Отношение молодежи к вооруженным силам РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание

В последнее время, возникают многие вопросы в социальных институтах, которые, в свою очередь очень активно обсуждаются. Так и образ современной российской армии не остался в стороне.
Вооруженные силы со времен своего существования, являются неотъемлемым атрибутом любого государства, которое является гарантом защиты и опорой во внешней политике. Не просто так, с давних пор считают, что на чьей стороне находится мощная армия, за тем-реальная власть. В свою очередь, армия считается социальным институтом, которая многие века выполняет свои обязательства и теснейшим образом связана с государством. Отсюда становится ясно, что отношения в армии являются неотъемлемой частью престижа современного государства.

Содержание

Введение.
Глава 1.
1.1 Имидж армии в современном российском обществе.
1.2 Отношение молодежи к современной армии РФ.
Глава 2.
2.1 Альтернативной служба
2.2 Патриотическое воспитание
Заключение
Литературные источники

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по культуре и кинематографии.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

 2.1 Альтернативная служба

Анализ социального  состава призывных ресурсов позволяет  сделать вывод, что воспроизводство  армейских рядов происходит преимущественно  за счет выходцев из рабочего пласта. Причем социальное происхождение является по существу нейтральным фактором для службы по контракту или по призыву. На 3/4 это дети рабочих, 12% — интеллигенции и 10% — сельскохозяйственных работников. Такой социальный состав вряд ли назовешь оптимальным. Призывникам присущ довольно высокий образовательный уровень (28% имеют среднее, 59% — среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование). Симптоматично, что наличие гражданской профессии сдерживает готовность к заключению воинского контракта. Больше он привлекает занятых в негосударственном секторе народного хозяйства (работающих в кооперативах, занимающихся коммерческой деятельностью, арендным подрядом и др.). Видимо, в профессиональную армию стремится достаточно предприимчивая молодежь.

Материалы исследований фиксируют невысокий авторитет армии в глазах молодежи. Лишь 20% респондентов отмечают, что военная профессия их интересовала еще до призыва. Современные дети почти не играют «в войну», а стройный, подтянутый офицер не соответствует имиджу нынешних молодых людей. Привлекает армейская служба менее 1/3 призывников; 46% вообще не хотели бы соединять свою судьбу с армией; 12% предпочитают альтернативную службу.

Интерес к армии  возникает значительно раньше включения  молодого человека в призывную кампанию, проявляясь в детских играх, в увлечении соответствующими книгами, кинофильмами. И далее прочно складывается прежде всего под впечатлением рассказов друзей, знакомых, которые отслужили, а они есть практически у всех. Особо выделяется тема неуставных отношений. Любопытно заметить, что думающие заключить контракт наслышаны о них больше, но беспокойства выражают меньше, тогда как остальные в «дедовщине» усматривают существенный негативный момент, отвращающий от армейской жизни.

Важный фактор, разумеется, образуют родители и родственники призывников, хотя их влияние несравненно слабее, чем со стороны группы сверстников. Например, 1/4 решивших заключить контракт и каждого второго, собирающегося это сделать, в семье отговаривают, и все-таки призывники своего мнения не меняют. 52% родителей относятся к будущей службе своих детей с изрядным беспокойством и 36% — спокойно, как к непреложному гражданскому долгу.

Молодежь пассивно и равнодушно воспринимает предлагаемые ей варианты несения службы. Почти  половина (42%) выбрала ответы: «Мне все равно, как служить», «Пока не знаю, не решил». Словом, имеющийся незначительный резерв возможных сторонников контракта неуклонно сокращается. О причинах, препятствующих его заключению, сами призывники высказывались примерно так: личная свобода дороже (41%), на гражданском поприще можно заработать больше (17%), не хочется надолго угодить в глухомань (6%), велика опасность для жизни или для здоровья (6%), неясны перспективы карьеры профессионального военного (6%).

Вместе с  тем лица, определившиеся в своем решении подписать контракт, поступили вполне осознанно и достаточно твердо. Те, для кого контрактная система привлекательна, по преимуществу готовы рекомендовать ее и своим друзьям — очевидное свидетельство устойчивости выбора.

Среди тех, кто намерен служить по контракту, наиболее популярны воздушно-десантные войска (42, 1%), затем — морской флот (19,3%), сухопутные войска (11,4%), военно-воздушные силы (6,1%), ракетные войска (4,4%). Наименее — войска ПВО (2,6%) и строительные (1,8%). Они весьма определенно нацелены на тот или иной род войск — только 12,3% не выразили своей склонности, в то время, как из отвергающих контракт — 42%. Отношение к военным специальностям также существенно дифференцируется. Самыми престижными по обеим категориям респондентов оказались специальности водителей, а непрестижными — специальности связистов и низшего звена личного состава. Этот рейтинг, однако, вряд ли отражает профориентацию. Призывники слабо информированы о военных профессиях, что подтверждается высоким процентом затруднившихся ответить на поставленный вопрос.

Серьезным фактором, определяющим, сколь престижна армия, является семейное положение потенциальных  военнослужащих. Не хотят связывать  себя с армией ни при каких условиях 65,5% состоящих в браке и около 40% холостяков. Но при неотвратимости выбора 27,8% семейных отдадут предпочтение контрактной службе и 20,8% — обычной. В холостяцкой группе это соотношение составляет соответственно 37,4% и 11%. То есть холостяки охотнее жалуют контракт, чем обремененные семьей.

Влияет на престиж  армии и региональный фактор. Самый  низкий показатель приверженцев контрактной  системы среди москвичей и  петербуржцев — 30,1% (в 1,5 раза ниже, чем  в других регионах). В сельской местности  также мало молодежи, стремящейся служить по контракту, она предпочитает в случае необходимости службу по контракту.

Значит, распространение  информации о контрактной службе в армии на селе следует активизировать. Причем методы военной профориентации, система стимулирования не должны быть одинаковыми, нужно учитывать специфику городского образа жизни, особенности профессиональной квалификации.

Таким образом, характер отношения призывников  к предстоящей военной службе отличается противоречивостью. С одной  стороны, призывники отдают себе отчет в положительных сторонах прохождения ее в воинских формированиях, с другой стороны, они чувствуют себя неуверенно перед предстоящими буднями военной службы. При этом неумение постоять за себя, а скорее способность найти свое место в армейской жизни в глазах призывников определяют уверенность в армейских испытаниях. В этом убеждает процентное соотношение этих факторов в общем объеме полученных ответов - 1,1% и 9,1% опрошенных соответственно. Обратим внимание и на то обстоятельство, что ведущими мотивами в положительном настрое на прохождение военной службы являются не социальные, а именно личные мотивы. Так, довольно весомое значение для положительного настроя получил такой фактор, как «стремление стать людьми самостоятельными и независимыми от родителей» - 10,8%. В качестве отрицательных компонентов самочувствия у них преобладают чувство страха и опасения из-за непредсказуемости развития ситуаций во время прохождения службы, и, что не менее важно, возможность растратить ресурсы и потенциал личности.

Для умонастроения сегодняшних призывников нехарактерно безоговорочное отрицание ценности военной службы. Наиболее крайние мнения о военной службе – «военная служба есть неизбежное зло» (4,9% опрошенных) и «военная служба молодежи сейчас не нужна» (7,2%) не популярны среди призывников. Поддерживая то или иное мнение о военной службе, они склонны оценивать ее реальные стороны, т.е. те, в которых очевидна ее польза или проявляется ее возможная или сложившаяся благодаря обстоятельствам моральная сила.

Положительное мнение об армии в среде призывников складывается и поддерживается благодаря их убеждениям в том, что она приучает к ответственности и дисциплине (24,1% опрошенных), развивает физическую силу, меткий глаз и крепкую руку (22,3%), тяготы военной службы дают шанс лучше понять самого себя (16,5%), в армии начинаешь ценить чувство взаимной поддержки, дух коллектива (15,5%). Меньше участвует в формировании положительного мнения об армии представление о том, что «в армии получаешь навыки выдержки, решительности, быстроты действия» (13,4% опрошенных).

Отрицательные мнения выражены в среде призывников  менее ровно: «в армии осталось мало хороших командиров, снизились дисциплина и порядок» (27,8% опрошенных), «прохождение военной службы опасно для жизни  и здоровья» (14,3%). Не меньшее воздействие  на формирование отрицательного мнения о военной службе оказывает также и отсутствие в обществе социальных и культурных критериев престижности военной службы. Так, представления о том, что «военная служба - зря потраченное на муштру время», свойственны 11,7% опрошенных. С такой же долей в 11,7% формирует умонастроение призывников и убеждение в том, что сейчас «профессиональная подготовка в армии низкая, выучка плохая».

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Патриотическое воспитание

Сравнение положительных  и отрицательных мнений о военной  службе, распространенных в среде призывников, позволяет говорить, что в их глазах военная служба не утратила своей ценности. Вместе с тем в их умонастроении проявляется неуверенность в реальных перспективах военной службы. Кроме того, призывники склонны разделять мнение о низком уровне профессиональной подготовки и выучки в армии.

В формировании отношения к военной службе значима  допризывная подготовка. По данным, 42% опрошенных призывников пытались готовиться к военной службе. Обратим  внимание на то, что высокое значение получила потребность призывников еще до начала военной службы познакомиться с теми, с кем придется служить.

Серьезного  внимания заслуживает и то, что  умонастроение сегодняшних призывников  отражает и их потребность в знакомстве с положениями Устава воинской службы, а также в знании основных прав и обязанностей военнослужащего.

В среде призывников  постепенно меняются представления  о характере и стиле допризывной  подготовки. Сами призывники высказываются  за разнообразие форм допризывной подготовки к военной службе. По их мнению, это могут быть и курсы военной подготовки при школах или колледжах (37,4%), и специальные клубы по интересам, - такие как военно-спортивный или военно-исторический клуб (28,9%), и курсы, организованные по месту жительства или при военкоматах (14,4%). Приоритет, как видим, отдается традиционной форме военной подготовки в школах и колледжах, а также организации молодежных клубов с ориентацией на подготовку к военной службе.

Таким образом, полученные результаты исследования позволяют говорить о весьма противоречивых представлениях призывников в части освоения социально-профессиональных возможностей, предоставляемых им во время прохождения военной службы. Их установки не столько ограниченны, сколько развиты в сторону намерений использовать время военной службы для развития человеческого и личностного опыта и роста психофизических возможностей организма. В глазах сегодняшних призывников социальный диапазон военной службы остается довольно узким и не отличается высокими значениями.

Государственная программа.

"Патриотическое  воспитание граждан Российской  Федерации на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.

В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее - патриотическое воспитание) и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью  комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания.

Программа имеет  государственный статус, и для  ее реализации требуется объединение  усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Программа является продолжением государственной программы "Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации  
на  2001 - 2005 годы", предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать ему дальнейшую динамику.

Программа опирается  на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, доступна для участия в ней всех органов государственной власти, общественных организаций (объединений), научных и творческих союзов и организаций на основе их собственных инициатив.

 

Содержание  проблемы и необходимость продолжения ее решения программными методами.

Основные задачи патриотического воспитания  в  нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной  программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", основной целью которой было создание системы патриотического воспитания.

В настоящее  время такая система в своей  основе сложилась. Сформированы федеральные  структуры, осуществляющие координацию  деятельности органов государственной  власти различных уровней, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных организаций по решению проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания. Формируется комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения патриотического воспитания, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти. Приняты Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, ведомственные и региональные программы патриотического воспитания.

Проводимая  органами исполнительной власти и общественными  организациями (объединениями) работа позволила добиться некоторого изменения тональности ряда электронных и печатных средств массовой информации в освещении проблем патриотического воспитания. Органы исполнительной власти оказывают активную поддержку общественным организациям (объединениям) в их работе по патриотическому воспитанию. Деятельность ветеранских организаций (объединений) стала более конкретной и адресной. В патриотическом воспитании полнее учитывается фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально-этнических культур. Растет понимание того, что многонациональность нашей страны, разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу общества. Начата работа по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания. В этой работе активное участие принимают представители Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования, ведущих вузов страны. Организована подготовка специалистов по вопросам  патриотического воспитания.

Информация о работе Отношение молодежи к вооруженным силам РФ