Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:23, шпаргалка
Ответы на 19 вопросов.
1. Объект, предмет, структура, методы и функции социологии как науки.
Термин введен впервые французским философом Огюстом Контом (1798 – 1857). Как самостоятельная наука социология появилась в первой половине XIX века. Основателем социологии считается Огюст Конт.
Социология – это наука об обществе, его развитии и функционировании. Изучает общество на каждом историческом этапе его развития. Объект – общество в целом, его развитие и функционирование, взаимодействие индивидов между собой. Объект – это то, что мы видим сейчас, что происходит вокруг нас. Это область окружающей действительности. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него. Предмет – это то, что изучает наука: человек, его поведение, взаимодействие индивидов, мотивы к действию, деятельность человека, в которой он раскрывается как индивид, а так же отношения между различными группами людей, занимающих разное положение в обществе, принимающих неодинаковое участие в экономической и духовной жизни, различающихся уровнями и источниками своих доходов, структурой личного развития, типом общественного сознания, социальную структуру общества (социальные общности, социальные институты), общественное сознание. Функции. Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов социалогогических иссл-й, техники сбора и обработки соц-ой информации. Прогностическая функция. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний. Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива или нового города, но и управления для достижения поставленных целей. Социально-технологическая функция. Типичным примером является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, где работают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснением потенциальной текучести кадров, изучением социально – психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами, управлением избирательными кампаниями. Управленческая функция. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели как лучше, а получилось как всегда. Идеологическая функция. Как и любая др. наука об обществе, социология несет определенную идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей и т.п. Следует помнить, что наука выполняет свои идеологические функции не защитой догм, а формированием мировоззрения, глубиной научного анализа, терпимостью к различным точкам зрения. Методы – это социальные приемы для исследования социальной реальности. Анкетирование: сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»: вводная часть (введение в проблему), основная часть (вопросы по проблеме), заключительная часть (социальная). Интервью: опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Анализ документов: сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Наблюдение: сбор информации путем визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Эксперимент: сбор информации на основе введения определенного индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора.
Структура
социологии: по сферам общественной
жизни: политическая сфера (социология
политики), экономическая сфера (социология
экономики), культурная сфера (социология
культуры); по масштабам: микросоциология
(поведение индивидов, их поступки, мотивы,
значения, определяющие взаимодействия
между людьми), макросоциология (крупномасштабные
социальные системы и процессы, происходящие
в течение длительного времени, а также
модели поведения, представленные в социальных
институтах – семье, образовании и др.),
метасоциология (анализ самой социологии
как объекта и ее важнейших компонентов
– теорий, концепций, методов и др.); по
задачам исследования: теоретическая
социология (изучение общества, выявление
социальных законов), эмпирическая (конкретные
социологические исследования), прогностическая
(выработка прогноза относительно дальнейшего
развития общества, протекания тех или
иных социальных процессов), инструментальная
(разработка приемов, способов, инструментов
воздействия на общество с целью достижения
тех или иных результатов его социального
развития).
2. Теоретические и социальные предпосылки формирования социологии.
Социология
как любая другая наука возникла
тогда, когда появилась в этом
нужда, потребность. Социология как
самостоятельная наука возникла в конце
30-х – начале 40-х гг. XIX в. В XIX в. европейское
общество окончательно и бесповоротно
вступает на путь капиталистического
развития. Это было время крайней нестабильности
общественной жизни. На данном периоде
она характеризовалась социальными потрясениями
и кризисом общественных отношений. В
процессе индустриализации общество становится
более сложным. Капитализм активно развивался,
что приводило к быстрому росту численности
городского населения за счет оттока сельского.
Данная тенденция привела к возникновению
такого социального явления, как урбанизация.
Это, в свою очередь, вело
к резкой социальной
дифференциации, росту
числа бедного населения,
увеличению преступности,
нарастанию социальной
нестабильности. Наряду с этим огромными
темпами формировалась новая прослойка
общества – средний
класс, который был представлен буржуазией,
выступающей за стабильность и порядок.
Происходит укрепление института общественного
мнения, возрастание числа общественных
движений, выступающих за социальные реформы.
Таким образом, с одной стороны, отчетливо
проявились «социальные
болезни общества», с другой – объективно
созрели те силы, которые были заинтересованы
в их «лечении» и могли выступать в
качестве заказчиков социологических
исследований, способных предложить «лекарство»
от этих «болезней». Зародилась
физика и биология. Эти науки определили
начало 19 века. От философии отделилась
социальная физика (направление в социальной
философии, рассматривающее общество
как часть природы, а законы социального
мира как законы естествознания). После
этого настал период понимания общества
с точки зрения реальных событий. Именно
под влиянием социальных потрясений сформировались
позитивизм (теория общества, с точки
зрения рационализма и проверки на практике)
и марксизм (построение справедливого,
процветающего и мудрого общества). Другим важным теоретическим
источником формирования социологии
стали естественнонаучные
открытия (открытие клетки, создание
теории эволюции). Наконец, прежде чем
стать самостоятельной наукой, социология
должна была пройти процесс
институционализации: формирование
самосознания ученых, специализирующихся
в данной области знания; создание
специализированных периодических изданий;
введение данных научных дисциплин в учебные
планы различных типов учебных заведений;
создание специализированных учебных
заведений по данным отраслям знаний;
создание организационной формы объединения
ученых данных дисциплин.
3. Становление социологии как науки (О.Конт, Спенсер).
Основоположником социологии считается французский философ О. Конт (1798 – 1857 гг.). Именно он начал употреблять название «социология» (лат. societas – общество и греч. logos – учение). Однако его вклад в науку не был ограничен введением термина социология. Основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества». Основная идея Конта – отделение «науки» от «метафизики» и теологии. В социальной системе Конт определял две основные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой структуру и строй общества и законы человеческого существования, а вторая означает изменение как таковое и его законы. Для выяснения и понимания деталей социальной статики и динамики применяется метод наблюдения, опыта и сравнения. Место позитивного мышления в системе Конта можно понять в связи с его «Законом трёх стадий». Согласно этому закону в развитии человечества Конт различал три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную. На первой стадии человек понимает природные явления как результат действия сверхъестественных сил. На второй стадии все явления объясняются как результат действия абстрактных причин, идей, сил. На третьей стадии человек занимается наблюдением природных явлений и поисками закономерностей между ними. На этой стадии происходит соединение теории и практики: знание законов, определяющих события, делает возможным управление событиями. Трём указанным выше ступеням умственного развития человечества соответствуют три стадии исторического прогресса. Первая – теологическая (древность и до XIII в.). Вторая – метафизическая – охватывает XIV – XVIII вв. На третьей, высшей – позитивной стадии, начавшейся в XIX в. наступает расцвет промышленности, науки. На место старой традиционной религии приходит позитивизм как «религия человечества». Таким образом, О. Конт впервые: обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос о проведении эмпирических исследований; обосновал закономерный характер развития истории.
Социологические воззрения Г. Спенсера (1820-1903). Герберт Спенсер, основоположник и наиболее видный представитель биологического направления, стремился развить социологию как естественную науку. По его мнению, в природе, а значит и в обществе, господствует всеобщий закон эволюции - закон сохранения энергии, которая в своем движении меняет формы. В концепции Спенсера общество трактуется как организм, для которого характерны следующие особенности: 1) социальный организм на протяжении большей части своей истории растет, развивается, изменяется; 2) по мере роста общества структура его усложняется; 3) усложнение структуры сопровождается дифференциацией функций.
4. Основные школы в современной западной социологии
Структурный функционализм, основывающийся на том, что общество представляет собой единую многофункциональную систему, состоящую из множества подсистем. Автором ее является Т. Парсонс (1902-1979). Одна из центральных категорий учения Т. Парсонса – социальное действие, основными составляющими которого являются деятель, ситуация, ориентация деятеля на ситуацию и на других индивидов. Т. Парсонс исходил из посылки, что любое общество-это система, состоящая из многих социальных подсистем, каждая из которых обладает набором из четырех основных функций: адаптивность – любая система приспосабливается к среде; целедостижение – определяет и реализует поставленные цели; интеграция – связывает все элементы и их функции воедино; удержание образца – создает, сохраняет и передает во времени образцы поведения индивидов, включая культуру, следующим поколениям. Системный подход к социальным явлениям, концепция стабильности социальных систем — одно из ценных приобретений современной социологической мысли. Общества, считал Т. Парсонс, бывают следующих типов: примитивные, промежуточные, современные.
В соответствии
с теорией классовой борьбы К. Маркса
любое классовое общество делится на два
антагонистических (непримиримых) класса,
борьба между которыми завершается социальной
революцией. Заметен вклад в науку американского
социолога Ч. Р. Миллса (1916-1962), положившего
начало критической социологии действия.
С его точки зрения центральной задачей
социологии должно стать изучение людей,
играющих важную роль в экономических,
политических и военных институтах общества,
т. е. изучение властвующей элиты, которая
во многом определяет лицо современного
общества. Ч. Р. Миллса можно назвать одним
из создателей политической социологии.
