Особенности добрачного поведения современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 16:54, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Трансформационные изменения в современном мире затрагивают все сферы жизнедеятельности, в том числе и семейно-брачные отношения. Быстрые и существенные изменения социальной, экономической, культурной среды в нашей стране, происходящие с начала последнего десятилетия ХХ века, обусловили трансформацию российской семьи. Это выражается в смене традиционной, авторитарной модели семьи на эгалитарную, развитие альтернативных форм брачно-семейных отношений, в падении рождаемости, росте числа разводов и внебрачных детей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2
Глава I. Теоретические основы изучения добрачного поведения современной молодежи
Понятие социального института добрачного поведения…………………..4
Теоретический анализ подходов в исследовании добрачного поведения...8
Глава II. Анализ результатов исследования особенностей добрачного поведения современной молодежи
2.1 Методика организации исследования поведения современной молодежи в добрачный период……………………………………………………………..15
2.2 Анализ результатов опроса молодежи по вопросам добрачного поведения………………………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………………………………...39
Приложение…………………………………………………………………....41

Работа состоит из  1 файл

Особенности добрачного поведения современной молодежи.docx

— 114.75 Кб (Скачать документ)
t:18pt">антропологических (возраст, внешние данные), психологических (взаимная симпатия) и тому подобных факторов. [11]

В современном обществе (когда  в значительной мере утрачивают значение социальные, экономические, этнические и религиозные барьеры) на первое место выступают психологические, культурные и антропологические критерии выбора. Сила влияния отдельных факторов на брачный выбор измеряется индексами брачности. Изучение закономерностей брачного выбора необходимо для прогнозирования «удачности» брака, его прочности, а также для практической деятельности различных служб семьи.

Под брачным  состоянием понимают положение лица по отношению к институту брака, определяемое в соответствии с обычаями и правовыми нормами страны. Различают не состоящих в браке и состоящих в браке. В условиях моногамного брака не состоящие в браке делятся на никогда не состоявших в браке, вдовых и разведённых. Перечисленные категории брачного состояния считаются основными и выделяются в большинстве разработок статистических данных. При браке, разводе, овдовении происходит переход лица из одной категории брачного состояния в другую.

Брачный круг, представляет собой совокупность возможных брачных партнёров и определяется системой норм общества, а также социально-экономическим положением партнёров, особенностями их личностных качеств. Система общения, определяющая брачный круг, может включать кроме индивидуальных межличностных контактов также подбор брачных пар. В качестве потенциальных брачных партнёров не могут рассматриваться лица, брак с которыми запрещён законами или обычаями. В некоторых обществах брачный круг ограничен социальными, национальными, кастовыми, религиозными барьерами; их ликвидация способствует расширению брачного круга. Определяющее влияние на изменение границ и состава брачного круга оказывает возраст данного лица [5].

На формирование брачного круга, его динамику и состав значительно влияет ситуация на «брачном рынке». Диспропорция численности бракоспособных лиц в населении приводит к сужению брачного круга лиц одного пола, имеющих численный перевес (в этих условиях брачное состояние пополняется за счёт лиц, которые прежде не рассматривались в качестве потенциальных брачных партнёров, т.е. брачные предпочтения ослабевают), и соответствует расширению брачного круга лиц другого пола.

«Брачный рынок» - это  термин, применяемый для условного  обозначения системы соотношений численностей различных групп бракоспособного населения. Ситуация на «брачном рынке» зависит от числа потенциальных брачных партнёров в населении в данной территории, его возрастной и половой структуры. В связи с тем, что традиции и социокультурные нормы предостерегают, что жена, как правило должна быть моложе мужа, ситуация на «брачном рынке» определяется соотношением числа молодых, не состоящих в браке женщин и не женатых мужчин несколько более старшего возраста. Неблагоприятная ситуация вызывается диспропорцией численности полов, возникающей в результате военных потерь или резких изменений уровня рождаемости, а так же несбалансированных по полу массовых миграций.

В добрачном поведении  более длительный процесс, чем процесс  выбора партнера. В целом на добрачное  поведение молодого человека влияет определяющим образом стиль родительских отношений и атмосфера родительского  дома, культура общества, различные  индивидуально-личностные характеристики и ценностные ориентации индивида, и в целом система добрачного воспитания, существующая в обществе.

С переходом в ранний юношеский  возраст воздействия внесемейных  институтов воспитания начинает преобладать  над семейными для абсолютного большинства людей. Дальнейший процесс развития личности человека, начиная с юношества, приобретает сугубо индивидуальный черты и во многом зависит от круга людей, с которыми общаются юноша или девушка, а так же от ситуации, в которых разворачивается общение и от его характера. И. В. Гребенников отмечает, что в процессе самой жизни молодежь перенимает от старшего поколения немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивает нормы поведения в семейной жизни.

