Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:18, курсовая работа
Цель работы – выявление возможностей и условий социализации личности подростка на основе использования культурно- досуговой деятельности в образовательном учреждении.
Цель предопределили следующие задачи:
• выяснить причины возникновения отклоняющегося поведения подростков;
• выявить эффективные средства культурно-досуговой деятельности, применяемые в работе с подростками;
Введение ……………………………………………………………..стр. 3
Глава 1. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации. ……………………………………............... стр. 4
1.1. Общая характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних………… …………………………………стр. 4
1.2. Условия и причины возникновения отклонений в поведении подростков…..………………………………………………… стр. 9
ГЛАВА 2. Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения………………………..стр. 18
2.1. Характеристика основных средств воздействия культурно- досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведения. стр. 18
Профилактика подростковых самоубийств заключается не в избежании конфликтных ситуаций, а в создании такого психологического климата, где подросток не чувствовал бы себя одиноким, непризнанным и неполноценным.
В 9 случаях из 10 юношеские покушения – не желание покончить с жизнью, а крик о помощи.
Целесообразно различать, с одной стороны, возрастно-специфические расстройства (заболевания) и, с другой стороны, характерные для этого возраста акцентуации характера, то есть крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, в результате чего проявляется избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Как связаны
психические нарушения и
5. Противоправное поведение.
Наибольшую склонность
к преступному поведению имеют
подростки, проживающие в неблагополучных
семьях, что связано с плохими
жилищными и материальными
Среди асоциальных проявлений целесообразно выделять, так называемый, докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких проступков, нарушений норм и правил поведения, уклоняющих от общественно-полезной деятельности, в употреблении алкогольных, наркотических и токсических средств, разрушающих психику и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности.
Криминогенный (преступный) уровень. В данном случае социальные отношения выражаются в преступных, уголовно-наказуемых действиях, когда подросток становится субъектом преступления, которое рассматривается судебными органами и представляет более серьезную общественную опасность.
Для того, чтобы лучше узнать характер социальных отношений несовершеннолетних, рассмотрим патент-анализ около тысячи дел, обсуждаемых на комиссиях по делам несовершеннолетних.
Возрастной состав несовершеннолетних приходящих через комиссию – это старшие подростки 14-16 лет (около 40%), далее идут младшие подростки 11-13 лет (до 26%).
Поводом для рассмотрения служили также асоциальные проявления: 48% - подростков обсуждались за уклонение от учебы и работы; 10% - за побеги и бродяжничество; 3-5% - за употребление алкоголя и столько же за аморальное поведение.
Более углубленное
психологическое и социально-
Все это свидетельствует о том, что отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития нарушения процесса социализации. Особый тип таких нарушений приходится на подростковый возраст, так называемый гормональный переходный период от детства к взрослости.
Таким образом, процесс нарушения социализации несовершеннолетних происходит тогда, когда личность испытывает определенные негативные влияния, которые исходят из среды и ближайшего поведения индивида.
В связи с
этим, отрицательное влияние
Прямые десоциализирующие влияния среды оказываются со стороны ближайшего окружения, которые прямо демонстрирует образцы асоциального поведения, антиобщественных ориентаций и убеждений, когда действуют антиобщественные нормы и ценности, групповые предписания, поведенческие регуляторы направленные на формирование личности асоциального типа. В таких случаях мы имеем дело с так называемыми ситуациями десоциализации. В роли таких институтов могут выступать криминогенные неформальные подростковые группы, группы преступников, спекулянтов, лиц без определенных занятий и т.д. Эту же роль могут играть и часть семей аморального типа, где наследство, аморальный образ жизни, скандалы и дебоши родителей стали нормой повседневных отношений.
Однако процесс десоциализации далеко не всегда осуществляется в результате непосредственного воздействия прямых десоциализирующих влияний среды. Так среди изученных несовершеннолетних с отклоняющимся поведением (общее число которых составило около 1200 человек), состоящих на учете по делам несовершеннолетних, лишь 25-30% воспитывались в семьях со стяжательскими ориентациями, школьная среда, где проходит значительная часть несовершеннолетних, также содержит непосредственных образцов известного поведения. И, тем не менее, у определенной части подростков, воспитывающихся во вполне благоприятной среде возможна социальная дезадаптация с асоциальным поведенческим проявлением. В данном случае имеют место эффекты косвенной десоциализации, проявляющиеся в отчуждении индивида от своих инстинктов социализации, в его невосприимчивости и нормам и ценностям ближайшего окружения.
Косвенные десоциализирующие влияния могут быть обусловлены разнообразными факторами социально-психологического и психолого-педагогического характера. Так, социально-психологические факторы, приводящие к косвенной десоциализации, заключаются в отсутствии необходимых условий для реализации «запуска» ведущих механизмов и способов социализации, по средствам которых происходит усвоение социального опыта. Таким образом, предупреждение десоциализации предполагает не только нейтрализацию прямых десоциализирующих влияний среды (аморальный образ жизни семьи) и создание воспитывающей среды в коллективах школьных и внешкольных учреждений, что позволит им стать предпочитаемой средой общения с высокой референтной значимостью в глазах подростков и, тем самым, выполнять в полной мере свои функции ведущих институтов социализации.
С учетом вышесказанного становится очевидно, что раннюю профилактику правонарушений несовершеннолетних следует рассматривать не столько с позиции социального контроля, сколько с позиции предупреждения процесса десоциализации и управления процессом социализации несовершеннолетних, что заключается в нейтрализации как прямых, так и косвенных десоциализирующих влияний, а также в осуществлении мер психолого-педагогической коррекции и социально-психологической реабилитации.
Рассмотрение
ранней профилактики с позиции предупреждения
процесса десоциализации позволяет значительно
углубить круг знаний о неблагоприятных
факторах, обуславливающих асоциальное
поведение несовершеннолетних, и в свою
очередь существенно, расширить сферу
применения воспитательно-профилактических
мер по предупреждению отклонений в сознании
и поведении подростков.
1.2.
Условия и причины
возникновения отклонений
в поведении подростков.
Положение дел с подростковой преступностью ее развития в ближайшее будущее в значительной мере определяет будущее в значительной мере определяет будущую криминогенную ситуацию в России. На начало 1996 года в стране насчитывалось более 12,5 млн. подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Это возраст, с которого в соответствии с национальным законодательством, наступает уголовная ответственность.
Подростки этой возрастной группы составляют около 8% населения всей страны, однако на их долю приходится 16% зарегистрированных преступлений. За последнее десятилетие преступность выросла в 1,5 раза, а за десятилетие удвоилось.
2/3 совершенных
преступлений подростками
Если говорить более конкретно о преступности среди подростков в Бурятии, то всего на учете состояли 4263 несовершеннолетних и 1052 неблагополучные семьи, в которых родители уклоняются от воспитания своих детей.
В отношении
данных семей инспекциями по делам
несовершеннолетних совместно с
органами социальной защиты проводится
серьезная и кропотливая
Из 4263 подростков,
состоящих на проф. учете в подразделениях
милиции 1144 проживают в неполных
семьях, 109 не имеют родителей, 1451 не
работают и не учатся. То есть это
дети, которые в современных
В настоящее время особо остро встала проблема наркопреступности общества. Так, по сообщению помощника прокурора Б.Д. Дармаевой, если за 1995 год было совершено 133 преступления связанных с наркотиками, то за 1997-98 гг. они возросли в два раза, 1997 - 262, 1998 - 277 преступлений.[8]
Кризисные явления в экономике, политике, социальной и духовной сферах общества устранили традиционные формы социального контроля, системы воспитания и профилактики девиантного поведения. Из-за отсутствия материальных средств общеобразовательные, культурно-просветительные и правоохранительные органы, а во многих случаях просто отказались от воспитательной и профилактической работы.
Существенно сократилась
численность реабилитационных учреждений,
баз отдыха и досуга населения. Все
сильнее сказываются такие
Но одна из основных
причин возникновения преступности
заключается в резком ухудшении
социально-экономической
Также следует сказать и о нравственной стороне жизни. За последние годы широкое распространение получила проституция и порнография, расширился прокат видеофильмов эротического и порнографического содержания. Регулярный просмотр таких фильмов провоцирует подростков на противоправные действия, в том числе совершения преступлений на сексуальной почве.
Таким образом,
можно сказать, что нестабильность
в социальной, политической и экономической
сферах общество значительно расширяет
спектр социально-педагогических и
социально-экономических
В семье ребенок получает первые навыки общения, поведения, накапливается первый «багаж» знаний, формируются первые привычки. От того, в каких условиях происходит воспитание, зависит формирование духовных потребностей, (идеалов, моральных, идейных и познавательных интересов) культурных ценностей.
Информация о работе Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации