Основные технологии социальной работы с инвалидами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:04, курсовая работа

Описание

Инвалиды являются не только гражданами, нуждающимися в особой социальной помощи, но также возможным значительным резервом развития общества. Считается, что в первом десятилетии 21 в. они будут составлять не менее 10 % всей рабочей силы в промышленно развитых странах, причем отнюдь не только на примитивных ручных операциях и процессах. Необходимо максимально реализовать индивидуальный реабилитационный потенциал всех лиц с ограниченными возможностями, дать им возможность обеспечить себя материально, наиболее полно участвовать в социальной жизни, самореализоваться.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….с. 3-4
Глава 1. История развития социальной помощи инвалидам....................с. 5-12
Глава 2. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов
2. 1 Правовой аспект социальной защиты инвалидов..............................с. 13-21
2. 2 Медико-социальные аспекты решения проблем инвалидов……....с. 21-24
2. 3 Психологический аспект защиты инвалидов…………………….....с. 24-27
2. 4 Общественно-идеологический аспект решения проблем
инвалидов……………………………………………………….……..с. 28-29
Глава 3. Основные направления социальной работы с инвалидами
3. 1 Физкультура и спорт как специфическая оздоровительная среда для инвалидов......................................................................................................с. 30-33
3. 2 Оккупациональная терапия как технология работы с
инвалидами............................................................................................с.33-38
Заключение…………………………………………………..………….......с. 39
Литература…………………………………………………………...….....с. 40-42

Работа состоит из  1 файл

Курсовик 2.doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)

      Исследование мотивов посещения  отделения дневного пребывания  показало, что ведущим для подавляющего  большинства лиц является желание общаться (76, 3%), вторым по значимости является возможность получения бесплатного или по льготной стоимости обеда (61, 3%); третьим в иерархии мотивов является желание содержательно проводить свой досуг (47%). Такие мотивы, как стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (29%) и неудовлетворительная материальная обеспеченность (18%) не занимают ведущего положения у основного контингента посещающих отделение. В то же время почти у половины граждан (46, 7%) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в отделение дневного пребывания. Так, ежедневное посещение заставляет их "быть в тонусе", "дисциплинирует", "наполняет жизнь новым смыслом", "позволяет расслабиться". У отдельных граждан длительное посещение отделения способствовало существенному улучшению состояния здоровья (снижение приступов бронхиальной астмы, сосудистых кризов и др.). Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная обстановка, доброжелательность работников отделения, а также возможность в любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физкультурой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Основные направления социальной работы с инвалидами

    3. 1 Физкультура и спорт как специфическая оздоровительная среда для инвалидов

    Одним из путей вовлечения инвалидов в активную социальную жизнь и профессиональную деятельность, создание благоприятных условий для их физической, психологической и социальной реабилитации является физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность.

    Среди наиболее часто встречающихся ограничений жизнедеятельности у инвалидов является ограничение способности к передвижению.

    Физкультура и спорт в силу активирующего  воздействия на организм, на повышение  уровня физической подготовки, расширения круга общения, стимуляции «духа  состязания» рассматривается как оздоровительная среда.

    Физическая  культура как оздоровительная среда  состоит из ряда последовательных этапов. Одним из первых этапов является физическое воспитание, которое выполняет функцию  систематической физической подготовки. В ходе физического воспитания формируется личностные свойства инвалида, воля, способность преодолевать трудности. В процессе физического воспитания. В процессе физического воспитания осуществляется формирование и совершенствование моторных функций и особенно тех, которые нарушены вследствие патологического процесса. Двигательные упражнения развивают мышечно-суставные чувство, ориентировку в пространстве, тренируют память на последовательность движений, совершенствуют умение выполнять движения по вербальной инструкции, способствуют укреплению сердечно-сосудистой системы, активизируют обмен веществ, стимулируют интеллектуальные способности инвалидов, улучшают общий тонус организма [1, с. 44-47].

    Цель  физического воспитания - дать возможность инвалиду самому корректировать и компенсировать свои недостатки. В основе физического воспитания лежат коррекционно-компенсаторные приемы. Независимо от категорий инвалидов, типа дефектов решаются общие оздоровительные задачи, которые предполагают  организацию работы таким образом, чтобы оказывать влияние не только на общее состояние, но восстанавливать те или иные нарушенные болезнью функции организма. Эти задачи включают в себя физическое оздоровление, создание условий для правильного физического развития, закаливания.

