Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:55, курсовая работа
Анализ института президентства в системе государственной власти Армении является одним из актуальных направлений в государственно-правовых исследованиях. Нужно сказать, что в нашем обществе нет однозначного понимания конституционного статуса Президента.
Введение
Глава 1. Социально-исторические и политические предпосылки возникновения института президентства на постсоветском пространстве
1.1. Институт президентства в современном мире
1.2. Кризис легитимности советского режима и предпосылки
институциональной трансформации
1.3. Становление института президентства в России и Армении
Глава 2. Особенности функционирования института президентства в России и Армении
2.1. Конституционные основы президентской власти
2.2. Плюсы и минусы президентства
Заключение
Список использованной литературы
В целом, институт президентства в Армении имеет много общего с соответствующими конституционными институтами демократических стран. В то же время, есть ряд особенностей, не имеющих аналогов в зарубежных конституциях и не исключающих возможности узурпации власти. Но опасность злоупотребления ими может быть нейтрализована действием других либеральных норм Конституции.
Для предотвращения возможности узурпации власти необходимо более четкое правовое определение института президентства. Изменение правового регулирования этого института должно идти в направлении конкретизации его полномочий и разграничения компетенции высших органов государственной власти. Еще не существует закона о Президенте, и Конституция даже не указывает на необходимость принятия такого закона.
Институт президентства в Армении еще не является устоявшейся совокупностью конституционных норм. С момента его создания он постоянно развивается, изменяется и приобретает новые черты.
Согласно проанализированной работе по определению института президентства в РА необходимо отметить следующее: Армения как государство формировалась на протяжении столетий. История государственности Армении говорит о том, что роль главы государства была всегда очень высокой. Именно от деятельности этого института власти зависели все прогрессивные преобразования в стране, и наоборот, когда по прямым распоряжениям правителей Армения втягивалась в смутные времена, когда в стране царили хаос и беззаконие.
В своем исследовании мы попытались раскрыть следующие проблемы: в первой главе мы проследили, каков институт президентства в современном мире, что происходило в нашей стране в советское время и почему Советский Союз потерпел поражение, как это отразилось на институте президентства в России и в особенности в Армении, как происходило формирование нашего государства и, в первую очередь, института президентства в постсоветский период.
Далее, во второй
главе мы раскрыли особенности функционирования
института президентства в
Мы узнали, что термин «президент» происходит от латинского Praesidens, что буквально означает «сидящий впереди», то есть председательствующий на собрании.
При различных формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы государства номинальны, в других - они олицетворяют реальную власть. Однако, при всех условиях глава государства сохраняет собственные полномочия, т.е. высшие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подконтрольны и не подотчетны.
В разных государствах положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяется в зависимости от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентарной монархии (Великобритания, Япония и т.д.), например, глава государства царствует, но не управляет, и его функции внешне выглядят только как представительские. Столь же слабо они выражены в республиках парламентского типа, например, в ФРГ и Италии. А в президентских (США) или полупрезидентских (Франция) республиках государство сознательно идет на создание сильной власти. В нашей стране была отвергнута американская модель президентской республики, где президент совмещает в одном лице пост главы государства и главы правительства. Выбор был сделан в пользу французской модели смешанной, полупрезидентской республики, в которой существует разграничение функций между двумя должностными лицами - главой государства и главой правительства.
Президент - совершенно
новый для Армении
Президентская власть была призвана наладить государственное управление, исполнение законов. Ее самостоятельность по отношению представительным органам, укрепление с помощью Президента исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость и создать предпосылки стабилизации обстановки в стране. В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется Конституцией и принятыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность прав и свобод граждан в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.
Конституционный статус реализуется в нормах Конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть нераскрытые в Конституции полномочия, которые выявляются в непредвиденных, экстраординарных случаях, получая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование Конституции.
Мы выявили, что кандидат в президенты должен удовлетворять ряду установленных законм требований, которые по-разному сочетаются и выражаются в конкретных странах. В Армении они сводятся к следующему:
ь Кандидат должен достичь определенного возраста - 35 лет;
ь Кандидат в президенты должен быть гражданином Армении и обладать избирательными правами;
ь Для кандидатов в президенты устанавливается ценз оседлости - постоянное проживание на территории РА в течение последних 10 лет.
