Основные понятия социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:52, лекция

Описание

Объект социологической науки — социальная система как целое, а также те специфические подсистемы, которые функционируют в ее рамках и образуют ее структуру, определяют основные социальные процессы. Социология отличается от других общественных наук (социальной философии, истории и т.д.) тем, что анализирует социальную систему через выявление устойчивых социальных связей и социальных отношений.
Предмет социологии — закономерности формирования, развития и функционирования системы социальных связей и отношений.

Работа состоит из  1 файл

основные понятия социологии.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

Позиция 7. Механизм социальной деятельности человека в обществе.

  1. Данное высказывание Н.М.Карамзина подчеркивает, что признание обществом личности происходит, в первую очередь, на основании многостороннего оценивания социокультурных свойств и действий, зафиксированного в виде «репутации», «доброго имени», «порядочности» и т.п. Наличие такого социального признания позволяет личности притязать на определенную стабильную или повышающуюся социальную роль. Однако, надо учитывать, что смысл и содержание «доброго имени» зависит от специфики деятельности и сознания того социального слоя, к которому принадлежит данная личность. Источник: Сорокин П.А. Общая социология // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  2. Социальная роль — это совокупность регулярно воспроизводящихся в течение длительного времени стереотипов поведения; социальная роль выступает как динамический аспект социального статуса индивида. В каждом конкретном виде социального взаимодействия реализуется конкретная роль, то есть каждый индивид характеризуется различными ролями (семейными, политическими, производственными, культурными и др.) Источник: Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
  3. Сущность социального действия заключается в том, что данное действие направленно на другого субъекта, связано с ожиданием его определенных ответных действий и несет определенный социально значимый результат — воспроизводство данных социальных отношений и систем или их трансформацию.
  4. В классификации М.Вебера социальные действия разделяются по ценностно-мотивационным признакам на традиционные, аффективные, ценностно-рациональные и целе-рациональные. Источник: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные сочинения. М., 1990.

 

Позиция 8. Механизмы поведения личности в общ6естве.

  1. Основные факторы, определяющие поведение личности в обществе, с одной стороны, связаны со спецификой самой личности (ее социальная роль, статус, уровень развития самосознания, ролевые ожидания, социальные притязания); с другой стороны, они полагаются специфической сценой социального взаимодействия — типом социального института, особенностями социальной системы, наличием определенных традиций и социальных стереотипов, характером социальной мобильности и стратификационной структуры, системой общественных санкций, вероятностью поощрения или репрессии данного поведения. Источник: Смелзер Н. Социология. М., 1994.
  2. Система социального контроля является многоуровневой и охватывает так или иначе практически все сферы социального действия. Это, прежде всего, властно-политические структуры, поддерживающие социальное единство и регулирующие социальные отношения; нормативно-правовая система; система правоохранительных и репрессивных органов. Эти элементы системы социального контроля обладают особым привилегированным официальным статусом. Другие элементы системы социального контроля действуют опосредованно, контролируя деятельность личности либо через влияние на ее сознание (система образования, мораль, религия, традиция), либо через институционализацию социального взаимодействия (семья, производство, торговля). Источник: Социологический энциклопедический словарь. М., 1995.
  3. Взаимооценивание общества и индивида строится на соотношении социальных ожиданий и осознании результатов взаимодействия. Социальная оценка индивида зависит от соответствия или несоответствия его действий нормативным системам (право, мораль, традиции) и релевантности этих действий сложившейся системе социальной интеракции. Оценивание общества индивидом складывается из ожиданий адекватных реакций общества на те действия, которые индивид считает социально приемлемыми, заслуживающими поощрения или нейтральными по отношению к обществу. Здесь также существует влияние усвоенных личностью представлений о нормах, ценностях, идеалах социальной системы и социального взаимодействия. Источник: Смелзер Н. Социология. М., 1994.

 

Позиция 9. Социальная структура общества.

  1. Социальные отношения — это совокупность взаимодействий различных субъектов социального действия (от индивидов до общества в целом), результатом которых является воспроизводство социальной системы и ее эволюция.
  2. Как правило, социальные отношения являются относительно стабильными и относительно независимыми от субъективных желаний, воль и сознания (саморегулирующимися). Однако, социальные отношения складываются в конечном счете по поводу индивидуальных, групповых, классовых социальных интересов.
  3. Социальная структура — это институциональные условия и организация социальных отношений на различных уровнях, основными из которых являются три: микросоциальный (межличностные отношения, семья, коллективы, социальные группы), социальные институты и социетальный уровень (общество как целостная система). Источник: Основы социологии. Под редакцией Целищева Н.Н. Екатеринбург, 1993.
  4. Общество — 1) в широком смысле: совокупность всех форм взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; 2) в узком смысле: структурно или генетически определенный вид взаимодействия, предстающий как исторически определенная целостность, или относительно самостоятельный элемент этой целостности. Цивилизация — в теоретической литературе фигурируют три значения этого термина: 1) Как характеристика определенного уровня развития техно-социальной системы общества («цивилизация в противовес варварству» и т.п.); 2) Как характеристика конкретной культурно-исторической целостности, развивающейся относительно автономно от иных целостней подобного рода («древнеиндийская цивилизация» и т.п.); 3) Как структурно-организационное, техническое и производственное начало общества в отличие от духовно-культурной, нравственно-ценностной его стороны («что важнее — цивилизация или культура?»). Общественно-экономическая формация — целостный тип общества со всеми присущими ему конкретно-историческими особенностями, основанный на определенном способе производства и занимающий определенное место в историческом развитии. 4) Классы (социально-экономические) — крупные группы людей, имеющие определенное отношение к собственности на средства общественного производства и занимающие в соответствии с этим определенное место в социальной системе. Источники: Современный философский словарь. М., Люксембург, 1998; Современная западная социология. Словарь. М., 1990; Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. В 9 тт. Т.7. М., 1987.

 

Позиция 10. Социальная мобильность.

  1. а) В марксистско-ленинской социологии критериями выделения классов являются: 1) отношение к средствам общественного производства; 2) отношение к системе распределения продуктов общественного производства; 3) положение в политической системе (господствующий/подчиняющийся класс); 4) отношение к господствующей идеологии; 5) роль в процессе общественного развития ( прогрессивный/реакционный) класс; 6) конкретное значение в данной системе производственных отношений (основной/не основной класс).
  2. б) в концепции социальной стратификации Т.Парсонса критерии выделения классов следующие: 1) «качество» (предписанные членам данной группы степени ответственности, компетенции, функциональные роли в социальной регуляции); 2) «исполнение» (сравнительная оценка деятельности по отношению к другим группам и слоям); 3) «обладание» материальными ценностями, техническими, социальными и культурными ресурсами. К этим критериям часто добавляют уровень стабильности социального статуса — степень вероятности смены страты и направленность мобильности (вверх/вниз). Источник: Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология. М., 1972; Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
  3. Социальная мобильность в открытом обществе проявляется в том, что (в зависимости от конкретной социальной ситуации) отдельные индивиды и группы людей в течение определенного срока меняют свою страту (социальный статус).
  4. Восходящая мобильность — повышение социального статуса; нисходящая мобильность — понижение статуса. В периоды социально-экономической стабильности преобладает индивидуальная мобильность, в периоды кризисов — групповая. Вероятность, темпы и направление мобильности зависят от возраста, уровня образования, сферы деятельности, социального престижа и т.д. Источник: Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология. М., 1972.
  5. В социальной структуре современного (постсоветского) российского общества сформировались следующие новые слои и страты: «новый высший слой», (представители крупного бизнеса, руководители «естественных монополий» и крупных банков и высокопоставленные чиновники); «новый зажиточный слой» (средний бизнес, служащие коммерческих банков, директора предприятий торговли) и «новый бедный слой» (среднее и низовое звено работников бюджетной сферы, низовое звено административных и правоохранительных органов, бывшие колхозники и т.д.). Кроме того, существует и постоянно расширяется маргинальная прослойка, пополняющаяся за счет пенсионеров и безработных, лиц без места жительства, беженцев из «горячих точек». К новым классам можно отнести, в первую очередь, бизнесменов и финансистов, постепенно формируется класс фермеров. Источник: Основы социологии. Под редакцией Целищева Н.Н. Екатеринбург, 1993.

Позиция 11. Социально-этнические отношения.

  1. Социально-этнические отношения представляют собой взаимодействие этнических групп,  народностей и наций, а также выступающих в качестве их представителей людей-носителей этнического самосознания. Типичная цель этого взаимодействия — развитие и упрочение социального положения этноса, реализация в той или иной мере его социальной, культурной, исторической автономности (самоопределения). Источник: Смелзер Н. Социология. М., 1994.
  2. Национальная тенденция в развитии этноса соответствует его стремлению к социокультурному обособлению, сохранению специфических национальных традиций, созданию условий для автономного развития в основных сферах социальной и культурной жизни. Интернациональная тенденция заключается в культурном обмене, возможности заимствования и адаптации иноэтнических институтов, модернизации социокультурного уклада, расширении позитивных контактов с другими этнокультурными традициями. Первая тенденция связана с опасностью национальной самоизоляции и формированием шовинизма; вторая тенденция чревата утратой этносоциальной идентичности, ассимиляцией уникальных культурных традиций в рамках некой космополитической общности. Источник: Тойнби А. Постижение истории. М., 1992.
  3. Национальные отношения в современном обществе характеризуются взаимодействием противоположных тенденций. Во-первых, тенденции к интеграции национальных экономик, социально-политических систем в рамках современной техногенной, информационной цивилизации. Во-вторых, тенденцией к усилению роли и значимости традиционной национальной самоидентификации, формированию и автономизации этнических субкультур. В многонациональных странах (например, в США) борьба против расовой и этнической дискриминации в 70-90-е гг. вступила в новую фазу: этнические меньшинства отстаивают не право быть равным с большинством, а право быть отличным. Источник: Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1996.

