Особенности подходов к разрешению проблем пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:39, дипломная работа

Описание

Цель – определить основные походы к разрешению проблем пожилых людей.

Задачи:

1.Проанализировать особенности пожилого возраста и связанные с ним проблемы.
2.Выявить наиболее общие проблемы людей третьего возраста.
3.Изучить опыт работы разрешения проблем пожилых людей.
4.Сравнить отечественные и зарубежные технологии деятельности по разрешению проблем пожилых людей.
5.Разработать рекомендации по разрешению проблем пожилых людей.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические подходы к разрешению проблем пожилых людей

1.Процесс старения и возрастные изменения в организме пожилого человека
2.Особенности проблем в пожилом возрасте
Глава II. Практические основы подходов в разрешении проблем третьего возраста

2.1 Технологии деятельности по разрешению проблем пожилых людей (зарубежный и российский опыт)

2.2 Практическое исследование. Выявление проблем пожилых людей и особенности их разрешения в социальной работе

2.3 Рекомендации по разрешению проблем пожилых людей

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 319.50 Кб (Скачать документ)

     Арт-терапия (концерты, занятия музыкой, сценическое искусство, танцы, рисование, и др.) не только повышает эмоциональный заряд пожилого человека, но и способствует укреплению социальных контактов. Арт-терапия может проводиться в социальных центрах, центрах психического здоровья или стационарах дневного пребывания, интернатах и других социальных учреждениях. Работа с родственниками пожилых людей может быть организована в консультативной форме. Важно объяснить родственникам пожилых людей, что социальная поддержка позволяет пожилым чувствовать себя компетентными. Необходима передача позитивных чувств пожилым, при которой они чувствуют, что о них заботятся, их ценят, уважают.

 

      Заключение 

     Хорошо  известно, что по мере старения проблем  у человека становится все больше и больше. На их увеличение влияют как объективные, так и субъективные факторы, раскрытые в данной дипломной работе. Проведенное в рамках выпускной квалификационной работы исследование позволило выявить наиболее общие проблемы лиц пожилого возраста и наметить пути разрешения данных проблем.

     Задачи, поставленные в начале исследования: проанализировать особенности пожилого возраста и связанные с ним проблемы, выявить наиболее общие проблемы людей третьего возраста, изучить опыт работы разрешения проблем пожилых людей, сравнить отечественные и зарубежные технологии деятельности по разрешению проблем пожилых людей, – выполнены в полном объеме.

     В первой главе даны развернутые определения  понятий "старость", "пожилой возраст", "одиночество" и т.п. Рассмотрены точки зрения отечественных и зарубежных ученых, таких как Альперович В.Д.,

     Шмелева Н.Б., Шубович М.М., Щукина Н.П., Р.С Эшли, Яцемирская Р.С. и др. на процесс старения и возрастные изменения, происходящие в организме пожилого человека, которые усугубляются ухудшением здоровья, психологическими проблемами, одиночеством, снижением материального благополучия, отсутствием полноценного отдыха. Все это ведет к снижению жизненного тонуса, являющегося основой всевозможных недугов, что объясняется психологическим фактором – пессимистической оценкой будущего, бесперспективностью существования, изменением социального статуса пожилых людей, затруднением социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям.

     Во  второй главе дипломной работы подробно освещены подходы к разрешению проблем  пожилых людей. В большинстве зарубежных стран (таких как Франция, Финляндия, США, Великобритания и др.) приоритет отдается обслуживанию на дому. Специальный штат социальных работников и медицинского персонала оказывают социально-бытовую, социально-медицинскую, социально-психологическую помощь пожилым людям. Для организации досуга создан целый ряд клубов (по интересам, по возрасту, по месту жительства и т.п.), которые помогают пенсионерам актуализировать свой жизненный опыт и творческий потенциал.

     В России также накоплен определенный опыт оказания всех видов помощи пожилым людям, но основное внимание уделяется стационарной помощи. Расширяется сеть домов престарелых, но в то же время остро ощущается нехватка клубов, объединений, сообществ, в которых люди "третьего возраста" могли бы проводить свое свободное время.

