Отношение к социальной рекламе в различных целевых группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 10:48, курсовая работа

Описание

Исследование отношения жителей г. Новосибирска к социальной рекламе, для выявления эффективности воздействия ее на ее целевые группы. В качестве объекта исследования была взята отдельная целевая группа курильщиков, а так же все жители в возрасте от 17 до 55 лет. Методика исследования - опрос анкета на самозапонение.

Содержание

Введение 4
I. Методологический раздел программы 8
1.1 История социальной рекламы. 8
1.2 Социальная реклама: функции, виды, цели и задачи. 11
1.3. Психологические аспекты воздействия социальной рекламы. Эмоциональное воздействие 14
1.4 Обзор предыдущих исследований в области отношения к социальной рекламе 19
II. Процедурный раздел программы 23
2.1 Структурная схема формирования отношения к социальной рекламе у населения 23
Выборка 25
Методика 26
Описание логики анкеты: 26
Анализ полученных данных 27
Заключение. 31
Список использованной литературы: 34
Приложение 1. 35

Работа состоит из  1 файл

Отношение к социальной рекламе в различных целевых группах.docx

— 230.50 Кб (Скачать документ)

     Это наиболее распространенная  положительная эмоция. Интерес обеспечивает  поддержание должного уровня  активности организма и психической деятельности. Однако обратить внимание на что-либо в рекламе недостаточно — главное, чтобы оно сохранилось, стало постпроизвольным, то есть удерживалось проявляемым к ней интересом.  
     Для создания интереса используются, в частности, необычные сюжетные линии (необъяснимое, странное поведение людей, отсутствие явной логики в повествовании, абсурдность ситуаций): только дослушав или досмотрев такой ролик до конца, можно понять суть происходящего; 

  • Эмоция радости 

     Радость — главная положительная  эмоция человека. При этом она  непроизвольна, то есть ее легче  вызвать у другого, чем у  себя самого. Радость может быть  следствием чего-либо, например: радость переживания собственных успехов, радость от встречи после долгой разлуки. В отличие от эмоции интереса, которая держит человека в возбуждении, радость может успокаивать, расслаблять, настраивать на благодушный лад.10  
     Одним из наиболее популярных средств, вызывающих у людей позитивные эмоции, является юмор, использование комических ситуаций. Полученные эмоции сопровождаются смехом и экспрессией, что самым благоприятным образом сказывается на восприятии рекламы, способствует положительной оценке рекламного сообщения и обеспечивает хорошее его запоминание. Иногда положительные эмоции от удачной смешной рекламы настолько сильны, что люди испытывают потребность рассказать о ней другим людям, стремятся, чтобы другие тоже это увидели или услышали. 

Подводя итог можно предположить, что негативные эмоции, которые стремиться вызвать  социальная реклама могут производить  более сильное впечатление и  эффект, чем позитивные, которые  больше подходят для коммерческих видов  реклам. И положительное отношение  к агрессивным методам воздействия  у респондентов будет более выражено, что говорит о том, что основная часть социальных реклам разных направленностей, взывающая именно к негативным эмоциям, производит большее впечатление на свои целевые аудитории и лучше запоминается.

1.4 Обзор предыдущих исследований в области отношения к социальной рекламе

 Совсем недавно крупное социологическое исследование на тему «отношение Россиян к социальной рекламе» было проведено компанией КОМКОН совместно с благотворительным фондом CAF Russia в рамках проекта «Социально активные медиа».

  • Выборка: 225 человек, 16 лет и старше
  • География: Города-миллионики
  • Метод: Телефонные интервью
  • Опрос проводился в апреле 2010 г.

Подавляющее большинство опрошенных (96%) видели социальную рекламу, посвященную тем  или иным общественно значимым проблемам. Самой заметной оказалась реклама  против курения и употребления алкоголя (91%), против наркомании (80%), в поддержку  детских домов и программ усыновления (75%), за безопасность дорожного движения (74%) и информирование об опасных  заболеваниях (74%).

