Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявление возможностей и условий социализации личности подростка на основе использования культурно- досуговой деятельности в образовательном учреждении.
Цель предопределили следующие задачи:
• выяснить причины возникновения отклоняющегося поведения подростков;
• выявить эффективные средства культурно-досуговой деятельности, применяемые в работе с подростками;

Содержание

Введение ……………………………………………………………..стр. 3
Глава 1. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации. ……………………………………............... стр. 4
1.1. Общая характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних………… …………………………………стр. 4
1.2. Условия и причины возникновения отклонений в поведении подростков…..………………………………………………… стр. 9
ГЛАВА 2. Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения………………………..стр. 18

2.1. Характеристика основных средств воздействия культурно- досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведения. стр. 18

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3.docx

— 59.74 Кб (Скачать документ)

Г.М. Миньковский выделяет десять типов семей с разным воспитательным потенциалом:

  1. воспитательно-сильные - доля таких семей в количестве обследованных составляет 15-20%, воспитательная обстановка близка к оптимальной. Главный ее признак – высокая нравственная атмосфера семьи.
  2. воспитательно-устойчивые - такой тип семьи создает в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье и недостатки преодолеваются с помощью других институтов социализации, прежде всего школы.
  3. воспитательно-неустойчивые - такой тип семьи создает в целом благоприятные возможности. Для этого типа семьи характерна неправильная педагогическая позиция родителей, которая тем не менее выравнивается благодаря сравнительно высокому воспитательному потенциалу семьи.
  4. воспитательно-слабые с утратой социального контакта (семьи) с детьми и контроля над ними. Семьи, где родители по разным причинам не в состоянии правильно воспитать детей, утратили контроль за их поведение, уступив свое влияние обществу сверстников;
  5. воспитательно-слабые с постоянной конфликтной атмосферой;
  6. с агрессивно-негативной конфликтной атмосферой;
  7. маргинальные семьи, с алкогольной и сексуальной деградацией;
  8. правонарушительные;
  9. преступные;
  10. психически отягощенные;

Последние пять типов семей являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминальными.

Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся  в обстановке постоянных конфликтов в 4-5 раз выше, а в семьях, где  царят агрессивность и жестокость в 9-10 раз выше, чем у тех, кто  растет в педагогически сильных  и устойчивых семьях.

Во многих случаях  дети воспринимают поведение старших  членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с  родителями и воспроизводят стереотипы их поведения.

Сравнительные исследования семей подростков-правонарушителей и благополучных школьников, проводимые различными исследователями, показывают, что «трудные» воспитываются  в существенно более неблагоприятных  семейных условиях, чем их благополучные  сверстники. При этом среди неблагоприятных  факторов социализации отмечают такие, как неполная семья, аморальный образ  жизни родителей, педагогическая несостоятельность  семей, эмоционально-конфликтные отношения  в семье.

В целом можно  выделить три основные группы негативных явлений, снижающих негативность семейного  воспитания [1].

  • неблагоприятные материально-бытовые условия жизни семьи;
  • неблагоприятный социально-психологический климат в семье;
  • психолого-педагогическая неподготовленность родителей к воспитанию детей.

Эти группы негативных явлений взаимосвязаны и могут  в различной мере влиять на формирование личности подростка.

В воспитании подростка  определяющим является социально-психологический  климат в семье, психолого-педагогическая культура родителей, нравственная направленность семьи как социального института.

К сожалению, в  настоящее время большинство  семей не в полной мере выполняют  свою социализирующую роль, и главное  свидетельство этого – неполноценное  воспитание личности.(К этому приводят факторы социального риска), об этом свидетельствуют социальные факторы риска, которые были разработаны в НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. И.А. Семашко: Среди них можно выделить:

  • социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
  • медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания детей и т.д.);
  • социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с повторным браком или сводными детьми);
  • социально-психологические факторы (родители с низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
  • криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).

Как известно, на разных возрастных этапах развития человека демонстрирует тот или иной институт социализации. И именно в подростковый период, роль семьи в социализации личности ослабевает. Поэтому постоянное повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, поможет избежать педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за незнания возрастных особенностей кризисного подросткового возраста. Только тогда, когда это условие будет осуществлено, можно говорить об эффективности роли семьи как социального института.

  1. Дистанцирование школы от детей. Среди институтов социализации, обуславливающих усвоения подростками социального опыта, особое место занимает школа, прямое назначение которой обучать и воспитывать детей, давать им знания необходимые для будущей профессиональной деятельности. Наряду с вышеперечисленными назначениями, школа выступает институтом социализации.
  2. Отчуждение и утрата влияния школы значительно более распространенное явление среди дезадаптированных учащихся, чем утрата влияния семьи. Очевидно, психолого-педагогические факторы школьной дезадаптации прежде всего нужно искать в причинах, снижающих референтную значимость школы. Поэтому было выделено две стадии социальной дезадаптации.

Первая стадия – педагогическая запущенность, характеризуется утратой референтной значимости и отчуждением от школы, как института социализации при сохранении высокой референтности семьи.

Вторая стадия, более глубокой и опасной дезадаптации – социальная запущенность, характеризуется тем, что наряду со школой подросток отчуждается и от семьи теряя связь с остальными институтами социализации, становятся как бы социальным Маугли, усваивая искажаемые целостно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных преступных подростковых компаниях.

Все это может  рассматриваться в следующих  аспектах:

  • отчуждение ребенка от коллектива, отдаляясь от учебной деятельности, деятельности коллектива, становится чужим среди своих.
  • подросток все дальше отдаляясь от учебного заведения не поддается воспитывающему влиянию.
  • появляется много времени для бесцельного время провождения, а потребность в общении толкает подростка на поиск приятелей на стороне, в неформальных группах с асоциальной направленностью.
  • возникновение конфликта в семье, школе, отсюда возникает бродяжничество.

Школа также  призвана восполнять дефекты семейного  воспитания, оказывать психолого-педагогическую поддержку семье в целях предупреждения нарушения социализации детей и  подростков.

  1. Влияние асоциальных группировок в микросреде.

Одной из характерных  отличительных черт непереходного  периода являются те серьезные изменения, которые происходят в это время  в сфере самосознания, то есть в  этот период закладываются основы самосознания, представления о себе как о  субъекте труда, общения и познания.

Процесс формирования самосознания существенно изменяет характер взаимоотношений подростка  с окружающими его людьми, как  взрослыми, так и сверстниками, что приводит к заметной перестройке институтов социализации. У подростка проявляется довольно отчетливое выраженное стремление к самостоятельности, эмансипации, автономности от взрослых, родителям. Это стремление к взрослости отнюдь не случайно. Подобным образом активно формирующееся сознание защищается от внушаемого влияния взрослых.

У подростка  появляется не менее настойчивое  стремление к обществу сверстников, (повышение) т.е. в этот период главенствующую роль института социализации играют неформальные объединения, группы.

Группа сверстников, ориентация на ее нормы и ценности оказывают большое значение в  усвоении подростков социального опыта. «Контакт общения подростка не менее  важен, чем для младенца общение  с матерью»[8].

Современная безнадзорность детей, приводящая к асоциальным  отклонениям, проявляются тогда, когда  на первое место по сравнению с  семьей и школой по степени влияния  выходит неформальные асоциальные  группы сверстников.

По характеру  социальной направленности И.С. Полонский  делит стихийные группы на три  типа:

  • просоциальные или социально-положительные;
  • асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей;
  • антисоциальные (стоящие в стороне от основных социальных проблем) социально отрицательные группы 3/5, то есть большинство изученных подростковых объединений принадлежит к просоциальным, то есть социально положительным и близким к этому типу объединением.

В просоциальных группах подростков объединяет естественное стремление к общению со сверстниками, стремление к коллективным формам отдыха, развлечений и это не должно вызывать беспокойства у органов профилактики. Конечно, и для такого общения также необходимы условия в виде клубов, парков, кофе. У подростка должны быть возможности собираться у себя дома, с вовлечением родителей в обсуждении проблем, интересующих молодежь.

Совсем другого  перехода требуют асоциальные группы, которые должны быть, в первую очередь, в поле зрения специальных органов  профилактики.

Таким образом, когда семья и школа перестает  оказывать влияние, в результате подростки перестают усваивать  моральные ценности неформальных групп. Эти группы, в конечном счете, играют основную роль в формировании личности несовершеннолетнего, выступая в качестве предпочитаемой среды общения.

Все эти факторы, которые носят субъективный характер, ведут к значительному росту  десоциализации детей, которая проявляется в утрате социальных связей с семьей, школой, отчуждении от труда, увеличении роста подростковой наркотизации и алкоголизации общества.

Наряду с причинами  социального характера возникновения  отклонений в поведении подростков, существуют причины, которые носят  субъективный характер и которые  непосредственно связаны с кризисными явлениями в подростковом возрасте. К таким причинам относятся психологические  предпосылки трудновоспитуемости.

Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов, наиболее трудными является кризис подросткового  возраста.

В этот период от детства к взрослости происходят серьезные изменения как в  организме, психике ребенка, так  и в характере взаимоотношений  подростка с окружающими.

Поэтому не случайно, что подростковому возрасту посвящено  наибольшее количество работ и публикаций в области медицины, психологии педагогики. Среди них работы А.С. Выготского «Педагогика подростка», А.П.Краковского «О подростках», Д.Б.Элькомина «Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников». Нельзя не отметить и зарубежных исследователей этого периода – это Э.Шпрангер «Психология юношеского возраста», Ш.Бюллер и многие другие.

К психофизиологическим предпосылкам трудновоспитуемости  можно отнести следующие, изменения, происходящие в психике и взаимоотношениях подростка[2]:

1. Ускоренное  и неравномерное развитие подростка  в период полового созревания:

  • неравномерность развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, отягощающая психическое и физическое состояние подростка;
  • «гормональная буря», вызванная повышенной активностью эндокринной системы в период полового созревания и проявляющегося в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, непредсказуемости настроений подростка;

2. Изменения  в характере взаимоотношений  с взрослыми, родителями, учителями,  выражающиеся в повышенной конфликтности  подростка, что объясняется следующими  причинами:

  • так называемый конфликт «моралей», когда мораль подчинения, заменяется моралью равенства;
  • чувство взрослости, реакция эмансипации, высвобождения от влияния взрослого;
  • повышенная критичность по отношению к взрослым при одновременно внимании к мнению сверстников.

Информация о работе Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации