Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявление возможностей и условий социализации личности подростка на основе использования культурно- досуговой деятельности в образовательном учреждении.
Цель предопределили следующие задачи:
• выяснить причины возникновения отклоняющегося поведения подростков;
• выявить эффективные средства культурно-досуговой деятельности, применяемые в работе с подростками;

Содержание

Введение ……………………………………………………………..стр. 3
Глава 1. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации. ……………………………………............... стр. 4
1.1. Общая характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних………… …………………………………стр. 4
1.2. Условия и причины возникновения отклонений в поведении подростков…..………………………………………………… стр. 9
ГЛАВА 2. Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения………………………..стр. 18

2.1. Характеристика основных средств воздействия культурно- досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведения. стр. 18

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 3.docx

— 59.74 Кб (Скачать документ)

Профилактика  подростковых самоубийств заключается  не в избежании конфликтных ситуаций, а в создании такого психологического климата, где подросток не чувствовал бы себя одиноким, непризнанным и неполноценным.

В 9 случаях из 10 юношеские покушения – не желание  покончить с жизнью, а крик о  помощи.

  1. Психические расстройства.

Целесообразно различать, с одной стороны, возрастно-специфические  расстройства (заболевания) и, с другой стороны, характерные для этого  возраста акцентуации характера, то есть крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, в результате чего проявляется избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Как связаны  психические нарушения и закономерности нормального протекания переходного  возраста?

  1. Болезнь начинается в подростковом возрасте, потому, что ее характер, скрытый период простирается на много лет, и она просто не успевает развиваться в детстве.
  2. Нарушения вызываются тем, что среда и общество начинают проявлять индивиду непосильные для него требования. Например, усложнение учебных программ в старших классах, выявляет у некоторых подростков пограничную умственную отсталость, неспособность справиться с заданием.
  3. Возраст определяет своеобразие болезненных переживаний, накладывает отпечаток на протекающие болезни. Например, у подростков разные психические заболевания протекают в форме бреда физического недостатка.
  4. Процессы переходного возраста предрасполагают подростка, делают его особенно восприимчивым к определенным неблагоприятным воздействиям.
  5. Период полового созревания провоцирует выявление ранее скрытой патологии.

5. Противоправное поведение.

Наибольшую склонность к преступному поведению имеют  подростки, проживающие в неблагополучных  семьях, что связано с плохими  жилищными и материальными условиями, напряженными отношениями между  членами семьи и низкой заботой  о воспитании детей. По наблюдениям  психологов среди несовершеннолетних правонарушителей довольно много таких, которые являются и вменяемыми, имеют  определенные отношения от нормы. По данным социологического исследования, которое проходило в Саратовской  области среди несовершеннолетних преступников, 60% из них имеют какие-то отклонения в психике (психозы, неврозы  и т.д.)

Среди асоциальных  проявлений целесообразно выделять, так называемый, докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких проступков, нарушений норм и правил поведения, уклоняющих от общественно-полезной деятельности, в употреблении алкогольных, наркотических и токсических средств, разрушающих психику и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности.

Криминогенный (преступный) уровень. В данном случае социальные отношения выражаются в преступных, уголовно-наказуемых действиях, когда подросток становится субъектом преступления, которое рассматривается судебными органами и представляет более серьезную общественную опасность.

Для того, чтобы лучше узнать характер социальных отношений несовершеннолетних, рассмотрим патент-анализ около тысячи дел, обсуждаемых на комиссиях по делам несовершеннолетних.

Возрастной состав несовершеннолетних приходящих через  комиссию – это старшие подростки 14-16 лет (около 40%), далее идут младшие  подростки 11-13 лет (до 26%).

Поводом для  рассмотрения служили также асоциальные  проявления: 48% - подростков обсуждались  за уклонение от учебы и работы; 10% - за побеги и бродяжничество; 3-5% - за употребление алкоголя и столько  же за аморальное поведение.

