Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:14, курсовая работа
Процесс решения потребителя о покупке часто начинается с осознания им потребности в решении потребительской проблемы. Интересы продаж требуют от маркетера знания механизма осознания потребности потребителем и использования этого механизма в маркетинговых решениях.
Потребитель постоянно осознает различные свои потребности, сталкиваясь с проблемами потребления практически круглосуточно. Потребительская проблема может быть рутинной, повседневной, такой как пополнение запаса часто используемого продукта питания — хлеба, например. Эта проблема быстро распознается, определяется и разрешается.
Введение.
1. Осознание потребности и информационный поиск
1.1. Процесс осознания потребности
1.2. Осознание проблемы и маркетинговые решения
1.3. Информационный поиск
Продажи косметики и мелких бытовых приборов «от двери к двери» активизируют проблемы в расчете на то, что продавец может ограничить внешний поиск информации одной маркой. Кооперативная реклама часто концентрируется на осознании общей проблемы. Крупные компании могут активизировать осознание общей проблемы — потому что вероятность продаж их марок в продуктной категории высока. И наоборот, малая компания, активизирующая общую проблему, весьма вероятно генерирует продажи своих конкурентов, а не свои. Фирмы пытаются вызвать селективное осознание проблемы для увеличения своей рыночной доли.
Активизация осознания общей проблемы обычно ведет к росту рынка в целом. Активизации осознания проблемы предполагает знание того, что осознание проблемы — функция значимости и величины несоответствия между желаемым и реальным состоянием потребителя. Соответственно маркетер может активизировать осознание проблемы следующими способами:
Рост значимости воспринимаемого несоответствия достигается, в частности, яркой, эмоциональной и/или логически аргументированной демонстрацией этого несоответствия. Например, показ результатов использования рекламируемой марки и «обычного порошка»/ «Других зубных паст».
Варианты
обеспечения роста
Часть потребителей осознает проблему в результате изменения реального состояния. Например, проблема покупки новой одежды возникает для них по мере износа или прихода в негодность имеющейся одежды. Однако здесь важно не только само реальное состояние, а и его восприятие. Ухудшение воспринимаемого реального состояния используется в рекламе дезодорантов, освежителей для рта и других предметов личной гигиены.
Другая группа потребителей движима в осознании потребности своим желаемым состоянием. Эти потребители осознают потребность, например, в новой одежде, в результате знакомства с новыми веяниями моды. На этот сегмент и рассчитаны показы мод, выставки, реклама элитарной одежды, автомобилей и предметов роскоши. Маркетинговые коммуникации демонстрируют преимущества, привлекательные для потребителей.
Фактор времени сам по себе может являться активатором потребности. Время ухудшает реальное состояние потребителя пищи — чем больше времени после последнего приема пищи проходит, тем актуальнее становится потребность в еде и тем вероятнее ее покупка. Время также изменяет желаемое состояние и значимость несоответствия желаемого и реального состояний. С возрастом меняются вкусы и ценности потребителей, что, в свою очередь, меняет желаемое состояние.
Использование маркетером фактора времени в активации потребности состоит также в инициировании осознания потенциальной проблемы. Тогда потребитель купит страховку до наступления страховой ситуации; лекарство от простуды до того как простуда наступит. Когда активация осознания потенциальной проблемы сложна, маркетеры используют другие средства влияния — демонстрацию продукта в точке покупки, бесплатные образцы, скидки, возвраты цены для инициирования покупки.
В
условиях наличия конкурирующих проблем
потребителя маркетеры могут стремиться
подавить проблему-конкурента. Например,
курильщик сигарет испытывает потребность
в сигаретах и одновременно его периодически
тревожит проблема здоровья. Поэтому поставщики
сигарет изображают в рекламе привлекательные
для целевой аудитории модели — мужественных
ковбоев и цветущих девушек, пытаясь
вытеснить из сознания потребителя проблему
ухудшения здоровья и внешнего вида курильщика.
1.3. Информационный поиск
Поиск
информации, связанной с решением
проблемы потребителя, — вторая стадия
процесса принятия решения о покупке.
Она может рассматриваться как мотивированная
активация знания, хранимого в памяти,
или обретение информации из внешней
среды.
Внутренний и внешний поиск
После осознания проблемы потребитель сначала предпринимает внутренний поиск информации. Он обращается к своей долгосрочной памяти для определения, известны ли удовлетворительные решения, каковы характеристики потенциальных решений, как можно сравнить решения. Если эта информация внутреннего поиска недостаточна, предпринимается внешний поиск — потребитель концентрируется на внешних стимулах, относящихся к проблеме (рис. 1.2).
