Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:55, курсовая работа
Анализ института президентства в системе государственной власти Армении является одним из актуальных направлений в государственно-правовых исследованиях. Нужно сказать, что в нашем обществе нет однозначного понимания конституционного статуса Президента.
Введение
Глава 1. Социально-исторические и политические предпосылки возникновения института президентства на постсоветском пространстве
1.1. Институт президентства в современном мире
1.2. Кризис легитимности советского режима и предпосылки
институциональной трансформации
1.3. Становление института президентства в России и Армении
Глава 2. Особенности функционирования института президентства в России и Армении
2.1. Конституционные основы президентской власти
2.2. Плюсы и минусы президентства
Заключение
Список использованной литературы
В Российской Федерации Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ). В РФ координационные функции возлагаются на Президента как главу государства. Для этого он наделен полномочиями (ст. 83, 84 Конституции РФ), дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Такая координация хорошо видна, например, при решении важнейших для страны кадровых вопросов, назначение на высшие должности в государстве. Президент взаимодействует с Государственной Думой и Советом Федерации и с Председателем Правительства. Безусловно соответствующие полномочия Президента - это и его обязанности, их исполнение является средством осуществления конституционных прав Государственной Думы и Совета Федерации, закрепленных в ст. 102 и 103 Конституции.
Необходимость подобной же координации возникает и применительно к такому важному вопросу, как законодательная деятельность. В этом вопросе крайне важно использовать потенциал всех властей, соединить наработки и профессионализм исполнительной власти с возможностями депутатов высказывать решающее слово о судьбе законопроектов. Кроме того, через право вернуть Государственной Думе законопроект со своими замечаниями (право отлагательного вето) он имеет возможность известным образом отстаивать свою точку зрения по поводу содержания того или иного законопроекта.
Президент не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, его полномочия основаны на Конституции. Он представляет собой единство государства и государственной власти в целом, а не какой либо отдельно. Президент является гарантом Конституции. Это очень важная президентская функция, она состоит в том, что основные направления внутренней и внешней политики нашего государства должны соответствовать Конституции и Законам. Президент обеспечивает должное исполнение конституционных законов всеми органами государства. Достигает этого Президент путем обращения к органам и лицам, нарушающим требования Конституции, так и через уполномоченные органы, например суды.
Конституция отводит Президенту особую роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, он выступает гарантом прав и свобод, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в нашей стране.
В сфере охраны суверенитета Президент наделен особыми полномочиями, например, он единолично принимает решения по введению военного или чрезвычайного положения на территории страны.
На Президента возложена очень важная функция в системе органов государственной власти. Он обеспечивает согласованную работу и взаимодействие органов государственной власти. При выполнении данной функции Президент выступает своего рода «арбитром», помогая разрешить противоречия между государственными органами. Это прежде всего относится к взаимоотношениям законодательной и исполнительной властей, а также территориальных органов государственной власти РА. Для разрешения разногласий Президент может использовать согласительные процедуры. Конституция наделила Президента РА правом определения внутренней и внешней политики государства. Эти правомочия Президент реализует различными путями, так ему разрешено обращаться к Национальному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внешней политики.
Характеризуя
конституционный статус Президента,
необходимо помнить важную особенность
его положения как главы
В своей работе по теме «Институт президентства в Армении и России» мы постарались показать институт президентства в Республике Армении, Российской Федерации, а также дать сравнительный анализ между этими странами. С этой целью мы показали институт президентства в зарубежных странах, проследили крах советской власти и становление нового строя и вместе с тем появление нового института власти - президентской - в России и Армении. Также мы дали сравнительный анализ конституционных основ президентской власти в РФ и РА, отношение института президента и парламента, показали плюсы и минусы президентства.
В своем исследовании мы использовали такие работы, как: Конституционное право. Учебник под ред. А.Е.Козлова. Москва, 1996г.; Р.В.Енгибарян, Э.В.Тадевосян. Конституционное право. Учебник для вузов. Москва, 2000г.; Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Москва, 1998г.; Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. Москва, 1994г.; Сахаров А.Д. Воспоминания. Москва, 1996г.; Конституция Российской Федерации. Энциклопедический Словарь. Москва, 1995г.; Мушинский В. Президент: власть по праву мандата. Российская Федерация. 1993г. № 2; Илюхин В. Нужен ли России институт президентства? Российская Федерация сегодня. 1998г. № 22; Путч. Хроника тревожных дней. Под ред. Э.Расшиваловой и Н.Серегина. Москва, 1991г.; Общественно-политический журнал «Посев». № 2, март-апрель 1991г.; а также работы многих других авторов.
В исследовании
были использованы также законы и
подзаконные акты, регулирующие деятельность
Президента РА и РФ: Проект Конституции
Союза Советских Республик
ГЛАВА 1. Социально-исторические и политические предпосылки возникновения института президентства
на постсоветском пространстве
1.1. Институт президентства в современном мире
Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах - это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство нуждается в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван укреплять государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.
