Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 16:54, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Трансформационные изменения в современном мире затрагивают все сферы жизнедеятельности, в том числе и семейно-брачные отношения. Быстрые и существенные изменения социальной, экономической, культурной среды в нашей стране, происходящие с начала последнего десятилетия ХХ века, обусловили трансформацию российской семьи. Это выражается в смене традиционной, авторитарной модели семьи на эгалитарную, развитие альтернативных форм брачно-семейных отношений, в падении рождаемости, росте числа разводов и внебрачных детей.
Введение……………………………………………………………………….…2
Глава I. Теоретические основы изучения добрачного поведения современной молодежи
Понятие социального института добрачного поведения…………………..4
Теоретический анализ подходов в исследовании добрачного поведения...8
Глава II. Анализ результатов исследования особенностей добрачного поведения современной молодежи
2.1 Методика организации исследования поведения современной молодежи в добрачный период……………………………………………………………..15
2.2 Анализ результатов опроса молодежи по вопросам добрачного поведения………………………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………………………………...39
Приложение…………………………………………………………………....41
Совокупность добрачных факторов, побудивших создать семью, влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни и прочность брака в дальнейшем.
Такими добрачными факторами являются:
Рассматривая предпосылки будущего супружеского согласия, необходимо выделить особенности, которые выявляются на добрачной стадии:
Если совпадают хотя бы три из перечисленных граней совместимости, то брак будет более или менее благополучным [5].
Обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что на добрачное поведение молодежи влияют как субъективный (внутренние) факторы, так и объективные (внешние) факторы.
Субъективные (внутренние) факторы
1. Социально-демографические характеристики
- пол
- возраст
- образование
- род деятельности
- место проживания
- национальность
2. Мотивационно-ценностный компонент
- осознание семьи как
- личностное осмысление
- личностный смысл ценности родительства
3. Правовой компонент
- ознакомление с основными
- знание важнейших положений семейного права
- признание своих прав и
4. Этический компонент
- осознание моральных основ брачно-семейных отношений
- воспитание следующих
- осознание любви как
- культура интимных чувств
5. Психологический компонент
- наличие развитых навыков
- умение преодолевать
- способность учитывать вкусы и интересы других людей
6. Хозяйственно-бытовой
(хозяйственно-экономический)
- умение планировать и
- навыки по уходу за детьми
- организация семейного быта
- создание уюта и комфорта
Объективные (внешние) факторы
1. Родительская семья
- семейные обычаи, традиции
- психологический климат семьи
- состав семьи
- тип семейно-брачных отношений
- мнение родителей о браке
- качество выполнения семьей своих основных функций
- материальное положение семьи
2. Государство
- уровень социального
- размер денежных выплат семьям
на детей и в связи с
- наличие трудовых, налоговых, жилищных льгот
3. Ближайшее окружение
- круг возможностей для выбора брачного партнера
- наличие сверстников уже
- одобрение брака со стороны значимых людей
4. Образовательные учреждения
-обеспечение определенной
знаний по основам семейной жизни
5. Средства массовой информации
- обеспечение общественным
- создание образа идеальной семьи.
В настоящее
время наблюдаются появление
новых ценностных ориентаций социального
института добрачного поведения: равноправие
между полами, экономическая и
психологическая
Происходят изменения и в структуре «брачного рынка». Образ жизни современной семьи не всегда формирует адекватные ценностные ориентации добрачного поведения. Эволюционные изменения социального института добрачного поведения связаны с преобразованиями, происходящими в обществе. Поэтому общество соответственным образом должно отвечать на эти процессы: развивать общечеловеческие ценности – семья, любовь, дети, и создать целостную систему добрачного воспитания молодого поколения
Глава II. Анализ результатов исследования особенностей добрачного поведения современной молодежи
2.1 Методика
организации исследования поведения
современной молодежи в
При определении выборочной
совокупности исследования был применен
метод квотной выборки. Совпадение
структуры выборочной и генеральной
совокупности обеспечивалось по трем
признакам: пол, возраст и место
проживания. Данные о каждом из этих
контрольных признаков
Распределение респондентов по полу и возрасту приведено в следующей таблице:
Таблица 1
Половозрастное распределение респондентов
Доля в генеральной |
Число респондентов | |||||
Возраст |
Муж.пол |
Жен.пол |
Всего |
Муж.пол |
Жен.пол |
Всего |
17-19 лет |
51,0 |
49,0 |
30,0 |
4 |
3 |
7 |
20-22 года |
49,0 |
51,0 |
31,0 |
3 |
4 |
7 |
23-25 лет |
52,0 |
48,0 |
39.0 |
6 |
4 |
10 |
Всего: |
51,0 |
49,0 |
100,0 |
13 |
12 |
24 |
Информация о работе Особенности добрачного поведения современной молодежи