Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:55, курсовая работа
Анализ института президентства в системе государственной власти Армении является одним из актуальных направлений в государственно-правовых исследованиях. Нужно сказать, что в нашем обществе нет однозначного понимания конституционного статуса Президента.
Введение
Глава 1. Социально-исторические и политические предпосылки возникновения института президентства на постсоветском пространстве
1.1. Институт президентства в современном мире
1.2. Кризис легитимности советского режима и предпосылки
институциональной трансформации
1.3. Становление института президентства в России и Армении
Глава 2. Особенности функционирования института президентства в России и Армении
2.1. Конституционные основы президентской власти
2.2. Плюсы и минусы президентства
Заключение
Список использованной литературы
Право роспуска Государственной Думы имеет ограничения во времени. В Конституции перечислены все случаи, когда роспуск не допускается.
1. При повторном
выражении недоверия
2. Дума не может быть распущена с момента выдвижения обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
3. Дума не
должна прерывать работу в
период действия на территории
всей России военного или
4. Роспуск Государственной Думы не допускается также в течение 6 месяцев до истечения срока полномочий Президента.
Данный перечень оснований роспуска палаты не может быть расширен - таким образом предупреждается произвол Президента и исполнительной власти и их бесконтрольные действия в отсутствие законодательного органа.
Президент обладает некоторыми полномочиям и на завершающей стадии законотворческого процесса: он подписывает и обнародует Федеральные законы. Эффективным инструментом влияния главы государства на законодательную власть является право президентского вето, под которым подразумевается возвращение Президентом федеральных законов парламенту на повторное рассмотрение. Это право не является новшеством в конституционном законодательстве. Оно было предусмотрено еще в Конституции США 1787г.
Законы, возвращенные Президентом, рассматриваются палатами в первоочередном порядке. Предусмотрено обязательное участие в заседании и выступление представителя Президента. Как правило, депутаты внимательно относятся к замечаниям, высказанным представителями Президента. Заслушивается также заключение соответствующего комитета или комиссии палаты. После этого может быть принято одно из двух решений:
1. Палата принимает закон в редакции Президента - для этого требуется более половины голосов от общего числа депутатов.
2. Повторно принимается
закон в ранее принятой
Для преодоления
разногласий между
Мотивов для использования права отлагательного вето может быть очень много: низкое качество юридической техники; противоречие законов Конституции и другим Федеральным законам; отсутствие заключения Правительства по законопроектам, предусматривающим дополнительные ассигнования из федерального бюджета. Причины отклонения законов могут носить различный характер.
Положительное значение президентского вето заключается в том, что оно стимулирует повышение качества законов и способствует устранению коллизий и дефектов в законодательстве.
В российской практике
также сложилась своеобразная процедура
возвращения Президентом
2.2. Плюсы и минусы президентства
Институт президентства существует в Армении еще очень недолго, но с момента его создания вызывает непрерывные дискуссии. Нужен ли Армении этот институт? И если нужен, то в каком виде? В обществе еще нет однозначного его понимания. Армянский институт президентства в его современном виде имеет как сторонников, так и противников.
Сторонники данного института убеждены в необходимости сильной централизованной власти в стране в период реформ. «Президентский вариант» разделения властей в государстве считается оптимальным вариантом для стран с переходной экономикой. Сильная власть, сосредоточенная в одних руках, позволяет эффективно управлять и предупреждать возникновение политических конфликтов. Она необходима для обеспечения единства государственной власти. Недостатки существующей формы правления объясняются тем, что президентской власти приходится действовать в сложных условиях, на неблагоприятном социальном фоне.
В то же время, среди исследователей в области права, как и среди политических деятелей, есть много противников института президентства в современном его виде. Основной недостаток Конституции 1995г. многие видят в том, что она была ориентирована на конкретные обстоятельства, сложившиеся в связи с политическим конфликтом в государстве и принята в результате силового разрешения этого конфликта. Кроме того, по их мнению, Конституция была смоделирована под конкретного политического лидера. Следствием всего этого явилось формирование государственной системы, где Президент обладает чрезмерно сильной властью, позволяющей ему проводить радикальные реформы, а парламент ослаблен, и поэтому принцип разделения властей не реализован. Установленная Конституцией конструкция власти служит источником нестабильности политического режима, так как система сдержек и противовесов не эффективна. Объединение многих властных полномочий в одном институте порождает коллизии и напряженность во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти.
