Позиция
15. Социология труда и трудовых коллективов.
- Социология труда изучает специфику внутри- и межгрупповых отношений в производственных системах, систему организации производства, тенденции кадровой политики, факторы повышения производительности труда, распределение трудовых ресурсов, воздействие инновационных процессов на трудовые коллективы, их членов, психологический климат коллектива, взаимодействие «человеческих», организационных и технологических факторов в процессе производства, личностную мотивацию труда и др. Источник: Основы социологии. Под ред. Целищева Н.Н. Екатеринбург, 1993.
- С формально этимологической точки зрения «труд» и «бизнес» почти синонимы (английское business буквально означает «занятие»). Однако социальная семантика этих терминов различна. Понятие «труд» (со времен Маркса) обозначает социально опосредованную активную производственную и предметную деятельность человека (учитывая специфику «физического» или «умственного» труда).
- Важнейшим качеством «труда» является направленность на результативно-творческую цель — продукт. Понятие «бизнес», как правило, означает коммерческую, предпринимательскую деятельность, направленную прежде всего на извлечение прибыли. Соответственно, наемный работник не может назвать свою деятельность бизнесом (хотя в современной России служащие банков или частных предприятий часто именуют и оценивают себя как «бизнесменов»).
- Трудовой коллектив — это объединение людей, основанное на производственно-хозяйственной общности и разделении между ними функций в трудовом процессе. Как правило, система отношений внутри трудового коллектива, ролевые взаимодействия его членов зависят не столько от межличностных связей, сколько от специфики той сферы деятельности, в которой функционирует данный коллектив и от степени заинтересованности в результатах труда. Источник: Основы социологии. Под ред. Целищева Н.Н. Екатеринбург, 1993.
Позиция
16. Социология внерабочего времени
и досуга.
- Обыденная (повседневная) жизнь человека разделяется на личную и групповую (семейные отношения, дружеские связи, неформальные связи по интересам и др.) Общение и взаимодействие на этом уровне, приводящее к реализации личностных (непроизводственных и неформальных) интересов, формирует собственно досуговую сферу индивидуальной деятельности. Источник: Социологический энциклопедический словарь. М., 1998.
- К культурно-досуговым учреждениям относятся: музеи, кинотеатры, театры, стадионы и спортивные площадки, клубы, дискотеки, т.е. все разновидности учреждений, предназначенных для реализации людьми своих потребностей в отдыхе, развлечении, физическом и духовном совершенствовании. Источник: Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.
Позиция
17. Идеологические отношения
- Идеологические отношения в обществе — это взаимодействие специфических концепций, в «превращенной» и «иллюзорной» (К.Маркс) форме отражающих реальные социальные, экономические, политические и др. интересы коллективных субъектов социального взаимодействия. Как правило, ИО функционируют в форме противоборства теорий, идей, политических программ, стратегий и т.п. Идеология является «превращенной формой сознания» потому, что субъекты идеологического отношения воспринимают концепции как движущую силу социально-политических действий, тогда как в действительности любая идеология лишь отражает, адаптирует и защищает иные — реально социальные интересы. Источник: Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999.
- Выполняемая человеком в обществе социальная роль не является чисто «объективной», соответственно всякий индивид для осознания собственной социальной роли, статуса, обоснования их релевантности и защиты своих притязаний так или иначе нуждается в идеологическом отражении. Наиболее яркий пример такого отражения и защиты — известная позиция «палача/жертвы», выражаемая формулой «Я не виноват, так как всего лишь исполнял приказ». Таким образом, идеологическая роль человека коррелированна особенностями его социальной роли и степенью осознанности этой роли. Источник: там же.
- Социальный интерес в идеологических отношениях проявляется, как правило, в дистанцированной, завуалированной форме. К примеру, класс предпринимателей всегда заинтересован в подчеркивании своего привилегированного положения, не обладая при этом аристократизмом, ссылкой на авторитет традиции и т.д. Соответственно, разрабатывается характерный как если бы чисто рациональный дискурс по поводу известной иллюзии «Умный обязательно разбогатеет». Основная задача идеологии — представить (по возможности, аргументировано) некий частный или групповой интерес в качестве всеобщего или близкого к нему. Источник: там же.
Позиция
18.
- Активная гражданская позиция человека выражается, прежде всего, в критическом отношении к социальной действительности и готовности применять определенные усилия для защиты своих гражданских интересов и тех социальных идеалов, на которые ориентирована социальная деятельность данного индивида. Источник: Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987.
