Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:18, курсовая работа
Цель работы – выявление возможностей и условий социализации личности подростка на основе использования культурно- досуговой деятельности в образовательном учреждении.
Цель предопределили следующие задачи:
• выяснить причины возникновения отклоняющегося поведения подростков;
• выявить эффективные средства культурно-досуговой деятельности, применяемые в работе с подростками;
Введение ……………………………………………………………..стр. 3
Глава 1. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации. ……………………………………............... стр. 4
1.1. Общая характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних………… …………………………………стр. 4
1.2. Условия и причины возникновения отклонений в поведении подростков…..………………………………………………… стр. 9
ГЛАВА 2. Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения………………………..стр. 18
2.1. Характеристика основных средств воздействия культурно- досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведения. стр. 18
Г.М. Миньковский выделяет десять типов семей с разным воспитательным потенциалом:
Последние пять типов семей являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминальными.
Риск правонарушений
несовершеннолетних, воспитывающихся
в обстановке постоянных конфликтов
в 4-5 раз выше, а в семьях, где
царят агрессивность и
Во многих случаях дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения.
Сравнительные
исследования семей подростков-
В целом можно выделить три основные группы негативных явлений, снижающих негативность семейного воспитания [1].
Эти группы негативных явлений взаимосвязаны и могут в различной мере влиять на формирование личности подростка.
В воспитании подростка
определяющим является социально-психологический
климат в семье, психолого-педагогическая
культура родителей, нравственная направленность
семьи как социального
К сожалению, в
настоящее время большинство
семей не в полной мере выполняют
свою социализирующую роль, и главное
свидетельство этого –
Как известно, на разных возрастных этапах развития человека демонстрирует тот или иной институт социализации. И именно в подростковый период, роль семьи в социализации личности ослабевает. Поэтому постоянное повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, поможет избежать педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за незнания возрастных особенностей кризисного подросткового возраста. Только тогда, когда это условие будет осуществлено, можно говорить об эффективности роли семьи как социального института.
Первая стадия – педагогическая запущенность, характеризуется утратой референтной значимости и отчуждением от школы, как института социализации при сохранении высокой референтности семьи.
Вторая стадия, более глубокой и опасной дезадаптации – социальная запущенность, характеризуется тем, что наряду со школой подросток отчуждается и от семьи теряя связь с остальными институтами социализации, становятся как бы социальным Маугли, усваивая искажаемые целостно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных преступных подростковых компаниях.
Все это может рассматриваться в следующих аспектах:
Школа также
призвана восполнять дефекты семейного
воспитания, оказывать психолого-
Одной из характерных отличительных черт непереходного периода являются те серьезные изменения, которые происходят в это время в сфере самосознания, то есть в этот период закладываются основы самосознания, представления о себе как о субъекте труда, общения и познания.
Процесс формирования самосознания существенно изменяет характер взаимоотношений подростка с окружающими его людьми, как взрослыми, так и сверстниками, что приводит к заметной перестройке институтов социализации. У подростка проявляется довольно отчетливое выраженное стремление к самостоятельности, эмансипации, автономности от взрослых, родителям. Это стремление к взрослости отнюдь не случайно. Подобным образом активно формирующееся сознание защищается от внушаемого влияния взрослых.
У подростка появляется не менее настойчивое стремление к обществу сверстников, (повышение) т.е. в этот период главенствующую роль института социализации играют неформальные объединения, группы.
Группа сверстников, ориентация на ее нормы и ценности оказывают большое значение в усвоении подростков социального опыта. «Контакт общения подростка не менее важен, чем для младенца общение с матерью»[8].
Современная безнадзорность детей, приводящая к асоциальным отклонениям, проявляются тогда, когда на первое место по сравнению с семьей и школой по степени влияния выходит неформальные асоциальные группы сверстников.
По характеру социальной направленности И.С. Полонский делит стихийные группы на три типа:
В просоциальных группах подростков объединяет естественное стремление к общению со сверстниками, стремление к коллективным формам отдыха, развлечений и это не должно вызывать беспокойства у органов профилактики. Конечно, и для такого общения также необходимы условия в виде клубов, парков, кофе. У подростка должны быть возможности собираться у себя дома, с вовлечением родителей в обсуждении проблем, интересующих молодежь.
Совсем другого перехода требуют асоциальные группы, которые должны быть, в первую очередь, в поле зрения специальных органов профилактики.
Таким образом, когда семья и школа перестает оказывать влияние, в результате подростки перестают усваивать моральные ценности неформальных групп. Эти группы, в конечном счете, играют основную роль в формировании личности несовершеннолетнего, выступая в качестве предпочитаемой среды общения.
Все эти факторы, которые носят субъективный характер, ведут к значительному росту десоциализации детей, которая проявляется в утрате социальных связей с семьей, школой, отчуждении от труда, увеличении роста подростковой наркотизации и алкоголизации общества.
Наряду с причинами
социального характера
Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов, наиболее трудными является кризис подросткового возраста.
В этот период от детства к взрослости происходят серьезные изменения как в организме, психике ребенка, так и в характере взаимоотношений подростка с окружающими.
Поэтому не случайно, что подростковому возрасту посвящено наибольшее количество работ и публикаций в области медицины, психологии педагогики. Среди них работы А.С. Выготского «Педагогика подростка», А.П.Краковского «О подростках», Д.Б.Элькомина «Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников». Нельзя не отметить и зарубежных исследователей этого периода – это Э.Шпрангер «Психология юношеского возраста», Ш.Бюллер и многие другие.
К психофизиологическим предпосылкам трудновоспитуемости можно отнести следующие, изменения, происходящие в психике и взаимоотношениях подростка[2]:
1. Ускоренное
и неравномерное развитие
2. Изменения
в характере взаимоотношений
с взрослыми, родителями, учителями,
выражающиеся в повышенной
Информация о работе Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации