Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:37, курсовая работа
Цель работы – выявить специфические особенности восприятия(самоитдентификации и самопрезентации) в интернете, отличия от социальной перцепции в реальной жизни и взаимосвязь вариативности самопрезентации в интернете с социальными установками и личностными особенностями человека.
Введение……………………………………………………………………………………………………………….…….3
Глава 1
Интернет как коммуникативная среда…………………………………………………………………..….5
Специфика Интернет-коммуникации……………………………………………………………………….. 8
Глава 2
Самопрезентация и идентичность в Интернете………………………………..……….…………...13
Феномен сетевого сообщества………....………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………………………………………………..25
Список источников……………………………………………………………………………………………………..26
Наконец, представляется,
что актуализация подобного исследовательского
интереса связана с ведущими особенностями
самой культуры постмодернизма. Характерный
для нее этос незавершенности, открытости
личности, и, следовательно, выделение
потенциальности как
Итак, второе
недоумение, касающееся определенного
«хождения по кругу» в анализе
проблем, связанных с Я-концепцией
и ее проявлениями в реальном поведении
человека, также может быть преодолено
через обращение к более широкому
контексту —, актуальное развитие психологии
как науки неотделимо от того образа человека,
который доминирует на данный момент в
культуре. Однако, представляется, что
помимо этого, весьма «широкого» основания,
у психологии личности были и есть другие
причины для интенсивного обращения к
понятиям социальной и персональной идентичности
( и связанной с ними проблеме соотношения
самопрезентации и реального поведения
). Гносеологический контекст становления
и сегодняшнего развития данной проблематики
неотделим от двух ведущих линий анализа
личности вообще. Мы имеем в виду структурно-функционалистскую
и феноменологическую традиции, в первой
из которых человек предстает как объективно
фиксируемая совокупность тех или иных
элементов ( черт, мотивов, потребностей,
функций ), а во второй — понимается как
принципиально уникальная, неповторимая,
экзистенциальная сущность. Введение
в активный научный обиход, начиная с 70-х
годов нашего столетия, понятия «идентичность»
во многом определялось очевидными уже
гносеологическими тупиками : так, при
абсолютизации логики первой традиции
психологи, по сути, оказывались в условиях
потери самого объекта исследования, а
при выборе в пользу второй традиции —
в ситуации невозможности конкретного
эмпирического исследования. Использование
же концепта «идентичность» представлялось
весьма перспективным: с одной стороны,
задавая дихотомию «социальная- персональная»,
оно отдавало дань структурно-функционалистскому
подходу, с другой, отмечая реципрокность
этих двух основных элементов, оставляло
место «неуловимой» личности феноменологической
традиции. И сегодня, спустя более чем
двадцатилетие, уже очевидно, что при всей
«созвучности» старым идеям У.Джемса,
актуальные проблемы исследования идентичности
(множественности «Я», активности личности
в формировании Я-образа, смыслообразующей
роли Я-концепции при выборе тех или иных
стратегий самопрезентации и др.) задали
принципиально новое звучание традиционной
задаче анализа личностного развития.
Итак, возвращаясь
к заданной в названии теме, попытаемся
ответить на вопрос о том, как связаны
возможные самопрезентации в
Интернет- коммуникации с реальной
идентичностью человека. Представляется,
что участие в Интернет-
Что касается
принадлежности к различным сетевым
сообществам и к социальной категории
пользователей Сети в целом, очевидно,
что она вносит вклад в формирование
определенного содержания социальной
идентичности. Идентичность играет ключевую
роль во всех виртуальных сообществах.
