Основные технологии социальной работы с инвалидами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:04, курсовая работа

Описание

Инвалиды являются не только гражданами, нуждающимися в особой социальной помощи, но также возможным значительным резервом развития общества. Считается, что в первом десятилетии 21 в. они будут составлять не менее 10 % всей рабочей силы в промышленно развитых странах, причем отнюдь не только на примитивных ручных операциях и процессах. Необходимо максимально реализовать индивидуальный реабилитационный потенциал всех лиц с ограниченными возможностями, дать им возможность обеспечить себя материально, наиболее полно участвовать в социальной жизни, самореализоваться.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….с. 3-4
Глава 1. История развития социальной помощи инвалидам....................с. 5-12
Глава 2. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов
2. 1 Правовой аспект социальной защиты инвалидов..............................с. 13-21
2. 2 Медико-социальные аспекты решения проблем инвалидов……....с. 21-24
2. 3 Психологический аспект защиты инвалидов…………………….....с. 24-27
2. 4 Общественно-идеологический аспект решения проблем
инвалидов……………………………………………………….……..с. 28-29
Глава 3. Основные направления социальной работы с инвалидами
3. 1 Физкультура и спорт как специфическая оздоровительная среда для инвалидов......................................................................................................с. 30-33
3. 2 Оккупациональная терапия как технология работы с
инвалидами............................................................................................с.33-38
Заключение…………………………………………………..………….......с. 39
Литература…………………………………………………………...….....с. 40-42

Работа состоит из  1 файл

Курсовик 2.doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)
    • доставку продуктов по предварительно разработанному набору 1-2 раза в неделю (при возможности могла быть организована доставка 1 раз в день горячего обеда и полуфабрикатов на завтрак и ужин);
    • стирку и смену постельного белья не реже 1 раза в 10 дней, для чего дом-интернат выделял на каждого обслуживаемого три комплекта белья;
    • уборку жилого помещения и мест общего пользования;
    • доставку медикаментов, оплату коммунальных услуг, сдачу вещей в прачечную и химчистку, обувь в ремонт.
 

    В Положении специально оговаривалось, что "медицинское обслуживание граждан, принятых на надомное обслуживание, производится лечебно-профилактическими учреждениями в общеустановленном порядке". Кроме того, в Положении определялась дифференциация в оплате стоимости оказываемых услуг: лица получавшие пенсию до 50 руб., от оплаты освобождались полностью.

    Поскольку надомное обслуживание являлось несвойственной домам-интернатам функцией, вызвавшей разного рода организационные трудности у этих учреждений, возникла необходимость создания самостоятельной службы по оказанию социально-бытовой помощи нетрудоспособным гражданам со специальными структурными подразделениями. Такими структурными подразделениями стали отделения социальной помощи на при районных отделах социального обеспечения.

    Их  деятельность регламентировалась "Временным положением об отделении социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам". В положении оговаривалось, что помимо ставших уже традиционными видов социально-бытовой помощи социальные работники должны были при необходимости оказывать помощь в соблюдении личной гигиены, выполнять просьбы, связанные с почтовыми отправлениями, содействовать в получении необходимой медицинской помощи, принимать меры к погребению умерших одиноких инвалидов. Услуги предоставлялись без взимания какой-либо платы. Положение предусматривало тесное взаимодействие с комитетами Красного Креста с целью организации шефства над одинокими инвалидами, нуждающимися в медицинском уходе. Социальный работник, входящий в штат отделения социальной помощи, должен был обслуживать на дому 8-10 нетрудоспособных пенсионеров или одиноких инвалидов 1-2 группы. Отделения создавались при наличии не менее 50 нетрудоспособных, нуждающихся в надомном обслуживании [13, с. 176-179].

    В 1987 году новым нормативным актом  были внесены некоторые изменения в деятельность отделений социальной помощи. В основном изменения касались вопросов организации отделений социальной помощи на дому. Более четко был определен контингент лиц, подлежащих надомному обслуживанию, а также предусматривалось, что лица, получающие пенсию в максимальных размерах, вносят плату, составляющую 5 процентов пенсии. Зачисление на надомное обслуживание осуществлялось на основании личного заявления и заключения медицинского учреждения о нуждаемости в таком обслуживании. Таким образом, сложилась ситуация, когда функции социального обслуживания нетрудоспособных на дому одновременно выполняли две организации: государственная — отделения социальной помощи, и в меньшей степени общественная — служба милосердия Красного Креста. При этом во многом совпадали как виды оказываемых социальных услуг, так и круг лиц, которым эти услуги оказывались одновременно и государственной, и общественной организациями.