     Анкетирование и беседы проводились среди пожилых  людей, являющихся клиентами Управления социальной защиты населения по Засвияжскому району. В ходе анкетирования выявлены наиболее общие проблемы пожилых  людей, такие как дефицит общения, неудовлетворенность отдельными сферами жизни (медицинское обслуживание вызвало наибольшее количество нареканий). На основе анализа полученных данных были разработаны рекомендации по решению проблем пожилых людей. Автор считает, что для этих целей необходимо использовать трудотерапию, игровую терапию, гарденотерапию, арт-терапию и работу с родственниками пожилых людей. Данное исследование подтвердило заявленную гипотезу, что использование различных видов терапии способствует уменьшению количества проблем. 

 

      Список литературы 

  1. Авербух Е.С. Неврозы неврозоподобные состояния  в позднем возрасте. Л., 1969. С.159.
  2. Алексеевич Г.С. К вопросам об эмоциональной жизни людей пожилого и старческого возраста//Проблемы личности. – М,1970.
  3. Альперович В.Г. Социальная геронтология. – Ростов – на /Д Феникс, 1997.– 483 с.
  4. Амасов Н.М. Энциклопедия Амасова: Раздумья о здоровье./И.М. Амасов. – М.: Изд. АСТ,2005.
  5. Альтшулер Е.А., Колосов А.В. Наука о долголетии. – М.: Союз,1974.–252 с.
  6. Архитектурная среда обитания инвалидов и престарелых / Под ред. В.К. Степанова. М.: Стройиздат, 1989.–213с.
  7. Баранова М.Н., Черносвитов Е.В. Неврозоподобные состояния в общесоматической практике. Тбилиси, 1990. – 240с.
  8. Белов В.И. Психологическое здоровье. – Спб, "Респекс",1997.
  9. Брушлинский А.В. Введение в психологию/Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр "Академия", 1996.
  10. Возраст мудрости – возраст созидания / Программа развития ООН. – М., 1999. –75с.
  11. В помощь пожилому человеку: Пособие для людей пожилого возраста, а также для тех, кто за ними ухаживает/ Авторы: Ефремова К.Г., Ануфриев С.А., Фокина В.А., Фокина И.В.. -СПб., 2001. -144 с. -Библиогр.: с.143-144.
  12. Горелова Г.Г., Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М., Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, Изд. дом. "Ноосфера" 1999. С.50.
  13. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. – М., 2005. – С. 104
  14. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. – М., 1995.
  15. Дзуки Э. Введение в методологию социально-психологического исследования. Новосибирск, 1996.
  16. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы. М.: Социально–технологический институт, 1999. – 272 с.
  17. Калинин И.В. Психология внутреннего конфликта человека: Учебно-методологическое пособие / Под ред. Ю.А. Клйберга. – Ульяновск: УИПКПРО, 2003.
  18. Ковалёв Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социологические исследования.– 2001.– № 7.
  19. Козлова Т.З. Социальное время пенсионеров: этапы самореализации личности. – М., 2004. – С. 87.
  20. Котельников Г.П. Энциклопедия жизни пожилого человека. – М., 2004.–С. 162.
  21. Кочевнин Л.Н. Статистические исследования // Социологические исследования, – 2001. – № 10. – С. 24.
  22. Краснова О.В. Пожилые люди в России // Психология зрелости и старения. – 2003. –№3. – С.5-16. – Библиогр.
  23. Краснова О.В. Социально-психологическое сопровождение выхода на пенсию. – М.2000.
  24. Краснова О.В. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Изд. центр "Академия", 2002. – 288 с. – Библиогр.: с. 281-285.
  25. Краснова О.В. Теоретические вопросы подготовки людей к выходу на пенсию // Психология зрелости и старения. 2000. №4.
  26. Кропоткин П. Взаимная помощь как фактор эволюции. Т.7. – СПб., 1987. – 350с.
  27. Лексин В.Н., Шевцов А.Н. Общая теория реформ. Теория и практика организации проведения реформ – М., 1995. – 124с.
  28. Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию/ Г.П. Медведева. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Модек, 2000. - 96 с.: ил. -(Библиотека социального работника).
  29. Научно-популярный журнал "Социальная работа"; – 2003 год. Издатель: Общероссийская общественная организация Союз социальных педагогов и социальных работников.
  30. Основы социальной работы. Отв. ред. Павленок П.Д. – М.: ИНФРА–М.– 2001.– 396 с.
  31. Россия в цифрах: Краткий стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2005. – С. 74
  32. Социальная работа с пожилыми. – Институт социальной работы. – М., 1995. – 334с.
  33. Теория и практика социальной работы: Методические материалы / Отв. ред. Попов А.М., Холостова Е.И. – М.: Ин–т соц. работы, 1997.– 113 с.
  34. Толстой Л. О старости СПб., 1906. – 180с.
  35. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА–М, 2002. – 400с.
  36. Хана Т. Искусство не стареть. (Как вернуть гибкость и здоровье.): Пер. с англ. – Спб., 1996. С.116-117.
  37. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. – М.: Издательско–торговая корпорация "Дашков и К", 2002. – 296с.
  38. Холостова Е.И., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Уч. пособие.-M.: Изд. торговая корпорация "Дашков и К", 2005.
  39. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Издательско–торговая корпорация "Дашков и К", 2002. –340с.
  40. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Cоциально-технологический институт, 1999.–320с.
  41. Человек и труд, 1996, №11. – 55с.
  42. Черносвитов Е.В. Социальная медицина Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. –304с.
  43. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей. М.1983.
  44. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: Счастливое и болезненное. - М., 1996. С.61.
  45. Щукина Н.П. Методологические аспекты изучения взаимопомощи пожилых людей/ Н.П. Щукина. - М.: Социально-технологический ин-т, 1999. - 60 с.
  46. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: Учебное пособие. –М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. С.85.
 