Символический интеракционизм (от англ.
interaction – взаимодействие), анализирующий
взаимодействие людей, с помощью интерпретации
символов (понятий), в лице наиболее ярких
его представителей Дж. Мида, Герберта
Блумера, Кули. Теория символического
интеракционизма получила свою модификацию
в виде теории обмена Джорджа Хоманса,
согласно которой поведение людей есть
постоянный обмен ценностями. Предметами
обмена может быть все, что имеет социальную
значимость. В обществе устанавливается
шкала ценностей, подлежащих обмену. И
поведение человека находится в рамках
этой шкалы. Центральная категория социологии
американского исследователя Дж. Хоманса
— категория социального действия. Социальное
действие – процесс обмена, который строится
по принципу рациональности: участники
стремятся получить максимальную выгоду
при минимальных затратах. Для объяснения
социального действия Хоманс выдвинул
пять основных гипотез: успеха, стимула,
ценности, голодания-насыщения, фрустрации-агрессии.
Гипотеза успеха. Действие, которое
вознаграждается, имеет тенденцию к повторению.
Если при повторении действие больше не
вознаграждается, оно не воспроизводится
(способ поведения “гасится”). Гипотеза
стимула. Действие разворачивается
в конкретной ситуации. Ее характеристики
Хоманс называет стимулами. Однажды усвоенное
поведение применяется в сходных ситуациях.
Гипотеза ценности. Чем ценнее вознаграждение,
тем выше вероятность повторения действия.
Гипотеза голодания-насыщения. Чем чаще
получалось вознаграждение, тем быстрее
развивается привыкание (насыщение).
Гипотеза фрустрации-агрессии. Не получив
ожидаемую награду, личность возмущается.
В состоянии негодования наибольшей ценностью
для нее является само агрессивное поведение.
С помощью этих гипотез Хоманс пытается
объяснить все социальные процессы: социальную
стратификацию, политическую борьбу и
пр.
5. Основные социологические направления в России.
С конца
XIX по 20-е годы XX – период формирования
различных социологических
Одним
из ярким представителем был Чаадаев.
Он своим письмом («Философические
письма») внёс заметный вклад в развитие
общества российского. Это письмо было
опубликовано в журнале «Телескоп». Оно
вызвало гнев Петра I так как Чаадаев
рассматривал место российского общества
негативно «Мы не принадлежим ни к западу,
ни к востоку.» Он отмечал что у России
есть свой путь развития но общество
должно быть нравственно преобразовано.
Чаадаева признали сумасшедшим. Западничество.
Представители: Белинский,
Герцен, Чернышевский. Западники настаивали
на том, что страны Западной Европы и Россия
развиваются по единым для всего человечества
законам. Они считали, что Россия пойдёт
по европейскому пути развития Они признавали
авторитет общечеловеческих социальных
образцов и моделей на основе западного
идеала – рационализма. Славянофильство.
Представители: Аксаков,
Киреевский, Хомяков. Утверждали необходимость
естественного изменения (свой язык, национальные
ценности, менталитет, самобытность). Славянофилы
полагали, что важнейшей исторической
задачей России является развитие самобытных
общественных и культурных начал. Их объединяла
идея о глубоком отличии России от стран
Западной Европы, об особом пути её развитии.
Главные особенности
России они видели в
крестьянской общине
и православной вере. Анархизм.
М. Бакунина и П. Кропоткина основывается
на идее свободы личности как ее естественного
состояния, которое не должно нарушаться
никакими общественными институтами.
М. Бакунин полагал, что свобода имеет
социальный характер – она может быть
осуществлена только через общество при
самом строгом равенстве и солидарности
каждого со всеми. П.
Кропоткин разработал теорию "анархического
коммунизма", который, по его мнению,
мог возникнуть на основе личной и коллективной
свободы трудящихся, общества равных между
собой людей, целиком основанного на самоуправлении.
Социология народничества. Народничество
– идейное течение в среде радикальной
интеллигенции во второй половине XIX века.
Основоположниками народничества были
А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, которые
в 1850-х гг. разработали его основные теоретические
положения. Герцен и Чернышевский резко
критиковали существующий крепостнический
и самодержавный строй, они были радикальными
демократами, но стремились избежать насилия,
выступали против крепостничества и капиталистического
развития России, за свержение самодержавия
путём крестьянской революции (революционные
народники) или за осуществление социальных
преобразований посредством реформ (либеральные
народники. Основными
идейными принципами
народничества являлись:
отрицание исторического значения капитализма
и стремление не допустить его развитие
в России; стремление создать социалистическое
общество, как систему общественных отношений,
основанных на справедливости и коллективизме;
лишь в солидарном и справедливом обществе
существуют условия, обеспечивающие всестороннее
развитие личности; идеализация крестьянской
общины и надежды через нее прийти к социализму;
представление о русском крестьянине
как о человеке будущего, “социалисте
по природе” Плюралистическая
социология М. Ковалевского М. Ковалевский
разработал "Теорию общественного прогресса",
согласно которой основным законом социологии
является закон прогресса, а задача социолога
состоит в выявлении причин, которыми
обусловлен прогресс и сущности перемен,
им вызываемых. По мнению исследователя,
участие всех народов планеты в мировом
прогрессе, в конце концов, приведет их
к объединению в "мировое солидарное
общество".