Особенности социальной защиты в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:47, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотрение сущности понятия социальной защиты и ее финансового механизма в контексте модели социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи работы:
- дать определение социальной защиты населения;
- проанализировать структуру органов государственного управления в области социальной защиты населения.
- выделить источники формирования бюджета органов социальной защиты населения.

Содержание

Введение 4
1. Определение социальной защиты населения и ее значение в политике государства 6
2. Национальная модель социальной защиты Республики Беларусь 11
3. Основные направления использования средств органами социальной защиты населения 21
Заключение 31
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Особенности соц.защиты нас2еления в РБ обр.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

8. Обеспечение корректировки  мероприятий Государственной программы  содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270, направленных на усиление действенных мер содействия занятости, с перераспределением финансовых средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты

9. Увеличение объемов расходов местных бюджетов, направляемых на выплату государственной адресной социальной помощи

10. Выделение в необходимом объеме финансовых средств на организацию питания и приобретение медикаментов в бюджетных организациях с учетом прогнозируемого уровня инфляции

11. Компенсация дополнительных  расходов, необходимых для организации  должного уровня оздоровления  детей вдетских оздоровительных  лагерях. [13].

Таким образом, даже в кризисных  условиях государство продолжает попытки  реализации социальной защиты населения. При этом, несмотря на проведение девальвации и введение антикризисного регулирования экономики, кризисные явления не исчезли, а инфляция многократно превысила прогнозные показатели, что обостряет проблему поиска ресурсов для дальнейшей организации эффективной социальной защиты населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, социальная защита - это забота государства о гражданах, нуждающихся в помощи, его содействие им в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования, а система социальной защиты - это совокупность принципов, методов, социальных гарантий, мероприятий, законодательно установленных государством и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей людей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, социальных категорий и групп.

Сущность социальной защиты населения заключается в принятии системы мер по укреплению статуса экономически и социально слабых граждан с соблюдением принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы социальной защиты является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан. С этой целью формируются и используются специальные денежные фонды.

В Республике Беларусь социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан; органов управления всех уровней, иных институтов, а также системы социальных служб, обеспечивающих определенный уровень социальной защищенности, достижения социально-приемлемого уровня жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Успешное действие механизма социальной защиты населения призвано обеспечивать социальную защищенность. В Конституции Республика Беларусь называется социальным государством. В определенном смысле это соответствует реальности. Большая часть населения Беларуси только потому может пользоваться социальными услугами и реализовать свои возможности, что весь пакет этих услуг предоставляется исключительно государством, и все социальные возможности контролируются государством.

Система социальной защиты населения Республики Беларусь до начала 2000-х гг. сохраняла большинство черт, унаследованных от советской системы социальной защиты. В ее рамках средние и крупные предприятия держали на своих балансах социальные объекты – детские сады, спортивные объекты, учебные заведения, клубы, поликлиники, санатории и др. – в которых предоставляли услуги по льготным ценам своим сотрудникам. Однако с начала 2000-х гг. начался процесс снижения социальной нагрузки на предприятиях и увеличения коммерциализации предоставляемых услуг, в особенности медицинских и образовательных.

Одновременно с этим население имело возможность  пользоваться огромным числом различных льгот. Всего около 65% населения имело права на льготы, включая льготы на проезд, приобретение лекарств, оплату услуг ЖКХ, стоматологию. Всего более 50 категорий населения могло воспользоваться льготами, которых насчитывалось более 100 типов. Данная система была реформирована в сторону резкого сокращения в 2007 г. с одновременным увеличением масштаба адресной социальной поддержки, которая выдается исходя из критериев нуждаемости. Произошедшие изменения были очень существенны, но оправдавшие себя инструменты социальной защиты были сохранены как достаточные для решения проблемы бедности социально уязвимых групп.

Фонд социальной защиты населения представляет собой один из важных элементов системы социального страхования Республики Беларусь. Главными задачами Фонда являются: финансирование расходов на пенсии, пособия и другие социальные выплаты; сбор страховых взносов; расширенное воспроизводство средств фонда па принципах самофинансирования; международное сотрудничество в области социального страхования.

Функциями ФСЗН являются: методическая и организационная работа по установлению порядка платежей и размеров страховых взносов; контроль за поступлением и расходованием средств и деятельностью структурных подразделений; координация работы структурных подразделений и методическая помощь им; обеспечение капитализации его средств и привлечение добровольных и благотворительных взносов; совершенствование государственного социального страхования; организация информации всей категории плательщиков; ведение бухгалтерской и статистической отчетности и ответственность за ее достоверность; определение совместно со всеми структурами, чья деятельность связана с социальной защитой населения, направлений расходования дополнительных средств, поступающих в фонд.

Средства Фонда складываются из обязательных взносов нанимателей и граждан, от коммерческой деятельности, добровольных пожертвований, поступлений по регрессным искам. Размер обязательных страховых взносов нанимателей и гражданам устанавливается от фонда заработной платы в соответствии с законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» и может уточняться Советом Министров.

Актуальной задачей деятельности Фонда в современных условиях является обеспечение своевременности и полноты поступления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование, снижение просроченной задолженности, соблюдение субъектами хозяйствования норм указов Президента Республики Беларусь о предоставлении государственной поддержки.

Одной из основных целей  национальной экономики является достижение высокого уровня занятости населения. Под занятостью следует понимать такую деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение личных или общественных потребностей и приносит ее субъекту заработок или доход. Понятие «занятость населения» можно также определить как совокупность экономических отношений, связанных с деятельностью трудоспособного населения по созданию общественного продукта. Следует отметить, что к трудоспособному населению относятся все, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать.

Невозможность обеспечения  занятости трудоспособного населения  приводит к безработице, представляющей собой социально–экономическое явление, которое выражается в том, что определенная часть трудоспособного населения не может реализовать свой трудовой потенциал. Безработица – это особое состояние экономики, когда часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет работы и становится вынужденно незанятой, избыточной. По определениям МОТ к безработным относятся лица, способные и желающие трудиться, активно ищущие работу, но не имеющие ее в данный момент.

На формирование численности и половозрастной структуры населения определенное влияние оказывают многие факторы, среди которых уровень экономического развития страны, образование населения, миграция населения, динамика его численности.

В отношении безработицы  государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости. Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно–кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

В условиях обострения ситуации на рынке труда особое значение приобретает деятельность по содействию самозанятости, предпринимательской инициативы безработных, что позволяет решать не только проблемы безработицы, но и насыщать рынок товарами и услугами. Однако высокий уровень налогов, несовершенство кредитно-денежной системы не стимулируют незанятое население к предпринимательству. Кроме того, в развитии негосударственного сектора экономики не проявляют особой заинтересованности и местные органы власти.

Решение рассмотренных  выше проблем требует кардинального пересмотра способов и форм предоставления социальных услуг и обеспечения социальной защиты. Возможность для таких изменений зависит не только от экономических и материальных условий, сколько от определения критериев потребностей человека, уровня и качества жизни. Смена патерналистского принципа оказания социальных услуг на принцип создания соответствующей инфраструктуры самостоятельного удовлетворения потребностей возможна только при инверсии существующих отношений «человек-государство». И здесь в первую очередь встает задача разработки и трансляции новых представлений о социальных стандартах, качестве и образе жизни людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Алешкевич, И. Н. Фонд социальной защиты населения: модель финансового обеспечения / И. Н. Алешкевич // Экономика и управление. - 2006. - №1. - С. 63-66.
  2. Альперович, В.Д. и др. Социальная защита населения / В. Д. Альперович. М.: МаРТ, 2004. – 398 с.
  3. Антропов, В.В. Экономические модели социальной защиты населения в государствах Европейского Союза. М.: 2007. – 47 с.
  4. Венгер, Ю.И. Социальная защита населения в Республике Беларусь / Ю. И. Венгер. – Витебск.: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2006. – 22 с.
  5. Волгин, Н.А. Социальная политика / Н. А. Волгин. – М.: Экзамен, 2008. – 736 с.
  6. Государственные финансы. Сост. М.А. Авилкина. Новополоцк: ПГУ, 2007. – 127 с.
  7. Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17 апреля 1992 г. №1596-XII с последующей редакцией 06.01.2009 №6-З [Электронный ресурс].-2010.- Режим доступа: http://www.ssf.gov.by.- Дата доступа: 21.08.2011.
  8. Закон Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» от 29 февраля 1996 г. №138-XIII с последующей редакцией 06.01.2009 № 6-З [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.ssf.gov.by. - Дата доступа: 21.08.2011.
  9. Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» от 31 января 1995 г. № 3563-XII с последующей редакцией 06.01.2009 №6-З [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.ssf.gov.by.- Дата доступа: 21.08.2011.
  10. Законы Республики Беларусь в области социальной защиты населения и социальной политики [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа:www/pravo.by – Режим доступа: 17.08.2011
  11. Красовская, Н.Н. Организация системы социальной защиты населения Республики Беларусь: новые формы и условия / Н. Н. Красовская //Социально-педагогическая работа. - 2006. - №9. - С.15-22.
  12. Лукашенко А. Г. подписал закон о республиканском бюджете на 2011 год // Новости Беларусбанка [Электронный ресурс]. - 2010. – Режим доступа: http://belarusbank.by/ru/press/business_news/22762. - Дата доступа: 21.08.2011
  13. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ - Дата доступа: 21.08.2011
  14. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2010.- Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ - Дата доступа: 21.08.2011
  15. Официальный сайт ФСЗН Министерства труда и социальной защиты населения [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.ssf.gov.by/ - Дата доступа: 21.08.2011
  16. Положение о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республик Беларусь утверждено указом Президента Республики Беларусь 16 января 2009г. №40 [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: www.ssf.gov.by.- Дата доступа: 22.08.2011.
  17. Социальная защита населения, социальное страхование [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://dkb-fin.ru/socialnaya_zaschita_strahovanie3.html. - Дата доступа: 21.08.2011
  18. Софонов, Г. Инвестиционное обеспечение социальной защиты населения / Г. Сафонов. - СПб.: СПб гос. ун-т экономики и финансов, 2000. - 48 с.
  19. Сулейманова, Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование / Г. В. Сулейманова. - Ростов н/Д.: Экспертное бюро, 1997. - 351 с.
  20. Трудовой Кодекс Республики Беларусь 26 июля 1999 г.№ 296-з // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2010. – Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=hk9900296. – Дата доступа: 21.08.2011
  21. Фонды социального страхования [Электронный ресурс]. - 2010. – Режим доступа: http://financial-helper.ru/rynki/rynok-straxovaniya/fondy-socialnogo-straxovaniya.html#more-352. – Дата доступа: 22.08.2011
  22. Чехутова, B.C. Финансовые ресурсы социального обеспечения B.C. Чехутова, Т.В. Митькина. М.: Финансы и статистика, 1986. - 109 с.

 

Курсовая работа должна состоять из двух разделов,каждый из которых  включает несколько подразделов.в  первом разделе описывается теория,а во втором анализ по РБ.В списке литературы в начале указываются законы и нормативные акты,затем всё остальное в алфавитном порядке

Не проведен анализ по РБ и не определены основные направления совершенствования.можно  добавить таблицы.




Информация о работе Особенности социальной защиты в Республике Беларусь