Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:04, курсовая работа
Инвалиды являются не только гражданами, нуждающимися в особой социальной помощи, но также возможным значительным резервом развития общества. Считается, что в первом десятилетии 21 в. они будут составлять не менее 10 % всей рабочей силы в промышленно развитых странах, причем отнюдь не только на примитивных ручных операциях и процессах. Необходимо максимально реализовать индивидуальный реабилитационный потенциал всех лиц с ограниченными возможностями, дать им возможность обеспечить себя материально, наиболее полно участвовать в социальной жизни, самореализоваться.
Введение…………………………………………………………………….с. 3-4
Глава 1. История развития социальной помощи инвалидам....................с. 5-12
Глава 2. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов
2. 1 Правовой аспект социальной защиты инвалидов..............................с. 13-21
2. 2 Медико-социальные аспекты решения проблем инвалидов……....с. 21-24
2. 3 Психологический аспект защиты инвалидов…………………….....с. 24-27
2. 4 Общественно-идеологический аспект решения проблем
инвалидов……………………………………………………….……..с. 28-29
Глава 3. Основные направления социальной работы с инвалидами
3. 1 Физкультура и спорт как специфическая оздоровительная среда для инвалидов......................................................................................................с. 30-33
3. 2 Оккупациональная терапия как технология работы с
инвалидами............................................................................................с.33-38
Заключение…………………………………………………..………….......с. 39
Литература…………………………………………………………...….....с. 40-42
Инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами. Такое определение понятия «инвалид» предполагает, что в комплексе мероприятий по социальной заботе о трудоустройстве и быте человека с ограниченными возможностями значительное место отводится медико-социальному направлению.
Полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, участвовать в трудовой деятельности, обусловлена у инвалида, как правило, перенесенным заболеванием или травмой, что и приводит к ограничению его жизнедеятельности [9, с. 50-53].
По данным Ж. П. Дашковской и В. А. Якобашвили (1991 г.) перенесенные заболевания, приводящие к инвалидности еще до начала трудовой деятельности, занимают второе место среди других причин инвалидности. В анамнезе значительной части инвалида такие тяжелые заболевания, как детский церебральный паралич, органические поражения центральной и нервной периферической системы, поражения опорно-двигательного аппарата, нарушение зрения, врожденные пороки и др. патологии. Все это свидетельствует о том, что заботу об инвалиде следует рассматривать в комплексе с оказанием медико-социальной помощи каждому конкретному пациенту.
Социальный работник должен быть готов оказать инвалиду помощь по целому ряду вопросов юридического, психологического, педагогического и медико-социального характера.
В
основах законодательства РФ об охране
здоровья граждан, в статье о правах
инвалидов сказано: «Инвалиды, в
том числе дети-инвалиды с детства,
имеют право на медико-социальную помощь,
реабилитацию, обеспечение лекарствами,
протезами, протезно-ортопедическими
изделиями, средствами передвижения на
льготных условиях, а также на профессиональную
подготовку и переподготовку.
Нетрудоспособные
инвалиды имеют право на бесплатную
медико-социальную помощь в учреждениях
государственной или
Гарантированные права данной категории граждан вступают в силу при получении официального статуса инвалида и потому социальный работник должен знать порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу, которая, однако, часто становится для инвалидов сложной и трудновыполнимой процедурой.
Медико-социальная экспертиза занимает особое место в системе органов социальной защиты. Этот орган создан в целях реализации Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Основными задачами медико-социальной экспертизы являются:
Данное учреждение руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, Постановлениями Правительства, Положением о данном учреждении. Свою деятельность данное учреждение осуществляет во взаимодействии с органами социальной защиты населения, с органами здравоохранения, службой занятости, общественными организациями. Данное учреждение в своей деятельности использует форму учетно-отчетной документации и бланки строгой отчетности.
Признание лица инвалидом осуществляется медико-социальной экспертизой исходя из комплексной оценки состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утвержденными Министерством труда и Министерством здравоохранения и медицинской промышленности РФ [18, с. 16].
В
зависимости от степени нарушений
функций организма и
МСЭК производится в учреждениях по месту жительства инвалида, либо по месту прикрепления к государственному учреждению здравоохранения. Если лицо по состоянию здоровья не может явиться в лечебное учреждение, медико-социальная экспертиза проводится на дому, либо в стационаре, где гражданин находится на лечении либо заочно, на основании представленных документов с его согласия, либо согласия его законного представителя. На данную экспертизу гражданин направляется учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. Медицинские услуги необходимые для проведения МСЭК включаются в базовую программу обязательного медицинского страхования.
В случае отказа учреждения здравоохранения или органа социальной защиты в направлении на МСЭК, лицо или его законный представитель имеет право обратиться в Бюро медико-социальной экспертизы.
