Особенности подходов к разрешению проблем пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:39, дипломная работа

Описание

Цель – определить основные походы к разрешению проблем пожилых людей.

Задачи:

1.Проанализировать особенности пожилого возраста и связанные с ним проблемы.
2.Выявить наиболее общие проблемы людей третьего возраста.
3.Изучить опыт работы разрешения проблем пожилых людей.
4.Сравнить отечественные и зарубежные технологии деятельности по разрешению проблем пожилых людей.
5.Разработать рекомендации по разрешению проблем пожилых людей.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические подходы к разрешению проблем пожилых людей

1.Процесс старения и возрастные изменения в организме пожилого человека
2.Особенности проблем в пожилом возрасте
Глава II. Практические основы подходов в разрешении проблем третьего возраста

2.1 Технологии деятельности по разрешению проблем пожилых людей (зарубежный и российский опыт)

2.2 Практическое исследование. Выявление проблем пожилых людей и особенности их разрешения в социальной работе

2.3 Рекомендации по разрешению проблем пожилых людей

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 319.50 Кб (Скачать документ)

     Федеральное агентство по образованию РФ

     Ульяновский государственный университет

     Факультет гуманитарных наук и социальных технологий

     Кафедра педагогики профессионального образования и социальной деятельности 
 
 
 
 
 
 
 

     Дипломная работа

     Особенности подходов к разрешению проблем пожилых людей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Ульяновск

     2010

 

      Содержание 

Введение

Глава I. Теоретические подходы к разрешению проблем пожилых людей

    1. Процесс старения и возрастные изменения в организме пожилого человека
    2. Особенности проблем в пожилом возрасте

Глава II. Практические основы подходов в разрешении проблем третьего возраста

2.1 Технологии деятельности по разрешению проблем пожилых людей (зарубежный и российский опыт)

2.2 Практическое  исследование. Выявление проблем  пожилых людей и особенности  их разрешения в социальной работе

2.3 Рекомендации  по разрешению проблем пожилых  людей

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 

 

      Введение 

     В настоящее время пожилые люди все чаще оказываются в сложной  жизненной ситуации: с прекращением трудовой деятельности снижается уровень материального благополучия, с возрастом ухудшается здоровье, слабеет память, сужается круг общения (постепенно уходят из жизни ровесники, дети постоянно заняты своими семьями).

     Родственники  и социальные службы проявляют определенную заботу о пожилых людях. Чаще всего такая забота сводится к оказанию материальной поддержки (купить продукты, одежду, медикаменты, навести порядок в квартире, устроить в дом престарелых). Это сделать гораздо проще, чем вернуть тепло домашнего очага и внимание близких.

     В отечественной и зарубежной практике накоплен определенный опыт решения  проблем пожилых людей: разнообразные  выплаты, материальная помощь, специальные  программы амбулаторного и санаторно-курортного обслуживания, кружки и клубы по интересам при домах культуры и центрах народного творчества.

     Однако  принятых мер явно недостаточно, т.к. в силу своего характера или каких-либо субъективных или объективных причин не все люди могут полностью реализовать себя.

     В данной работе обобщаются основные проблемы лиц пожилого возраста и рассматриваются способы их разрешения.

     Актуальность  данного исследования заключается  в том, что у людей пожилого возраста, независимо от места проживания, уровня достатка и образования, возникают одни и те же проблемы: одиночество, отсутствие эмоциональной поддержки и общения и т.д.

     Объект  – особенности подходов к разрешению проблем пожилых людей.

     Предмет – проблемы пожилых людей и пути их разрешения.

     Цель  – определить основные походы к  разрешению проблем пожилых людей.

     Задачи:

  1. Проанализировать особенности пожилого возраста и связанные с ним проблемы.
  2. Выявить наиболее общие проблемы людей третьего возраста.
  3. Изучить опыт работы разрешения проблем пожилых людей.
  4. Сравнить отечественные и зарубежные технологии деятельности по разрешению проблем пожилых людей.
  5. Разработать рекомендации по разрешению проблем пожилых людей.

     Гипотеза. Если обеспечить комплексное разрешение проблем пожилых людей, то качество жизни лиц пожилого возраста значительно улучшится.

     Исследования  проблем пожилых людей отражены в трудах таких ученых, как: Альперович В.Д., Безрукова В.В., Белоконь О.В., Бондаренко И.Н., Давыдовского И.В., Дартау Л.А., Иткина Л.Д., Сапрыкина Е.Г., Чайковской В.В., Шмелевой Н.Б., Шубович М.М., Щукиной Н.П., Яцемирской Р.С. и др.

     Структура дипломной работы представлена: введением, двумя главами, заключением, списком литературы, приложением. 

 

      Глава I. Теоретические подходы к разрешению проблем пожилых людей 

     
    1. Процесс старения и возрастные изменения в организме пожилого человека
 

     Старость – это заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой. [46, с. 12] Что можно сказать об изменениях в личности старого человека? Что можно отнести к типичным проявлениям? Чаще всего называются негативные, отрицательные характеристики, из которых мог бы получиться вот такой психологический "портрет" старого человека. Снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому – отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе – эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне – все это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.п.

     Пожилой возраст (old age) – последний отрезок  течения жизни человека, связанный  с понижением его способностей и  социальной ценности, а также с отделением от прежних социальных обязательств. Это - скорее социальный показатель, чем биологический, ибо начало стадии и значение варьируются в историческом и культурном отношении. [47]

     По  мнению ученого Э.Я. Штернберга у пожилых людей формируются общие "нивелирующие" свойства. В качестве примера можно назвать консерватизм стариков, то есть нетерпимость, лежащая в основе типичного конфликта "отцы – дети"; неприязненное и ворчливое отношение к окружающему; стремление поучать, обидчивость и эгоцентризм; скупость и подозрительность; усиливающееся самонаблюдение и вытекающие из этого тревожные ожидания. [9, с. 17]

     Отмечается  притупление различных видов  чувствительности, снижаются скорость и объем восприятия, темп мышления, уровень внимания, уменьшается яркость  эмоций и ощущений. [29, с.23]

     Лабунская В.А., автора книги "Невербальное поведение", объясняет такое поведение, считая, что клиент пожилого возраста чаще выступает как объект насилия со стороны социального окружения, однако это не значит, что пожилым не свойственны проблемы, связанные с одиночеством, кризисом семейных отношений, депрессией, психической неуравновешенностью.[15, с.54]

     Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. [12, с.50]

     В своей монографии "Психическое старение" Н.Ф. Шахматов определяет его, как случай естественного старения, при котором отмечаются снижение психической силы, сужение объема психической жизни, экономическое использование имеющихся ресурсов. [44, с.61]

     Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о многообразных проявлениях положительного отношения старого человека к жизни, к людям, к себе.

     К.И. Чуковский писал в своем дневнике: "… Никогда я не знал, что так радостно быть стариком, что ни день – мои мысли добрей и светлей". Исследователь личностных изменений в старости Н.Ф. Шахматов, характеризуя симптомы психического упадка и психических болезней, расстройств, считает, что "представление о психическом старении не может оказаться полным и цельным без учета благоприятных случаев, которые лучше, чем какие–либо другие варианты, характеризуют старение, присущее только человеку. Эти варианты, будь они обозначены как удачные, успешные, благоприятные и, наконец, счастливые, отражают их выгодное положение в сравнении с другими формами психического старения". [39, с.98].

     У людей пожилого возраста появляется стремление спокойно осмыслить прожитую жизнь. Начинают делиться опытом, переживаниями, а некоторые начинают писать мемуары. Появляется чувство одиночества, но в тоже время стремятся к уединению, тяготясь общением с окружающими. Одиночество выступает как социальная и психологическая проблема перед людьми пожилого возраста. С одной стороны, наблюдается сужение контактов, связанных с выходом на пенсию, обретением детьми самостоятельности, а в дальнейшем с естественным уходом из жизни друзей и родственников. С другой стороны, пожилому человеку необходимо преодолеть три подкризиса. Как считает Р. Пекк, они связаны с переоценкой "Я – концепции", из которой исчезает ее главная составляющая – "Я – профессиональное", а также с осознанием старения тела и ухудшения здоровья, преодолением "самоозабоченности" и восприятием смерти как финального этапа жизни. Одиночество – это дефицит человеческих отношений. Это состояние дистресса, от которого люди хотят избавиться. По исследованиям американцев пожилые люди более приспосабливаются к одиночеству, чем молодые. Одинокими чувствуют себя те, кто не удовлетворен своими социальными связями. Те, кто нашел себе вид деятельности социальной значимой, реже испытывает одиночество, так как через свое дело они общаются с другими людьми и с семьей. [23, с.56]

     Таким образом, старость – это время  потерь и в эмоциональной сфере, однако отношение к старости зависит  от многих факторов: состояние здоровья, черт личности, от жизненного опыта, от отношения к старым людям в данном обществе, именно эти факторы, а не календарный возраст, решат вопросы о хорошем или плохом приспособлении к старости. Активность в пожилом возрасте повышает жизнеспособность людей.

