П.А.Сорокин о структуре общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 14:06, реферат

Описание

Введение
I. Элементы общества
II. Функционирование общества
III. Теория социальной стратификации
IV. Теория социальной мобильности
1. Положение личности в социальном пространстве
2. Формы и типы социальной мобильности
3. Основные каналы социальной мобильности
V. Интегрализм
VI. Концепция социальных нарушений
Заключение
Список использованной литературы

Содержание

П.А.Сорокин – крупный социолог ХХ века, внесший огромный вклад в развитие, как
русской, так и американской социологии. Его работы содержат ценный материал,
лежащий в основе современной науки об обществе.

Работа состоит из  1 файл

Реферат П.А.Сорокин о структуре общества.docx

— 85.36 Кб (Скачать документ)

Реферат: П.А.Сорокин о структуре  общества

                                   План                                  

                                 Введение                                

     I.      Элементы общества

     II.      Функционирование  общества 

     III.      Теория социальной  стратификации

     IV. Теория социальной  мобильности

     1.     Положение личности  в социальном пространстве

     2.     Формы и типы  социальной мобильности 

     3.     Основные каналы  социальной мобильности

     V.      Интегрализм 

     VI.      Концепция социальных  нарушений

     Заключение

     Список использованной  литературы

                                 Введение                                

П.А.Сорокин –  крупный социолог ХХ века, внесший  огромный вклад в развитие, как

русской, так и  американской социологии. Его работы содержат ценный материал,

лежащий в основе современной науки об обществе. Уникальность его творчества

подтверждается  широтой исследования, использованием малоизученных методов,

созданием качественно  новых теорий и концепций. Мы видим  человека, «обладающего

даром соединять  различные подходы в теории, осуществляя  синтез всего лучшего,

что было к этому  времени достигнуто социологами  различных направлений».

[1]Об актуальности его работ можно сказать многое, но наиболее важным

фактом, подтверждающим это, является непреходящая ценность его  идей и

прозрений, его  прогнозов, особенно в свете тех  событий, которые происходят в

нашей стране и  во всем мире в настоящее время. Это  подчеркивается и

российскими, и  зарубежными социологами. «Я хочу выразить высокое признание

Сорокину за его  достижения в социологии нынешнего  дня, а не в социологии

прошлого,   много  его работ предвосхищают главные  или важные аспекты нашего

нынешнего состояния. Это касается как России, так и  Соединенных Штатов.»

[2] (Эдвард Тирикьян).

«Он оставил десятки  монографий, в которых заложены основы нового видения

общества, формулировал главные тенденции и альтернативы, которые будут

определять развитие общества в следующем столетии. Многие прозрения Сорокина

оставались непонятыми в течение нескольких десятилетий; только сейчас

постепенно начинает проясняться их истинный смысл и  прогностическая сила».

[3]

«Сейчас можно  утверждать, что это одна из самых  дальновидных и критических

личностей в анналах  нашей науки».[4]

«.суждения действительно  великого ученого и сегодня звучат злободневно и

намного, точнее, в  анализе современной ситуации в  России, чем многие труды

наших современников».[5]

Таким образом, можно  было бы долго рассуждать о заслугах этого уникального

человека, но мне  не хватило бы времени и терпения, в связи с огромной

областью исследования. Предметом моего внимания стали  взгляды П.А.Сорокина о

структуре общества. При этом я преследовала цель представить  сжатую

характеристику  основных концепций, касающихся  общества и общественных

отношений.

                            Элементы общества                           

Первым необходимым  элементом социальной деятельности являются живые

человеческие индивиды–субъекты  деятельности, с которыми связаны её пусковые

и регуляторные механизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и

целостный “микрокосмос”, он является элементом деятельности, т.е. её

простейшим, далее  неделимым образованием.

Вторым элементом  является объект социальной деятельности. Объекты социальной

деятельности можно  разделить на два класса:

Вещи, “орудия” с  помощью которых люди оказывают  воздействие на окружающий их

реальный мир. С  помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную

деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно–энергетической

переделки, целенаправленного преобразования.

Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не

непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о

мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и  через них,

опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция

символов: воплощать  в себе особым образом закодированную информацию, служить

средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей  людям согласовывать

цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем,

что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей,

могут сделать  это, и лишь в том случае обретут  некоторую “телесную оболочку”

становясь материальными  проводниками, “перевозчиками смысла”.

Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы  обеспечивают

целенаправленность  человеческой деятельности.

    

 
 
 

“Интегральная концепция” П. Сорокина исходит из идеи безусловного сознания в

общественной жизни  людей, характер социальных предметов  и процессов

определяется идеями, целями, а не вещественно–энергетическими  средствами,

используемыми для  их воплощения. Духовное всецело определяет материальное в

жизни общества.

                     II.   Функционирование общества                     

В учении о строении общества П.А.Сорокин  пишет: “Прежде  чем перейти к

описанию строения населения или общества в том  сложном виде, в каком они

существуют, мы должны изучить их в простейшем виде”. Он показывает, что

простейшей моделью  социального явления служит взаимодействие двух индивидов.

Во всяком явлении  взаимодействия имеются три элемента: индивиды, их акты,

действия; проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и

т.д.). Главными формами  взаимодействия социальных групп являются

             1)взаимодействия двух, одного и  многих, многих и многих            

2)взаимодействие  сходных и несходных лиц

взаимодействие  одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное,

организованное  и неорганизованное, солидарное и  антагонистическое,

сознательное и  бессознательное

Всё человеческое население распадается на ряд  более тесных групп,

образующихся из взаимодействия одного с одним, одного со многими и одной

группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею семья

или класс, или  государство, или религиозная секта, или партия - всё это

представляет собой  взаимодействие двух или одного со многими или многих людей

со многими. Всё  бесконечное море человеческого  общения составляется из

процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных  и

длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и

антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных  и

волевых.

“Весь сложнейший мир общественной жизни людей  распадается на очерченные

процессы взаимодействия”. “Группа взаимодействующих людей  представляет своего

рода коллективное целое или коллективное единство... Тесная причинная

взаимозависимость их поведения и дает основание  рассматривать

взаимодействующих лиц как коллективное целое, как  одно существо, составленное

из многих лиц. Подобно тому, как кислород и водород, взаимодействуя друг с

другом, образуют воду, резко отличающуюся от простой  суммы изолированных

кислорода и водорода, так и совокупность взаимодействующих  людей резко

отлична от простой  их суммы.” “Всякую группу людей, взаимодействующих друг с

другом, мы будем  называть коллективным единством или  короче коллективом”.

Затем  подробно рассматривает условия возникновения, сохранения и распада

коллективных единств. Условия их возникновения, существования  и распада он

делит на три группы:

1.                космические или физико-химические

2.                биологические

3.                социально-психические

Далее  указывает  два основных способа (сознательный и бессознательный)

установления организации  группы и обычные приемы поддержания  и сохранения

этой организации. “Общественная жизнь представляет не что иное, как

непрерывный поток  возникающих, длящихся и исчезающих коллективных единств”.

“Коллективное единство перестает существовать только тогда, когда

прекращается взаимодействие между частью или всеми его  членами”. “Прекращение

коллективного единства ведет к исчезновению его организации. Но падение одной

организации и  замена её другой вовсе ещё не означают исчезновения и распада

коллективного единства, а означают только, что форма, порядок  и организация

последнего изменилась!”

Затем  рассматривает  строение и расслоение населения. Он подчеркивает, что

“население расслаивается  на ряд групп, что оно составлено из множества

коллективных единств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены

которого одинаково  связаны друг с другом”. Из множества  групп , на которые

распадается население, важнейшими простыми расслоениями последнего будут

расслоения:

а) по семейной принадлежности

б) по государственной

в) по расовой

д) по профессиональной

е) по имущественной

ж) по религиозной

з) по объемно-правовой

и) по партийной

Из сочетаний  простых расслоений (группировок) образуются сложные группы.

Сложные группы бывают:

а) типичные и не типичные для данного населения.

Из типичных важны  класс и национальность.

б) внутренне антагонистические  и внутренне солидарные. “Судьба  любого

населения и ход  истории определяются не борьбой  или согласованием, каких либо

Информация о работе П.А.Сорокин о структуре общества