Особенности подходов к разрешению проблем пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:39, дипломная работа

Описание

Цель – определить основные походы к разрешению проблем пожилых людей.

Задачи:

1.Проанализировать особенности пожилого возраста и связанные с ним проблемы.
2.Выявить наиболее общие проблемы людей третьего возраста.
3.Изучить опыт работы разрешения проблем пожилых людей.
4.Сравнить отечественные и зарубежные технологии деятельности по разрешению проблем пожилых людей.
5.Разработать рекомендации по разрешению проблем пожилых людей.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические подходы к разрешению проблем пожилых людей

1.Процесс старения и возрастные изменения в организме пожилого человека
2.Особенности проблем в пожилом возрасте
Глава II. Практические основы подходов в разрешении проблем третьего возраста

2.1 Технологии деятельности по разрешению проблем пожилых людей (зарубежный и российский опыт)

2.2 Практическое исследование. Выявление проблем пожилых людей и особенности их разрешения в социальной работе

2.3 Рекомендации по разрешению проблем пожилых людей

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 319.50 Кб (Скачать документ)

     Широкий набор услуг могут предложить центры социальной помощи, в которых  для пенсионеров имеются помещения для отдыха и досуга, медицинские кабинеты, залы лечебной физкультуры и массажа, сауна, бассейн, столовая, лечебно–трудовые мастерские.

     Обычно  через такие центры обеспечиваются горячим питанием лица, обслуживаемые  на дому. Доставка обедов на дом производится в индивидуальных термосах на автотранспорте центра или арендуемой машине. Многие центры социальной помощи в вечернее время предоставляют разнообразные услуги и другим категориям населения за плату.

     Большое значение в Финляндии придается  и обустройству жилья престарелых  и инвалидов, включающее оснащение  квартир системой круглосуточной связи  с социальными работниками.

     В Германии традиционно важную роль в  социальном обслуживании престарелых  и инвалидов играют добровольные объединения, в первую очередь, церковные  благотворительные союзы и Немецкий Красный Крест. Однако в современных  условиях часть их функций вынуждено брать на себя государство. Большое распространение в стране получили центры дневного пребывания, различные клубы для пожилых людей. Несколько лет назад начали создаваться социальные отделения для оказания престарелым социальной и медицинской помощи в домашних условиях и включающие в себя службы помощи в хозяйственных делах, ухода за больными.

     В США также прослеживается четкая тенденция создания условий для  проживания престарелых граждан  в домашних условиях. Реализация ее осуществляется через систему нестационарных видов социальной помощи, предоставляемых государственными или частными организациями, а также путем денежных выплат престарелым для самостоятельного приобретения ими тех или иных социальных услуг. В стране существует значительное число различных фондов, обеспечивающих, в частности, оплату медицинской помощи, предоставлении дешевого жилья, продуктов питания, транспортных услуг и т.п. Все большее распространение получает системы выплат пособий семьям на организацию ухода за престарелыми гражданами в домашних условиях.

     Социальное  обслуживание на дому характеризуется  большим числом предоставляемых  услуг, в числе которых доставка на дом обедов, купание в ванне, смена белья, педикюр, стрижка, укладка  волос, стирка, чистка вещей, обеспечение  автотранспортом, лечебная гимнастика. Услуги пожилым в ряде случаев включают ремонт и благоустройство их квартир, предоставление телефона во временное пользование, организацию культурных мероприятий, досуга и развлечений.

     Помимо  обычных центров дневного пребывания для престарелых в США быстрыми темпами развивается сеть специальных платных центров, предназначенных для оказания социально–бытовой и медицинской помощи пенсионерам, в частности, страдающим тяжелыми заболеваниями нервной системы. Лица, посещающие такие, центры обеспечиваются диетическим питанием, получают физиотерапевтические процедуры, занимаются лечебной гимнастикой, трудотерапией, к их услугам логопед. Большое внимание уделяется организации их досуга, – организуются экскурсии, танцы, щадящие спортивные игры, беседы или диспуты на различные темы с привлечением врачей, психиатров, сексопатологов, работает салон красоты. За обслуживаемыми центром инвалидами наблюдают медицинские сестры, регулярно сообщающие лечащим врачам об изменениях их здоровья. Пребывание в таких центрах значительно дешевле, чем в стационарных учреждениях. Кроме этого, немаловажное значение придается, и возможности освобождения родственников инвалидов от необходимости постоянного ухода за ними, в ближайшие годы в стране может быть создано около десяти тысяч центров подобного типа.

     В Японии, как в одной из высокоразвитых индустриальных стран, продолжительность  жизни за период после второй мировой  войны возросла и достигла в 1986 г. – 74,3 лет для мужчин и 79,8 лет для женщин. Сегодня 80% мужчин и 90% женщин достигают возраста 65 лет. В начале XXI века Япония стала страной, в которой престарелые составляют более 20% населения. Изменение демографической ситуации предполагает и совершенствование системы социального обслуживания пожилых людей.

     Новая система была введена в феврале 1983 года. Это первый этап для решения  проблем медицинского обслуживания стареющего общества.

     Различные службы здравоохранения для лиц  от 40 лет и более действуют  на местном уровне. Они включают:

  • введение медицинской книжки;
  • санитарное просвещение;
  • медицинские советы;
  • проверка состояния здоровья: общая и специальная;
  • проверка состояния здоровья: проверка на заболевание раком (рак желудка, рак матки);
  • переобучение;
  • советы, сопровождаемые медицинским обслуживанием на дому.

     Медицинская помощь лицам в возрасте 65–70 лет и 70 лет и старше обеспечивается местными государственными властями и системами страхования.

     Старение  населения требует изменения  организации не только медицинского обслуживания, но и в области пенсионного  обеспечения, различных социальных действий, обеспечения жильем и др. Новая политика в области социального обслуживания предусматривает быстрое развитие сети промежуточных (между домом и госпиталем) медико-социальных учреждений для престарелых граждан.

     Пожилые люди в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными актами. Однако изменение социального статуса человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.

     Наиболее  острой проблемой является ограничение  жизнедеятельности пожилых людей. Под ограничением жизнедеятельности  понимается полное или частичное  отсутствие у человека способности  или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

     В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование  системы социальной реабилитации и  социальной помощи престарелым гражданам.

     Составным элементом социальной защиты пожилых людей на современном этапе является оказание социальной помощи, т.е. обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально–экономическими условиями.

     Таким образом, наряду с предоставлением  традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий); натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, – важное значение придается новым формам экстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам пожилого возраста в Российской Федерации.

     Социальное  обслуживание и обеспечение пожилых  людей включает в себя пенсии и различные пособия; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.

     Социальное  обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов.

     Социальная  защита пожилых людей в современных социально-экономических условиях осуществляется по двум основным направлениям – социальное обеспечение и социальная помощь.

     В соответствии с действующим законодательством  социальное обеспечение престарелых  граждан направлено на защиту материального  положения, оказание денежной и натуральной помощи, укрепление системы социального обслуживания пожилых людей.

     Правительство Российской Федерации совместно  с органами социальной защиты населения  принимает конкретные меры для того, чтобы обеспечить постепенный переход к формированию системы пенсионного обеспечения на основе более полной реализации принципов социального страхования, введения механизма учета трудового вклада работающих граждан, развития негосударственных пенсионных фондов и др.

     Значительную  помощь пожилым людям оказывают местные органы власти.

     В Российской Федерации сложились  и действуют несколько моделей  социального обслуживания пожилых  людей. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам  пожилого возраста и инвалидам на дому или в специализированных государственных и муниципальных учреждениях. [11, с.34]

     Основными принципами деятельности в сфере  социального обслуживания граждан  пожилого возраста являются: предоставление государственных гарантий; обеспечение равных возможностей при получении социальных услуг и их доступности; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан; приоритет мер по социальной адаптации и др.

     Важнейшими  моделями социального обслуживания стали такие, как социальное обслуживание на дому; полустационарное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и др.; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь; предоставление жилой площади в специальных домах для престарелых граждан и т.д. [29, с. 46]

     Центры  социального обслуживания

     Преобладающей моделью нестационарных социальных служб становятся центры социального обслуживания и реабилитации инвалидов и престарелых.

     Центры  могут иметь в своей структуре  различные подразделения социального  обслуживания: отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и др.

     В задачи центра входит выявление престарелых  и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке; определение конкретных видов и форм помощи, предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания населения; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической, юридической помощи пожилым людям и другим нуждающимся лицам.

     Важнейшей частью работы центра является социальное обслуживание на дому одиноких пожилых  людей: закупка и доставка продуктов, обеспечение лекарствами, организация  уборки в квартире, различные социально-бытовые услуги и их оплата (сдача белья в прачечную, одежды в чистку, утепление оконных рам и дверей и т.п.), информирование и консультирование и др.

     Социальные  работники поддерживают связь с  трудовыми коллективами, где раньше работали их подопечные, добиваются, чтобы  они не забывали, оказывали помощь и проявляли внимание к своим бывшим работникам.

     Центры  социального обслуживания населения  становятся эффективными нестационарными  формами социальной поддержки пожилых  людей и других категорий населения  Российской Федерации. [38, с.34]

     Надомное обслуживание престарелых получило начало еще в 1985 году, затем, через два года, был открыт первый территориальный центр социального обслуживания населения и 10 отделений социальной помощи на дому. Уже к началу 1990 года 10,5 тысяч человек пользовались помощью отдельных работников и до 200 человек посещали дневные отделения в трех таких центрах.

     Как известно, с годами здоровье у пожилых  людей становится хуже, обостряются  хронические заболевания, организм становится все более уязвимым для  болезней. Поэтому наряду с медико-социальным обслуживанием на дому создаются и специальные медико-социальные отделения при больницах.

Информация о работе Особенности подходов к разрешению проблем пожилых людей