Более углубленное  психологическое и социально-психологическое  исследование личности подростков с  отклоняющимся поведением показало, что они также характеризуются  разной степенью деформации системы  внутренней поведенческой регуляции  – ценностных ориентаций, установок  потребностей. Заметное неблагополучие выявляется в системе межличностных  отношений в семье, школе, на улице.

Все это свидетельствует  о том, что отклоняющееся поведение  является результатом неблагоприятного социального развития нарушения  процесса социализации. Особый тип  таких нарушений приходится на подростковый возраст, так называемый гормональный переходный период от детства к взрослости.

Таким образом, процесс нарушения социализации несовершеннолетних происходит тогда, когда личность испытывает определенные негативные влияния, которые исходят  из среды и ближайшего поведения  индивида.

В связи с  этим, отрицательное влияние испытываемое подростком со стороны ближайшего окружения  можно разделить на прямые и косвенные  десоциализирующие влияния.

Прямые десоциализирующие влияния среды оказываются со стороны ближайшего окружения, которые прямо демонстрирует образцы асоциального поведения, антиобщественных ориентаций и убеждений, когда действуют антиобщественные нормы и ценности, групповые предписания, поведенческие регуляторы направленные на формирование личности асоциального типа. В таких случаях мы имеем дело с так называемыми ситуациями десоциализации. В роли таких институтов могут выступать криминогенные неформальные подростковые группы, группы преступников, спекулянтов, лиц без определенных занятий и т.д. Эту же роль могут играть и часть семей аморального типа, где наследство, аморальный образ жизни, скандалы и дебоши родителей стали нормой повседневных отношений.

Однако процесс  десоциализации далеко не всегда осуществляется в результате непосредственного воздействия прямых десоциализирующих влияний среды. Так среди изученных несовершеннолетних с отклоняющимся поведением (общее число которых составило около 1200 человек), состоящих на учете по делам несовершеннолетних, лишь 25-30% воспитывались в семьях со стяжательскими ориентациями, школьная среда, где проходит значительная часть несовершеннолетних, также содержит непосредственных образцов известного поведения. И, тем не менее, у определенной части подростков, воспитывающихся во вполне благоприятной среде возможна социальная дезадаптация с асоциальным поведенческим проявлением. В данном случае имеют место эффекты косвенной десоциализации, проявляющиеся в отчуждении индивида от своих инстинктов социализации, в его невосприимчивости и нормам и ценностям ближайшего окружения.

Косвенные десоциализирующие влияния могут быть обусловлены разнообразными факторами социально-психологического и психолого-педагогического характера. Так, социально-психологические факторы, приводящие к косвенной десоциализации, заключаются в отсутствии необходимых условий для реализации «запуска» ведущих механизмов и способов социализации, по средствам которых происходит усвоение социального опыта. Таким образом, предупреждение десоциализации предполагает не только нейтрализацию прямых десоциализирующих влияний среды (аморальный образ жизни семьи) и создание воспитывающей среды в коллективах школьных и внешкольных учреждений, что позволит им стать предпочитаемой средой общения с высокой референтной значимостью в глазах подростков и, тем самым, выполнять в полной мере свои функции ведущих институтов социализации.

С учетом вышесказанного становится очевидно, что раннюю профилактику правонарушений несовершеннолетних следует рассматривать не столько с позиции социального контроля, сколько с позиции предупреждения процесса десоциализации и управления процессом социализации несовершеннолетних, что заключается в нейтрализации как прямых, так и косвенных десоциализирующих влияний, а также в осуществлении мер психолого-педагогической коррекции и социально-психологической реабилитации.

Рассмотрение  ранней профилактики с позиции предупреждения процесса десоциализации позволяет значительно углубить круг знаний о неблагоприятных факторах, обуславливающих асоциальное поведение несовершеннолетних, и в свою очередь существенно, расширить сферу применения воспитательно-профилактических мер по предупреждению отклонений в сознании и поведении подростков. 

1.2. Условия и причины  возникновения отклонений  в поведении подростков. 

