Особенности социальной защиты в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:47, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотрение сущности понятия социальной защиты и ее финансового механизма в контексте модели социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи работы:
- дать определение социальной защиты населения;
- проанализировать структуру органов государственного управления в области социальной защиты населения.
- выделить источники формирования бюджета органов социальной защиты населения.

Содержание

Введение 4
1. Определение социальной защиты населения и ее значение в политике государства 6
2. Национальная модель социальной защиты Республики Беларусь 11
3. Основные направления использования средств органами социальной защиты населения 21
Заключение 31
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Особенности соц.защиты нас2еления в РБ обр.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

Премии и иные выплаты, соответствующие требованиям, указанным  в части первой настоящего пункта, включаются в заработок за тот  месяц, в котором они выплачены. Месяцем их выплаты считается  месяц, на который они приходятся согласно лицевому счету, расчетной ведомости. Если в месяце, за который исчисляется заработок, работник отработал не все рабочие дни по графику работы, указанные премии и иные выплаты при исчислении пособий учитываются пропорционально отработанному времени в данном месяце. Премии за текущий месяц, выплаченные в этом же месяце пропорционально отработанному времени, включаются в заработок для исчисления пособий в полном размере.

Право на пособие по беременности и родам назначается в случаях  беременности и родов, усыновления (удочерения) ребенка в возрасте до 3 месяцев или установления над ним опеки. Пособие по беременности и родам назначается с 30 недель беременности на 126 календарных дней (женщинам, постоянно (преимущественно) проживающим и (или) работающим на территории радиоактивного загрязнения, с 27 недель беременности на 146 календарных дней) независимо от числа дней, фактически использованных до родов. В случае осложненных родов или рождения двух и более детей пособие по беременности и родам назначается на 140 календарных дней (женщинам, постоянно (преимущественно) проживающим и (или) работающим на территории радиоактивного загрязнения - на 160 календарных дней).

В случае родов, наступивших  до 30 недель беременности (до 27 недель беременности у женщин, постоянно (преимущественно) проживающих и (или) работающих на территории радиоактивного загрязнения), пособие по беременности и родам назначается на 140 календарных дней (женщинам, постоянно (преимущественно) проживающим и (или) работающим на территории радиоактивного загрязнения – на 160 календарных дней), а в случае рождения мертвого ребенка – на 70 календарных дней.

Лица, усыновившие (удочерившие) ребенка, а также назначенные  опекунами ребенка в возрасте до 3 месяцев, имеют право на пособие  по беременности и родам на 70 календарных дней со дня усыновления (удочерения) или установления опеки. Пособие по беременности и родам назначается в размере 100 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работницы.

Минимальный размер пособия  по беременности и родам за календарный  месяц устанавливается в размере 50 процентов наибольшей величины бюджета  прожиточного минимума в среднем  на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала. Пособие по беременности и родам исчисляется из среднедневного (среднечасового) заработка, определяемого путем деления заработка за соответствующий период (за 2 календарных месяца, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, со дня перевода на другую работу до дня наступления отпуска по беременности и родам и т.д.) на число рабочих дней (часов) по графику работы работника в этом периоде.

При этом в число рабочих  дней (часов), на которые делится  заработок, не включаются периоды освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью, трудовым и социальным отпусками, простоем не по вине работника и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Пособие по беременности и родам назначается за пропущенные  по графику работы рабочие дни (часы), удостоверенные листком нетрудоспособности.

Право на пособие в  связи с рождением ребенка  установлено Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Пособие  в связи с рождением ребенка  назначается матери или отцу, а также лицу, усыновившему (удочерившему) ребенка в возрасте до 6 месяцев либо назначенному его опекуном. Пособие в связи с рождением ребенка не назначается, если мать отказалась от его содержания и воспитания (ребенок помещен в дом ребенка). Пособие в связи с рождением ребенка назначается и выплачивается единовременно. При рождении первого ребенка – в размере пятикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума перед датой рождения ребенка. При рождении второго и последующих детей – в размере семикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума перед датой рождения ребенка.

В случае рождения, усыновления (удочерения) двух и более детей, установления опеки над двумя  и более детьми пособие назначается  и выплачивается на каждого ребенка в размерах, указанных выше. При определении размера пособия в связи с рождением ребенка не учитываются дети, в отношении которых мать лишена родительских прав.

