  чувство одиночества, но в то  же время каждый воспринимает  и оценивает его по-своему. В ряде развитых стран мира (Голландия, Бельгия и др.) одинокие люди составляют около 30 % населения. В США, по данным на 1999 г., было 21,2 млн. одиноких людей. По сравнению с 1960 г. этот показатель вырос в 3 раза. [13, c.315].

        Кого-то одиночество сводит с ума, парализует волю к жизни, доводит до самоубийства, заставляет искать спасения в сектах и еще черт знает где. Для других, в одиночестве нет ничего противоестественного. Для некоторых людей одиночество - абсолютно нормальное существование, не несущее в себе какого-то дискомфорта. Даже наоборот, - это дополнительная возможность для самосовершенствования, развития, получения знаний, свобода маневра, свобода принятия решений, ответственность за свою жизнь, творчество, наконец.

        Люди, испытывающие внутреннее расстройство и смятение, проистекающие из ощущения разъединенности с традиционными ценностями и нормативами, часто говорят о чувстве одиночества, которое не могут даже объяснить. Многие люди лучше понимали свое одиночество после того, как оно было обрисовано ими. Эти люди не могут быть охарактеризованы как анонимные личности, они переживали культурное отчуждение из-за иммиграции или как следствие обширных и быстрых изменений в религиозных и общественных нравах.

        Сартру принадлежит ключевое для понимании экзистенциализма изречение: «Человек не есть то, что он есть; человек есть то, что он не есть»[8, с.14]. За внешней парадоксальностью этого суждения скрывается немалый философский смысл, утверждающий всеобщую и фундаментальную неудовлетворенность человека миром, разлад с самим собой. Ведь согласно этой формуле, человек постоянно порывается стать тем, «что он не есть»,- выйти за пределы своего «Я», найти истину вне себя, разомкнуть сковывающие его рамки одиночества. Но реалии, находящиеся вне его, отрезвляюще действуют на этот порыв. И тогда, возвращаясь к себе, не найдя

ничего  достойного общения в мире людей, человек не может понять, «что он есть» на самом деле и потому его путь к себе, вернее, «в себя» всегда конфликтен, сопряжен с осмыслением одиночества как экзистенциальной

ситуации  бытия человека в мире. В психологических, и в социологических исследованиях одиночество рассматривалось и сейчас преимущественно рассматривается лишь в некоторых определенных возрастных группах, то есть речь фактически идет о возникновении и переживании одиночества на отдельных этапах жизненного цикла[8, с. 14].

            Растет осознание того факта, что объект социальной работы – "живые системы", которым, кроме "тела" (организма), внутренне присуща активность, т.е. способность самостоятельно двигаться, выбирать направление и способ движения [22, с. 9]. На рис.1рассматривается клиент как объект и субъект социального действия, где мы можем увидеть чем они различны между собой.

    
 
 
 
 

                                                     Рис. 1

    Клиент  как объект и субъект  социального действия 

№ п/п Объект Субъект
1 Детерминированность:

ожидание,

отказ от решений, исполнительность

Активность: инициатива, принятие решений, самореализация
2 Опора на внешний  мир,

стимулы

Опора на внутренний мир, 

       понимание

3 Неизменность, стабильность Способность к  изменениям
4 Репродуктивное  поведение Способность к  саморазвитию
5 Бесперспективность,

безнадежность

Видение перспективы, горизонта
6 Монопараметричность

существования

Многомерность существования

Информация о работе Одиночество как практическая проблема