Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявление возможностей и условий социализации личности подростка на основе использования культурно- досуговой деятельности в образовательном учреждении.
Цель предопределили следующие задачи:
• выяснить причины возникновения отклоняющегося поведения подростков;
• выявить эффективные средства культурно-досуговой деятельности, применяемые в работе с подростками;

Содержание

Введение ……………………………………………………………..стр. 3
Глава 1. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации. ……………………………………............... стр. 4
1.1. Общая характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних………… …………………………………стр. 4
1.2. Условия и причины возникновения отклонений в поведении подростков…..………………………………………………… стр. 9
ГЛАВА 2. Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения………………………..стр. 18

2.1. Характеристика основных средств воздействия культурно- досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведения. стр. 18

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3.docx

— 59.74 Кб (Скачать документ)

САНКТ-ПЕТЕРБУНГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ПСИХОЛОГИИ  И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Факультет     

     Кафедра                                                                                                         
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 По специальности 

На тему  
 
 

 Выполнила студентка 3 курса

формы обучения

                                                                                                                                   

                                                                                                                                                

                                                                                                                                           (Ф. И. О.)

                                                            Научный руководитель

                                                                                                                        

                                                                                                                  

                                                                                                                 

                                                                                                                     (ученая степень, должность, Ф.И.О.) 

                                                                                                                    

                                                                                                                      (подпись научного руководителя) 
 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

20      г.   

Оглавления.

Введение   ……………………………………………………………..стр. 3

Глава 1. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации. ……………………………………............... стр. 4

    1. Общая характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних………… …………………………………стр. 4
    2. Условия и причины возникновения отклонений в поведении подростков…..………………………………………………… стр. 9

ГЛАВА 2. Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения………………………..стр. 18 

    2.1. Характеристика основных средств воздействия культурно-    досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведения. стр. 18 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ 

      Значительное место в общей структуре правонарушений занимает преступность несовершеннолетних. Уровень подростковой преступности растет каждый день.

     Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. Все больше втягивается подростков в преступный бизнес подростковый рэкет, продажа наркотиков и многое другое. И все это заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.

     С подростками отклоняющегося поведения ведется работа общеобразовательными культурно-досуговыми учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта работа ведется не в полной мере, и не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить ее ресоциализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов воздействия на подростков с девиантным поведением. А именно, такими средствами обладает культурно-досуговая деятельность.

Опыт работы многих учреждений показывает, что  такие сферы личности подростка  как интересы, ценностные ориентации в сфере досуга, творческие способности  часто остаются вне целенаправленного  педагогического воздействия.

      Необходимость выявления возможностей культурно-досуговой деятельности в социализации личности несовершеннолетних правонарушителей предопределила тему данной работы.

Цель  работы – выявление возможностей и условий социализации личности подростка на основе использования культурно- досуговой деятельности в образовательном учреждении.

Цель предопределили следующие задачи:

  • выяснить причины возникновения отклоняющегося поведения подростков;
  • выявить эффективные средства культурно-досуговой деятельности, применяемые в работе с подростками;
  • разработать и предложить социально-педагогическую программу социализации подростков отклоняющегося поведения с применением средств культурно-досуговой деятельности;

Объект  исследования: особенности процесса социализации подростков отклоняющегося поведения.

Предмет исследования: организация процесса социализации подростков отклоняющегося поведения на основе использования педагогических возможностей культурно-досуговой деятельности.

Методы  исследования - теоретический анализ источников и документов,  анкетирования. 

ГЛАВА 1. Отклоняющееся поведение  несовершеннолетних как нарушение  процесса социализации. 

1.1. Общая характеристика  отклоняющегося поведения  несовершеннолетних. 

Главная задача профилактической работы в системе  правонарушений несовершеннолетних –  это предупреждение и коррекция  социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.

Как известно, отклоняющимся  асоциальным поведением, называют поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Основные виды отклоняющегося поведения – преступность и уголовно-ненаказуемое (не противоправное) аморальное поведение. В происхождении  отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его  мотивов, причин и условий, способствующих его развитию. В происхождении  отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового  и нравственного сознания, содержания потребностей личности, особенностей характера, эмоционально-волевой сферы.

Отклоняющееся поведение – это результат  неправильного развития личности и  неблагоприятной ситуации, в которой  оказался человек.

Именно в подростковом возрасте наблюдаются первые проявления отклоняющегося поведения и объясняются  относительно низким уровнем интеллектуального  развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным  влиянием семьи, ближайшего окружения, зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней целостных  ориентации.

Отклоняющееся поведение у подростков нередко  служит средством самоутверждения, выражает процесс против действительности или кажущейся несправедливости взрослых.

В свою очередь, отклонения делятся на:

  • отклонения корыстной ориентации;
  • агрессивной ориентации;
  • отклонения социально-пассивного типа.

Социальные  отклонения корыстной  направленности. К ним относят право правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную поддержку (хищения, кражи, спекуляция). Среди несовершеннолетних такого рода отклонения проявляются в виде преступных уголовно-наказуемых действий и в виде проступков и аморального поведения.

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование и убийство).

Отклонения  социально-пассивного типа выражаются в стремлении от дохода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные, так и социальные проблемы. К таким проявлениям можно отнести уклонения от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление этой позиции – самоубийство, суицид.

Таким образом, асоциальное поведение различаясь как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности, может проявляться в различных социальных отклонениях, от нарушений норм морали и права, незначительных проступков до тяжелых преступлений.

Существует несколько  форм проявления отклоняющегося поведения  несовершеннолетних:

  1. Алкоголизация. Это явление распространяется все больше. С каждым годом увеличивается число подростков употребляющих спиртные напитки.

Сравнительно-социологические  исследования выявили несколько  закономерностей этой проблемы:

  • Пьянство встречается чаще там, где больше социально-напряженных ситуаций.
  • Пьянство связано со специфическими формами социального контроля. В одних случаях оно является элементом каких-то обязательных ритуалов, в других выступает как антинормативное поведение, средство освобождения от внешнего контроля.
  • Алкоголизм часто переносится во внутреннем комфорте, обусловленном стремлением личности преодолеть тяготеющее ее чувство зависимости.
  1. Наркомания. Находясь в наркотическом опьянении, подросток может совершить иной поступок. Отсюда растет число преступлений, краж, убийств. По А.Е. Личко1, существуют разные уровни наркомании:
  • единичное или редкое употребление наркотиков;
  • многократное употребление, но без признаков физической и психической зависимости;
  • наркомания 1-й стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость, поиск наркотика ради получения приятных ощущений, но еще нет физической зависимости, и прекращение приема наркотиков не вызывает мучительных ощущений;
  • наркомания 2-й стадии, когда есть физическая зависимость от наркотика и поиск его уже направлен не столько на то, чтобы вызвать кайф, сколько на то, чтобы избежать мучений.
  • наркомания 3-й стадии – полная психическая и физическая деградация.

По наблюдениям  психологов, врачей наркологов, 2/3 впервые  приобщаются к наркотикам из любопытства, желания узнать, что там за гранью запретного.

  1. Агрессивное поведение.

Подростковая  агрессия - чаще всего следствие  озлобленности и пониженного  самоуважения в результате пережитых  жизненных неудач. Изощренную жестокость нередко проявляют жертвы избалованны маменькины сынки, не умеющие отвечать за свои поступки.

  1. Суицидальное поведение.

Среди подростков, обследованных А.Е. Личко, –

  • 32% суицидальных попыток приходится на долю 17 летних;
  • 21% - 15 летних;
  • 12% - 14 летних;
  • 4% - 12-13 летних.

Информация о работе Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации