Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:39, дипломная работа
Цель – определить основные походы к разрешению проблем пожилых людей.
Задачи:
1.Проанализировать особенности пожилого возраста и связанные с ним проблемы.
2.Выявить наиболее общие проблемы людей третьего возраста.
3.Изучить опыт работы разрешения проблем пожилых людей.
4.Сравнить отечественные и зарубежные технологии деятельности по разрешению проблем пожилых людей.
5.Разработать рекомендации по разрешению проблем пожилых людей.
Введение
Глава I. Теоретические подходы к разрешению проблем пожилых людей
1.Процесс старения и возрастные изменения в организме пожилого человека
2.Особенности проблем в пожилом возрасте
Глава II. Практические основы подходов в разрешении проблем третьего возраста
2.1 Технологии деятельности по разрешению проблем пожилых людей (зарубежный и российский опыт)
2.2 Практическое исследование. Выявление проблем пожилых людей и особенности их разрешения в социальной работе
2.3 Рекомендации по разрешению проблем пожилых людей
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Широкий набор услуг могут предложить центры социальной помощи, в которых для пенсионеров имеются помещения для отдыха и досуга, медицинские кабинеты, залы лечебной физкультуры и массажа, сауна, бассейн, столовая, лечебно–трудовые мастерские.
Обычно через такие центры обеспечиваются горячим питанием лица, обслуживаемые на дому. Доставка обедов на дом производится в индивидуальных термосах на автотранспорте центра или арендуемой машине. Многие центры социальной помощи в вечернее время предоставляют разнообразные услуги и другим категориям населения за плату.
Большое значение в Финляндии придается и обустройству жилья престарелых и инвалидов, включающее оснащение квартир системой круглосуточной связи с социальными работниками.
В
Германии традиционно важную роль в
социальном обслуживании престарелых
и инвалидов играют добровольные
объединения, в первую очередь, церковные
благотворительные союзы и
В США также прослеживается четкая тенденция создания условий для проживания престарелых граждан в домашних условиях. Реализация ее осуществляется через систему нестационарных видов социальной помощи, предоставляемых государственными или частными организациями, а также путем денежных выплат престарелым для самостоятельного приобретения ими тех или иных социальных услуг. В стране существует значительное число различных фондов, обеспечивающих, в частности, оплату медицинской помощи, предоставлении дешевого жилья, продуктов питания, транспортных услуг и т.п. Все большее распространение получает системы выплат пособий семьям на организацию ухода за престарелыми гражданами в домашних условиях.
Социальное обслуживание на дому характеризуется большим числом предоставляемых услуг, в числе которых доставка на дом обедов, купание в ванне, смена белья, педикюр, стрижка, укладка волос, стирка, чистка вещей, обеспечение автотранспортом, лечебная гимнастика. Услуги пожилым в ряде случаев включают ремонт и благоустройство их квартир, предоставление телефона во временное пользование, организацию культурных мероприятий, досуга и развлечений.
Помимо обычных центров дневного пребывания для престарелых в США быстрыми темпами развивается сеть специальных платных центров, предназначенных для оказания социально–бытовой и медицинской помощи пенсионерам, в частности, страдающим тяжелыми заболеваниями нервной системы. Лица, посещающие такие, центры обеспечиваются диетическим питанием, получают физиотерапевтические процедуры, занимаются лечебной гимнастикой, трудотерапией, к их услугам логопед. Большое внимание уделяется организации их досуга, – организуются экскурсии, танцы, щадящие спортивные игры, беседы или диспуты на различные темы с привлечением врачей, психиатров, сексопатологов, работает салон красоты. За обслуживаемыми центром инвалидами наблюдают медицинские сестры, регулярно сообщающие лечащим врачам об изменениях их здоровья. Пребывание в таких центрах значительно дешевле, чем в стационарных учреждениях. Кроме этого, немаловажное значение придается, и возможности освобождения родственников инвалидов от необходимости постоянного ухода за ними, в ближайшие годы в стране может быть создано около десяти тысяч центров подобного типа.
В Японии, как в одной из высокоразвитых индустриальных стран, продолжительность жизни за период после второй мировой войны возросла и достигла в 1986 г. – 74,3 лет для мужчин и 79,8 лет для женщин. Сегодня 80% мужчин и 90% женщин достигают возраста 65 лет. В начале XXI века Япония стала страной, в которой престарелые составляют более 20% населения. Изменение демографической ситуации предполагает и совершенствование системы социального обслуживания пожилых людей.
Новая система была введена в феврале 1983 года. Это первый этап для решения проблем медицинского обслуживания стареющего общества.
Различные службы здравоохранения для лиц от 40 лет и более действуют на местном уровне. Они включают:
Медицинская помощь лицам в возрасте 65–70 лет и 70 лет и старше обеспечивается местными государственными властями и системами страхования.
Старение населения требует изменения организации не только медицинского обслуживания, но и в области пенсионного обеспечения, различных социальных действий, обеспечения жильем и др. Новая политика в области социального обслуживания предусматривает быстрое развитие сети промежуточных (между домом и госпиталем) медико-социальных учреждений для престарелых граждан.
Пожилые люди в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными актами. Однако изменение социального статуса человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.
Наиболее
острой проблемой является ограничение
жизнедеятельности пожилых
В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым гражданам.
Составным элементом социальной защиты пожилых людей на современном этапе является оказание социальной помощи, т.е. обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально–экономическими условиями.
Таким образом, наряду с предоставлением традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий); натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, – важное значение придается новым формам экстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам пожилого возраста в Российской Федерации.
Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей включает в себя пенсии и различные пособия; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.
Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов.
Социальная защита пожилых людей в современных социально-экономических условиях осуществляется по двум основным направлениям – социальное обеспечение и социальная помощь.
В
соответствии с действующим
Правительство Российской Федерации совместно с органами социальной защиты населения принимает конкретные меры для того, чтобы обеспечить постепенный переход к формированию системы пенсионного обеспечения на основе более полной реализации принципов социального страхования, введения механизма учета трудового вклада работающих граждан, развития негосударственных пенсионных фондов и др.
Значительную помощь пожилым людям оказывают местные органы власти.
В
Российской Федерации сложились
и действуют несколько моделей
социального обслуживания пожилых
людей. Социальное обслуживание включает
в себя совокупность социальных услуг,
которые предоставляются
Основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста являются: предоставление государственных гарантий; обеспечение равных возможностей при получении социальных услуг и их доступности; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан; приоритет мер по социальной адаптации и др.
Важнейшими моделями социального обслуживания стали такие, как социальное обслуживание на дому; полустационарное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и др.; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь; предоставление жилой площади в специальных домах для престарелых граждан и т.д. [29, с. 46]
Центры социального обслуживания
Преобладающей моделью нестационарных социальных служб становятся центры социального обслуживания и реабилитации инвалидов и престарелых.
Центры
могут иметь в своей структуре
различные подразделения
В задачи центра входит выявление престарелых и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке; определение конкретных видов и форм помощи, предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания населения; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической, юридической помощи пожилым людям и другим нуждающимся лицам.
Важнейшей частью работы центра является социальное обслуживание на дому одиноких пожилых людей: закупка и доставка продуктов, обеспечение лекарствами, организация уборки в квартире, различные социально-бытовые услуги и их оплата (сдача белья в прачечную, одежды в чистку, утепление оконных рам и дверей и т.п.), информирование и консультирование и др.
Социальные работники поддерживают связь с трудовыми коллективами, где раньше работали их подопечные, добиваются, чтобы они не забывали, оказывали помощь и проявляли внимание к своим бывшим работникам.
Центры социального обслуживания населения становятся эффективными нестационарными формами социальной поддержки пожилых людей и других категорий населения Российской Федерации. [38, с.34]
Надомное обслуживание престарелых получило начало еще в 1985 году, затем, через два года, был открыт первый территориальный центр социального обслуживания населения и 10 отделений социальной помощи на дому. Уже к началу 1990 года 10,5 тысяч человек пользовались помощью отдельных работников и до 200 человек посещали дневные отделения в трех таких центрах.
Как известно, с годами здоровье у пожилых людей становится хуже, обостряются хронические заболевания, организм становится все более уязвимым для болезней. Поэтому наряду с медико-социальным обслуживанием на дому создаются и специальные медико-социальные отделения при больницах.
Информация о работе Особенности подходов к разрешению проблем пожилых людей