Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 16:54, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Трансформационные изменения в современном мире затрагивают все сферы жизнедеятельности, в том числе и семейно-брачные отношения. Быстрые и существенные изменения социальной, экономической, культурной среды в нашей стране, происходящие с начала последнего десятилетия ХХ века, обусловили трансформацию российской семьи. Это выражается в смене традиционной, авторитарной модели семьи на эгалитарную, развитие альтернативных форм брачно-семейных отношений, в падении рождаемости, росте числа разводов и внебрачных детей.
Введение……………………………………………………………………….…2
Глава I. Теоретические основы изучения добрачного поведения современной молодежи
Понятие социального института добрачного поведения…………………..4
Теоретический анализ подходов в исследовании добрачного поведения...8
Глава II. Анализ результатов исследования особенностей добрачного поведения современной молодежи
2.1 Методика организации исследования поведения современной молодежи в добрачный период……………………………………………………………..15
2.2 Анализ результатов опроса молодежи по вопросам добрачного поведения………………………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………………………………...39
Приложение…………………………………………………………………....41
Анализ данных, который характеризует, степень обладания хозяйственно-бытовыми навыками и умениями респондентами, в зависимости от места проживания, показывает, что принципиальных отличий нет. В целом средний балл по каждому навыку, выше 5, т. е серединного значения по 10-ти бальной шкале, отсюда следует, что степень обладания хозяйственно-бытовыми навыками и умениями современной молодежью выше среднего уровне.
Таким образом, на основе полученных результатов в ходе анализа факторов, влияющих на поведение молодежи в добрачный период, мы можем сделать вывод о том, что вторая и третья гипотезы-следствия нашего исследования подтверждаются. В данных гипотезах содержались следующие предположения: 1) особенности планирования семьи индивидом зависит от его пола и возраста; 2) планирование семьи городской молодежью отличается от планирования семьи молодежью проживающей в сельской местности.
Далее был проанализирован фактор ближайшего окружения. Сначала мы определили, что молодежь при принятии решения о вступления в брак, не руководствуется мнением своего ближайшего окружения, т.е. подруг, друзей, одногруппников и т.д. Так, на вопрос: «Если Вы примети решение вступить в брак, кому Вы об этом сообщите в первую очередь?» 83,3% респондента из сельской местности, ответили, что родителям, 16,7% - одному лучшему другу или подруге. Все 100% респондентов, проживающих в городе, в первую очередь сообщат родителям о своем решении вступить в брак.
Затем мы выяснили, есть ли в ближайшем окружении респондентов различных возрастных групп сверстники уже создавшие семью.
Рис. 4. Анализ наличия у респондентов сверстников, уже создавших семью, в зависимости от возраста
Далее были получены ответы на вопрос: «Хотели бы Вы в данный момент оказаться на месте Ваших знакомых, которые уже создали семью?»
Рис.5. Анализ наличия желания у респондентов оказаться на месте своих знакомых, уже создавших семью в зависимости от возраста
Данные представленные на рисунках свидетельствуют о том, что с увеличением возраста респондентов, увеличивается количество сверстников, уже создавших семью, а так же желание респондентов оказаться на месте своих знакомых, т.е. тоже вступить в брак и создать семью. Таким образом, подтверждается четвертая гипотеза-следствие: сверстники оказывают влияние на поведение молодежи в добрачный период.
Проверка следующей гипотезы-
Таблица 10
Распределение ответов на вопрос о главенстве в семье, %
Варианты ответов |
В семье родителей |
В собственной семье |
Мужчина |
79 |
87,5 |
Женщина |
4,3 |
_ |
Главенство должно распределяться поровну |
16,7 |
12,5 |
Исходя, из представленных данных следует, что большая часть молодежи ориентируется на создание патернальной модели семьи, (т.е. семьи главой которой является мужчина) и именно такая модель присутствует в большинстве родительских семей респондентов. Таким образом, сравнительный анализ показал, что молодежь Ставропольского края планирует создать такую модель семьи, которая присутствует в семьях их родителей.
Далее мы
сравнивали количество детей, которое
респонденты планируют иметь
в собственной будущей семье
с количеством детей у
Таблица 11
Сравнительный анализ планируемого количества детей респондентов в зависимости от количества детей в родительской семье, %.
Планируемое количество детей в собственной семье |
Количество детей в | |||
Один |
Два |
Три |
Четыре и более | |
Одного |
50 |
_ |
_ |
_ |
Двух |
25 |
57,1 |
35,0 |
_ |
Трех |
25 |
28,5 |
45,0 |
_ |
Четырех и более |
_ |
14,4 |
20,0 |
100,0 |
Всего: |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства респондентов планируемое количество детей совпадает с количеством детей у их родителей. При этом наблюдается прямая связь между этими признаками, т.е. чем больше детей имеет семья, в которой родился респондент, тем больше детей он планирует иметь в своей собственной будущей семье.
Затем мы определили зависимость планируемого возраста респондента для вступления в брак, от возраста вступления в брак их родителей.
Таблица 12
Сравнительный анализ планируемого возраста юноши для вступления в брак, в зависимости от возраста отца при вступления в брак, %.
Планируемый возраст для вступления в брак |
Возраст отца при вступлении в брак | ||||
До 18 лет |
18-20 лет |
21-23 года |
24-26 лет |
После 27 лет | |
До 18 лет |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
18-20 лет |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
21-23 года |
_ |
_ |
37,5 |
_ |
_ |
24-26 лет |
_ |
100 |
62,5 |
66,7 |
|
После 27 лет |
_ |
_ |
_ |
33,3 |
100 |
Всего: |
_ |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Таблица 13
Сравнительный анализ планируемого возраста девушек для вступления в брак, в зависимости от возраста матери при вступления в брак, %.
Планируемый возраст для вступления в брак |
Возраст матери при вступлении в брак | ||||
До 18 лет |
18-20 лет |
21-23 года |
24-26 лет |
После 27 лет | |
До 18 лет |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
18-20 лет |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
21-23 года |
_ |
50 |
25 |
_ |
_ |
24-26 лет |
_ |
50 |
75 |
100 |
_ |
После 27 лет |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
Всего: |
_ |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
_ |
Информация о работе Особенности добрачного поведения современной молодежи