Особенности функционирования института президентства в России и Армении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:55, курсовая работа

Описание

Анализ института президентства в системе государственной власти Армении является одним из актуальных направлений в государственно-правовых исследованиях. Нужно сказать, что в нашем обществе нет однозначного понимания конституционного статуса Президента.

Содержание

Введение
Глава 1. Социально-исторические и политические предпосылки возникновения института президентства на постсоветском пространстве
1.1. Институт президентства в современном мире
1.2. Кризис легитимности советского режима и предпосылки
институциональной трансформации
1.3. Становление института президентства в России и Армении
Глава 2. Особенности функционирования института президентства в России и Армении
2.1. Конституционные основы президентской власти
2.2. Плюсы и минусы президентства
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

С О Д Е Р Ж А Н И Е.doc

— 259.00 Кб (Скачать документ)

С учреждением  поста Президента СССР многие связывали надежды на ускоренное решение назревших проблем. Однако они не только не подтвердились, а напротив, общество столкнулось с большими трудностями. Появились и сомнения по поводу целесообразности функционирования данного института власти. В опубликованных в то время статьях только и говорилось, что Президент «расписывается в своей некомпетентности». А раз так, то «ради кого выбивались им столь усердно особые полномочия у парламента страны? И кто, собственно, этими полномочиями пользуется, принимая столь ответственные решения и игнорируя Президента и парламент?» И далее: «центр ослабел настолько, что уже не в состоянии руководить страной. Авторитета у Горбачева внутри СССР просто не существует, а на Западе, как показала реакция на последние события, он катастрофически падает. Анархия в стране - налицо».

Уже в августе 1991г. была сделана попытка переворота. 18 августа 1991г. было опубликовано заявление  о том, что «в связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем обязанностей Президента СССР и переходом в соответствии со статьей 127 Конституции СССР полномочий Президента Союза ССР к вице-президенту СССР Янаеву Геннадию Сергеевичу... ввести чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР... образовать Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР)... Установить, что решения ГКЧП СССР обязательны для неукоснительного исполнения всеми органами власти и управления, должностными лицами и гражданами на всей территории Союза ССР». В тот же день Президент РСФСР Б.Н.Ельцин обратился к народу со следующим обращением: «В ночь с 18 на 19 августа 1991 года отстранен от власти законно выбранный Президент страны. Какими бы причинами ни оправдывалось это отстранение, мы имеем дело с правым, реакционным, антиконституционным переворотом... Все это заставляет нас объявить незаконным пришедший к власти так называемый комитет... Требуем немедленного созыва Чрезвычайного съезда народных депутатов СССР... Не сомневаемся, что мировое сообщество даст объективную оценку циничной попытке правого переворота». 20 августа 1991г. было объявлено, что «Президент России Борис Николаевич Ельцин взял на себя исполнение обязанностей Главнокомандующего вооруженными силами на всей территории Российской Федерации. В подписанном им сегодня Указе говорится, что он будет выполнять связанные с этим функции до выхода на работу Президента СССР Михаила Горбачева». А уже 22 августа стало известно, что путчистов схватили, и были заведены уголовные дела практически на всех организаторов попытки переворота.

В Армении 19 августа  «было принято совместное заявление  непрерывно работающих Президиума ВС и СМ Армении, обратившихся к населению  Армении с призывом соблюдать  дисциплину и спокойствие... власти республики поддерживают постоянную связь с центральными властями и с командованием 7-ой армии, дислоцированной в Армении. Местные органы власти полностью контролируют обстановку в стране...».

21 августа 1991г.  Руководители РА Левон Тер-Петросян  и Вазген Манукян направили  письмо российским лидерам Б.Ельцину, Руслану Хасбулатову и Ивану Силаеву, в котором «выразили свое восхищение действиями руководства России, сумевшего предотвратить установление антиконституционного режима, способного привести страну к кровопролитной гражданской войне. Накануне Президиум ВС Армении принял заявление, в котором выступил против насилия, объявил ГК ЧП неправомочным и призвал к срочному созыву Совета Федерации СССР для урегулирования положения в стране».

С распадом СССР институт президентства на союзном уровне прекратил свое существование. Но введение президентской власти не ограничилось союзным масштабом, были введены посты президентов в союзных республиках, в том числе пост президента в РФ и в новосозданной Республике Армении. Республикам и их гражданам было предоставлено самим решать - хотят они или нет «продолжать находиться за колючей проволокой социалистических ценностей, с которыми так боязно расставаться команде «поправевшего» Президента.

В то же время  прибалтийские и ряд других республик  объявили о независимом «опросе населения» по данному вопросу и неправомерности правительства СССР решать судьбы республик, объявивших о суверенитете. Они заявили, что подмена республиканского референдума референдумом по всей стране незаконна».

1.3. Становление института президентства в России и Армении

Президент - совершенно новый как для Армении, так  и для России государственный  институт, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию  государственной власти в нашей  стране. В 1990-1991гг. был закреплен пост Президента еще существующего тогда Союза СССР, появились президенты в республиках бывшего Союза, в том числе и в Армении. В РФ пост Президента введен во исполнение решения народа, принятого на референдуме России 17 марта 1991г. В соответствии с прежней Конституцией Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти. Закрепление этого нового положения было вызвано необходимостью укрепления исполнительной дисциплины в период углубления политического и экономического кризиса, обострение межнациональных отношений.

Президентская власть была призвана наладить государственное  управление, исполнение законов. Ее самостоятельность  по отношению к представительным органам, укрепление с помощью Президента исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость и создать предпосылки стабилизации обстановки в стране.

В РФ институт президентства  был учрежден по результатам всенародного голосования, проведенного 17 марта 1991г. Статус Президента определялся Законом  «О президентстве в РСФСР» от 24 апреля 1991г. № 1098-1, основные положения которого затем были включены в текст Конституции РФ 1993г. В июне 1991г. состоялись прямые президентские выборы. Первым Президентом России сроком на пять лет был избран Б.Н.Ельцин.

Официальная резиденция Президента РФ - Кремль, Москва. Символом президентской власти служит штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флага РФ с золотым изображением государственного герба в центре. На древке флага крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента и датами его пребывания на этом посту.

Коренные изменения  в общественно-политической жизни  Армении произошли после принятия 23 августа 1990г. Декларации «О независимости  Армении», в связи с чем были приняты соответствующие законодательные акты, устанавливающие новый строй в Армении. В 1991-1992гг., в соответствии с принципом разделения властей, были реорганизованы институты управления и власти. Был введен институт Президента РА. Предусматривалось создание Конституционного суда РА, обновилась и избирательная система.

Официальная резиденция Президента РА находится в столице  Армении - г.Ереване. Флаг РА - трехцветный: с горизонтальными равномерными полосами красного, синего и оранжевого цвета. Герб РА - в центре на щите изображена гора Арарат с Ноевым ковчегом и гербами четырех царств исторической Армении. Щит поддерживают орел и лев, а под щитом изображены меч, ветвь, сноп колосьев, цепь и лента.

Важно отметить следующее, что направляя и обеспечивая деятельность всех государственных органов, Президент действует в рамках, установленных Конституцией. Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:

Президент выступает  как глава государства;

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами;

Президент обладает законодательными полномочиями;

В сфере исполнительной власти Президенту также даны широкие  полномочия.

Согласно Конституции  РФ, Президент РФ выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. По Конституции РА Президент Армении является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Республики.

ГЛАВА 2. Особенности функционирования института президентства в России и Армении

2.1. Конституционные  основы президентской власти

В правовом государстве  статус главы государства максимально  точно определяется Конституцией и  принятыми на ее основе законами. Это  необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности  и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность прав и свобод граждан в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.

Конституционный статус реализуется в нормах Конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия  очень близки, но не тождественны. Под  функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т.е. не делятся с парламентом, правительством, судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства, присваивать высшие воинские звания).

Функции главы  государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому  у главы государства всегда есть нераскрытые в Конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных случаях, получая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование Конституции.

Кандидат в  президенты должен удовлетворять ряду установленных законом требований, которые по-разному сочетаются и  выражаются в конкретных странах. Как  правило, эти требования сводятся к следующему.

Во-первых, он должен достичь определенного, сравнительно высокого (обычно 35-40 лет) возраста (в  Армении - 35 лет). Во-вторых, кандидат в  президенты, как правило, должен быть гражданином данной страны, обладающим избирательными правами. При этом в ряде стран (США, Мексика, Финляндия, Беларусь и т.д.) требуется, чтобы это гражданство было приобретено по рождению, а не в результате натурализации. Иногда, помимо гражданства, требуется, чтобы кандидат в президенты принадлежал к соответствующей национальности. В-третьих, в большинстве стран для кандидатов в президенты устанавливается ценз оседлости. Чаще всего это - постоянное проживание на территории республики в течении последних или общих 10-15 лет к моменту выборов (в Армении - 10 лет).

Глава 3 Конституции  РА посвящена Президенту РА. В системе  государственной власти Армении  Президент Республики занимает особое место. Он является главой государства.

Следует отметить, что понятий, цельно характеризующих  статус Президента Республики («глава государства», «высшее должностное лицо», «глава исполнительной власти») в Конституции РА не использовано. Он - единственное высшее должностное лицо Армении, который избирается всеми гражданами РА на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права.

В соответствии со ст. 49 Конституции РА, Президент  обеспечивает соблюдение Конституции  РА, нормальную деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей. Он является гарантом независимости, территориальной  целостности и безопасности Республики. Иначе говоря, Президент - это государственное лицо, которое координирует деятельность всех ветвей государственной власти. В соответствии с Конституцией и законами РА Президент определяет основные направления внешней и внутренней политики страны. Большое значение должности Президента обусловлено тем, что, согласно Конституции, он представляет РА внутри страны и во внешних отношениях.

В соответствии с Конституцией, возложенные на Президента обязанности сочетаются, естественно, и со значительными полномочиями, закрепленными в статьях 55, 56 и ряде последующих статей.

Конституция РФ в ст. 81 и Конституция РА в ст. 50 устанавливают, что Президентом  может быть избран гражданин данной страны не моложе 35 лет. Конституция  России 1978г. (после внесения поправок в 1991г.) предусматривала также возрастной максимум также для Президента - 65 лет. В действующей Конституции этого условия нет.

Президентом может  быть избран только гражданин страны. Конституция допускает избрание лица, получившего гражданство как по рождению, так и по натурализации (т.е. получившего гражданство по его заявлению или ходатайству при соблюдении определенных условий).

Кандидатом на должность Президента может быть выдвинут только лишь гражданин, постоянно  проживающий в стране не менее 10 лет. Понятие «постоянно проживающий» означает, во-первых, что кандидат должен постоянно жить в Армении (России) не менее указанного срока непосредственно перед его выдвижением для избрания на должность Президента; во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, т.е. кандидат не может «набирать» десятилетний период по частям, допуская интервалы, во время которых он живет в другой стране. Требование постоянного проживания отнюдь не исключает командировок и визитов в зарубежные страны, поездок для отдыха и лечения и т.д. В сложных и спорных случаях вопрос о «постоянном проживании» может решаться при регистрации кандидатов заключением Конституционного Суда.

Информация о работе Особенности функционирования института президентства в России и Армении