Вероятно, следует согласиться  с Л. И. Савиновым, что в современных  условиях действуют стереотипные и  нестереотипные ценностные ориентации добрачного поведения. К стереотипным ориентирам относятся: выбор брачного партнера из своего сословия, примерно равного материального положения, уровня образования, одной и той же национальности, вероисповедания; общепринятые возраст вступления в брак, разница в годах между супругами; общие черты ухаживания, следования предсвадебным и свадебным обычаям и традициям; учет мнения родителей, родственников и друзей при выборе брачного партнера [19].

Нестереотипные ценностные ориентации – это поведение, которое  в данной культуре считается не общепризнанными, редко встречающимся и противоречащим традициям и обычаям общества. Конкретное их проявление – выбор  партнера из семьи, образ жизни которой  имеет существенное отличие от родительской семьи. У некоторых народов до сих пор нестереотипным считается  выбор партнера из другого сословия, класса, национальности, вероисповедания и т.д. Подобные ориентации стали распространяться на этапе знакомств в среде молодежи и отражаются в мотивах ухаживания и взаимоотношений. Они в дальнейшем могут оказать влияние на развитие семейных и супружеских отношений, на характер поведения молодежи в брачно-семейных отношениях в целом. 

 

 

1.2 Теоретический  анализ подходов в исследовании  добрачного поведения

Исследователи из достаточно разных отраслей знаний – экономисты, социологи, психологи – разработали многочисленные теории, объясняющие брачный выбор и создание семейного союза различными факторами и причинами. Обзор психологических и социологических теорий добрачных отношений, в том числе выбора партнера, был сделан И. Соловьевой. Психологические теории брачного выбора относятся к группе индивидуалистических теорий, утверждающих, что выбор будущего супруга зависит от эмоционального опыта индивида, бессознательных стимулов, потребности в выборе спутника жизни. К таким теориям относятся психоаналитическая теория родительского влияния и теория личностных потребностей [11].

Идея влияния взаимоотношений  с родителями на выбор ребенком в  будущем своего партнера принадлежит З.Фрейду и Г. Юнгу. Теория родительского влияния Лидза и Комминса, основана на предположении о том, что критерии выбора брачного партнера закладываются в детском возрасте, бессознательные мотивы в процессе выбора преобладают, а последующие модели поведения в браке также связаны с ранними детскими наблюдениями за отношениями родителей. При этом предполагается, что люди предпочитают выбирать себе в супруги тех, чьи психологические особенности противоположны и комплементарны их собственным. В теории личных потребностей Р. Уинча противопоставляются две тенденции: потребность в противоположности и потребность в сходстве. В связи с этим будущие супруги должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга.

Инструментальная теория подбора супругов (Р. Сентерс) тоже основана на удовлетворении потребностей: человека влечет к тому, чьи потребности  схожи с его собственными и  дополняют их.  Теория фильтра Керсекхоффа и Дэвиса говорит о том, что существует три уровня выбора супруга. Первый уровень - начальный поиск однородных культурных переменных, таких как раса, возраст, социальный статус, второй – поиск однородных ценностей, третий - поиск совместимых потребностей.

Трехфазная теория выбора супруга - «стимул – ценность – роль» Мурштейна основывается на концепции социального обмена, когда каждый индивид вносит в отношения набор физических, социальных и экономических активов, от которого зависит межличностное притяжение, а процесс развития отношений детерминируется тремя переменными: стимулы (первая фаза), ценности (вторая фаза), роли (третья фаза). Теория Дж. Хоманса также говорит о том, что «социальное поведение представляет собой обмен ценностями, как материальными, так и нематериальными, например знаками одобрения или престижа» [8]. В основу брачного выбора по Хомансу заложен процесс оценивания качеств будущего партнера и оценивание того, кто из партнеров сможет принести больший выигрыш при меньших затратах. В целом же ценность будущего супруга зависит от целого ряда факторов: внешнего облика, возраста, социального и экономического статуса, социально-психологических характеристик личности, ценностей и убеждений.

Основы экономической  концепции объяснения выбора партнера на брачном рынке были заложены Г.Беккером [2], опираясь на «новую» функциональную теорию семьи и домашнего производства. С экономической точки зрения, брак (а также любые другие формы союза в рамках одного домохозяйства) представляет собой партнерство с целью совместного производства и потребления.

М. Абалакина считает, что  выбор брачного партнера имеет три  стадии:

  1. Формирование первых впечатлений друг о друге.
  2. Устойчивая фаза отношений, когда и окружающие начинают воспринимать молодых людей как достаточно стабильную пару.
  3. Наступает после решения вступить в брак [19].

В промежутках между стадиями происходит сравнение мотивационно-потребностной, ценностной и ролевой сфер личности партнера

Обобщая сказанное, необходимо выделить некоторые функции добрачного периода:

  • Формирование впечатление друг о друге как брачных партнерах, о потенциальных супругах.
  • Накопление совместных переживаний и впечатлений
  • Более близкое узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения: уточняется функционально-ролевое соответствие партнеров.
  • Проектирование совместной жизни, моделирование будущей семьи.
  • Принятие решения о вступлении в брак с конкретным избранником (избранницей).

Информация о работе Особенности добрачного поведения современной молодежи