 

Позиция 12. Социально-демографические  отношения.

  1. Под социально-демографическими отношениями понимают такие формы социальных отношений, которые связаны с динамикой рождаемости и смертности, половозрастной структурой населения, миграционных движений, структурой занятости и распределением социальных ресурсов в связи с этими качественно-количественными показателями. Источник: Гидденс Э. Социология. Учебник 90-х годов. Челябинск, 1991.
  2. Динамика народонаселения измеряется соотношением рождаемости и смертности, пропорцией коренных жителей и мигрантов, трудоспособного и нетрудоспособного населения, занятости и безработицы, городского и деревенского населения, семейных, несемейных и разведенных и т.д. Источник: там же.
  3. Социально-экономические условия являются одним из базисных факторов демографической динамики. К примеру, спад производства и экономические кризисы вызывают тенденцию к сокращению количества браков и, одновременно, к повышению количества разводов. В ситуации стабильной экономики и высокого уровня жизни средний возраст вступления в брак повышается, а среднее количество детей на одну семью снижается. Источник: там же.

 

Позиция 13. Социальная экология.

  1. Социальная экология — это отрасль современной социологии, изучающая социальные аспекты взаимодействия общества и природной среды. При этом в сферу СЭ входят именно те социальные параметры такого взаимодействия, природные изучаются общей экологией. Одним из предметов СЭ, к примеру, является проблема взаимодействия различных социальных систем, общественно-экономических формаций на свою среду обитания. Источник: Капитонов Э.А. Социология ХХ века: История и технология. Ростов-на-Дону, 1996.
  2. Деятельность человека воздействует на природную среду как непосредственно — эксплуатация природных ресурсов или обработка природных материалов, ландшафтов, так и опосредованно (если даже речь идет о «чисто социально ориентированном действии», то его результатом является воспроизводство или изменение определенных социальных структур и отношений, которые, в свою очередь, формируют механизм взаимодействия с природой). С позиции системного анализа взаимодействие человека со средой всегда двояко и является неравновесной системой. Избегая социальной (внутрисистемной) энтропии, человек стимулирует энтропийные процессы во внешней среде. Так Леви-Стросс выделял «холодное» и «горячее» общества (т.е. общество, лишь воспроизводящее количество потребляемой энергии и структуру собственного функционирования, и общество, перепроизводящее энергию и наращивающее интенсивность и сложность собственной системы). Источник: Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.
  3. Основная задача СЭ, на мой взгляд, формирование интегрального экологического сознания. Причем, не на элементарном уровне («Не надо мусорить, да!»), а на уровне установки на взаимную экологию общества и природы: прививать новым поколениям идеологию равноправия природы и равновесных с ней отношений (не «к ней», а «с ней»!)

 

Позиция 14. Социология территориальной общности.

  1. СТО — это характеристика специфического сообщества, функционирующего в особом социально организованном пространстве (городская, сельская, номадическая общности). Источник: Гидденс Э. Социология. Учебник 90-х годов. Челябинск, 1991.
  2. Современная урбанизация выражается в тенденции к формированию мегаполисных агломераций с предельно разветвленной инфраструктурой, в рамках которой сосуществуют достаточно разобщенные и разнообразные сообщества, зависящие друг от друга скорее номинально. Трансформируется и тип структурации урбанистического пространства (выявленная в конце 60-х гг.) тенденция к децентрации и относительному росту непроизводительных видов занятости городского населения (сокращение «пролетарского» слоя). Основной прирост городского населения происходит за счет массовой миграции сельских жителей и населения мелких городов. Источник: там же.
  3. В случае сохранения основных современных тенденций (особенно, локальных конфликтов и этнической напряженности на окраинах России) будет наблюдаться миграция населения (в том числе — как беженцев) от окраин к центру и из сельских местностей — в городские (так как там легче найти пристанище и социальное пособие). В случае резкого обострения (к примеру, гражданской войны или взрыва политического экстремизма) тенденция будет обратной — сельская местность традиционно «спокойней», чем политико-административные центры.

Информация о работе Основные понятия социологии