2. 3 Психологический аспект защиты инвалидов
Сегодня социальным работникам и другим служащим, занятым в сфере обслуживания инвалидов, каждый день приходится выдерживать мощную психологическую атаку. Проблем у инвалидов гораздо больше, чем у здоровых людей, а сил и возможностей их решить - намного меньше. Обстоятельства наваливаются одно на другое, и кризис, срыв не заставляют себя ждать. Кризис, депрессия, апатия, стресс, конфликты - все это присуще инвалидам в более тяжелой форме и чаще, чем здоровым людям. Жизнь человека, ставшего инвалидом, резко меняется - в семье из кормильца он превращается в частичного иждивенца, нередко нуждающегося в особом уходе, помощи, зависимого от других. Снижение его продуктивности на производстве вызывает неудовлетворенность, чувство неполноценности. Ломаются прежние социальные роли, социальные связи, возможности инвалида не всегда соответствуют ожиданиям окружающих. Если человек стал инвалидом с детства, то, как правило, он не имеет возможностей для полноценного социального развития, его контакты с окружающими крайне ограничены.
Необходимо подчеркнуть, что важнейшим условием достижения социальной интеграции является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. В развитых странах этот процесс давно идет. У нас в стране, к сожалению, идея равных прав и возможностей не только не присутствует в общественном сознании, но лишь недавно начала осознаваться людьми, ответственными за социальную политику в отношении инвалидов, и не получила должного отражения в правовой сфере [11, с. 411-415].
Взаимоотношения инвалидов и здоровых - мощнейший фактор социальной интеграции. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, инвалиды, нередко даже имея все потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества, не могут их реализовать просто потому, что здоровые не хотят общаться с ними, работодатели опасаются принять на работу. При измерении социальной дистанции обнаруживается, что здоровые предпочитают такие ситуации общения с инвалидами, которые не требуют тесных контактов. Ситуации, требующие более близких контактов, чаще вызывает негативное отношение, равно как ситуации, предполагающие более высокое расположение инвалида на иерархической лестнице. Надо отметить, что подобное отношение к инвалидам не свойственно только нашему обществу. Зарубежные исследователи уже давно отмечали наличие подобных стереотипов, приписывание инвалидам таких черт, как недоброжелательность, недоверие к здоровым, недостаток инициативы. Во взаимоотношениях инвалидов и здоровых выявлялись напряженность, неискренность, желание прекратить контакт и т. п.
Возникновение проблем во внутрисемейных отношениях в семьях, где инвалидом стал взрослый человек, связано в первую очередь с изменением социальных ролей и обязанностей в семье. Логика социальной роли члена семьи, ставшего инвалидом, может приводить к болезненным как для семьи, так и для самого инвалида последствиям. В результате у инвалида может появиться чувство вины, ненужности, обузы; у членов семьи - скрытые или явные агрессия или недовольство.
Существенные проблемы, ждущие своего решения, встают перед инвалидами и в области взаимоотношений с окружающими, поскольку без гармонизации этих взаимоотношений на уровне макро - и микрогрупп социальная интеграция не осуществима [12, с. 305-308].
Эмоциональное
состояние инвалидов
Наиболее неблагополучна в социально-психологическом смысле группа, в которой сочетаются различные неблагоприятные показатели психологического самочувствия - неудовлетворенность жизнью, низкая самооценка, настороженное отношение к окружающим и к мерам по социальной защите, высокая тревога за будущее на бытовом уровне и т. п.
Эти люди нуждаются в особо тщательно разработанных мерах социальной и психологической помощи, с учетом специфики их экономического положения и психологического самочувствия.
Социальному работнику необходимо учитывать личностные особенности инвалида, психологическое отношение к своему дефекту или заболеванию, половозрастные характеристики, темперамент, социальный опыт и многое другое, что входит в предмет изучения психологии. На сегодняшний день социальная работа с инвалидами - это в первую очередь психосоциальная работа. Как показывает практика работы медико-социальной экспертизы, инвалиды очень нуждаются в психологической поддержке. И социальный работник, принимая клиента, все чаще использует психологические методы, психотехники и психотехнологии, чтобы успокоить клиента, направит беседу в нужное русло, оказать воздействие на мотивацию, изменить отношение к фактам и т.п. Можно сказать, что для оказания помощи инвалидам каждый социальный работник обязательно должен быть психологом.
Жизнь, сложившаяся ситуация в
стране требует новых форм
работы с нетрудоспособными
возможности
изменить свою жизнь к лучшему. А
система социального
2. 4 Общественно-идеологический аспект решения проблем инвалидов
Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической деятельности государственных институтов и формирования государственной политики в отношении инвалидов и инвалидности. В этом смысле необходимо отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности — во взаимодействии инвалида и общества.
Развитие социальной помощи на дому является не единственной формой социального обслуживания нетрудоспособных граждан. С 1986 года начали создаваться так называемые Центры социального обслуживания пенсионеров, в состав которых помимо отделений социальной помощи на дому вошли совершенно новые структурные подразделения — отделения дневного пребывания. Целью организации таких отделений было создание своеобразных центров досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или одиноки. Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а вечером возвращаться домой; в течение дня они будут иметь возможность находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время, участвовать в различных культурно-массовых мероприятиях, получать одноразовое горячее питание и при необходимости доврачебную медицинскую помощь. Основной задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию [14, с. 27-28].
Информация о работе Основные технологии социальной работы с инвалидами