Особенности социальной защиты в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:47, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотрение сущности понятия социальной защиты и ее финансового механизма в контексте модели социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи работы:
- дать определение социальной защиты населения;
- проанализировать структуру органов государственного управления в области социальной защиты населения.
- выделить источники формирования бюджета органов социальной защиты населения.

Содержание

Введение 4
1. Определение социальной защиты населения и ее значение в политике государства 6
2. Национальная модель социальной защиты Республики Беларусь 11
3. Основные направления использования средств органами социальной защиты населения 21
Заключение 31
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Особенности соц.защиты нас2еления в РБ обр.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

 

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 35 с., 22 источника.

 

БЮДЖЕТ, ВЗНОСЫ, ПЕНСИОННАЯ ПОЛИТИКА, РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ, СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ.

 

Объект исследования - финансовые методы социальной защиты в Республике Беларусь. Предмет исследования - отношения, связанные с использованием финансовых методов системы социальной защиты населения в Республике Беларусь.

Цель курсовой работы – рассмотрение сущности понятия  социальной защиты и ее финансового механизма в контексте модели социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь.

Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, системный анализ, сравнительный. Работа основана на принципах системного подхода и объективности.

В курсовой работе определены характерные черты и функциональные ресурсы понятия «социальная защита населения», рассмотрена национальная модель социальной защиты Республики Беларусь, а также проанализированы основные направления использования средств органами социальной защиты населения.

 

 

Автор подтверждает, что приведенный в работе аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

_________________________

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной  экономики государства в формирующемся  рыночном хозяйстве Республики Беларусь является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальной политике, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирования высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Данная тема на сегодняшний  день является весьма актуальной, так  как в период нестабильного экономического развития задачами социально ориентированной рыночной экономики являются: стремление к обеспечению полной занятости населения, увеличение доли предоставления социальных услуг через государственные, частные учреждения и организации, увеличение доли социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели и адресность социальной политики.

Таким образом, социально  ориентированная рыночная экономика  должна сочетать: условия для развития конкурентной экономики и элементы экономического регулирования рынка государством, сильную государственную политику, направленную на повышение эффективности экономики и обеспечение социальной справедливости в обществе; неприкосновенность, поддержку частной собственности, обеспечение ее сосуществования с эффективным государственным сектором экономики.

В Республике Беларусь проводится активная социальная политика. Реализуются  приоритетные национальные проекты  в таких областях как образование, здравоохранение, жилищная сфера, аграрно-промышленный сектор, осуществляются меры по улучшению демографической ситуации в стране. Данные приоритеты затрагивают каждого человека, определяя качество жизни и формируя «человеческий капитал» страны

Проблема становления  в Республики Беларусь социально  ориентированной экономики рассматривается как необходимый, отвечающий современным тенденциям общемирового развития и национальной специфике процесс. Формированию социальной ориентации экономики, которая выражается, прежде всего, в повышении уровня и качества жизни населения, должна способствовать трансформация функций социального государства, усиление социальной ответственности бизнеса, развитие отношений социального, а также накопления и эффективное использование человеческого и социального капитала.

Цель данной курсовой работы – рассмотрение сущности понятия социальной защиты и ее финансового механизма в контексте модели социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь.

В соответствии с целью  сформулированы следующие задачи работы:

- дать определение  социальной защиты населения;

- проанализировать структуру органов государственного управления в области социальной защиты населения.

- выделить источники  формирования бюджета органов  социальной защиты населения.

- показать основные  направления использования средств  органами социальной защиты населения.

Объектом исследования являются финансовые методы социальной защиты в Республике Беларусь. Предметом исследования являются отношения, связанные с использованием финансовых методов системы социальной защиты населения в Республике Беларусь.

В качестве источников теоретической информации использовались монографии, учебники и учебные пособия, научные статьи; материалы семинаров  и конференций; справочная и энциклопедическая  литература. В частности теоретическую  основу исследования составили работы таких ученых как А.Н. Алешкевич, В.Д. Альперович, Ю.И. Венгер и др.[1; 2; 4].

Фактологическую базу курсовой работы представляют статистические отчеты, законодательные акты и другие данные, представленные на официальных сайтах Министерства труда и социальной защиты, Национального статистического комитета Республики Беларусь и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [7; 8; 9; 10; 13; 14; 15; 16].

Методологическую  основу данного исследования составляют широко применяемые науке методы познания, использованные в комплексе: в первую очередь, диалектический метод познания социально-экономических явлений, в соответствии с которым любая проблема, имеющая непосредственное отношение к теме исследования, рассматривается в единстве его социального содержания и экономической реализации; исследования проводится от общих вопросов предмета исследования к частным, что также соответствует диалектическому методу познания действительности. В работе также использовались общенаучные (анализ, синтез), а также частнонаучные методы исследования (экономико-математический, исторический, сравнительный).

Цель и задачи, поставленные в исследовании, определили структуру  данной курсовой работы - она состоит  из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цель, задачи, предмет исследования. Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов определения понятия социальная защита населения. Вторая глава посвящена анализу модели социальной защиты в контексте социально-ориентированной экономики Республики Беларусь. В третьей главе определены основные направления использования средств органами социальной защиты населения. В заключении сформулированы основные выводы по тематике данной работы.

  1. Определение социальной защиты населения и ее значение в политике государства

 

 

Система социальной защиты – это сфера жизненно важных интересов  населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального и экономического развития государства и общества. Право на социальную защиту – это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для поддержания достойной жизни.

Система социальной защиты предполагает обеспечение минимальных жизненных стандартов для всех членов общества. Теоретическое обоснование такого подхода было предложено Дж. Роулзом, который полагал, что если человеку не дано предвидеть свое будущее, то он должен быть защищен от разного рода социальных и экономических рисков путем участия в системе страхования, организованной государством. Следовательно, организация системы социальной защиты является одной из важнейших функций государства [3, c. 5].

Термин «социальная  защита» был впервые применен в Законе о социальной защите США  в 1935 г., который определил новый  для этой страны институт обязательного  страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы. Вскоре данный термин стал широко применяться во многих странах мира и Международной организацией труда, так как он просто и достаточно однозначно выражал сущность проблемы по организации национальных программ и систем помощи престарелым и нетрудоспособным. В дальнейшем рамки этого определения значительно расширились, а в качестве субъектов социальной защиты добавились такие категории, как малообеспеченные семьи, люди, пострадавшие от военных действий, природных и техногенных катастроф и другие [3, с. 7].

Система социальной защиты населения является одним из институтов реализации социально-экономической  политики, цель которой состоит в  обеспечении социальной стабильности и устойчивого экономического развития общества. Для достижения этой цели необходим эффективный механизм защиты трудоспособного населения от социальных рисков. Социальными рисками являются: болезнь, инвалидность, потеря кормильца, травматизм, безработица, миграция, потеря жилья, старость, бедность и им может быть подвержен любой человек в течение своей жизни [4, с. 7].

Под социальной защитой населения  в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных  экономических, социальных, юридических  гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых. Основные принципы - социальной справедливости и социальных гарантий носит солидарный характер [11, с. 15].

В систему социальной защиты населения включаются следующие элементы:

1)социальное обеспечение;

2)социальное страхование;

3)социальная помощь;

4)попечительство;

5)социальное обслуживание [17].

Социальное обеспечение - процесс осуществления социальной защиты населения, который представляет собой систему материальной поддержки граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации вследствие старости, инвалидности, потери кормильца и по другим установленным законодательством причинам.

Социальное обеспечение  может осуществляться в формах:

1)социальное страхование;

2)социальная помощь;

3)попечительство;

4)социальное обслуживание [17].

Социальная помощь реализуется в виде выплаты социальных пособий нетрудоспособным гражданам или имеющим на иждивении детей за счет бюджетных средств. При этом размер этих социальных выплат зависит от доходов малообеспеченных семей и учитывает критерий минимальных социальных гарантий.

Попечительство осуществляется специальными органами опеки, учитывает индивидуальную нуждаемость граждан, осуществляющееся за счет бюджетных средств, пожертвований, благотворительной деятельности, спонсорской помощи.

Социальное обслуживание - деятельность юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, материальной помощи, предоставлению бытовых, медицинских, правовых услуг, по реабилитации граждан, оказывается в сложной жизненной ситуации.

Система органов социального  обслуживания:

1)государственные органы - управления социальным обслуживанием;

2)центры социального  обслуживания различных категорий  граждан;

3)организации, в которых  проходят реабилитацию граждане;

4)дома престарелых,  хосписы.

Источники финансирования этой деятельности:

·бюджетные средства;

·средства самих граждан [10].

Система социальной защиты должна гарантировать:

1) достойное социальное  существование человека, уважение его чести и достоинств;

2) максимально полный  охват социального пространства, ибо невозможно защищать тех,  кто не включен в систему;

3) равномерное и равновесное  распределение услуг, выплат и  льгот в рамках всей социальной  системы;

4) эффективность функционирования  учреждений социальной защиты.

Объект социальной защиты - все группы населения. Однако особые приоритеты при этом имеют его  уязвимые слои: семьи с низкими  доходами, инвалиды, престарелые, дети-сироты, одинокие и многодетные родители, жертвы экологических бедствий и т.д. [10]

В мировой практике выделяют два типа социальной защиты населения - активную и пассивную социальную защиту. Активная социальная защита ориентирована  на трудоспособных членов общества и  предполагает создание условий для самозащиты людей, в первую очередь, через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании. Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается, прежде всего, в прямой материальной поддержке [2, с. 29].

В связи с этим существует несколько основных подхода к  пониманию сущности социальной защиты:

1) социальная защита - это социальное обеспечение граждан  и членов их семей, трансформированное  к новым социально-экономическим условиям:

2) социальная защита  населения - это социальная помощь, оказываемая отдельным категориям  людей в виде предоставления  социальных выплат, натуральной  помощи и социальных услуг  и имеющая адресный характер;

Информация о работе Особенности социальной защиты в Республике Беларусь