Право на пособие имеют  женщины, ставшие на учет в государственных  организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, регулярно посещавшие их и выполнявшие предписания врачей в течение всего срока беременности. Пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, назначается и выплачивается, если обращение за его назначением последовало не позднее 6 месяцев со дня возникновения права на пособие Днем возникновения права на это пособие является день рождения ребенка. Пособие назначается и выплачивается единовременно в размере наибольшей величины бюджета прожиточного минимума перед датой рождения ребенка.

Право на пособие по уходу  за ребенком в возрасте до 3 лет имеют  фактически осуществляющие уход за ним  мать или отец, усыновитель (удочеритель), опекун ребенка. Члены семьи или другие родственники ребенка имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в случае нахождения их в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивается ежемесячно со дня возникновения права на данное пособие по день достижения ребенком возраста 3 лет. Днем возникновения права на указанное пособие является день предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет или день, следующий за днем окончания периода, установленного листком нетрудоспособности; для лиц, не имеющих права на пособие по беременности и родам, – день рождения ребенка; для семей иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, – день внесения отметки о месте жительства в вид на жительство в Республике Беларусь. Выплата пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет производится в размере 50 процентов от размера, установленного законодательством, со дня зачисления ребенка в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается в размере 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Выплата пособия на погребение за счет средств Фонда производится в случае смерти: лиц, на которых распространялось государственное социальное страхование и за которых или ими самими уплачивались обязательные страховые взносы на социальное страхование в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь; пенсионеров, получавших пенсию из средств государственного социального страхования, в том числе профессионального пенсионного страхования; детей застрахованных и пенсионеров, не достигших 18-летнего возраста (учащихся – 23-летнего возраста). Выплата пособия на погребение в случае смерти застрахованных или их детей производится плательщиком в счет начисленных обязательных страховых взносов в Фонд. Если суммы начисленных обязательных страховых взносов недостаточно для выплаты пособий на погребение, то органами Фонда производится перечисление недостающих средств на их выплату в установленном порядке.

Пособие на погребение в  случае смерти застрахованных из числа  лиц, уплачивавших обязательные страховые  взносы в Фонд самостоятельно в порядке, установленном законодательством, или их детей, выплачивается органом по труду, занятости и социальной защите по месту жительства застрахованных на основании поручения на выплату пособия на погребение отдела Фонда по месту постановки на учет в качестве плательщика.

Выплату пособий на погребение в случае смерти пенсионеров или  их детей осуществляют органы по труду, занятости и социальной защите по месту получения пенсии. Пособие на погребение выплачивается в размере средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти. Пособие на погребение умершего инвалида Великой Отечественной войны, лица, получавшего пенсию за особые заслуги перед Республикой Беларусь, выплачивается в размере двухмесячной суммы назначенной ему пенсии, но не менее средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти. Пособие на погребение не выплачивается, если похороны произведены за счет государства.

Таким образом, одной  из главных задач Фонда социальной защиты населения является осуществление устойчивого и стабильного финансирования всех видов пенсий и пособий, безошибочное ведение персонифицированного учета и профессионального пенсионного страхования, своевременное и внимательное рассмотрение всех обращений граждан и субъектов хозяйствования.

На финансирование мероприятий  по обеспечению занятости населения направлено 112 млрд. рублей, на санаторно-курортное лечение и оздоровление – 134,8 млрд. рублей. Удельный вес расходов на содержание органов Фонда составил 0,4 процента от общих расходов бюджета Фонда.

Остатки средств на 1 января 2011 г. составили 6960 млрд. рублей, или 470,8 процента к месячной потребности на финансирование выплат пенсий в январе 2011 г. [15].

Сумма просроченной задолженности, по оперативным данным, по платежам в Фонд с начала года уменьшилась на 12,6 млрд. рублей и на 1 января 2011 г. составила 34,7 млрд. рублей, из них 25,3 млрд. рублей (73 процента) – задолженность сельскохозяйственных организаций. Наибольшие суммы задолженности имели субъекты хозяйствования Витебской области (25,4 млрд. рублей) [15].