     Р.С. Немов, считает, что старость характеризуется изменением отношения к внешнему миру: снижением активного интереса к событиям, происходящим вокруг. Нередко можно наблюдать повышенное внимание людей позднего возраста к состоянию здоровья. Они постоянно "прислушиваются" к работе внутренних органов, остро переживают различные "болячки" и возрастные недуги. [17, с.38]

     Но  с этим взглядом не согласен И. Давыдовский: "Широко распространенное мнение, что тяжелые жизненные ситуации, нездоровый образ жизни ускоряют наступление старости". Вместе с тем, "на достаточно больших и достоверных материалах это никогда не было доказано, хотя с виду кажется весьма вероятным. Жизнь изобилует примерами, подтверждающими и опровергающими это положение". [32, с. 204]

     На  самые незначительные внешние раздражители пожилые болезненно реагируют, подвержены колебаниям настроения. Человек преклонных лет озабочен возникающей в старости вынужденной оторванностью от мира, часто склонен ко всякого рода опасениям. В связи с изменением социальной роли в обществе и семье он особенно раним, когда умаляют его достоинство, солидный возраст, опыт, знания, крайне чувствительно реагирует на непочтительное отношение к нему. [4, с.54]

     Особенно  нужно отметить наблюдающуюся у  старых людей высокую степень развития таких психических функций, как суждение и оценка. Способность суждения – один из наиболее значительных показателей уровня интеллекта – больше всего сохраняется в преклонном возрасте. [8, с.43]

     В преклонном возрасте могут наблюдаться процессы обеднения эмоциональной жизни, сужение коммуникативных связей, что может привести к деградации человека, сведению его жизнедеятельности до физиологических потребностей: еды, сна, физических надобностей. Пожилые люди могут быть подвержены страхам, беспокойствам, у них может наблюдаться повышенная тревожность. Изменения в настроении приводят к подавленности, депрессивным, ипохондрическим состояниям, в таких случаях старые люди обвиняют себя в кажущихся проступках. [14, с. 98]

     Одна  из самых больших проблем социальной работы является насилие над пожилыми людьми. Согласно зарубежным исследованиям, люди преклонного возраста подвергаются различным видам насилия, среди которых плохой уход, физическое, психологическое, моральное насилие, хроническая вербальная агрессия (угрозы, оскорбления и т. д.)

     Немов Р.С. считает, что человек пожилого возраста очень болезненно переносит все изменения, происходящие в его организме. Ему сложно мириться с тем, что многое, что он делал раньше, сложно делать сейчас. У пожилого человека возникает потребность в передаче опыта подрастающему поколению, рассказывая часами истории из его жизни. [17, с.15] Уметь слушать человека всегда считалось хорошим тоном и знаком уважения собеседника. Специалист социальной сферы должен понимать, что, выслушав человека до конца, помогает ему раскрепоститься, тем самым располагая клиента к себе. Выслушав человека пожилого возраста, специалист оказывает неоценимую помощь человеку, которому необходимо, чтобы его выслушали. Таким образом, можно сделать вывод, что жизненно важно уважать, ценить и беречь людей, которые за свою долгую жизнь сделали много доброго и полезного. Как максимум все они являются чьими-то родителями. Как минимум, всем, чем богато современное общество оно обязано им. В настоящее время мало кто обращает внимание на проблемы пожилых людей: они вынуждены выживать на маленькую пенсию, для получения небольших компенсаций простаивать в длинных очередях, собирая многочисленные справки. Пожилые люди так много сделали для общества, что переоценить их заслуги просто невозможно, поэтому всем необходимо задуматься над тем, как можно облегчить жизнь пожилым людям в настоящее время, что можно и нужно для этого сделать, т.к. любой человек неизбежно состарится и столкнется с этими же проблемами. 

Информация о работе Особенности подходов к разрешению проблем пожилых людей