Основные понятия социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:52, лекция

Описание

Объект социологической науки — социальная система как целое, а также те специфические подсистемы, которые функционируют в ее рамках и образуют ее структуру, определяют основные социальные процессы. Социология отличается от других общественных наук (социальной философии, истории и т.д.) тем, что анализирует социальную систему через выявление устойчивых социальных связей и социальных отношений.
Предмет социологии — закономерности формирования, развития и функционирования системы социальных связей и отношений.

Работа состоит из  1 файл

основные понятия социологии.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

 

Позиция 26. Социология образования

  1. Социология образования изучает систему образования как социальный институт, ее взаимодействие с другими сферами социальной системы, место и роль в процессе воспроизводства и развития общества. Структурно социологию образования можно представить в виде трех отраслей: социология педагогической деятельности, социология отраслей образования, социальная педагогика. Источник: Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
  2. Система образования в государстве функционирует в двух вариантах: тотально-государственная и частно-государственная. В первом случае механизм функционирования мало чем отличается от функционирования других подсистем государственного аппарата, а одной из основ образовательного процесса, педагогических стратегий и программ становится идеологический контроль. Во втором случае сохраняется относительная свобода выбора форм и средств образования, финансирование учреждений смешанное. Источник: Социология образования. СПб., 1996.
  3. Для современной социально-политической системы связь самая прямая, поскольку система образования — это источник интеллектуальных, инновационных и социально-технологических ресурсов, без инвестиции которых немыслима современная техно-информационная база социальной системы. Источник: там же.
  4. Социальная функция образования состоит в том, что система образования обеспечивает воспроизводство знаний, социального опыта, культурных норм и ценностей и трудовых навыков, их трансляцию от поколения к поколению. Соответственно, закладывается основа для воспроизводства и самой социальной структуры, и системы социальных отношений. Экономическая функция образования двояка: формирование интеллектуальных и практических навыков элементарной экономической активности; и первичная структурация будущих субъектов экономики (ученики и студенты привилегированных заведений, частных школ, масса учеников бесплатных муниципальных школ и др.). За счет такой селекции закладывается основа социально-экономической стратификации молодого поколения.
  5. К основным целям негосударственного образования относятся: использование нетрадиционных методик и программ, привлечение обширных средств в сферу образовательной деятельности, подготовка квалифицированных специалистов в остродефицитных и престижных сферах деятельности. В некоторых случаях негосударственные образовательные учреждения преследуют цель реализации особых религиозных, культурных, идеологических интересов, не реализуемых в государственных структурах. Источник: там же.
  6. Основные направления совершенствования проф. Подготовки в современности: 1) Образование в сфере новых для отечественной системы дисциплин — менеджмент, социальная педагогика, психоанализ, управление и т.д.; 2) внедрение информационных систем в образовательный процесс и инфраструктуры (компьютеризация библиотек и т.д.); 3) Внедрение многоуровневой системы образования — вторичного, ускоренного, дополнительные специальности; 4) выравнивание механизмов финансирования образовательных учреждений; 5) привилегированная политика и оплата в отношении педагогических кадров и научных работников; 6) дальнейшая квалификационная дифференциация обучающихся, гибкая система стипендий, пособий, льгот при поступлении в вузы и на работу по специальности; 7) жесткий контроль за реальностью квалификационных испытаний и документов (дипломов, аттестатов). Источник: там же.

 

Позиция 28.

  1. Цель и задачи исследования на основе полученного заказа формулируются по следующим принципам: 1) выявление системы и специфики интересов заказчика в данном исследовании; 2) совмещение интересов заказчика с принципами и методологическими основаниями научно-социологического исследования; 3) структурация фундаментальных и прикладных аспектов предстоящего исследования; 4) формулировка основной цели с учетом ее теоретических и практически-прикладных аспектов; 5) анализ наиболее эффективных средств достижения поставленной цели; 5) формулировка последовательности задач на основе предыдущего анализа; 6) дифференциация теоретических и прикладных задач. Источник: Ядов В.А. Социологические исследования: Методология, программа, методы. Самара, 1995.
  2. Задача исследования представляет собой один из последовательно выявленных посредство анализа специфических аспектов цели исследования. Соотношение таково же, как между стратегическими и тактическими аспектами действия. Источник: там же.
  3. Программа исследования выполняет важную роль в соц. исследовании, обеспечивая полное описание теоретических, методологических и методических его аспектов совместно с организационными моментами. Без четкой и корректной программы соц. исследование не может дать достоверную социологическую информацию и соответствовать ожиданиям заказчика. Источник: там же.
  4. Объектом СИ является подлежащее исследованию социальное явление или процесс. Предмет СИ — качественные, специфические стороны и свойства объекта, изучение которых дает индикаторы для всестороннего анализа объекта. Субъект СИ — социологический коллектив, исследовательская группа, аналитическая лаборатория, т.е. те, кто выполняет данное исследование. Источник: там же.
  5. Гипотеза в СИ выполняет основную эвристическую роль — определяет направление и схематику исследования, его методические и содержательные аспекты. В случае неподтвержденности гипотезы, выдвигается альтернативная, вновь берущая на себя ту же роль. Источник: там же.
  6. К средствам СИ относятся: программа и программные инструменты; средства сбора информации (анкеты, опросные листы, социометрические таблицы и др.), информационно-вычислительная техника, компьютерные программы, организационно-финансовые ресурсы. Источник: там же.
  7. Теоретико-методологическое обеспечение СИ позволяет перевести принципиальные цели и задачи в плоскость технологии исследования и процедур сбора, обработки и интерпретации данных, препятствует неоправданному расширению инструментальных и интеллектуальных средств СИ. Источник: там же.
  8. Методология СИ — это совокупность принципиальных подходов к объекту и предмету СИ, определяющая стратегию и способы исследования. Методика — это конкретные способы сбора и обработки социологической информации, адаптированные к специфике данного СИ, процедурные параметры исследовательского процесса. Источник: там же.
  9. Задачи пилотажного СИ:  1) проверка инструментария СИ; 2) корректировка средств и инструментов СИ; 3) выявление релевантности избранных методик и процедур исследования. Источник: там же.
  10. Цель СИ определяет как методологическую сторону СИ, так и конкретные процедуры и методики работы. К примеру, если целью СИ является прогнозирование развития той или иной ситуации или объекта, то методики будут ориентированы на повторный сбор информации, либо будет выбрана лонгитюдная технология исследования. Источник: там же.
  11. Условия (специфика социальной ситуации, исследуемой совокупности, объекта исследования) могут влиять на методику СИ. Например, экспертный опрос предполагает обращение к специалистам по данной проблеме, соответственно сбор информации может быть проведен с помощью интервью, а опросный лист может включать весьма специфические термины и сложные концепции. В случае массового опроса более эффективным является анкетирование с его усредненным уровнем задаваемых вопросов и нивелированным типом ответов на них. Источник: там же.
  12. Выборка СИ представляет собой определение совокупности, количественных и качественных характеристик исследуемых (респондентов), адекватных для получения достоверной информации. При составлении и расчете выборки важно соблюсти принцип репрезентативности выборочной совокупности. Источник: там же.

Позиция 32.

  1. К документам, используемым в Си относятся: 1) официальные документы, т.е. зафиксированные тем или иным способом (текст, фотография, таблица и т.д.) данные, исходящие от лиц и органов, имеющих официальный статус; 2) личные документы (автобиографии, мемуары, отчеты и др.), т.е. зафиксированная информация, исходящая от частных лиц; 3) материалы средств массовой информации; 4) нормативные акты; 5) теоретические исследования и отчеты исследовательских групп. Источник: там же.
  2. Документы в СИ используются как в качестве основного источника информации (например, статистические сводки), так и в качестве источников, подтверждающих и дополняющих данные, полученные иным путем. Если информация в документе уже систематизирована и формализована, она может быть использована непосредственно; в противном случае документ подвергается специальным аналитическим процедурам (например, контент-анализ). Источник: там же.
  3. Контент-анализ — это метод исследования текстовых документов, позволяющий выявить в нем наиболее важные понятия, проблемы, имена и т.д. Это дает косвенную информацию о степени важности данной проблемы, социальной заинтересованности в ней и т.д. КА позволяет трансформировать целостный дискурсивный текст в условно-формализованную систему количественных показателей и тем самым сделать его пригодным для теоретического исследования. Источник: там же.

Позиция 33.

  1. Анкетирование — разновидность опроса общественного мнения с использованием специального инструментария — социологической анкеты и средств ее расшифровки и обработки. Анкета — формализованный и унифицированный список тематических вопросов, на которые респондент дает унифицированные и формализованные ответы. Эти данные являются индикаторами, на основании которых производится интерпретация социологической информации. Источник: там же.
  2. Опрос состоит из: 1) Организационно-подготовительный этап (разработка программы и инструментария СИ); 2) разведывательный или пилотажный опрос (проверка инструментария и методик, отработка технологии СИ); 3) собственно опрос; 4) количественная обработка полученных данных (унификация и формализация ответов респондентов); 5) проверка достоверности анкет, отбраковка испорченных или фальсифицированных анкет; 6) интерпретация собранных данных; 7) составление отчета и окончательный расчет с заказчиком. Источник: там же.
  3. Анкета для опроса составляется на основании заранее сконструированных индикаторов, позволяющих получить недвусмысленные данные по интересующей аналитика проблеме. Вопросы анкеты делятся на три группы: паспорт (личные показатели респондента), основные вопросы (информативные), служебные (проверка достоверности, дополнение и уточнение основной информации). Источник: там же.
  4. Эксперимент в СИ можно представить как моделирование определенной типичной или, наоборот, экстраординарной ситуации для специально подобранной группы. В ходе эксперимента выявляются (в идеальном случае) типичные параметры мотивации, поступков, взаимодействий или стереотипических поведенческих установок, а также вероятные механизмы функционирования групп или социальных систем. Источник: Вартофский М. Модели. М., 1988.
  5. Этапы эксперимента в СИ аналогичны процессу работы с информционной системой: 1) ввод данных (конструирование или выбор экспериментального объекта, постановка или создание условий СЭ); 2) интеракция (реакция на введенные условия в искусственно модифицируемой ситуации или в ситуации, развивающейся спонтанно); 3) фиксация и обработка полученной информации на основе заранее выявленных индикаторов с корректировкой, производимой по мере развития экспериментальной ситуации. Источник: там же.
  6. Источники ошибок при эксперименте: слишком сильное давление на подопытную группу; постановка чрезмерно усложненных условий; восприятие экспертной группы в качестве идеального «черного ящика»; непреднамеренное введение в сознание участников ожидаемых результатов; материальное стимулирование участников в зависимости от результатов эксперимента. Источник: там же..
  7. Под наблюдением в социологии понимают прямую регистрацию событий очевидцем. Необходимость этого метода заключается в том, что это один из наиболее распространенных общенаучных методов, позволяющих давать одновременно достоверную фактическую информацию и личностно-субъективную ее оценку. Источник: Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара, 1995.
  8. Формализованное наблюдение представляет собой строгую научную процедуру, в ходе которой из общего массива информации вычленяются наиболее существенные критерии, наиболее характеристические качественные аспекты наблюдаемого объекта. Информация фиксируется по заранее разработанным формализованным методикам. Неформализованное наблюдение сродни обыденному опыту, когда общая масса информации не проходит предварительного отбора и процедурно не предопределена. Источник: там же.
  9. Методы фиксации данных наблюдения: описание очевидца, отчет, воспоминания, документальная фиксация ad hoc, видеосъемка, фотографирование, статистические замеры. Источник: там же.
  10. Общее распределение — это группировка или классификация данных по одному избранному признаку. Связывание фактов в систему происходит на основании описательной гипотезы о ведущем признаке данной группы явлений или процессов. Источник: там же.
  11. Социологический материал для обсчета на ЭВМ должен быть упорядочен, систематизирован и унифицирован по тем критериям, которые соответствуют возможностям ЭВМ (при отсутствии сканнера придется вводить информацию через контрольный узел или специальные носители; для сканирования материал должен быть маркирован для последующего распознавания). Источник: IBM PC для «чайников». СПб., 1994.
  12. Анализ эмпирического материала на ЭВМ имеет как свои преимущества, так и недостатки. Преимущества: скорость, масштабность обработки данных, точность подсчетов, дистанцирование от эмоционально-субъективных нюансов. Недостатки: возможная некорректность программы приведет к неверной интерпретации всего блока данных; дистанцирование от эмоционально-субъективных нюансов. Источник: там же.

Позиция 37.

  1. Описание — это систематическое и формализованное перечисление всех внешних параметров исследуемого объекта, отслеженных, измеренных и зафиксированных в ходе СИ. Описание не дает возможности глубокого анализа данного объекта, но предоставляет систематическую основу для более сложных теоретических и интерпретирующих процедур. Источник: там же.
  2. Объяснение в СИ — это построение моно- или многофакторной модели социального явления или процесса. Основой для объяснения являются выявленные в ходе обработки и интерпретации эмпирических данных причинно-следственные или ценностно-целевые взаимосвязи. Источник: Капитонов Э.В. Социология ХХ в.: история и технология. Ростов-на-Дону, 1996.
  3. проверка гипотезы осуществляется путем методически обоснованной обработки и интерпретации данных. В случае, если эта процедура подтверждает предварительную гипотезу, она обретает статус закономерности и сама становится опорной точкой для выработки последующих гипотез. Предсказание или прогнозирование в СИ осуществляется, как правило, посредством экстраполяции выявленных тенденций в функционировании и развитии исследуемого объекта на иные времменные интервалы. При этом следует учитывать многофакторность социальных процессов и явлений и вносить существенные коррективы, связанные с возможностью непредсказуемого изменения смоделированной ситуации. Источник: Ядов В.А. Социологические исследования: Методология, программа, методы. Самара, 1995.

Позиция 38.

  1. Отчет — это системное и концентрированное изложение всех значимых результатов СИ, комментарий специфических данных и концепций, прогноз и перспективная модель исследуемого объекта, рекомендации стратегических и тактических действий по отношению к нему. Примерная структура отчета: 1) Формулировка задач исследования и заказчика; 2) Информация о сроках, объектах и источниках информации; 3) Общие выводы диагностического характера; 4) Блок рекомендаций и прогностических предположений. Источник: там же.
  2. Пояснительная записка представляет собой суммарное изложение основных значений полученных во время СИ данных. Формализованные и унифицированные данные вновь «означиваются» для заказчика. Источник: Основы социологии. Под ред. Целищева Н.Н. Екатеринбург, 1993.
  3. В основе механизма выработки рекомендаций лежит знание социологических закономерностей, корреляционных связей между формальными показателями и реальными социальными процессами, системный анализ факторов социального развития. Источник: там же.

 

 

 


Информация о работе Основные понятия социологии