    Воспитание  основных физических качеств (воля, настойчивость, чувство коллективизма, организованности, активности, смелости и т. д.), обеспечивают стимуляцию психического развития. Развивается внимание, память, находчивость, улучшается ориентация, осуществляется развитие интеллекта.

    В физическом воспитании инвалидов выделяют две группы упражнений: общеподготовительные (общеразвивающие упражнения, используемые в малых формах физического воспитания, зарядки, физкультминутки) и специальные (ходьба, бег, плавание).

    Основными формами физического воспитания инвалидов являются:

    • самостоятельные занятия физическими упражнениями (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, ближний туризм).
    • организованные групповые и секционные занятия физической культуры и спортом.
    • инваспорт (организация и проведение соревнований по доступным видам спорта).

    Лечебная  физкультура -  одна из основных форм организации занятий           физическими упражнениями для инвалидов.

    При занятиях с инвалидами могут быть использованы следующие организационные методы:

    1. Индивидуальный, т. е. метод, определяющий возможность организации занятия тренером с одним спортсменом-инвалидом. В этом случае методика подбирается строго индивидуально с учетом особенности патологии спортсмена-инвалида, его функциональных возможностей и подготовленности.
    2. Групповой, т. е. метод, при котором тренер работает с группой инвалидов до 10 человек. Как правило, в этом случае целесообразно присутствие ассистентов, выполняющих в основном вспомогательные функции по организации занятия и установки оборудования и инвентаря.
    3. Индивидуально-групповой,  т. е. метод, при котором методически занятия организует и ведет тренер, а ассистенты работают индивидуально со спортсменами под руководством тренера.
    4. Метод самостоятельных занятий подразумевает организацию занятий по рекомендации тренера или самостоятельно, использование этого метода позволяет повысить эффективность занятий за счет непрерывности воздействия независимо от внешних факторов.

    Применение  средств физической культуры в целях  медицинской реабилитации позволяет снизить число и частоту обострений хронических заболеваний. Физические упражнения правильно подобранные и дозированные являются мощными афферентациями, адресованными в различные отделы центральной нервной системы, которые отвечают за соотношение возбудительных и тормозных процессов  в коре головного мозга [16, с. 47].

    Физическая  культура как оздоровительная среда  является компонентом реабилитационных мероприятий комплексного воздействия  на больных и инвалидов.

    Перед органами социальной защиты населения, руководителями и специалистами стационарных психоневрологических учреждений встает важная задача по определению и разработке принципиально новых до недавнего времени нетрадиционных форм и методов реабилитации больных, а именно широкое вовлечение больных в занятия физической культурой и спортом с учетом медицинских, в первую очередь психиатрических, показаний и противопоказаний.

    Второй  компонент - массовый спорт для инвалидов. Спорт дает возможность установления контактов с другими людьми, взаимодействие с общественными организациями. Возможности широкого общения с другими инвалидами и здоровым окружением, дух состязания, положительные эмоции в ситуации успеха, расширение социального опыта - все это создает реабилитационную (физкультурно-оздоровительную) среду для лиц с ограниченными возможностями. Особенно положительный реабилитационный эффект достигается по отношению к инвалидам, находящимся в домашних условиях, в известной степени лишенных возможности общения со сверстниками. Участие в массовом спорте для такого рода инвалидов является истинной реабилитационной ситуацией.

    Специальное оборудование спортивных залов, бассейнов, спортивных площадок, оснащение этих помещений специальными снарядами  и специфическими приспособлениями - все это будет содействовать более эффективной социальной интеграции инвалидов посредством воздействия на различные сферы их жизнедеятельности.

3. 2  Оккупациональная терапия как технология работы с инвалидами

    Оккупациональная терапия - терапия повседневными занятиями - форма профессиональной социальной работы, существующая в большинстве стран мира и занимающая важное место в команде специалистов социальной работы, здравоохранения, образования. Оккупациональная терапия является интегральной частью комплексной программы медицинской, социальной и психолого-педагогической реабилитации. Это необходимый компонент эффективной помощи людям, испытывающим трудности функционирования в повседневных ситуациях. Применение оккупациональной терапии (ОТ) достаточно широко - начиная от стимуляции рефлексов недоношенного младенца до обеспечения безопасности и независимости слабого пожилого человека. Специалиста по оккупациональной терапии в англоязычных странах называют оккупационный терапевт, а для краткости используют аббревиатуру «ОТ». В шведском языке эта же профессия называется «трудотерапевт».

    Термин  «трудотерапия» входит сегодня в профессиональную лексику сферы социально-реабилитационных технологий. Специалисты, работающие в этой области, нередко называют себя «инструкторами по труду», способствующими посредством труда ускорить восстановление утраченных жизненных функций человека и его выздоровление или способствовать самостоятельному обслуживанию себя в бытовой среде [3, с. 367].

Обучение  навыкам повседневной деятельности и реабилитация иногда проходят в группе. Группа по развитию навыков самообслуживания предполагает выработку навыков личной гигиены или ведения домашнего хозяйства. Если это необходимо, тренировка включает приобретение рабочей сноровки и профессиональных навыков (например, работа в ботаническом саду, в конторе, занятия ремеслом, творческая деятельность, занятия музыкой, работа с глиной, текстилем или красками). Подбор соответствующих вспомогательных средств (коляска для передвижения, резиновое утолщение на авторучке или ложке, вилке, позволяющее ребенку с нарушением функций тонкой моторики самостоятельно делать записи, есть), делающих человека относительно самостоятельным, - так же задача специалиста по трудотерапии.

    Главная цель этой профессии состоит в  том, чтобы создать все возможные условия для обеспечения активности человека в трех наиболее важных областях жизни: работа, досуг, самообслуживание.

    За  рубежом специалистов этого направления  готовят почти 70 лет. Особенно большое развитие ОТ получила в Великобритании, а также в США.

    Что же является оккупациональной терапии  и кто нуждается в ее услугах? ОТ начинается с функциональной диагностики, необходимой для определения  числа и степени затруднений, которые испытывает человек, а также  его ресурсов. Вместе с клиентом и другими членами команды оккупационный терапевт разрабатывает план реабилитации, зачастую используя обычные повседневные занятия в качестве средств восстановления или развития навыков. Например, когда человек оправляется от перенесенного инсульта, он возвращается к обычным ежедневным занятиям: умыванию, купанию, одеванию, приготовлению пищи, уходу за домом, возобновляет социальные контакты. Все эти элементы будут являться средствами реабилитации, и во многих случаях необходим совет специалиста, чтобы не допустить слишком резких нагрузок [19, с. 40].

    Часто важным средством реабилитации для  детей, которым необходимо улучшение  координации зрения и рук, развитие мелкой моторики, для того, например, чтобы добиться успеха в школьных занятиях, становится игровая деятельность.

    Ключевой  элемент ОТ - это выбор видов  занятий, которые не только формируют  навыки, важнейшие для независимого функционирования, но и имеют значение для человека, нуждающегося в реабилитации. Скажем, достижение самостоятельности  в приготовлении пищи является жизненно важной целью лишь для людей, которые прежде делали это или должны делать сейчас, чтобы оставаться независимыми. Успешное удовлетворение потребностей инвалида в контексте его  окружения есть как бы некий товарный знак оккупациональной терапии.

    Для кого предназначена ОТ? Она необходима детям с проблемами, связанными со следующими диагнозами:

    • недоношенность;
    • церебральный паралич или мускульная дистрофия;
    • отклонения в развитии, включая умственную отсталость, врожденные аномалии;
    • педиатрические заболевания;

Ранняя  ОТ для детей с подобными проблемами позволяет:

    • облегчить нормальное развитие и стимулировать раннее обучение;
    • развить двигательные навыки, понимание себя, эмоциональную зрелость, коммуникацию;
    • достичь самостоятельности в жизненных навыках, включая самообслуживание, мобильность и социальную адаптацию;

ОТ необходима подросткам и молодежи с проблемами:

  • семейной и социальной адаптации;
  • неврологической недостаточности на почве травм, ранений головного и спинного мозга;
  • ортопедических ограничений на почве несчастного случая или заболевания;
  • нервно-психических расстройств и трудностей  в обучении.

ОТ для  подростков и молодых людей позволит:

  • улучшить сенсорику и моторику;
  • увеличить мобильность, силу и выносливость;
  • облегчить привыкание к протезам и проверять их функционирование
  • стимулировать здоровые, продуктивные взаимоотношения;
  • получить предпрофессиональные и профессиональные навыки.

ОТ необходима также взрослым с проблемами:

  • профессиональных травм, включая ампутации, повреждения рук, ожоги;
  • сердечно-сосудистых заболеваний (включая инфаркт миокарда), периферийных сосудистых заболеваний;
  • неврологической дисфункции, включая опухоли мозга, склероз;

Информация о работе Основные технологии социальной работы с инвалидами