Особенности социальной перцепции в Интернет-пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:37, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить специфические особенности восприятия(самоитдентификации и самопрезентации) в интернете, отличия от социальной перцепции в реальной жизни и взаимосвязь вариативности самопрезентации в интернете с социальными установками и личностными особенностями человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………….…….3
Глава 1
Интернет как коммуникативная среда…………………………………………………………………..….5
Специфика Интернет-коммуникации……………………………………………………………………….. 8
Глава 2

Самопрезентация и идентичность в Интернете………………………………..……….…………...13
Феномен сетевого сообщества………....………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………………………………………………..25
Список источников……………………………………………………………………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. коммуникаци..docx

— 56.30 Кб (Скачать документ)

Сегодня по сути дела возникла новая форма языкового  взаимодействия - письменная разговорная  речь. Русский язык существует в  Интернете в основном в письменном варианте, но в условиях интерактивной  сетевой коммуникации темп речи приближен  к устной её разновидности. 

Обитатели чатов практически полностью  лишены вспомогательных (паралингвистических) средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной  окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Отсюда надежность речевого общения становится крайне низкой, ведь, по мнению психологов, при  обычной коммуникации в акте общения  невербальная коммуникация определяет до 55% результата. 

Столь глобальная нехватка не могла не быть определенным образом компенсирована, поэтому  общение в чате все-таки не обходится  без телесности. В первую очередь  был определенным образом компенсирован "эмоциональный дефицит" путем  введения в виртуальное общение  суррогатных, частично типизированных эмоциональных реакций - "смайликов" (от английского "smile" - "улыбка"), которые получили чрезвычайно широкое  распространение. Однако это все-таки именно суррогат эмоциональных реакций. Многократно предпринимались попытки  присвоить и закрепить обозначение  определенных эмоциональных состояний  за определенными смайликами, однако все они оказались безуспешными. Фактически на сегодняшний день смайлики только информируют об эмоционально окрашенном отношении автора к тексту, просто передавая направленность и  степень его эмоций (причем вид  смайлика никакого значения не имеет). Как мы видим, эмоциональная палитра  весьма бедна. 

Помимо "смайликов" для компенсации тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном  общении используется так называемый "капс" (от английского "Caps Lock" - блокировка верхнего регистра клавиатуры; написание фразы или части  ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно  в Сети трактуется как повышение  голоса. Недостаточность или невозможность  передачи в Интернете цвета, звука, движения заменяется вербальными и  знаковыми аналогами - большим количеством  восклицательных знаков, "традиционно  русской лексикой" (чаще всего  передаваемой латиницей), средствами из других речевых жанров. Новый мир  и новый стиль жизни в этом мире требует и новых языковых средств коммуникации либо трансформации  старых. Сленг, выработанный пользователями Интернета, переходит в общеупотребительную  лексику, возрождение эпистолярного  жанра в виде электронной переписки  также имеет свою языковую специфику, игровые условия виртуального пространства способствуют приближению коммуникации к игре, что на уровне языка проявляется  в тяготении к манере устной разговорной  речи на самом серьезном сайте. Вполне возможно, что речь идет о формировании нового стиля в русском языке - о стиле Интернет - общения - который  не только является специфической особенностью Интернет - сообщества, но и серьезно влияет на речевое поведение всего  общества в целом. Язык становится не только средством общения, но и средством  создания виртуальной реальности, так  как искусственные языки программирования являются лишь технологическим средством, благодаря которому Интернет работает, а подлинным языком виртуального сообщества оказываются естественные языки аудитории пользователей.2 

Несмотря  на то, что далеко не все формы  общения в Интернете предполагают маски для его участников, тем  не менее, тенденция демократичности  и упрощения проникает даже в  деловые бумаги, создаваемые и  существующие в формате онлайн, значительно  облегчая официальные стандарты  деловой переписки. Причем ситуация максимального сближения речевого Интернет - стиля с традициями разговорного стиля вообще повышает степень доверия  к высказыванию, что крайне важно  при осуществлении деловых контактов. 

Существуют  общие специфические черты взаимодействия в Интернет - сообществах, безотносительно  к их тематической направленности, времени существования, составу  и ресурсу, на котором они размещены: 

1. Организация  собственной социальной структуры  и стратификации пользователей  по формальным («гость», «новичок»,  «ветеран», «VIP», и т.д.) и неформальным  статусам («лидер», «авторитет»,  «звезда» и пр.), каждому из  которых присущи особые функции  и нередко отведены конкретные роли, что не только определяет положение Интернет - пользователя в сообществе, но и формирует групповые ожидания и стереотипы поведения в группе; 

2. Наличие  организационной культуры, т.е. целенаправленно  созданной системы ценностей,  установок, норм и правил поведения,  сформированных в рамках конкретного  Интернет - сообщества, принимаемых  и поддерживаемых его участниками  и отражающих характер их внутреннего  и внешнего взаимодействия, неисполнение  этих предписаний предполагает  вынесение предупреждений, наложение  определенных санкций, запретов  и т.д.; 