- Практическая деятельность человека связана с идеологической стороной социальной деятельности двояко. Во-первых, она (в обобщенном, абстрагированном и логизированном виде) сама становится предметом и источником идеологических построений. Во-вторых, она во многих аспектах определяется и мотивируется именно идеологически — субъект социальной практики может совершать действия, участвовать в определенных социальных процессах, вступать или поддерживать те или иные организации под влиянием идей, которые он разделяет. В-третьих, любые практические действия и взаимоотношения нуждаются в идеологическом отражении и обосновании. Источник: там же.
- В жизни российского общества на данный момент острее всего в идеологическом смысле стоит проблема общесоциальных ценностей, идеалов. Если удастся в ближайшем будущем внедрить в массовое сознание определенный социальный идеал, общезначимую цель, то социальная деятельность людей обретет более «сильный» смысл, нежели личное материальное благополучие или просто выживание. Когда социальная деятельность происходит осознанно, в соответствии с сильной личностной мотивацией, индивид склонен занимать активную жизненную позицию. Источник: контент анализ СМИ.
Позиция
19. Социология семьи и брака
- Социология семьи и брака изучает структуру и ролевые отношения в семье, типологию семейных форм, тенденции развития семейно-брачных отношений, взаимосвязь семейных отношений с социально-экономической системой, влияние семейных отношений на социализацию и развитие индивидов, формы и способы социального контроля за развитием семьи. Источник: Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М., 1989.
- Семья — это первичная ячейка всей социальной системы, функционирующая как закрепленная обществом взаимосвязь индивидов. Сущность семьи в том, что семейная форма есть социальное закрепление естественно-физиологических (половых и родительских) отношений, в рамках которой происходит воспроизводство не только населения, но и базисных структур социальности. Источник: Основы социологии. Под ред. Целищева Н.Н. Екатеринбург, 1993.
- Феодальный этап истории Российского государства связан с патриархальным типом семьи - пережитком родоплеменной эпохи: сохранялась тесная связь многих поколений и ответвлений семьи-рода, авторитарная власть главы семьи закреплялась идеологически («Домострой»), политически («царь-батюшка») и экономически (система наследования собственности и титулов). В капиталистическую эпоху (1861-1917) российская семья сохранила свой патриархальный и авторитарный характер, особенно в крестьянской среде, существовало религиозное неравноправие в брачном законодательстве (в т.ч. — запрет для православных вступать в браки с иноверцами без официального перехода их в РПЦ). Регистрация браков и разводов, смертей и рождений находились под контролем церкви. Наряду с нуклеарной или расширенной патриархальной семьей существовали маргинальные формы, особенно в среде художественной богемы и в ряде религиозных сект. Советский период характеризуется либерализацией семейного законодательства и введением формального равноправия мужчин и женщин, снятием множества религиозных запретов. Основная форма современной семьи — нуклеарная. Начиная с 60-х гг. складываются такие формы, как «серийный брак» и «монородительская семья». Источник: там же.
Позиция
20. Социология политики.
- Термин «политика» используется в трех основных значениях: а) особая форма социального взаимодействия по поводу приобретения, удержания и использования власти; б) институциональная система, в рамках которой происходит политическое взаимодействие и конкуренция субъектов политики (государственно-политическая машина, избирательная система, политический режим, законодательная система); в) в широком смысле политика — любая форма деятельности, направленная на приобретение влияния и его использование в своих либо чужих целях («политика директора предприятия» и т.д.) Источник: Энциклопедический словарь Политология. М., 1993.
- В политическом процессе выделяются следующие стадии: а) целеполагающая и идеологическая — осознание субъектом цели политической деятельности, обоснование своего в ней участия и репрезентация интересов; б) организационная — создание политического объединения, выработка его структуры и внутригрупповых функций; в) стадия планирования — приведение основных элементов ПП в соответствие, разработка стратегии и тактики; г) стадия исполнения — наиболее рискованная, т.к. здесь в действие вступают внешние, объективные факторы. Источник: там же.
- Политическая социология изучает политику как комплекс политических отношений, институтов и форм сознания. Специфическим по сравнению с собственно политологией здесь является не столько предмет, сколь метод и исследовательские подходы к нему. Источник: там же.
Позиция
21. Социология религии.
- Мировыми религиями называют наиболее развитые и сложные религиозные традиции, в тех или иных вариантах исповедуемые различными этнокультурными сообществами. Все они (буддизм, христианство, ислам) имеют сложную внутреннюю структуру, восходящую от массовых религиозных чувств и верований до утонченных богословских учений, разветвленную обрядовую и церковно-социальную систематику. В форме мировых религий впервые отразились определенные общечеловеческие социальные ценности: ненасилие, уважение к закону, отказ от корысти и т.п. Источник: Настольная книга атеиста. М., 1987.