В 2010 году Фондом осуществлялась работа по ведению профессионального пенсионного страхования. На 1 января 2011 г. взносы на ППС уплачивали 13 699 страхователей, среднесписочная численность застрахованных лиц, занятых в особых условиях труда составила 496 742 человек. За отчетный период поступило взносов на сумму 163,2 млрд. рублей, получено доходов от размещения средств ППС в сумме 29,4 млрд. рублей, расходы на выплату дополнительных пенсий составили 0,9 млрд. рублей.

Органами Фонда назначено 8149 дополнительных профессиональных пенсий на сумму 1,4 млрд. рублей. Наибольший удельный вес дополнительных профессиональных пенсий приходится на педагогических (47,4 процента) и медицинских (24,7 процента) работников [15].

В 2010 году активно развивались  услуги по электронному представлению  отчетности. Данной услугой воспользовались более 122 тыс. плательщиков, что составило 61,7 процента от общего числа нанимателей, состоящих на учете в Фонде.

В 2010 году из средств государственного социального страхования выплачено 9,5 млн. пособий. Выплата пособий работающим гражданам производилась в основном в счет начисленных страховых взносов. Вместе с тем с заявками о финансировании пособий в случае превышения сумм начисленных пособий над суммами начисленных страховых взносов и в связи с несвоевременной выплатой заработной платы в органы Фонда обратилось 4390 плательщиков. Подавляющее число обратившихся являлись индивидуальными предпринимателями или работали в коммерческих организациях со средней численностью работников за календарный год не более 15 человек. Передача функций по выплате пособий семьям, воспитывающим детей, органам по труду, занятости и социальной защите позволит решить имеющиеся проблемы выплаты пособий этими плательщиками.

Отчисления в Фонд социальной защиты населения в 2011 сохраняются в том порядке, который сложился. Отчисления в Фонд социальной защиты населения оцениваются как налоговая нагрузка и составляют более половины всей налоговой нагрузки, которую платят предприятия. Несмотря на то, что с 2010 года Фонд социальной защиты населения не является составной частью госбюджета Беларуси, это целевой фонд государства, тем не менее, все отчисления включаются в налоговую нагрузку.

При этом, в условиях все  обостряющихся кризисных явлений  в белорусской экономике было разработано специальное приложение к Постановлению Совета Министров от 25 мая 2011 года № 662, который называется “План действий Правительства Республики Беларусь по обеспечению сбалансированного развития экономики в условиях изменения официального курса белорусского рубля”, включающее меры по социальной защите населения. В частности это:

1. Обеспечение проведения: перерасчетов размеров трудовых пенсий: с 1 июня 2011 г. исходя из средней заработной платы работников за I квартал 2011 г. с 1 августа и с 1 ноября 2011 г. исходя из средней заработной платы работников за II и III кварталы соответственно; пересмотра размера социальных пенсий инвалидам и детям, потерявшим родителей, с 1 августа 2011 г.

2. Обеспечение введения безналичных жилищных субсидий в составе государственной адресной социальной помощи для граждан, у которых доля расходов на жилищно-коммунальные услуги (при нормативном потреблении) в совокупном доходе семьи превышает 20 процентов для городских и 15 процентов для сельских жителей

3. Обеспечение источниками финансирования расходов на индексацию заработной платы работников бюджетной сферы, денежного довольствия, пособий, стипендий, а также полной и своевременной их выплаты

4. Рассмотрение вопроса  о расширении полномочий руководителей бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, в части возможности самостоятельного определения размеров выплат стимулирующего и компенсирующего характера (надбавок, повышений тарифных ставок (окладов), доплат) в пределах средств, предусмотренных на оплату труда работников данных организаций.

5. Предоставление права юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям привлекать по трудовым (гражданско-правовым) договорам работников, находящихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставляемым по инициативе нанимателя, без учета особенностей, предусмотренных трудовым законодательством для работы по совместительству, и ограничений, установленных для заключения таких договоров индивидуальными предпринимателями

6. Компенсация расходов нанимателей на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, находящихся под угрозой увольнения, принятых на работу граждан из числа высвобожденных другими нанимателями, впервые ищущих работу

7. Увеличение размеров стипендий для безработных, направленных на обучение органами по труду, занятости и социальной защите

Информация о работе Особенности социальной защиты в Республике Беларусь