Осознание проблемы
Внутренний поиск
Внутренний поиск
достаточен?
Покупка
Внешний поиск
Рис. 1.2.
Внутренний и внешний поиск
Для сбора информации по многим продуктам достаточно внутреннего поиска, т.е. использования только ранее сохраненной в памяти информации. Реагируя на проблему, потребитель вспоминает единственное удовлетворительное решение — марку/магазин. Покупается та марка, что вспомнилась — так происходит процесс решения привычной проблемы. Так, например, обнаружив отсутствие хлеба, потребитель привычно отправляется в ближайший магазин.
Аналогично
может проходить процесс
Однако потребитель, заинтересовавшийся возможной покупкой продукта, может не делать ее сразу, а отправляется в другие магазины в поисках лучшей цены или других характеристик продукта. Тем самым он предпринимает внешний поиск и происходит расширенное решение проблемы. По мере близости решения проблемы к расширенному типу растет значимость внешнего поиска.
В процессе внешнего поиска обретается следующая информация:
Вероятность
того, что потребитель ограничится
внутренним поиском, зависит от степени
восприятия потребителем своего знания
как адекватного и
Поиск информации потребителем осуществляется как при неотложной потребности купить, так и без таковой. Внешний поиск, ведомый необходимостью предстоящей покупки, — это предпокупочный поиск. Не имея планов покупки продукта, потребитель ведет и текущий поиск, получая информацию на постоянной основе. Информация собирается для последующего использования нередко потому, что сам процесс сбора доставляет удовольствие. Так, просмотр красочных журналов, прогулка по хорошо оформленным магазинам и беседы со специалистами совмещают процессы развлечения, удовольствия и сбора информации.
Если
информационный поиск в целом
запускается осознанием проблемы, то
текущий поиск — функция индивидуальности
потребителя, продукта, рынка и ситуационных
факторов.
Типы искомой информации
Потребители ищут информацию, позволяющую им определить оценочные критерии, подходящие альтернативы, характеристики потенциальных решений.
Потребитель,
осознавший потребность в компьютере
и имеющий возможность покупки,
стремится определить, какими характеристиками
должен этот компьютер обладать. При
недостаточности внутреннего
Определив
или определяя оценочные критерии,
потребитель формирует
Набор
осведомленности
Compaq,
Toshiba,
IBM,
Hewlett Packard,
Acer,
Dell,
Vist,
Canon,
Apple
Истребованный набор Инертный набор Неуместный набор
Fujisu-Siemens
Toshiba
Canon
Hewlett Packard
Acer
Рис. 1.3.
Наборы альтернатив потенциальной покупки
Формирование
истребованного набора — значимый
результат информационного
После
формирования истребованного набора потребитель
сравнивает оставшиеся альтернативы по
оценочным критериям. Сравнение
марок компьютеров ведется по
критериям цены, быстродействия, памяти,
веса, по размеру и типу экрана.
Источники информации
В процессе поиска информации потребители обращаются к следующим источникам:
Внутренняя
информация — первоочередной источник,
используемый потребителями. Однако и
эта внутренняя информация когда-то
была заложена в память извне —
из непосредственного опыта
Маркетер
не может полагаться только
на генерируемую им информацию
— рекламу, торговую презентацию. Маркетинговые
сообщения — лишь один из пяти потенциальных
информационных источников и нередко
недостаточно ценный для потребительского
решения. Личные источники часто играют
доминирующую роль в принятии потребительских
решений. Тем не менее маркетинговая
деятельность влияет на все
источники информации. Объективные
характеристики продукта, система его
распространения составляют информационную
основу, объективно представленную на
рынке. Другие источники — аналитические
обзоры, экспертные оценки отражают функциональные
характеристики продукта. Личные источники
— знакомые, коллеги — основывают свои
суждения на собственном опыте работы
с продуктом. Поэтому значительная доля
маркетинговых усилий осуществляется
для влияния на немаркетинговые источники
информации. Так, например, фармацевтические
компании привлекают к оценке своих товаров
врачей, выписывающих лекарства потребителям.
Компании Coca-Cola и Pepsi-Cola проводят
компании продвижения в расчете на
вовлечение потребителями друг друга
в процесс сбора бутылочных крышек
с изображениями «половинок» призов.
Информация о работе Осознание потребности и информационный поиск