 

      Приложение 

     Анкета 

     
  1. Возраст
  2. Пол
  3. Проживаю:
  • Один
  • С другими людьми (написать с кем)________________________
  1. Семейное положение:
  • В браке никогда не состоял (а)
  • Женат/замужем
  • Вдовец/вдова
  • Разведен (а)
  1. Есть ли у Вас…?

     дети

  • Да
  • Нет

     родственники

  • Да
  • Нет
  1. Социальный статус (пенсионер, ветеран ВОВ, ветеран труда и др.) _______________________________________________________________
  1. Образование:
  • Начальное
  • Неполное среднее
  • Среднее общее, ПТУ без среднего образования
  • Среднее специальное, ПТУ со средним образованием
  • Незаконченное высшее
  • Высшее
  1. Как Вы оцениваете уровень Вашего здоровья?
  • Великолепное
  • Хорошее
  • Удовлетворительное
  • Плохое
  • Очень плохое
  1. Есть ли у Вас инвалидность?
  • 1 группа
  • 2 группа
  • 3 группа
  • нет инвалидности
  1. Наличие заболеваний

     _____________________________________________________________

  1. Нуждаетесь ли Вы в посторонней помощи?
  • Да
  • Нет
  1. К кому Вы обратитесь за помощью в первую очередь?
  • к детям,
  • к родственникам,
  • к друзьям,
  • к соседям,
  • к сослуживцам,
  • не к кому обратиться за помощью.
  1. Удовлетворенность различными сферами жизни
  • жилищные условия,
  • материальные условия,
  • медицинское обслуживание,
  • питание.
  1. Кто оказывает Вам помощь:

     материальную

  • дети,
  • родственники,
  • друзья,
  • соседи,
  • сослуживцы,
  • никто.

     моральную

  • дети,
  • родственники,
  • друзья,
  • соседи,
  • сослуживцы,
  • никто.
  1. Часто ли Вы:
  • читаете;
  • смотрите телевизор;
  • слушаете радио;
  • говорите по телефону;
  • ходите в гости и принимаете гостей;
  • совершаете прогулки;
  • посещаете кино, театр, выставки;
  • занимаетесь любимым делом;
  • ходите в церковь?
  1. Оказываете ли Вы моральную поддержку своим детям?
  • Да
  • Нет
  1. Принимаете ли вы участие в воспитании внуков?
  • Да
  • Нет

Информация о работе Особенности подходов к разрешению проблем пожилых людей