Особенности социальной перцепции в Интернет-пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:37, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить специфические особенности восприятия(самоитдентификации и самопрезентации) в интернете, отличия от социальной перцепции в реальной жизни и взаимосвязь вариативности самопрезентации в интернете с социальными установками и личностными особенностями человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………….…….3
Глава 1
Интернет как коммуникативная среда…………………………………………………………………..….5
Специфика Интернет-коммуникации……………………………………………………………………….. 8
Глава 2

Самопрезентация и идентичность в Интернете………………………………..……….…………...13
Феномен сетевого сообщества………....………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………………………………………………..25
Список источников……………………………………………………………………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. коммуникаци..docx

— 56.30 Кб (Скачать документ)

Феномен сетевого сообщества. 

Если взглянуть  на процесс интернет коммуникации более абстрактно, получается, что общение в сети ведется не между индивидами как телами, а между сформированными ими самим образами. Предлагаю операцианализировать понятие «аватар» в качестве именно этих образов. 

«Я» переживается пользователем  сети всегда как дуальное образование. С одной стороны - как эмпирическое тело или, в терминологии , нулевой объект, существующий в константной реальности, с другой - сетевая маска - аватара. Это определяет действие особого эпохе в сети – «эпохе телесности». 

Текстовая сеть лишь предполагает телесность ее обитателей, давая простор для ее проектирования. Вокруг любого пользователя сети существует потенциальная проектосфера, в которую  могут входить проект телесности, проект социального статуса и  проект социальной роли. Как бы пользователь ни пытался элиминировать проектосферу, полностью отказаться от нее человек  в сети не может в силу существования открытого Э. Гуссерлем механизма «аналогизирующего переноса» или апрезентации.  

Источником трансцендентности, по , является телесность Другого, если она ограничена, то создается дубликат Я, но не трансцендентная копия. В сети телесность ограничена, следовательно, другой создается, если следовать логике, по образу и подобию собственного Я. Следовательно, на другого как бы перекладываются свойства этого самого Я, такие как самооценка, система релевантностей и интересов. Как отмечает известный исследователь сети Дж. Сулер: «Очень часто интернет-адикты (люди, страдающие Интернет зависимостью прим. автора) утверждают, что им скучно в сети, так как в каждом следующем объекте для общения они находят, прежде всего, себя»6. Следовательно, Я существует в сети не как Я, а как копия Я в форме «Я проекта»  

Существование константного носителя и системы аватар определяет модусы существования личности в  системе сеть – эмпирическая реальность. Американский психолог Дж. Сулер говорит  о четырех возможных сценариях  поведения личности в пространстве сети: «остаться самим собой, (1) говорить от имени дискретной части своей  целостности (2), принять выдуманные индивидуальности (3) или остаться полным анонимом, а в некоторых случаях  еще при этом сделаться человеком-невидимкой(4)» 

Следует заметить, что  процесс взаимодействия аватары  и константного носителя обладает свойством  обратной связи, как константный  носитель формирует аватару, так  и аватара влияет на константный  носитель. Сколько же аватар может  быть у константной личности? В  индуизме предполагается, что отдельный  человек может быть одновременно аватарой нескольких богов. Нечто подобное мы видим и в сети. Одна константная  личность способна поддерживать несколько  аватар. Как правило, формирование аватары  имеет инструментальный смысл и  определяется типом социальной группы, в которой аватара активна. Вопрос о количестве возможных аватар остается открытым; практических исследований этой проблемы автором выявлено не было.  

Аватара, в сущности, есть имя, точнее псевдоним, который  в сетевом общении получил  обозначение - «ник». Предполагается, что  имя объекта ( name ), указывая на объект, ссылается на общеизвестный и  общепринятый в рамках данной сферы  общения список качеств. Ник применяется  для сокрытия нежелательных, но существующих качеств, либо для добавления несуществующих, но желаемых. Следует заметить, что  качества эти тоже находятся в  сфере общеизвестных, т.е. несокрытие нежелательных качеств приводит к поражению в правах в рамках данной сферы общения. С другой стороны, декларирование несуществующих качеств  приводит к увеличению прав через  повышение статуса субъекта в  рамках шкалы рангов той же сферы  общения, т.е. ник, есть овеществление  идеального образа собственного «я».  

Система аватар формирует  сетевое сообщество.

Понятие сообщество,  – это не просто коллективность социальная, но коллективность первичных общих смыслов, которые всегда уже есть в языке . Таким образом, любое сообщество выстраивается вокруг набора общих смыслов, которые мы будем обозначать как системно-образующая идея и трактовать через понятие «интерес».

Таким образом, можно выделить ешё несколько потребностей,связанных сИнтернет-общением: 

  • Потребность в  аффилиации проявляется в стремлении пользователей найти в Интернете  референтную группу, принять ее ценности, найти свое место в этой группе.

     

  • Потребность в самоутверждении может носить характер научного или художественного творчества, коммуникативной активности, социальной карьеры, стремления к лидерству, саморазвития личности.
 

     

  • Потребность в сотрудничестве состоит в поиске единомышленников в сети.
 
  • Потребность в  коммуникации состоит в том, что  Интернет позволяет преодолевать коммуникативный  дефицит, возникающий в обыденной  жизни.
 

В зависимости  от того, какое место в жизни  человека занимает сетевое общение, т.е. какую ценность оно для него представляет, можно говорить о сетевой  адикции. Нормой в данном случае является примат реального общения над  виртуальным. В обратном же случае принято  говорить о различных формах сетевой  зависимости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

Нельзя дать чёткую положительную или отрицательную  оценку такому феномену, как Интернет- коммуникации. В нём есть свои плюсы и свои минусы. Однако, неоспорим тот факт, что современные технологии , всё более и более внедряясь в нашу жизнь, изменяют не только наше поведение, но и сознание, дирректируя социальные нормы и создавая новые социо-культурные пласты современного общества

Социальная перцепция  в интернет-пространстве имеет специфические  свойства, и позволяет рассмотреть особенности самоидентификации и самопрезентации личности с разных сторон, обусловленные ,с одной стороны,«нетелесностью контакта» ,с другой- фактически неограниченными возможностями межличностного и межгруппового взаимодействия , однако не  полноценным по эмоциональной составляющей общения . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список источников. 

  1. Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации. - М.: Восток-Запад, 2007
 
  1. Особенности социальной перцепции в Интернете . Мир психологии. 1999. № 3 (июль-сентябрь)
 
 
  1. Бабаева Ю.Д., Войскунский  А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие  на личность. - М.: Можайск-Терра, 2000
 
  1. Минаков А.В. Социально-психологические  аспекты взаимодействия человека с  глобальными компьютерными сетями (Интернет).М 2002.
 
  1. Гуссерль Э. Картезианские размышления С.Пб., 1998.
 
 
  1. Жичкина А. Социально-психологические  аспекты общения в Интернете.http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
 
  1. Паравозов И. Интернет-общение. http://inter.net.ru/6/6.html

Информация о работе Особенности социальной перцепции в Интернет-пространстве