Основные понятия социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:52, лекция

Описание

Объект социологической науки — социальная система как целое, а также те специфические подсистемы, которые функционируют в ее рамках и образуют ее структуру, определяют основные социальные процессы. Социология отличается от других общественных наук (социальной философии, истории и т.д.) тем, что анализирует социальную систему через выявление устойчивых социальных связей и социальных отношений.
Предмет социологии — закономерности формирования, развития и функционирования системы социальных связей и отношений.

Работа состоит из  1 файл

основные понятия социологии.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

 

Позиция 1. Предмет социологической науки.

  1. Объект социологической науки — социальная система как целое, а также те специфические подсистемы, которые функционируют в ее рамках и образуют ее структуру, определяют основные социальные процессы. Социология отличается от других общественных наук (социальной философии, истории и т.д.) тем, что анализирует социальную систему через выявление устойчивых социальных связей и социальных отношений.
  2. Предмет социологии — закономерности формирования, развития и функционирования системы социальных связей и отношений. При этом в рамках социологического реализма эти связи и отношения понимаются как существующие объективно, независимо от субъектов социального взаимодействия; а с точки зрения социологического номинализма, они представляют собой овеществленный результат деятельности таких субъектов. (Смелзер Н. Социология. М., 1994.)
  3. Социология как наука выполняет в современном обществе ряд основных функций. Часть из них присуща всем отраслям социально-гуманитарных наук, часть является специфическими. 1) Мировоззренческая функция — знание законов и принципов функционирования и развития социальных общностей и социальных систем составляет важный элемент современного научного мировоззрения; 2) Когнитивная (познавательная) функция — социология, как и другие науки представляет собой деятельность, направленную на достижение нового знания в своей предметной области; это знание представлено в теоретически системной и эмпирически обоснованной форме; 3) Педагогическая функция — социология является одним из элементов современной системы образования, включаясь в комплекс фундаментальных обществоведческих, философских и культурологических дисциплин; 4) Критическая функция — социологическая теория анализирует общественную ситуацию и общественное развитие с позиции расхождения объективных закономерностей и реальных социальных процессов, тем самым выявляя и обосновывая как позитивные, так и негативные моменты в развитии общества; 5) Регулятивная функция — данные конкретных социологических исследований применяются в сфере регулирования социальных процессов на различных уровнях (от трудового коллектива до государственно-политической системы в целом), социологические теории могут воздействовать на формирование политической и социальной стратегии, административные и политические решения; 6) Прогностическая функция — прогнозирование социальных процессов, обнаружение вероятных кризисных тенденций и конфликтных сфер общественного развития. (Основы социологии. Учебное пособие для преподавателей и студентов. Под ред. Н.Н.Целищева. Екатеринбург, 1993.)
  4. Социология начинает формироваться в качестве самостоятельной научной дисциплины в середине XIX в. в рамках позитивистской исследовательской программы, хотя элементы социологических знаний и социологического подхода существовали и ранее (к примеру, социальные теории Аристотеля, Т.Гоббса, К.Маркса)
  5. Основные этапы развития: 1) Вторая половина XIX - начало ХХ вв. — начальный этап, на котором доминирует разработка общесоциологических теорий при слабо развитой эмпирической базе; методологические установки связаны с социологическим реализмом, системно-ориентированным переносом естественнонаучных методов на социальную сферу, проекты социальной инженерии; 2) 20-40-е гг. ХХ в. — бурное развитие эмпирической социологии, формирование национальных социологических школ (французской, немецкой, итальянской, американской); 3) 50-60-е гг. ХХ в. — этап «индустриальной социологии», возрождение фундаментальных социологических теорий, разработка проблем индустриального и постиндустриального общества, поиск перспективных социальных стратегий; 4) с 70-х гг. ХХ в. начинается современный, «критический» этап социологии, связанный с прогрессом микро-социологических методик, методологическим плюрализмом, критикой социологии «изнутри» (леворадикальные школы, постструктурализм и др.). (Современная западная социология. Словарь. М., 1990; Капитонов Э.А. Социология ХХ в. История и технология. Ростов-на-Дону, 1996.)

 

Позиция 2. Теоретическая и прикладная социология.

  1. Теоретическая и прикладная социология выполняют специфические функции как в научном, так и в социальном плане. Теоретическая социология систематизирует и объясняет социальные процессы, закономерности функционирования и развития социальной системы, механизмы регуляции и саморегуляции социального взаимодействия, предоставляет методологическую базу для различных направлений социально-гуманитарного знания; Прикладная социология не только дает конкретную информацию о социальных структурах и процессах, но и становится рычагом их регулирования, решения конфликтов; кроме того, теоретическая и прикладная социология позволяют прогнозировать социальные процессы различного уровня и масштаба. (Смелзер Н. Социология. М., 1994)
  2. Каждый специфический элемент предмета социологии требует применения различных методологий для его исследования. Например, анализ структуры общества предполагает, в первую очередь, использование структурно-функциональных методов, исследование социального действия связано с так называемыми «понимающими» методами, изучение общественного сознания связано с массовыми опросами общественного мнения, социология культуры может привлекать герменевтические методы и т.п. (Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара, 1995.)
  3. В изучении социологии привлекает, возможность понять основные механизмы социально-индивидуального взаимодействия, источники и средства преодоления межгрупповых конфликтов, а также полнее представить себе сложную систему организации и регуляции современного общества, перспективы его развития. В практическом плане важна возможность использования методов сбора и обработки социальной информации (технология опросов, интерпретация данных и т.п.).

 

Позиция 3. Социологическая модель общества и человека.

  1. Социологический подход в определенном смысле является более «строгим», т.к. на первом плане стоит сбор и интерпретация социологической информации с применением математических методов и проверочных процедур. Этим достигается относительная независимость от субъективно-оценочного подхода к обществу, исследование ориентировано на выявление механизмов взаимодействия социальных система, групп, индивидов, социальных институтов. Философский подход к обществу включает в себя обязательно возможность субъективной интерпретации и оценочного (ценностного) анализа общественных явлений. Кроме того, философия направлена не только на выявление закономерностей развития, но и на обнаружение смысла социальных процессов и реалий с точки зрения «вечных проблем» человечества. Философский подход более интегрален, так как в числе прочего учитывает и социологические модели общества, тогда как социологический подход можно считать более конкретным. (Смелзер Н. Социология. М., 1994.)
  2. Формирование социологических моделей общества связано с развитием теоретических и методологических концепций в других отраслях знания. Так, ранние социологические модели общества (О.Конт, Г.Спенсер) связаны с биологическим подходом к обществу («социальный организм», ассимиляция и диссимиляция), марксистская теория основана на экономической модели (производство, товарообмен, классовая структура), психоаналитические модели проводят аналогии между структурой индивидуальной психики и социокультурной системой (З.Фрейд, В.Райх, Г.Маркузе), распространение информационных технологий и системного анализа привело к формированию концепций «информационного общества», «постиндустриального общества», «деидеологизации» (Д.Белл, Р.Арон). Также в теоретических моделях общества можно обнаружить влияние физики (А.Дж.Тойнби), лингвистики (К.Леви-Стросс, Ж.Лакан) и т.д. (Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993; Капитонов Э.А. Социология ХХ века. Ростов-на-Дону, 1996.)
  3. Реализация человеком социальных законов происходит на нескольких уровнях. Во-первых, в результате социализации личности (воспитание, образование, межличностная коммуникация, формирование трудовых и мировоззренческих навыков), которая оказывает постоянное влияние на мотивацию и характер индивидуальной деятельности. Во-вторых, через участие личности во внутригрупповом взаимодействии, когда происходит подчинение специфическим установкам и правилам данного коллектива, группы, общности. В-третьих, через деятельность в сфере различных социальных институтов (семья, религия, экономика, администрация, правовая сфера и т.д.), также требующей сочетания индивидуальной свободы с принятием правил и санкционированных способов действия. Лишь некоторая часть социальных законов реализуется вполне осознанно (например, по поводу возможных наград или наказаний), большинство подобных действий совершается как бы автоматически или в силу традиции. (Сорокин П.А. Общая социология // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.)

 

Позиция 4.Сущность и структура социальных систем общества

  1. В социологической теории Огюста Конта под социальной системой понимается целостный организм, основанный на устойчивых социальных связях и состоящий из специфических взаимодействующих групп. Основой всей этой иерархии Конт считал семью, рассматривая индивида как «случайный» элемент социальной связи. Социальные связи могут быть как внутренними, органичными (как связи и отношения в семье) и внешними, вызванными материальной необходимостью (в промышленности, армии). Как социальная, так и интеллектуальная сфера эволюционирует по «закону трех стадий»: теологической, метафизической, позитивной. Основой человеческого действия являются различные инстинкты, которые упорядочиваются «господствующими идеями» и самой организацией общества. Целью общественной эволюции является формирование «промышленного и мирного общества», культуре которого соответствует культ Великого Существа — метафоры единого социального организма.

Никлас Луман основывает свою модель на системно-функциональном подходе, рассматривая социальную систему  в отношении к окружающему  миру через сопоставление «комплексности». Простейшая социальная система — «интеракция», возникающая при согласовании действий и переживаний участников общения. Само общество охватывает все возможные для соотнесения в коммуникации действия. Эти действия и есть первичный элемент социальной системы, а сам человек относится к комплексности окружающего мира. С развитием и усложнением общества нарастает его абстрактность, оно уже не может «тематизировать себя» как государство, его основные системы автономизируются. Внутрисистемная интеракция происходит благодаря «символически обобщенным средствам коммуникации». Эволюционные механизмы (изменчивость, отбор, стабилизация) признаются не-необходимыми, а сама общественная эволюция — стохастической. (Современная западная социология. Словарь. М., 1990.)

2.В основе функционирования  социальной общности лежат отношения, в которые вступают члены этой общности (индивиды или социальные группы) по поводу реализации тех или иных интересов. Если эти интересы выражают объективные потребности людей, то такие отношения также будут объективными, а связи, возникающие между субъектами взаимодействия — устойчивыми. Однако социальная общность и социальная организация в своем функционировании формируют и иные отношения и связи, как например, нормативные, властные или идеологические. Они, будучи вторичными, тем не менее интегрируют общности и усложняют процесс социального взаимодействия. Различным типам социальных организаций присущи свои специфические связи и отношения, выступающие для них как основные (например, действия, направленные на достижение политической власти как основной вид деятельности политической партии). Источник: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

 

Позиция 5. Культура как социальная система  воздействия на личность.

  1. Согласно Г.Зиммелю, культура выражает противостояние субъекта (человек) и объекта (внешний мир), она есть исторически обусловленное (принимающее в каждый конкретный исторический период специфическое содержание и смысл) становление родовой человеческой сущности, вечное движение от несовершенства к совершенству. «Душа культуры» — идеал, эталон полноценного человеческого существа, находящегося в гармонии с социальной и природной реальностью. Источник: Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Избранное. Т. 1. Философия культуры. М., 1996.

В социологической теории П.А.Сорокина культура предстает как несводимая к материальным связям и отношениям сверхиндивидуальная реальность. Ее «вертикальная структура» задается иерархией коллективных чувств, рациональности и сверхрациональной интуиции. «Горизонтальная структура культурной суперсистемы» включает в себя язык, этику, религию, искусство и науку, которые поочередно доминируют в развитии культуры, формируя специфические формы мировоззрения. Источник: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

К.Леви-Стросс понимает под  культурой объективную по отношению  к индивиду структуру мышления, определяющую структуру деятельности. По своим  внутренним параметрам культура аналогична языку и представляет собой систему  бинарных оппозиций, один из элементов  которой может занимать доминирующее положение («истинное», «должное»), а другой — подчиненное («ложное», «запретное»). Источник: Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.

2.Основные функции  культуры: 1) Интегрирующая — индивиды  и социальные группы осознают свое единство, идентифицируя себя с той или иной культурной системой; 2) Информационная — все варианты знаний и представлений о реальности есть часть культуры; 3) Ценностная — культура может быть представлена как сложная система ценностных представлений и ориентаций; 4) Социализирующая — адаптация индивидов к существующей системе социальных отношений происходит через присвоение культурного опыта; 5) Репродуктивная — культурная система обеспечивает воспроизводство самой структуры общественных отношений и общественного сознания от поколения к поколению; 6) Коммуникативная — культура есть пространство и совокупность всех способов общения между любыми субъектами; 7) Этическая — культура как совокупность моральных норм и нравственных установок; 8) Деятельностная — культура есть комплекс навыков и представлений о целях и средствах практической деятельности. 9) Контролирующая — культурные установки и традиции контролируют повседневную деятельность индивидов и социальных групп; 10) Инновационная — обогащение, рост культурного опыта создает одну из основ социального развития, эволюции общественных отношений. Источник: Смелзер Н. Социология. М., 1994.

  1. Культура воздействует на личность многообразно. Основные каналы воздействия — семья, система образования, религиозная традиция, нормативно-правовая сфера общества, социально-политические объединения и организации, этнические традиции, искусство, средства массовой информации и т.п. Способы культурного воздействия: обучение, воспитание, коммуникация, традиция, производственное взаимодействие, идеологическое воздействие, социальные санкции и репрессии. Источник: Смелзер Н. Социология. М., 1994.

 

Позиция 6. Личность как социальная система.

  1. В социологическом плане понятие личности определяется, прежде всего, социальной зрелостью, способностью человека осознанно, рационально и эффективно взаимодействовать с другими людьми, группами, социальными институтами и социальными системами. Другими словами, личность — это «социализированный индивид», или, по словам К. Маркса, «совокупность всех общественных отношений», признанный обществом в качестве полноценного, «нормального» относительно самостоятельный субъект социального действия. Источник: Хабермас Ю. Демократия и гуманизм. М., 1995.
  2. Понятие «человек» по существу является абстракцией, указывая не единую родовую сущность всех представителей Homo sapiens безотносительно к половой, этнической, расовой, социокультурной, возрастной и клинической идентификации. Хотя в обыденном языке может применяться и как обозначение конкретного лица — «этот/тот человек». Понятие «индивид» характеризует человека как телесно-биологическую единицу, аналогично понятию «особь» в биологии. В социальном смысле «индивид» понимается как абстрактная единица («атом») социального взаимодействия безотносительно к его конкретным социальным свойствам. Понятие «личность» значительно уже, обозначая лишь особый статус человеческого существа — статус полноценного члена социальной общности и субъекта социального действия, обладающего специфическим набором социальных качеств (образованность, моральность, сознательность, лояльность по отношению к социальной системе и т.п.). Источник: Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.
  3. Социальный тип «новых русских» сам по себе отнюдь не специфичен, будучи вариацией интернационального типа «нувориш» («новый богатый»), т.е. личности, резко повысившей свой социальный статус посредством обогащения. Наиболее типичная черта такой личности — сохранение личностных и социальных качеств, свойственных «нижним» слоям общества вместе с повышенным уровнем социальных и культурных амбиций. «Новый русский» притязает на особую ценность, роль в социокультурной системе и подтверждает обоснованность своих притязаний исключительно внешним образом, перенимая «внешние» атрибуты элитарности (имидж, «аристократические» привычки, стиль жизни, демонстрация благополучия и исключительности). В действительности уровень культурного, нравственного и личностного развития не соответствует этим притязаниям, что порождает комичность и анекдотичность данного типа. Поскольку быстрое обогащение зачастую связано с криминальной деятельностью, то личность типичного «нового русского» несет в себе яркие черты девиантного, нигилистически ориентированного по отношению к социально-нравственным нормам поведения. Источник: средства массовой информации и фольклорно-анекдотическая традиция.

Информация о работе Основные понятия социологии