Особенности социальной защиты в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:47, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотрение сущности понятия социальной защиты и ее финансового механизма в контексте модели социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи работы:
- дать определение социальной защиты населения;
- проанализировать структуру органов государственного управления в области социальной защиты населения.
- выделить источники формирования бюджета органов социальной защиты населения.

Содержание

Введение 4
1. Определение социальной защиты населения и ее значение в политике государства 6
2. Национальная модель социальной защиты Республики Беларусь 11
3. Основные направления использования средств органами социальной защиты населения 21
Заключение 31
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Особенности соц.защиты нас2еления в РБ обр.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

В качестве мер, стимулирующих самозанятость, в дополнение к существующим (выдача ссуд и субсидий), можно предложить гарантирование службами занятости совместно с фондом занятости кредитов, предоставляемых коммерческими банками безработным для открытия собственного дела. Заинтересованность банков в таких кредитах может поддерживаться при помощи налоговых льгот. Также целесообразно установление льгот и по индивидуальному налогу на доходы, полученные этими гражданами от собственного дела сроком на 1-2 года.

Кроме того, при центрах занятости  желательно расширить в региональном разрезе обучение безработных основам предпринимательства, оказывая помощь в разработке бизнес-планов, предоставляя консультации специалистов по организации собственного дела, юридическим вопросам и законодательству, а также налогообложения.

Еще одним из важнейших  направлений регулирования рынка  труда является подготовка и переподготовка безработных. Оно направлено на повышение  конкурентоспособности населения на рынке труда, расширение возможностей трудоустройства и развития самостоятельной занятости. Для этого государственные органы управления должны  обеспечить наиболее полное соответствие между количеством и потребностями экономики в квалифицированных работниках. Обучение должно осуществляться на высоком профессиональном уровне и по профессиям, пользующимся спросом и дающим возможность окончившим обучение трудоустроиться.

В условиях реформирования экономики система профессиональной подготовки и переподготовки безработных должна быть нацелена на:

  • трудоустройство безработных и сокращение сроков вынужденной безработицы;
  • социальную защиту безработных путем предоставления образовательных услуг, направленных на повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности рабочей силы;
  • обеспечение равных возможностей занятости для различных социальных групп населения и безработных;
  • повышение эффективного функционирования системы профессионального обучения безработных, адекватного потребностям рыночной экономики.

Одним из направлений  дальнейшего совершенствования подготовки кадров должно стать последовательное улучшение качества обучения, постепенный переход от отраслевого к территориальному принципу подготовки и распределения квалифицированных работников, прежде всего в профессионально-технических училищах. Необходимо также перейти от узкоспециализированной подготовки молодых рабочих к увеличению профессий широкого производственного профиля за счет интеграции трудовых операций в пределах смежных видов работ или слияния родственных профессий. На базе действующих ПТУ представляется целесообразной организация курсов ускоренной подготовки и переобучения незанятого населения по краткосрочной программе обучения, а также вечернего обучения рабочих смежным профессиям. Кроме того, необходимо организовать совместно со службой занятости на предприятиях, в организациях, где намечается высвобождение работников, их переобучение заблаговременно, например, за 3 месяца до их увольнения, исходя из потребностей рынка труда.

Организация оплачиваемых общественных работ, является также одним из направлений государственного регулирования рынка труда. Они, как правило, не требуют специальной, профессиональной подготовки. Для усиления заинтересованности незанятого населения в общественных работах необходимо, чтобы оплата труда занятых в них осуществлялась аналогично оплате труда на государственных и частных предприятиях. Кроме того, необходимо создать централизованный банк оперативной информации о вакансиях в работах, заранее выявлять потребность в общественных работах и определять объемы и условия их проведения, а также резервировать в местных бюджетах средства для финансирования общественных работ.

 

 

  1. Основные направления использования средств органами социальной защиты населения

 

 

Расходы бюджета, являясь  важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.  Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно- территориальным устройством государства и т.д. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства.

Необходимость бюджетного финансирования социальной сферы обусловлена свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии страны. Однако суммы бюджетных ассигнований не могут определяться по потребности. Процесс государственного регулирования — это и установление государственного заказа, подлежащего бюджетному обеспечению, социальных нормативов, выраженных как в натуральном, так и в денежном исчислении [17].

Активное применение категории «социальная защита»  можно объяснить тем фактом, что  в последнее время во многих странах мира произошли кардинальные изменения в социальной политике, которые привели к необходимости ее рассмотрения с позиций характеристик ее защитной функции.

Вместе с тем, стремление государства предоставить своим  гражданам всеобъемлющие социальные гарантии может привести к нарушению нормальных объективно-субъективных связей между обществом и индивидом – последний перестанет стремиться самостоятельно заботится о себе и своей семье. В результате возникнет феномен социального иждивенчества, то есть ориентация человека не на собственные силы, а на постоянную поддержку со стороны общества.

В Республике Беларусь социальная политика является одним из приоритетов  государственной политики.