Положение дел  с подростковой преступностью ее развития в ближайшее будущее  в значительной мере определяет будущее  в значительной мере определяет будущую  криминогенную ситуацию в России. На начало 1996 года в стране насчитывалось более 12,5 млн. подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Это возраст, с которого в соответствии с национальным законодательством, наступает уголовная ответственность.

Подростки этой возрастной группы составляют около 8% населения всей страны, однако на их долю приходится 16% зарегистрированных преступлений. За последнее десятилетие  преступность выросла в 1,5 раза, а  за десятилетие удвоилось.

2/3 совершенных  преступлений подростками составляют  корыстные и корыстно-насильственные  преступления. В преступности несовершеннолетних  все более проявляется корысть,  садизм, жестокость. Растет количество  преступлений на почве наркомании, токсикомании. В Бурятии проблема  отклоняющегося поведения является  одной из самых актуальных  проблем. Республика является  одним из самых неблагоприятных  в криминальном отношении регионов, где уровень преступности возрастал  вплоть до 1996 года при общем снижении в Российской Федерации. По числу преступлений на 100 тыс. жителей в 1995-96 гг. Бурятия занимала 4 место среди регионов РФ и третье место по подростковой преступности после Чукотки и Магаданской области.

Если говорить более конкретно о преступности среди подростков в Бурятии, то всего  на учете состояли 4263 несовершеннолетних и 1052 неблагополучные семьи, в которых  родители уклоняются от воспитания своих  детей.

В отношении  данных семей инспекциями по делам  несовершеннолетних совместно с  органами социальной защиты проводится серьезная и кропотливая работа.

Из 4263 подростков, состоящих на проф. учете в подразделениях милиции 1144 проживают в неполных семьях, 109 не имеют родителей, 1451 не работают и не учатся. То есть это  дети, которые в современных условиях, когда родители подолгу не получают заработную плату, с легкостью могут  встать и становятся на преступный путь.

В настоящее  время особо остро встала проблема наркопреступности общества. Так, по сообщению помощника прокурора Б.Д. Дармаевой, если за 1995 год было совершено 133 преступления связанных с наркотиками, то за 1997-98 гг. они возросли в два раза, 1997 - 262, 1998 - 277 преступлений.[8]

Кризисные явления  в экономике, политике, социальной и  духовной сферах общества устранили  традиционные формы социального  контроля, системы воспитания и профилактики девиантного поведения. Из-за отсутствия материальных средств общеобразовательные, культурно-просветительные и правоохранительные органы, а во многих случаях просто отказались от воспитательной и профилактической работы.

Существенно сократилась  численность реабилитационных учреждений, баз отдыха и досуга населения. Все  сильнее сказываются такие факторы  как: семейное неблагополучие, чрезмерная демонстрация секса и насилия  на телевидении, свободная продажа  спиртных напитков.

Но одна из основных причин возникновения преступности заключается в резком ухудшении  социально-экономической ситуации, снижении жизненного уровня большинства  семей и вытекающая из этого невозможность  для многих подростков (заработать) законным путем удовлетворить свои потребности.

Также следует  сказать и о нравственной стороне  жизни. За последние годы широкое  распространение получила проституция  и порнография, расширился прокат видеофильмов эротического и порнографического  содержания. Регулярный просмотр таких  фильмов провоцирует подростков на противоправные действия, в том  числе совершения преступлений на сексуальной  почве.

Таким образом, можно сказать, что нестабильность в социальной, политической и экономической  сферах общество значительно расширяет  спектр социально-педагогических и  социально-экономических факторов, активно стимулирующих подростковую преступность. Среди них, такие факторы:

  1. кризисные явления в семье - нарушение структуры и функций семьи, ухудшение условий содержания детей. Одним из первых и важных социальных институтов для человека является семья «... именно семья дает образ мира, в котором предстоит жить ребенку, именно в семье происходит формирование ролевого поведения»[40].

В семье ребенок  получает первые навыки общения, поведения, накапливается первый «багаж» знаний, формируются первые привычки. От того, в каких условиях происходит воспитание, зависит формирование духовных потребностей, (идеалов, моральных, идейных и познавательных интересов) культурных ценностей.

Информация о работе Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации