Особенности добрачного поведения современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 16:54, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Трансформационные изменения в современном мире затрагивают все сферы жизнедеятельности, в том числе и семейно-брачные отношения. Быстрые и существенные изменения социальной, экономической, культурной среды в нашей стране, происходящие с начала последнего десятилетия ХХ века, обусловили трансформацию российской семьи. Это выражается в смене традиционной, авторитарной модели семьи на эгалитарную, развитие альтернативных форм брачно-семейных отношений, в падении рождаемости, росте числа разводов и внебрачных детей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2
Глава I. Теоретические основы изучения добрачного поведения современной молодежи
Понятие социального института добрачного поведения…………………..4
Теоретический анализ подходов в исследовании добрачного поведения...8
Глава II. Анализ результатов исследования особенностей добрачного поведения современной молодежи
2.1 Методика организации исследования поведения современной молодежи в добрачный период……………………………………………………………..15
2.2 Анализ результатов опроса молодежи по вопросам добрачного поведения………………………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………………………………...39
Приложение…………………………………………………………………....41

Работа состоит из  1 файл

Особенности добрачного поведения современной молодежи.docx

— 114.75 Кб (Скачать документ)

 

Методы и инструментарий сбора информации. Для решения поставленных задач и достижения цели исследования применялся комплекс  взаимодополняющих методов: обзорно-аналитический метод, включающий теоретический анализ исследований, статей и других научных публикаций, отражающих состояние изученности проблемы исследования.

Сбор основной социологической  информации осуществлялся при помощи анкетного опроса.

Исходя из цели, задач  и гипотез исследования, была составлена  анкета, направленная на выявления  основных факторов влияющих на особенности добрачного поведения современной молодежи, а также на определение поведения современной молодежи в добрачный период. Общее количество вопросов в анкете составило 31 вопрос, которые были разбиты на 8 смысловых блоков.

Таблица 2

Операционализация основных понятий

Понятия эмпирической интерпретации

Вопросы анкеты

Субъективные (внутренние) факторы

 

1.Социально-демографические  характеристики

Ваш пол?

Ваш возраст?

Ваше образование?

Ваш основной род деятельности?

Укажите место вашего постоянного  проживания?

2.Мотивационный компонент

Согласны ли Вы с тем, что каждый человек рано или поздно должен вступить в брак, завести семью?

Для чего, с Вашей точки  зрения, люди, прежде всего, вступают в  брак, заводят семью?

В чем Вы видите отрицательные стороны  семейной жизни?

Определите, что для Вас имеет  значение, прежде всего, при выборе будущего супруга?

3.Ценностный компонент

Какое место в Вашей жизни  занимают различные жизненные ценности?

В своей жизни люди ставят себе разные цели. Какие жизненные цели кажется Вам особенно важными, а  какие не самыми важными, второстепенными?

4.Этико-Психологический компонент

Какие нравственно-психологические  качества, по Вашему мнению, необходимы в семейной жизни?

6.Хозяйственно-бытовой (хозяйственно-экономический)

Оцените, в какой степени Вы обладаете  хозяйственно-бытовыми навыками и умениями, необходимые Вам как будущему семьянину?

Объективные (внешние) факторы

7.Родительская семья

К какому типу относится семья, в  которой Вы родились?

Кому принадлежит главенство в  Вашей семье?

В каком возрасте Ваши родители вступили в брак?

Оцените, пожалуйста, материальное положение  Вашей семьи

9.Ближайшее окружение

Ели Вы примете решение вступить в брак, кому Вы об этом сообщите в первую очередь?

Есть ли у Вас знакомые сверстники уже вступившие в брак?

Сколько у Вас таких знакомых?

Хотели бы Вы в данный момент оказаться на месте Ваших  знакомых?

10.Образовательные учреждения

Получали ли Вы знания об основах  семейной жизни и брака в учебных  заведениях, в которых Вы обучались  или обучаетесь?

Как Вы относитесь к введению в  образовательные учреждения такой  дисциплины как «Основы семейной жизни и брака», которая представляет собой комплекс общетеоретических  и специальных знаний по подготовке будущего семьянина?

 

2.2  Анализ результатов  опроса молодежи по вопросам  добрачного поведения

Согласно  задачам нашего исследования, был  проведен анкетный опрос, в котором  приняло участие 24 респондента в  возрасте от 17 до 25 лет. Из общего числа  респондентов, 50% являлись жителями города Ставрополя, а остальные 50% проживали  в сельской местности Ставропольского  края.

По таким  социально-демографическим характеристикам  как пол и возраст обследованная  совокупность полностью соответствует  генеральной совокупности.

Помимо  пола, возраста и места проживания в социально-демографическом блоке  анкеты респондентам было предложено указать свое образование и основной род деятельности. Нами были получены следующие результаты: из 24 респондентов – 41,7% имеют среднее образование (школа), 16,7% – среднее специальное (техникум, ПТУ и т.п.), 12,5% - незаконченное высшее (студенты выше 3 курса), 29,1% имеют высшее образование.

Обучение  как основной вид деятельности отметили 41,7% респондентов, работу – 33,3%, совмещают  обучение с работой 25% респондентов.

В ходе анализа  результатов эмпирического исследования учитывалось действие ряда субъективных (внутренних) и объективных (внешних) факторов влияющих на добрачное современной  молодежи. Данные факторы были рассмотрены  во втором параграфе первой главы.

Проверка  первой гипотезы-следствия, которая заключается в том, что среди жизненных ценностей современной молодежи семья не является важной ценностью, была проведена через анализ действия такого фактора, как ценностный компонент добрачного поведения.

Для начала,  респондентам было предложено определить какое место в их жизни занимают следующие  ценности: здоровье, друзья, религия, образование, работа, свободное  время, семья, политика, самоопределение.

На первом месте расположили семью 66,5% респондента, здоровье – 16,7%,  друзей – 8,3%, работа оказалась на первом месте у 4,1% респондентов, самоопределение также у 4,1% респондентов.

Такое соотношение  ответов говорит о том, что  более чем у половины респондентов, семья является самой важной жизненной  ценностью.

Далее респонденты  распредели различные жизненные  цели в зависимости от степени  важности на две группы: особенно важная цель и не самая важная цель. В  таблице 3 проведен анализ особенно важных жизненных целей в зависимости  от места проживания респондентов.

 

 

 

 

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос об особенно важных жизненных целях, %

 

Варианты ответов

 

сельская местность

 

город

 

всего

   

1.

Иметь интересную работу

 

83,3

 

83,3

 

82,0

2.

Добиться успеха в профессиональной или общественной деятельности

 

58,1

 

91,3

 

73,8

3.

Добиться материального благополучия, бытового комфорта

 

74,7

 

91,3

 

82,0

4.

Сохранить хорошее здоровье, вести здоровый образ жизни

 

100,0

 

74,7

 

86,1

5.

Путешествовать, видеть много интересных мест

41,5

66,4

53,3

6.

Добиться духовного совершенства

33,2

41,5

36,9

7.

Добиться высокого положения в  обществе

41,5

41,5

41,0

8.

Создать счастливую семью

100,0

100,0

100,0

9.

Воспитать хороших детей, обеспечить их будущее

100.0

100,0

100,0

10.

Создать собственное дело, фирму, преуспеть  в бизнесе

24,9

74,7

49,2

11.

Заботиться о благе людей, охранять и беречь природу

50,0

33,2

41,0

 

Представленные  данные, свидетельствуют о схожести мнений сельской и городской молодежи. Следует подчеркнуть, что все 100% респондентов из города, так же как 100% респондентов, проживающих в селе, особенно важными целями считают: создать счастливую семью, а также воспитать хороших детей, обеспечить их будущее. Это еще раз говорит о том, что семья для современной молодежи имеет большое значение. Таким образом, предположение о том, что среди жизненных ценностей современной молодежи семья не является важной ценностью – не подтверждается. На основе этого, мы можем сформулировать следующую вторичную гипотезу-следствие: среди жизненных ценностей современной молодежи семья является самой важной ценностью.

На следующем  этапе исследования, для того чтобы  проверить вторую и третью гипотезы-следствия, мы осуществляли анализ факторов, влияющих на поведение молодежи в добрачный  период, с учетом пола, возраста и  места проживания респондентов.

  Так,  действие такого фактора как мотивационный компонент, оценивалось через общее отношение молодежи к семье и браку, в зависимости от пола и места проживания респондентов. Для начала, респондентам был задан следующий вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что каждый человек рано или поздно должен вступить в брак, завести семью?»

 

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос об обязательности каждого человека вступить в брак, завести семью, %

 

Варианты ответов

сельская местность

город

 

Всего

муж

жен

муж

жен

Да, каждый человек должен вступить в  брак, завести семью

 

85,7

 

60,0

 

100,0

 

83,3

 

83,3

Нет, каждый человек не обязан вступать в брак, заводить семью

 

14,3

 

40,0

 

_

 

16,7

 

12,5

Затрудняюсь ответить

_

_

_

_

4,1

Всего:

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

Исходя  из данных, представленных в таблице, можно сделать вывод о том, что респонденты, проживающие в  городе Ставрополе, в большей степени  согласны с тем, что каждый человек  должен вступить в брак, завести семью, чем респонденты из сельской местности. Среди респондентов, считающих, что не каждый человек обязан вступать в брак и заводить семью, большинство девушек.

Далее мы определили причины, которые, по мнению респондентов, побуждают людей вступать в брак, заводить семью. При этом учитывалось место проживания респондентов.

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос о причинах вступления в брак, %

Для чего, с Вашей точки зрения, люди, прежде всего, вступают в брак, заводят семью?

сельская местность

город

 

Всего

 

муж

 

жен

 

муж

 

жен

Чтобы не быть одинокими

_

20

_

_

4,1

Чтобы был уютный дом, благоустроенный  быт

42,9

_

16,7

33,4

24,6

Чтобы были дети, продолжался род

100,0

100,0

83,5

50,0

82,0

Чтобы не расставаться с любимым  человеком

_

100,0

50,0

16,7

36,9

Чтобы чувствовать себя нужным кому-то, иметь возможность о ком-то заботиться

 

42,9

 

20,0

 

_

 

50,0

 

28,7

Чтобы иметь постоянного сексуального партнера

14,3

_

16,7

_

8,2

Чтобы был рядом человек, который  тебя поймет и поддержит в любой  жизненной ситуации

 

57,2

 

40,0

 

50,0

 

66,8

 

53,3

8.

Иметь семью и детей – нравственный долг человека

 

28,6

 

20,0

 

_

 

16,7

 

16,4

9.

Затрудняюсь ответить

_

_

_

_

_

Информация о работе Особенности добрачного поведения современной молодежи