Социальное страхование  представляет собой не только отдельный  элемент социальной защиты населения, но и является особой финансовой системой. В широком понимании как компонент системы финансов социальное страхование представляет собой совокупность отношений, посредством которых осуществляется перераспределение национального дохода в целях компенсации действия социальных рисков. Содержание социального страхования заключается в создании целевых фондов денежных средств, используемых для социальной защиты населения. В узком смысле как элемент финансовой системы социальное страхование является системой финансовых учреждений, осуществляющих аккумулирование и распределение денежных средств, собираемых государством в обязательном порядке на компенсацию ущерба от действия социальных рисков

Финансовый механизм социального страхования представляет собой порядок и условия формирования и использования средств социального страхования на установленные государством цели социальной защиты населения. Его основными составляющими являются: страховые взносы, фонды социального страхования и социальные выплаты.

На основании Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 N 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» [15] плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь являются:

  • работодатели - юридические лица, их представительства, филиалы, индивидуальные предприниматели и частные нотариусы, предоставляющие работу гражданам;
  • работающие граждане - граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм;
  • физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, - индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, творческие работники, граждане, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц, граждане, работающие в представительствах международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь, а также граждане, работающие за пределами Республики Беларусь;
  • Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», уплачивающее обязательные страховые взносы за неработающих инвалидов, не достигших возраста, установленного статьей 11 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» [10], которым выплачивается ежемесячная страховая выплата по законодательству об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка при временном (до восстановления трудоспособности или установления ее стойкой утраты) переводе на более легкую нижеоплачиваемую работу в связи с повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; за лиц, которым в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Доходы и расходы  бюджета Фонда осуществляются в  соответствии с законодательными актами Республики Беларусь на очередной финансовый год.

Размеры обязательных страховых  взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют: для работодателей - 28 процентов; для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 процентов общего объема произведенной продукции, - 24 процента; для потребительских кооперативов (кроме организаций потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзов)); товариществ собственников; садоводческих товариществ; общественных объединений инвалидов (их законных представителей) и организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений; общественных объединений пенсионеров - 5 процентов; для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, для Белгосстраха - 29 процентов; для работающих граждан - 1 процент [15].

В 2010 году Фондом социальной защиты населения осуществлялась работа по обеспечению сбора страховых взносов и устойчивому финансированию выплат пенсий, пособий, других выплат в соответствии с установленным законодательством.

Бюджет Фонда за 2010 год исполнен с профицитом, удельный вес доходов в ВВП составил 12 процентов, расходов – 11,2 процента. Поступления в бюджет Фонда за 2010 год составили 19 583 млрд. рублей.  Расходы бюджета Фонда сложились в сумме 18 301 млрд. рублей, из которых на финансирование выплат пенсий направлен 81 процент, социальное страхование – 17 процентов [15]. Средства Фонда имеют целевое назначение и направляются на: выплату пенсий и пособий населению.

Данные средства могут  направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования.

Из средств государственного социального страхования выплачиваются  пособия: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; на погребение.

Кроме того, в соответствии со ст. 265 Трудового кодекса Республики Беларусь за счет средств государственного социального страхования предоставляется один дополнительный свободный от работы день в месяц матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему)  ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет [19].

Выплаты по государственному социальному страхованию производятся лицам, на которых распространяется государственное социальное страхование. К ним относятся, в частности, граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм и др.

Право на пособие по временной нетрудоспособности имеют граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование. Лицам, работающим по трудовым договорам, по гражданско-правовым договорам у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм (кроме членов крестьянских (фермерских) хозяйств) пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается работодателем, который является плательщиком обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается в случаях: утраты трудоспособности в связи с заболеванием или травмой; ухода за больным членом семьи; ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком; санаторно-курортного лечения в санаторно-курортных организациях республики по перечню, утверждаемому Правительством Республики Беларусь, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет; протезирования с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия; карантина. Пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня окончания случая временной нетрудоспособности.

Пособия по временной  нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой, уходом за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, назначаются на период с первого дня утраты трудоспособности до дня ее восстановления или установления инвалидности, но не более чем на 120 календарных дней подряд либо не более чем на 150 календарных дней с перерывами за последние 12 месяцев при повторных случаях временной нетрудоспособности в связи с одним либо родственными заболеваниями или травмой, а при заболевании туберкулезом - не более чем на 180 календарных дней подряд или не более чем на 240 календарных дней с перерывами за последние 12 месяцев.

Пособие по временной  нетрудоспособности назначается в размере 80 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, и в размере 100 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за последующие рабочие дни (часы) непрерывной временной нетрудоспособности. По общему правилу пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из среднедневного (среднечасового) заработка за 2 календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором наступила временная нетрудоспособность. В заработок для исчисления пособий включаются все виды оплаты труда, на которые в соответствии с законодательством начисляются обязательные страховые взносы.Заработная плата, надбавки и доплаты к ней включаются в заработок того месяца, за который они начислены.

Информация о работе Особенности социальной защиты в Республике Беларусь