- Социология религии изучает специфику религиозных сообществ (церкви, секты, деноминации), социальные корни и факторы, вызывающие возникновение, воспроизводство и развитие религиозных верований, социальную психологию верующих, взаимодействие религиозных и нерелигиозных групп, отражение социальных явлений в форме верований и т.д. Источник: Религиоведение: Социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996.
- Основным социальным фактором, влияющим на религию является сама социальная система и отношение к ней индивида: понимание расхождения в декларированных принципах социальной справедливости и социальной реальности заставляет искать причин такой «греховности». Гносеологические корни религии лежат в стремлении объяснить окружающую реальность с точки зрения единого, тотального смысла, что определяет неизбежность представлений о сверхъестественном. Психологический фактор — потребность человека хотя бы в иллюзорном утешении, эмоциональной компенсации неудовлетворенности и отчужденности. Источник: там же.
Позиция
22. экономическая социология
- Объектом экономической социологии является экономика как часть общей социальной системы и как специфический социальный институт. В этом объекте можно выделить такие наиболее характерные компоненты как экономическое поведение, эволюция хозяйственных форм, развитие технологий производства, типы личностной экономической активности, компаративистика экономических систем и механизмов и т.д. Источник: Веселов Ю.В. Экономическая социология. СПб., 1995.
- Основные проблемы экономической социологии многообразны. В основном они связаны с анализом взаимосвязи и взаимовлияния экономической системы в целом и отдельных ее компонентов с социальной системой в целом, отдельными социальными институтами, общественными слоями, группами, личностями. Источник: там же.
- Экономическая социология должна, на мой взгляд, играть ту же роль, что и любая отрасль социологии как «клинико-диагностического» инструмента власти (М.Фуко), т.е. предоставлять фактическое и идеологическое обоснование господствующих социально-экономических интересов. На большее она и не способна. Источник: Керимов Т.Х. Парадоксы нормативного общества // Социемы. 1993. №1.
- В условиях современных экономических процессов в России проблематика экономической социологии ориентирована на прогнозирование развития экономической ситуации и поиски путей стабилизации экономической системы в политически нестабильном обществе. Особенно важным является анализ и разработка новых систем стимуляции отечественного производства и переориентации рынка на патерналистских началах. Источник: Костенко Н.А. Введение в бизнес реформируемой России. СПб., 1993.
Позиция
24. Юридическая социология
- Юридическая социология исследует системно-социальные аспекты права и правовой системы. Теория государства и права анализирует и систематизирует собственно «внешние» институциональные формы правоотношений в их связи с государственно-политической сферой. Источник: Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1998.
- Правовая норма, в отличие от других социальных норм, опирается на авторитет государственного законодательства и силу политической власти, имеет официальное и формальное выражение (в виде легитимных актов, указов, законов), обладает силой принуждения. Также и репрессивный аспект правовой нормы отличает ее от морали и традиции. Источник: там же.
- Закон — это правовой нормативный акт, имеющий предписательное или запретительное значение, действующий в общих границах данного правового пространства и обладающий принудительной общеобязательной силой. Право есть совокупность социальных норм, закрепляемых и реализуемых посредством законодательства и правоохранительной системы. принято считать, что содержательно право соответствует не только определенным частным или групповым интересам, но и интересам всего общества в целом. Правосознание — это комплекс представлений о справедливом и несправедливом, правовом и неправовом характере действий любых субъектов социального действия, оно также содержит идеально-ценностные, эталонные образы «чистого права», полностью соответствующего представлениям данного субъекта и его коренным социальным интересам.
Позиция
25. Девиантное поведение
- Девиантное поведение — это поведение, нарушающее общепринятые социальные нормы (моральные, традиционные, стереотипные). Если такое поведение нарушает еще и правовые нормы, то оно именуется делинквентным и подвергается уголовно-правовой репрессии. Социальная аномия — состояние кризиса, неэффективности нормативной системы общества и социального нигилизма в отношении права. Источник: Дюркгейм Э. Общая социология. М., 1991.
- Правовое государство — это государство, где все взаимоотношения государственно-политической сферы и общественных масс определяются правовым законом, существует разделение властей, правовые нормы закреплены и гарантированы законодательной системой государства, а права и свободы личности являются неотчуждаемыми и охраняемыми.
- Гражданское общество — это многоуровневая система взаимодействия индивидов и социальных групп, вступающих в отношения друг с другом по поводу реализации своих интересов. Гражданское общество в правовом государстве является сферой частной и коллективной активности и инициативы и как таковое не подлежит прямому государственному контролю. Источник: Энциклопедический словарь Политология. М., 1993.
- Социологические концепции, прогнозирующие и утверждающие приход безгосударственного и внеправового типа общества называются анархическими или коммунистическими. Они не идентичны, но по отношению к государству и праву стоят на схожих позициях. Источник: там же.