Таким образом, Конституцию обвиняют в нарушении принципа разделения властей. Многие правоведы считают, что в настоящий момент баланс властей в Армении смещен в пользу исполнительной, а точнее - президентской власти. Некоторые авторы даже называют Армению «суперпрезидентской» республикой, так как Президент обладает совокупностью полномочий, характерных как для главы государства в президентской, так и для главы государства в парламентской республике. Так, Президент в Армении избирается народом, имеет значительную власть в отношении Правительства, назначает министров и принимает решение об их отставке без участия парламента. Правительство несет ответственность только перед ним, но не перед парламентом. Хотя формально Президент и не назван главой исполнительной власти, но фактически им является, в его руках сосредоточены основные управленческие полномочия. Он также оказывает влияние и на законодательную деятельность НС.
В то же время, Президент не несет ответственности за деятельность исполнительной власти и обладает правом роспуска парламента. Сложный порядок внесения поправок в Конституции и практически неосуществимая процедура отрешения от должности делают власть Президента незыблемой и по существу неограниченной. Институт президентства становится опасным для государства и общества. Президент не подотчетен ни органам власти, ни народу. Вопрос о досрочном прекращении его полномочий не может быть вынесен на референдум. Поэтому многие видят идеал развития РА в парламентской республике и даже предлагают упразднить пост Президента.
Однако, в любом случае, несомненно, Президент является очень влиятельной фигурой в политической жизни страны, выступая как своеобразный символ государства и играя решающую роль в определении политики государства.
Важнейшая задача Президента - обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Конституция 1995г. впервые установила, что государственная власть в Армении как на государственном уровне, так и на территориальном осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную. В связи с этим встает вопрос о природе президентской власти. В зарубежных странах, если формой правления является президентская республика, то президент выполняет функции главы правительства, т.е. ему принадлежит исполнительная власть. Особенность статуса Президента Армении заключается в том, что он не отнесен Конституцией ни к одной из ветвей власти. Поэтому, говоря о несовершенстве действующей Конституции, многие исследователи приводят в качестве аргумента то, что Президент выведен за рамки разделения властей, он возвышается над всеми ветвями государственной власти, и тем самым придается легитимность его всевластию. Однако из положений Конституции не вытекает исключительности положения Президента в системе органов государственной власти. Он стоит над другими ветвями власти, не концентрируя при этом в своих руках полномочия других ветвей, а являясь лишь арбитром в отношениях с ними.
Статус Президента можно рассматривать только в тесной связке с системой разделения властей. На него возложена функция обеспечения единства государственной власти. Единство власти, реализуемой разными органами, заключается в единстве целевых установок и действий по принципиальным вопросам государственной политики. В то же время, само существование в государственной системе нескольких властей подразумевает их различия и взаимные ограничения. Каждая из них выполняет свои функции и наделена своими полномочиями, за рамки которых она не вправе выходить. Естественно, три власти, осуществляя свою деятельность одновременно, не могут избежать противоречий. Разрешать их нужно демократическим путем, на основании закона.
И именно сегодня,
в столь непростое для Армении
время, в системе органов
Президент располагает конкретными средствами для разрешения конфликтов и разногласий между государственными органами. Одним из эффективных и часто используемых на практике средств являются согласительные процедуры, которые дают возможности урегулирования отношений между различными органами государственной власти. Согласительные процедуры призваны обеспечить решение проблем, не прибегая к принуждению. Сущность таких процедур - в поисках компромиссных решений, удовлетворяющих все спорящие стороны, и в конечном счете в достижении взаимного согласия. Во всех подобных случаях Президент играет роль арбитра, он выступает не как одна из сторон конфликта, а как общенациональный авторитет.
Так как понятие согласительных процедур в Конституции не расшифровано, то Президенту предоставляется свобода в их выборе. Использование согласительных процедур полностью построено на факультативности. Во-первых, можно выбрать любой вид процедуры, который представляется в данном конкретном случае наиболее подходящим и устраивает обе стороны. Во-вторых, сами процедуры носят неформальный характер.
Непосредственные переговоры - наиболее часто применяемый вид согласительных процедур. В ряде случаев они помогают не только выйти из конфликтной ситуации, но даже предотвратить сам конфликт. Для преодоления возникших разногласий создаются смешанные комиссии, в состав которых входят представители спорящих сторон. Участие Президента проявляется в том, что он занимается организацией переговоров, образует согласительные комиссии. Есть и другие формы процедур, например, создание третейских судов.
Согласительные процедуры являются универсальным инструментом разрешения противоречий и могут использоваться Президентом практически во всех случаях обнаружения разногласий. Если же все-таки они не приводят к принятию оптимального решения, Президент может передать разрешение споров в соответствующий суд, и тогда согласительная процедура заменяется судебной.
К обеспечению
взаимодействия органов власти можно
отнести и направление
Таким образом, на Президента возложена согласительная, посредническая функция, и в системе организации власти ему отводится роль арбитра.
Информация о работе Особенности функционирования института президентства в России и Армении