Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:37, курсовая работа
Цель работы – выявить специфические особенности восприятия(самоитдентификации и самопрезентации) в интернете, отличия от социальной перцепции в реальной жизни и взаимосвязь вариативности самопрезентации в интернете с социальными установками и личностными особенностями человека.
Введение……………………………………………………………………………………………………………….…….3
Глава 1
Интернет как коммуникативная среда…………………………………………………………………..….5
Специфика Интернет-коммуникации……………………………………………………………………….. 8
Глава 2
Самопрезентация и идентичность в Интернете………………………………..……….…………...13
Феномен сетевого сообщества………....………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………………………………………………..25
Список источников……………………………………………………………………………………………………..26
Сегодня по
сути дела возникла новая форма языкового
взаимодействия - письменная разговорная
речь. Русский язык существует в
Интернете в основном в письменном
варианте, но в условиях интерактивной
сетевой коммуникации темп речи приближен
к устной её разновидности.
Обитатели
чатов практически полностью
лишены вспомогательных (паралингвистических)
средств: тембра речи, акцентирования
части высказывания, эмоциональной
окраски, тембра голоса, его силы, дикции,
жестов и мимики. Отсюда надежность
речевого общения становится крайне
низкой, ведь, по мнению психологов, при
обычной коммуникации в акте общения
невербальная коммуникация определяет
до 55% результата.
Столь глобальная
нехватка не могла не быть определенным
образом компенсирована, поэтому
общение в чате все-таки не обходится
без телесности. В первую очередь
был определенным образом компенсирован
"эмоциональный дефицит" путем
введения в виртуальное общение
суррогатных, частично типизированных
эмоциональных реакций - "смайликов"
(от английского "smile" - "улыбка"),
которые получили чрезвычайно широкое
распространение. Однако это все-таки
именно суррогат эмоциональных реакций.
Многократно предпринимались
Помимо "смайликов"
для компенсации тембра и акцентирования
части высказывания в виртуальном
общении используется так называемый
"капс" (от английского "Caps Lock"
- блокировка верхнего регистра клавиатуры;
написание фразы или части
ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно
в Сети трактуется как повышение
голоса. Недостаточность или
Несмотря
на то, что далеко не все формы
общения в Интернете
Существуют
общие специфические черты
1. Организация
собственной социальной
2. Наличие
организационной культуры, т.е. целенаправленно
созданной системы ценностей,
установок, норм и правил
3. Неуправляемое
возникновение в процессе
4. Незначительная
целостность и устойчивость
5. В качестве
одного из определяющих
6. В результате
ряда особенностей Интернет - пространства
создаются условия, при
7. Снимается
ряд коммуникативных барьеров
в общении, а появляющееся у
Интернет - пользователя ощущение безнаказанности
снимает некоторую ответственность за
свои слова и поступки, что нередко приводит
к потере чувства реальности и необоснованно
рискованным действиям;
8. Способность
Интернет - сообщества мгновенно
реагировать на возникающие в
обществе социальные проблемы
путем появления новых
Процессы, происходящие
внутри Интернет - сообществ во многом
зависят от внешних факторов, таких
как события в социальной, политической,
экономической и прочих сферах, а
функционирование Интернет - сообщества
во многом определяется социально-психологическими
характеристиками его участников, спецификой
отношений между ними, общегрупповыми
целями и ценностями.
Таким образом,
неформальное структурирование Интернет
-пользователей по взаимным интересам,
социокультурным ориентациям, устремлениям,
совместно решаемым задачам и
другим, не предписанных актами социального
статуса, критериям, несмотря на этнические,
социально-политические, гендерные
и иные различия, нередко анонимное
и асинхронное общение и
Глава 2.
Самопрезентация
и идентичность в интернете.
Большинство
исследователей, говоря о влиянии "Я"-концепции
на поведение, вводят понятие самопрезентации,
определяя ее как "процесс сообщения
другим людям, чем мы являемся, или
поведенческое выражение того, что
мы чувствуем в свой адрес и
думаем о себе».4 Выделяются
две наиболее общие функции самопрезентации:
защитная (намеренное произведение на
окружающих определенного впечатления)
и смысловая (подтверждение своей "Я"-концепции
или самопознание).
Вхождение
в виртуальные сообщества, авторизация
в социальных сетях прежде всего предполагают
самопрезентацию и самоидентификацию
личности, при чём на разных уровнях информационной
насыщенности. Если первый- это традиционное
присвоение себе некого «никнэйма», возможно
с предоставлением о себе краткой информации(пол
,возраст, интересы и т.п.), то второе, более
распространённое в социальных сетях-
представленные на всеобщее обозрение
фотографии, видеофайлы, музыкальные композиции,
расширенная автобиографическая информация,
опубликованные заметки и очерки и т.д.
Интернет-жизнь становится настолько
значимой в современном обществе, отдельную
сторону социализации личности играет
социализация непосредственно в интернет-пространстве.
В связи с таким широким спектром возможностей
публичных действий в интернет-пространстве,
на основе того как человек подходит к
самопрезентации в интернете, осуществляется
оценка его личности другими пользователями.
Наиболее
подробно самопрезентация с точки
зрения ее защитной функции рассматривалась
в рамках интеракционистской. Однако,
по мнению ряда авторов, самопрезентация
включает в себя не только стремление
произвести на других определенное впечатление,
но и демонстрацию мыслей и чувств.
Обсуждая соотношение защитной и
смысловой функций
Хотя очевидно,
что Интернет есть среда прежде всего
информационная (по своему происхождению,
основным функциям, возможностям, преобладающему
содержанию, наконец), хотя подавляющее
большинство пользователей Сети
используют ее именно как средство
информационного поиска, хотя «родство»
Интернета с другими средствами
массовой информации не нуждается в
развернутых доказательствах, научная
рефлексия проблем Интернет- коммуникации
явно «перекошена» в сторону личности
— так, как если бы виртуальная
реальность со всем ее практически
безграничным информационным ресурсом
была бы исключительно «полем»
В итоге
возникает ощущение, что это среда
не столько информационная, сколько
«самоидентификационная» (с точки
зрения психологически ориентированного
исследователя, конечно). Закономерно
возникает вопрос — почему это
так? Второе соображение касается самой
заявленной в названии проблемы, взятой
при этом более широко — вне
контекста Интернет-
Во-первых,
то, что касается значительной представленности
проблематики идентичности в исследованиях
виртуальной реальности. Представляется,
что можно выделить ряд причин,
это обусловливающих. Наиболее глобальные
из них связаны с самим фактом
становления информационного
через перенос
в виртуальное пространство уже
известных и наработанных в социальном
мире символов (пола, возраста и пр.),
то есть через виртуальную
Решение именно
этой двойной задачи и позволяет
человеку стать субъектом не только
социального, но и информационного
мира. Неслучайно, в одной из последних
работ, посвященных наступающей
информационной эре, подчеркивается, что
поиск идентичности есть столь же важный
источник социального развития, как и
технико-экономические изменения. Таким
образом, поставленная еще Э. Фроммом проблема
связи типов идентичности личности с характеристиками
социума приобретает новое звучание. Но
информационное пространство в своем
виртуальном выражении есть (сегодня,
по крайней мере) пространство вербальное,
соответственно на первый план в нем выступают
именно самоописания, самопрезентации.
И хотя проблема связи стратегий самопрезентаций
и идентичности далеко не нова, именно
информационное общество делает реальность
самопрезентации «истиной в последней
инстанции», своего рода окончательной
реальностью, все более транслируя этот
принцип в реальное социальное взаимодействие.
( Так работодатель сегодня ориентируется
на резюме потенциального работника, составленное
им самим, а в качестве одного из доказательств
эффективности деятельности производственной
структуры выступает количество проведенных
ею презентаций. ) Таким образом, распространение
культуры виртуальной реальности заставляет
современное общество все более и более
«структурироваться вокруг противостояния
сетевых систем (net) и личности (self)», что
в определенном смысле отражает противостояние
процессов самопрезентации и идентичности,
вновь обращая исследователей к данной
проблематике.
Информация о работе Особенности социальной перцепции в Интернет-пространстве