3. Неуправляемое  возникновение в процессе становления  и развития Интернет - сообщества  «естественной культуры», которая  включает в себя формирование  стереотипов поведения, традиций, общегрупповых ценностей и интересов,  жаргона и т.д., что в большинстве  случаев направленно на повышение  эффективности решения совместных  задач; 

4. Незначительная  целостность и устойчивость Интернет -сообщества как отдельно взятой  социальной группы, без подкрепления  ее индивидуальными межличностными  контактами; 

5. В качестве  одного из определяющих факторов  социальной дифференциации в  Интернет - сообществе выступает  уровень доступа к знаниям  и информации (информационная стратификация), при этом роль традиционных  критериев определения социального  положения незначительна, т.е.  происходит сглаживание межкультурных,  этнических, социльно-личностных различий  и наличествует уравнивание по  социальному, образовательному и  материальному статусу; 

6. В результате  ряда особенностей Интернет - пространства  создаются условия, при которых  групповые процессы протекают  гораздо быстрее, нежели в реальных  социальных группах и сообщества  существуют незначительный срок; 

7. Снимается  ряд коммуникативных барьеров  в общении, а появляющееся у Интернет - пользователя ощущение безнаказанности снимает некоторую ответственность за свои слова и поступки, что нередко приводит к потере чувства реальности и необоснованно рискованным действиям; 

8. Способность  Интернет - сообщества мгновенно  реагировать на возникающие в  обществе социальные проблемы  путем появления новых образцов  культуры, ценностей и социальных  норм, инноваций и т.д., закрепление  которых может осуществляться  как естественным, так и искусственным  путем, позволяя говорить о  частичной управляемости организационного  развития Интернет - сообщества. 

Процессы, происходящие внутри Интернет - сообществ во многом зависят от внешних факторов, таких  как события в социальной, политической, экономической и прочих сферах, а  функционирование Интернет - сообщества во многом определяется социально-психологическими характеристиками его участников, спецификой отношений между ними, общегрупповыми целями и ценностями. 

Таким образом, неформальное структурирование Интернет -пользователей по взаимным интересам, социокультурным ориентациям, устремлениям, совместно решаемым задачам и  другим, не предписанных актами социального  статуса, критериям, несмотря на этнические, социально-политические, гендерные  и иные различия, нередко анонимное  и асинхронное общение и территориальную  удаленность участников, привело  к появлению своего рода неофициальной  параллельной коммуникационной структуры, невидимой сети межличностных отношений, которая не только выполняет функции  совместной информационно-познавательной и коммуникативной деятельности, но и во многом выступает носителем  современных нравственных ценностей.3 
 
 
 
 
 

Глава 2.

Самопрезентация и идентичность в интернете. 
 

Большинство исследователей, говоря о влиянии "Я"-концепции  на поведение, вводят понятие самопрезентации, определяя ее как "процесс сообщения  другим людям, чем мы являемся, или  поведенческое выражение того, что  мы чувствуем в свой адрес и  думаем о себе».4  Выделяются две наиболее общие функции самопрезентации: защитная (намеренное произведение на окружающих определенного впечатления) и смысловая (подтверждение своей "Я"-концепции или самопознание).  

      Вхождение в виртуальные сообщества, авторизация в социальных сетях прежде всего предполагают самопрезентацию и самоидентификацию личности, при чём на разных уровнях информационной  насыщенности. Если первый- это традиционное присвоение себе некого «никнэйма», возможно с предоставлением о себе краткой информации(пол ,возраст, интересы и т.п.), то второе, более распространённое в социальных сетях- представленные на всеобщее обозрение фотографии, видеофайлы, музыкальные композиции, расширенная автобиографическая информация, опубликованные заметки и очерки и т.д. Интернет-жизнь становится настолько значимой в современном обществе, отдельную сторону социализации личности играет социализация непосредственно в интернет-пространстве.   В связи с таким широким спектром возможностей публичных действий в интернет-пространстве, на основе того как человек подходит к самопрезентации в интернете, осуществляется оценка его личности другими пользователями.  

Наиболее  подробно самопрезентация с точки  зрения ее защитной функции рассматривалась  в рамках интеракционистской. Однако, по мнению ряда авторов, самопрезентация  включает в себя не только стремление произвести на других определенное впечатление, но и демонстрацию мыслей и чувств. Обсуждая соотношение защитной и  смысловой функций самопрезентации, необходимо отметить, что люди различаются  по своей склонности к намеренному  конструированию впечатления о  себе: одни склонны все время контролировать свое поведение в соответствии с  ожиданиями социального окружения, другие ведут себя спонтанно, следуя в поведении скорее внутренним ориентирам, нежели опираясь на ожидания социального  окружения. 

Хотя очевидно, что Интернет есть среда прежде всего  информационная (по своему происхождению, основным функциям, возможностям, преобладающему содержанию, наконец), хотя подавляющее  большинство пользователей Сети используют ее именно как средство информационного поиска, хотя «родство»  Интернета с другими средствами массовой информации не нуждается в  развернутых доказательствах, научная  рефлексия проблем Интернет- коммуникации явно «перекошена» в сторону личности — так, как если бы виртуальная  реальность со всем ее практически  безграничным информационным ресурсом была бы исключительно «полем» самовыражения  человека.  

В итоге  возникает ощущение, что это среда  не столько информационная, сколько  «самоидентификационная» (с точки  зрения психологически ориентированного исследователя, конечно). Закономерно  возникает вопрос — почему это  так? Второе соображение касается самой  заявленной в названии проблемы, взятой при этом более широко — вне  контекста Интернет-коммуникации —  как проблема взаимосвязи возможных  стратегий самопрезентации с  идентичностью человека. Как первый ( самопрезентация), так и второй (идентичность) концепт, не говоря уже  о них взятых в сочетании, являются сегодня достаточно «модными» для  социальной психологии личности. Между  тем заметим, что если самопрезентацию  понимать как поведенческое выражение  эмоциональных и когнитивных  элементов Я-концепции, а идентичность либо как синоним Я- концепции, либо как ее центральный конструкт, то мы, по сути, вернемся к весьма старой проблеме: «подлинного» и «мнимого»  Я, соотношения социальной роли человека и self, играемого Я-для-Других и переживаемого  Я-для-себя и т.д. и т.п. Для полноты  картины можно добавить идею множественности  — как «самопрезентирующихся  Я», так и «самоидентифицирующихся» — столь популярную сегодня, и  смело обратиться к мысли У.Джемса, более чем столетней давности, согласно которой у человека столько  Я, сколько человек признают в  нем личность. Опять же возникает  вопрос — что стоит за этим вековым  «хождением по кругу» : реальный прирост  психологического знания или косвенное  доказательство тщетности прилагаемых  наукой усилий? Представляется, что  возможный ответ на эти два  возникших вопроса стоит искать не в рамках самой психологии, а  в более широком контексте  — именно социокультурном. Остановимся  на этом подробнее. 

Во-первых, то, что касается значительной представленности проблематики идентичности в исследованиях  виртуальной реальности. Представляется, что можно выделить ряд причин, это обусловливающих. Наиболее глобальные из них связаны с самим фактом становления информационного общества. Характерные для него экономические (реструктурализация экономических  ресурсов, переход к информационной экономике), политические (трансформация  природы власти — от власти капитала к владению информационными кодами) и социальные (замена социального  взаимодействия сетевыми формами связи, создание репрезентативных образов социальных структур) изменения задают персонифицированный и интерактивный характер информации в целом. Соответственно встает новая задача — изучения человека в информационном социуме, что неотделимо от исследования такого его центрального «ядра» как идентичность. Но сегодня это еще именно становление, собственно переход от индустриального общества к информационному, и потому субъективно для человека он представлен в определенной «разорванности» двух разных миров : реального социального бытия и бытия информационного. Первый, социальный мир, традиционно жестко объектен и структурирован, он исходно задает человеку рамки для самокатегоризации, ограничивая его как социальный объект (границами пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности и пр.); второй же — информационный — принципиально безграничен, и, следовательно, необходимым условием существования в нем является решение задачи самоопределения, поиска идентичности. Подобное установление «границ» возможно двумя путями :

через перенос  в виртуальное пространство уже  известных и наработанных в социальном мире символов (пола, возраста и пр.), то есть через виртуальную реконструкцию  социальной идентичности, и через  осмысление ценностных ориентиров своей  деятельности, через формирование себя в виртуальном пространстве как  активного субъекта, то есть через  виртуальную реконструкцию персональной идентичности.

Решение именно этой двойной задачи и позволяет  человеку стать субъектом не только социального, но и информационного  мира. Неслучайно, в одной из последних  работ, посвященных наступающей  информационной эре, подчеркивается, что поиск идентичности есть столь же важный источник социального развития, как и технико-экономические изменения. Таким образом, поставленная еще Э. Фроммом проблема связи типов идентичности личности с характеристиками социума приобретает новое звучание. Но информационное пространство в своем виртуальном выражении есть (сегодня, по крайней мере) пространство вербальное, соответственно на первый план в нем выступают именно самоописания, самопрезентации. И хотя проблема связи стратегий самопрезентаций и идентичности далеко не нова, именно информационное общество делает реальность самопрезентации «истиной в последней инстанции», своего рода окончательной реальностью, все более транслируя этот принцип в реальное социальное взаимодействие. ( Так работодатель сегодня ориентируется на резюме потенциального работника, составленное им самим, а в качестве одного из доказательств эффективности деятельности производственной структуры выступает количество проведенных ею презентаций. ) Таким образом, распространение культуры виртуальной реальности заставляет современное общество все более и более «структурироваться вокруг противостояния сетевых систем (net) и личности (self)», что в определенном смысле отражает противостояние процессов самопрезентации и идентичности, вновь обращая исследователей к данной проблематике. 

Информация о работе Особенности социальной перцепции в Интернет-пространстве