      Таким образом, исторически складывалось, что общественные организации осуществляли те виды деятельности, которые государство в силу отсутствия экономических, материально-технических и организационных причин не имело возможности выполнять. Об этом свидетельствует история развития службы медико-социальной помощи нетрудоспособным гражданам: в послевоенные годы, когда у государства не было сил и средств для развития службы надомного обслуживания, оно развивало систему домов-интернатов для престарелых и инвалидов. В значительной степени развитие индивидуального надомного обслуживания сдерживалось порочными идеологическими установками, согласно которым отдавалось предпочтение развитию коллективных форм предоставления социального обслуживания. Удовлетворение потребности населения в надомном обслуживании частично взяло на себя общество Красного Креста [14, с. 57-60].

    Безусловно, служба милосердия снимала остроту  проблемы, однако, не решала ее полностью. С годами в результате увеличения абсолютного числа

и относительной численности инвалидов в обществе, потребность в социально-бытовой помощи этой категории граждан приобрела значительные масштабы: дома-интернаты не могут вместить всех нуждающихся; возрастает число нетрудоспособных, проживающих отдельно от своих родственников; демографические перспективы предполагают дальнейшее увеличение доли лиц старческого возраста в населении — все это обусловило решение задач социального обслуживания нетрудоспособных граждан на государственном уровне, создания государственной системы, государственной службы, непосредственно занятой предоставлением медико-социальных и бытовых услуг на дому.

    Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы «здоровье — заболеваемость» (хотя, если быть точным, заболеваемость — показатель нездоровья) и «больной — инвалид». Последствия таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как относительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста населения улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных причин роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали. Лишь после 1992 года в России произошел перекрест линий рождаемости и смертности, и явления депопуляции нации приобрели отчетливый характер, сопровождаясь устойчивым ухудшением показателей инвалидности, возникли серьезные сомнения в правильности методологии статистического анализа инвалидности. Специалисты долгое время рассматривали понятие «инвалидность», отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности. Поэтому основной задачей врачебно-трудовых экспертных комиссий было определение того, какую профессиональную деятельность свидетельствуемый не может выполнять, а что может — определялось на основе субъективных, преимущественно биологических, а не социально-биологических критериев [21, с. 100-123]. Понятие «инвалид» сужалось до понятия «неизлечимо больной». Таким образом, социальная роль человека в действующем правовом поле и конкретных экономических условиях отступала на второй план, и понятие «инвалид» не рассматривалось с точки зрения многопрофильной реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические, образовательные и другие необходимые технологии. С начала 90-х годов традиционные принципы государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране утратили свою эффективность.                                                                                              

    Надо  было создавать новые, приводить их в соответствие с нормами международного права. В настоящее время инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

    В целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов: правовой, медико-социальный, психологический, общественно - идеологический, анатомо-функциональный. 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов

2. 1 Правовой аспект социальной защиты инвалидов

     Инвалидность - важная проблема, решать которую приходится каждому обществу. Масштаб инвалидности в каждой стране зависит от множества факторов, в том числе социально-экономических, которые составляют основу для формирования социальной политики государства. В России люди с ограниченными возможностями составляют около 7% населения. По Конституции Российской Федерации наша страна является социальным государством, и приоритет социальной политики - защита граждан в числе инвалидов. Политика по отношению к инвалидам направлена на то, чтобы дать им возможность участвовать в экономической и общественной жизни.

     В последние 30 лет в мире  активно разрабатываются подходы  к решению проблем инвалидности. На международном уровне эта работа ведется Комиссией по правам человека и Комиссией социального развития ООН. Приняты «Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц», «Декларация ООН о правах инвалидов», «Всемирная программа действий в защиту инвалидов» [16, с. 47-48].

    Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». Вот несколько выдержек из этого  правового международного документа:

-«Инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства»;

-«Инвалиды  имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица»;

-«Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность»;

-«Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, профессиональную ремесленную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и др. виды обслуживания»;

-«Инвалиды должны быть защищены, от какой бы то ни было эксплуатации».

Приняты фундаментальные законодательные  акты об инвалидах в России. Особое значение для определения прав и  обязанностей инвалидов, ответственности  государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»/1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ»/1995 г.

Еще раньше, в июле 1992 г., Президент РФ издал  Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов». В октябре того же года были изданы указы «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».                                                                                            

    В Законе «О социальном обслуживании граждан  пожилого возраста и инвалидов» сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

-соблюдение  прав человека и гражданина;

-предоставление  государственных гарантий в сфере  социального обслуживания;

-равные  возможности в получении социальных  услуг;

-преемственность  всех видов социального обслуживания;

-ориентация  социального обслуживания на  индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

-ответственность  органов власти всех уровней  за обеспечение прав граждан,  нуждающихся в социальном обслуживании  и др. (ст. 3 Закона).

    Социальные  услуги предоставляются всем гражданам  пожилого возраста и инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. обстоятельств (ст.4 Закона).

    Социальное  обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по

договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст. 5 Закона).

    Социальные  услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях, с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора. Лицо, заключившее трудовой договор, получают право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Информация о работе Основные технологии социальной работы с инвалидами