При различных
формах правления полномочия главы
государства выглядят неодинаково.
В одних странах функции главы
государства номинальны, в других
- они олицетворяют реальную власть.
Но при всех условиях глава государства
сохраняет собственные
Республики в зависимости от соотношения законодательной и исполнительной властей, от того, какое место и роль в них занимают и играют президент, правительство и парламент, традиционно подразделяются на президентские и парламентарные республики. Россия и Армения являются президентской республикой.
В президентской республике исполнительная власть, ее формирование, положение, деятельность и ответственность четко отделены от власти законодательной, а взаимоотношения между этими ветвями государственной власти базируются на системе взаимных сдержек и противовесов. Из этого вытекают и другие сущностные признаки президентской республики:
ь и Президент, и парламент непосредственно избираются народом;
ь Президент обычно не имеет права по своему усмотрению досрочно распустить парламент (за исключением случаев, определенных Конституцией), а парламент не может сместить Президента (вне процедуры импичмента) и отправить в отставку правительство путем выражения ему вотума недоверия;
ь решающая роль в управлении страной принадлежит Президенту, который чаще всего является одновременно главой государства и главой исполнительной власти;
ь Президент самостоятельно формирует правительство и отправляет его в отставку, назначает и смещает министров;
ь Президент
и его правительство не несут
ответственности перед
ь Президент
обладает правом отлагательного вето
в отношении принимаемых
ь в ряде случаев при назначении Президентом высших должностных лиц исполнительной власти и судей требуется согласие парламента или его палаты;
ь заключаемые
Президентом международные
ь судебная власть наблюдает за конституционностью и законностью актов двух других ветвей и обеспечивает соблюдение установленного правопорядка.
Парламентарная республика - это такая разновидность республиканской формы правления, при которой ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и форсировании ее органов принадлежит парламенту как высшему органу представительной и законодательной власти. Президент при такой форме правления чаще всего избирается самим парламентом (например, в Греции, Турции, Ливане, Чехии и др.) или несколько более широким собранием, включающим еще и представителей субъектов федерации и др. Но даже в тех случаях, когда в таких республиках Президент избирается не парламентом, а непосредственно народом, его полномочия оказываются весьма ограниченными, а реальная исполнительная власть осуществляется правительством.
Смешанная (полупрезидентская, полупарламентская) республика складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой - возрастания места и роли президенсткой власти в парламентарных республиках. Стремление нейтрализовать негативные тенденции к монополизации и авторитаризации политической власти в развитии президентских республик и серьезная неудовлетворенность неустойчивостью, нестабильностью правительственной власти в парламентарных республиках создали благоприятную почву для появления в последние десятилетия такой формы государственного правления, которая пытается сочетать достоинство как, той так и другой из рассмотренных выше основных форм (например, во Франции и Польше).
Конкретно положение
главы государства и его
Например, в Исландии пост президента как главы государства был создан лишь в 1944 году. Президент Исландии избирается каждые четыре года путем прямых, всеобщих выборов, при тайном голосовании. Выборы нового президента происходят в июне или июле того года, когда кончается срок пребывания у власти предыдущего президента. Последний исполняет свои обязанности до 31 июля. Срок правления вновь избранного президента начинается с 1 августа. Кандидат в президенты должен удовлетворять следующим формальным условиям: быть исландским гражданином не моложе 35-летнего возраста и не быть осужденным или лишенным избирательного права в прошлом. Кандидатура президента может быть выдвинута группой избирателей, состоящей из 1500--3000 человек, но не больше и не меньше этого. Если кандидатов несколько, то законно избранным Президентом является тот, который получил наибольшее количество голосов, но а если выставлена только одна кандидатура, то в этом случае голосование не проводится и выдвинутый автоматически становится Президентом, кстати, законом могут быть установлены дальнейшие правила относительно кандидатуры и выборов Президента, причём может быть предусмотрено, что число лиц, выдвигающих кандидатуру, должно быть для каждой части страны пропорционально числу избирателей. Одно и то же лицо может быть избрано президентом Исландии несколько раз подряд. Закон не ограничивает пребывания на президентском посту. Так, например, первый президент Исландии - Свейнн Бьёрнссон, избирался на этот пост дважды без голосования (1944-1952гг.); второй президент - Аусгейр Аусгейрссон - находился в президентском кресле четыре срока подряд (1952-1968гг.), в том числе трижды переизбирался без голосования; третий президент - Кристьян Элдьяр - три срока подряд (1968-1980гг.), дважды переизбирался без голосования; четвертый президент - первая женщина-президент в мире - Вигдис Финнбогадоттир находилась на президентском посту 16 лет (1980-1996гг.), в том числе дважды переизбиралась без голосования; и, наконец, пятый президент - Олафур Рагнар Гримссон был избран 29 июня 1996 года, набрав 40,9% голосов населения. Он был выдвинут партией социалистов.
Информация о работе Особенности функционирования института президентства в России и Армении