Одно и то же лицо в РА не может быть избрано в Президенты более, чем на два срока подряд. Срок полномочий Президента РА составляет 5 лет, по истечении которого должны быть проведены новые выборы. Порядок проведения выборов Президента РА определяется Конституцией РА и Избирательным Кодексом от 05.02.1999г.
Мы также выявили, что полномочия Президента вытекают из его функций и представляют собой конкретные права и обязанности главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. Те полномочия, которые присущи только Президенту и не разделяются им с Парламентом, Правительством и органами судебной власти, называются его прерогативами.
Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция проводит четкое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса.
Однако, в отличие
от практики многих стран, Президент
РА не является субъектом права
В завершении работы мы показали различные точки зрения по поводу значимости института президентства в Армении. В результате проведенного анализа мы пришли к выводу, что армянский институт президентства в современном его виде имеет как сторонников, так и противников.
Сторонники данного института убеждены в необходимости сильной централизованной власти в стране в период реформ. «Президентский вариант» разделения властей в государстве они считают оптимальным вариантом для стран с переходной экономикой. Сильная власть, по их мнению, позволяет эффективно управлять и предупреждать возникновение политических конфликтов. Она необходима для обеспечения единства государственной власти. Недостатки существующей формы правления объясняются тем, что президентской власти приходится действовать в сложных условиях, на неблагоприятном социальном фоне.
Противники института президентства в современном его виде убеждены, что Конституция была смоделирована под конкретного лидера. Следствием этого стало формирование государственной системы, где Президент обладает чрезмерно сильной властью, позволяющей ему проводить радикальные реформы, а Парламент ослаблен, и поэтому принцип разделения властей не реализуется.
Однако, следует отметить, что Президент в любом случае является очень влиятельной фигурой в политической жизни страны, выступая как своеобразный символ государства и играя решающую роль в определении погитики государства.
И именно сегодня,
в столь непростое для Армении
время, в системе органов
В этой работе мы обсуждали нынешнее положение главы государства, которое закреплено волей народа и подтверждено мировой практикой демократических стран. Безусловно, что полномочия Президента РА сегодня чрезвычайно высоки, его правовой статус как главы государства наделяет его широкими полномочиями. Правовой статус Президента Армении основан на учете мирового опыта организации президентской власти. Вместе с тем устройство президентской власти в Армении весьма специфично, отражает армянские условия политической жизни и не дает оснований говорить о меланхолическом копировании опыта какой-либо страны. Необходимо отметить, что сегодня Армении необходим этот институт власти, поскольку на нынешнем этапе развития нашего государства общество требует серьезных реформаторских преобразований во всех сферах деятельности. Учитывая то, что многие законы, срочно необходимые Армении, сейчас блуждают в комитетах и комиссиях Парламента многие месяцы, а иные уже устаревают к моменту выхода, институт президентства необходим. Пока в Армении не сформировались прочные устои разделения властей, пока каждая из ветвей власти не укрепится профессионально, до тех пор нельзя говорить об Армении как о полноценном демократическом государстве.
Вместе с тем следует отметить, что деятельность Президента нуждается в тщательном контроле со стороны всех ветвей власти. К сожалению, прецеденты злоупотребления властными полномочиями в истории нашей страны не счесть. Это говорит о том, что персональная ответственность Президента весьма высока и должна жестко контролироваться.
Проблемы у Армении есть, проблемы остаются и только от комплексной согласованной работы всех ветвей власти, в том числе и от Президента, а также от оппозиции и, самое главное, от народа нашей республики зависит - будет ли Армения развиваться дальше, или некогда великая держава так и останется пределом мечтаний всех армян.
Мы считаем, что наше государство должно исторически придти к тем демократическим устоям, которые провозгласила. Поскольку мировые цивилизации вынашивали свою демократию веками и тысячелетиями, поэтому нельзя сегодня говорить о том, что мы пришли к законченному типу развития общественных отношений. Главное придерживаться того пути, который избрали.
Информация о работе Особенности функционирования института президентства в России и Армении