Участие в телеконференции обеспечивает
принадлежность и поддержку; наряду с
этим, помощь другому пользователю, обратившемуся
в телеконференцию за помощью, вносит
вклад в становление определенного содержания
идентичности — идентичности помогающего,
компетентного человека. Участие в телеконференции
может, таким образом, порождать позитивную
социальную идентичность. Виртуальная
самопрезентация может вносить вклад
в становление определенного содержания
социальной идентичности не только за
счет принадлежности к определенному
виртуальному сообществу, но и за счет
противопоставления себя этому сообществу,
намеренно девиантного, конфликтного
поведения. Примером такого поведения
является явление, известное как «trolling»
— послание в конференцию провокационных
сообщений. Пользователя, посылающего
подобные сообщения, называют «troll», что
переводится двумя способами — и как «тролль»,
и как способ рыбной ловли, который заключается
в забрасывании приманки и протаскивании
ее по дну в ожидании, что рыба на нее клюнет.
Пользователь, заподозренный в том, что
он — «тролль», вызывает агрессию других
пользователей, и, как правило, его вскоре
отключают от пользования данной телеконференцией...Дж.
Сулер, описывая девиантное поведение
в Сети, говорит о существовании пользователей,
которые прибегают к намеренно антинормативным,
оскорбительным высказываниям, за которые
их определенно отключают. Тогда они входят
в сообщество снова, и ситуация повторяется.
Можно предположить, что в основе девиантного
поведения лежит желание обрести социальную
идентичность через противопоставление
себя некоторому социальному целому. Подобное
девиантное поведение может быть связано
с диффузной, неопределенной идентичностью,
и представлять собой стратегию преодоления
диффузной идентичности, при которой человек
предпочитает выбрать негативную социальную
идентичность, чем быть никем или чем-то
неопределенным.
Помимо новых
возможностей принадлежности к социальным
категориям, сетевая коммуникация,
благодаря таким своим
Как может
самопрезентация в Сети быть связана
с реальной идентичностью пользователя?
Утверждается, что самопрезентация
в Сети представляет собой осуществление
желаний — силы и могущества,
красоты, принадлежности, и т. п. Поэтому,
с одной стороны, виртуальная
самопрезентация может отражать
желания, неудовлетворенные в реальной
жизни, то есть, быть прямым следствием
реальной идентичности. С другой стороны,
виртуальная самопрезентация, помимо
удовлетворения неосуществленных или
неосуществимых по разным причинам в
виртуальности желаний, может быть
связана с техническими особенностями
коммуникации в Интернете. Это может
определять то, что виртуальная
Создание
сетевой идентичности, отличающейся
от реальной, может быть также связано
с неудовлетворенностью определенными
сторонами реальной идентичности. В
этом случае виртуальная самопрезентация
может быть «осуществлением мечты,
неосуществимой в реальности, мечты
о силе и могуществе или о принадлежности
и понимании». В виртуальной коммуникации
становится возможным выражение
запретных в реальности агрессивных
тенденций, высказывание взглядов, которые
невозможно высказать в реальности
даже самым близким людям, выражение
подавленных в реальности сторон
своей личности, удовлетворение запретных
в реальности сексуальных побуждений,
желания контроля над другими
людьми, манипулятивных тенденций. Таким
образом, виртуальная самопрезентация
может служить выражением подавленной
части своей личности или удовлетворять
потребность в признании и
силе. Удовлетворяя потребность в
признании и силе, люди создают
такую виртуальную
Oднако, кроме
неудовлетворенности реальной
Виртуальная «смена пола» очень широко распространена в Интернете. Она может быть связана с различными факторами, причем вовсе не обязательно с гомосексуализмом или трансвестизмом. Помимо уже приведенных причин (желания контроля над другими людьми, выражения подавленной части своей личности, которые человек не может выразить в реальности). Дж. Сулер приводит следующие возможные причины смены пола:
Некоторые
мужчины могут принимать
В некоторых
случаях «смена пола» может отражать
диффузную половую
«Смена пола»
— это просто некий новый опыт,
возможный благодаря
Tаким образом,
виртуальная самопрезентация,
Oписанные
выше виды соотношения
Информация о работе Особенности социальной перцепции в Интернет-пространстве