 

Четверть  опрошенных продемонстрировали скептицизм в отношении способности социальной рекламы изменить поведение людей, в то время как более половины респондентов выразили уверенность в том, что в будущем реклама может изменить ситуацию, и еще 18% опрошенных заметили, что поведение окружающих уже меняется под влиянием социальной рекламы.

Может ли социальная реклама  изменить поведение  людей, %

Действие  социальной рекламы на себе уже ощутили 36% опрошенных, причем стоит отметить, что влиянию этого вида коммуникаций более подвержена молодая аудитория  в возрасте до 35 лет – здесь  эффект от социальной рекламы на себе ощутили 68% опрошенных. В частности, 40% молодых людей обратили внимание на какие-либо социальные проблемы, изменили свое поведение (12%) или сделали пожертвование (12%). Три процента опрошенных стали  волонтерами.

Что касается отношения к шоковой рекламе, результаты исследования не выявили  единого мнения среди респондентов. Число тех, кого реклама раздражает, привлекает или тех, кто не обратил  на нее внимания, распределилось примерно поровну. 11

Так же, я нашла исследование, проводившееся  в феврале-июне 2008 г. Минским научно-исследовательским институтом социально-экономических проблем под названием «Оценка населением г. Минска социальной рекламы и пути повышения ее влияния на общественное сознание столичных жителей».

 Исследование  проводилось с целью выяснить  отношение жителей Минска к  социальной рекламе.

По полученным данным, жители столицы Белоруссии демонстрируют в целом лояльное отношение к социальной рекламе, как способу передачи общественно значимой информации: 51,7% считают, что социальная реклама это то, «над чем стоит задуматься и, может быть, принять как руководство к действию», 33,3% полагают, что это «информация, которая может быть полезной и интересной». Горожане склонны рассматривать социальную рекламу как реальный инструмент позитивного влияния на массовое сознание.

 Результаты  показали, что 45,6% опрошенных считают,  что «главное в такой рекламе,  чтобы она решала какую-то насущную  проблему, соответствовала важной  для всех (для общества) теме». 33,9% полагают, что важнейшая характеристика  социальной рекламы — «быть  убедительной, чтобы человек захотел  сделать что-то хорошее».

Если  же сравнивать, в оценках минчан, коммерческую и социальную рекламу, то социальная по качеству идеи, креатива и реализации, все-таки уступает коммерческой: 22,1% респондентов больше нравится коммерческая реклама, 19,5% — социальная, 18,8% — нравятся примерно одинаково, 39,6% — вообще никакая не нравится. В целом свое нейтральное отношение как к социальной, так и к коммерческой рекламе высказали более половины респондентов.

     Таким  образом, отношение жителей города  Минска к рекламе, в том числе  и социальной оказалось неоднозначным, большинству ни коммерческая ни социальная реклама не нравится. В целом отношение к социальной рекламе оказалось положительным.12 

 

II. Процедурный раздел программы

2.1 Структурная схема  формирования отношения  к социальной рекламе  у населения

 
Социальная  реклама может передаваться с  помощью разных носителей (печать, ТВ, радио, наружная реклама) и с разным эффектом воздействовать на свои целевые  аудитории. В первую очередь, и это  немало важно, реклама должна привлечь внимание человека из своей потенциальной  целевой аудитории, чтобы положить основу для эффективного воздействия  на него. Затем, у человека может  возникнуть желание, под воздействием этой рекламы, изменить что-то в своем поведении (к примеру, отказаться от вредной привычки, или вести здоровый образ жизни), либо совершить какое-то действие (сделать пожертвование, сдать кровь). Именно после возникновения желания, может совершиться непосредственно действие, пропагандируемое в социальной рекламе. После чего у человека может измениться, сформироваться либо укрепиться положительное мнение о социальной рекламе, что она способна решать общественные проблемы и изменять поведение людей. Так же возможно, что после привлечения внимания социальной рекламой человека, и она на него никак не влияет, и мнения как такого у него о ней не складывается.

Возможен  и третий вариант. В случае, когда  после привлечения внимания человек  только раздражается на рекламу, либо ему просто все равно, у него не возникает желания менять свое поведение, либо совершать какие-то действия, тогда  возможно укрепление либо формирование негативного отношения к социальной рекламе. Тогда вполне возможно, что, по мнению таких людей - социальная реклама не помогает решать какие-либо общественные проблемы и не способна влиять на них самих. 

 

Основные  понятия, используемые в моей курсовой работе и исследовании:

Социальная  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.13

Целевая аудитория/группа - адресат рекламного сообщения. Обычно определяется как группа людей, к которой обращено рекламное послание.

Целевое поведение такое поведение потребителя, которое должно быть сформировано в результате рекламной кампании. Оно должно поддаваться измерению, так как часто именно по нему рассчитывается эффективность кампании.14

Шоковая реклама - это рекламный прием, вызывающий у человека шок, потрясение, недоумение. В ее основе лежит нарушение правил, а отличительной чертой является использование резких шокирующих и скандальных изображений, благодаря чему на рекламу невольно обращают внимание.15

Выборка

В мое  исследование попали люди в возрасте от 17 и до 60 лет. Изначально число опрошенных должно было составлять 50 человек, разного возраста, половой принадлежности и занятости. Это те люди, на которых, чаще всего направлено воздействие различных видов социальной рекламы. Выборка случайная. Я выбрала случайную выборку, так как позже результаты исследования можно распространять на большую совокупность людей. Так же можно сказать, что я использовала «удобную» выборку, так как ее процедура  состоит в установлении контактов с «удобными» единицами выборки — с группой студентов, с друзьями и соседями. Что в данном случае идеально подходит для пилотажного исследования.

Методика

Для выявления  отношения к некоммерческим видам рекламы я использовала метод опроса с анкетой на самозаполнение. В данном случае, очень удобно использовать метод анкетирования, так как можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Так же положительной особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). И к тому же, в большинстве случаев анкетирование проводится, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число респондентов за максимально короткий срок.

Анкета, после проведения пилотажа была изменена и дополнена, пример анкеты находиться в приложении 1.

Описание  логики анкеты:

     1. Первый блок вопросов включал в себя паспортные данные – пол, возраст. А так же отдельно был выделен вопрос о занятости респондента.

     2. После блока социально-демографических вопросов респондентам предлагалось заполнить блок вопросов посвященных отношению к социальной рекламе, а так же вниманию к ней, ознакомленности с термином «социальная реклама. Вопросы в первой части блока – закрытые, а во второй полузакрытые.

     3. Далее респондентам задавался вопрос для перехода к третьему блоку - являются ли они курильщиками. После ответа, представителям данной целевой группы социальной рекламы предлагалось заполнить вопросы об отношении к непосредственно рекламе направленной на воздействие людей из их группы.

Анализ  полученных данных

Общее количество опрошенных респондентов – 46 человек.

21 женщина  и 25 мужчин. В возрасте от 17 и до 55 лет.

По итогам исследования я получила следующие  данные:

Термин "социальная реклама" известен большинству (89%) опрошенных респондентов, но обращают на нее внимание намного меньше(67%), что может говорить о том, что социальная реклама воспринимается людьми на уровне с коммерческой рекламой, либо они стараются ее не замечать.

Вместе  с тем, респондентам известны различные  виды социальной рекламы лидером  стали вредные привычки это реклама  против курения/алкоголя (93%) и наркомании(84%), но что странно, в противовес рекламе по борьбе с вредными привычками самой неузнаваемой оказалась реклама развития спорта и за здоровый образ жизни (32%). 

 

Отношение к шоковой социальной рекламе  у респондентов неоднозначно. Тем  не менее, 54% опрошенных сказали, что такая реклама привлекает их внимание, а 30% согласились с тем, что она еще и больше мотивирует их действовать. И только 19% посчитали такую рекламу раздражающей, а 17% респондентов безразличен такой вид рекламного воздействия.

Но, что любопытно, из двух методов эмоционального воздействия, опрошенные из целевой группы "курильщики" посчитали, что позитивные методы производят на них большее впечатление, чем агрессивные.

Информация о работе Отношение к социальной рекламе в различных целевых группах