Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 14:06, реферат
Введение
I. Элементы общества
II. Функционирование общества
III. Теория социальной стратификации
IV. Теория социальной мобильности
1. Положение личности в социальном пространстве
2. Формы и типы социальной мобильности
3. Основные каналы социальной мобильности
V. Интегрализм
VI. Концепция социальных нарушений
Заключение
Список использованной литературы
П.А.Сорокин – крупный социолог ХХ века, внесший огромный вклад в развитие, как
русской, так и американской социологии. Его работы содержат ценный материал,
лежащий в основе современной науки об обществе.
привилегированных классов. Опасность, грозящая государству, принуждает
последнего ставить солдата в положение, отвечающее его истинным способностям.
Вместо наград их ждет повышение по службе. Крупные потери среди командного
состава приводят к заполнению вакансий людьми более низких чинов. В ходе
войны эти люди повышаются в звании, прежде всего при наличии таланта.
Полученная таким образом власть используется для дальнейшего продвижения по
службе.
Армия всегда играла специфическую роль “социальной лестницы”, благодаря
которой простолюдины становились генералами, принцами, монархами,
диктаторами. В то же время многие урожденные аристократы, принцы и короли
утрачивали свои титулы, звания, состояния, социальные положения и даже
лишались жизни.
В мирное время армия продолжает играть роль канала вертикальной циркуляции,
но в эти периоды роль его значительно меньше, чем в военное время.
Вторым каналом вертикальной циркуляции является церковь. Но она выполняет эту
функцию только тогда, когда возрастает ее социальная значимость. “В периоды
упадка или в начале существования той или иной концессии ее роль как канала
социальной мобильности малозначима и несущественна. В периоды наиболее
интенсивного роста эта роль также уменьшается из-за тенденции к социальной
эзотеричности высших церковных страт и из-за мощного притока знати в эти слои
вследствие легкости данного пути и для продвижения по социальной лестнице”.
[18] История христианской церкви подтверждает это. Церковь
переместила большое количество людей с низов до вершин общества: Геббон,
архиепископ Реймса, был в прошлом рабом; папа Григорий VII – сын плотника;
могущественный архиепископ Парижа Морис Саллийский – сын крестьянина. Все они
всего лишь некоторые примеры тех, кто возвысился благодаря церковной лестнице.
Церковь одновременно была и средством нисходящего движения. Достаточно
вспомнить тысячи еретиков, язычников, врагов церкви, преступников, разоренных
и уничтоженных. Известно, что среди них было немало королей, герцогов,
князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов, занимающих высокое
социальное положение.
Институты образования и воспитания во все времена были средствами
вертикальной социальной циркуляции. В обществах, где школы доступны всем его
членам, школьная система представляет собой социальный лифт, движущийся с
самого низа общества до самых верхов. В обществах, где привилегированные
школы доступны только высшим слоям населения, школьная система представляет
собой лифт, движущийся только по верхним этажам социального здания,
перевозящий вверх и вниз только жильцов верхних этажей. Но даже в таких
обществах некоторым индивидам из низших слоев удавалось проникнуть в этот
школьный лифт и благодаря ему возвыситься.
Например, в Китае школы были открыты для всех классов. Лучшие ученики
независимо от их социального статуса отбирались и переводились в высшие
школы, а затем в университеты; из университетов они попадали на высокие
правительственные позиции, а самые талантливые – в высшие социальные ранги.
Таким образом, китайская школа постоянно повышала людей простого
происхождения до высших рангов и препятствовала продвижению людей,
происходящих из высших слоев, которые не могли удовлетворить требованиям
школьной селекции.
Политические организации, начиная с правительства и кончая политическими
партиями, также играют роль лифта. Человек, поступивший на должность или
ставший служащим у влиятельного правителя, поднимается при помощи этого
лифта, так как во многих странах существует автоматическое продвижение лиц по
службе с течением времени. Чиновник или клерк всегда имеют шанс быстрого
продвижения, если их служба оказывается более ценной. Исторически большое
количество людей, рожденных в слоях прислуги, крестьянства или ремесленников,
поднялись до заметных общественных позиций.
Политические организации сейчас играют особенно важную роль. Многие функции,
которые раньше принадлежали церкви, правительству и другим социальным
организациям, берут на себя политические партии. Подавляющее большинство
политических лидеров, правителей, государственных деятелей, сенаторов и
прочих должностных лиц современных стран достигли своих позиций по каналу
политических партий. Особенно это относится к тем из них, кто родился в
нижнем социальном слое.
Некоторые из профессиональных организаций также играют большую роль в
вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литературные, творческие
институты и организации. Поскольку вход в эти организации был относительно
свободным для
всех, кто обнаруживал
от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов
сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице. Многие ученые,
писатели, юристы, актеры, певцы, архитекторы, скульпторы, врачи и прочие творцы
простого происхождения поднялись социально благодаря этому каналу. То же можно
сказать и о представителях средних слоев, достигших еще больших социальных
позиций. “4% наиболее известных ученых России (академиков), достигших высокого
социального положения, вышли из крестьянской среды”.
[19] Здесь также нужно упомянуть печать, особенно газеты, СМИ,
как специфический вид профессиональных институтов, как важный канал
вертикальной циркуляции.
Следующим каналом являются организации по созданию материальных ценностей.
Они всегда выполняли роль канала подъема или падения в вертикальной
социальной плоскости. Уже во многих первобытных племенах лидерами становились
те, кто был богат. Накопление богатств приводило к социальному продвижению
людей. Такова была ситуация среди дописьменных племен. Такова она и в наше
время.
Одновременно с возрастанием роли денег в средневековой Европе люди простого
происхождения, но которые “делали деньги”, начали подниматься по социальной
лестнице. Средний класс, и особенно процветающие предприниматели, быстро
продвигался и вытеснил аристократию по крови, церковную и интеллектуальную
элиту. Нет необходимости говорить, что в настоящее время накопление богатств
– один из самых простых и действенных способов социального продвижения.
Среди других каналов вертикальной циркуляции можно упомянуть семью и брак
(особенно с
представителем другого
приводит одного из партнеров или к социальному продвижению, или к социальной
деградации. Таким образом, некоторые люди сделали себе карьеру, другие же –
разрушили ее.
В прошлом брак со слугой или с членом низшей касты приводил к “социальному
падению” одного из партнеров, ранее занимавшего более высокое положение.
Помимо этих каналов, без сомнения, существует множество других, но они менее
значимы. Чем все предыдущие.
Во все периоды каждый их вышеупомянутых институтов играл в той или иной
степени важную для определенного общества и в конкретный момент истории роль.
Изменяя свою форму и масштабы, каналы вертикальной циркуляции существуют в
любом стратифицированном обществе, и они столь же необходимы ему, как сосуды
для кровообращения человеческому организму.
VII.Интегрализм
Принципы интегрализма присутствовали в мировоззренческих позициях Сорокина с
самых первых работ. Однако, понимание им интеграции и интеграционных
процессов со временем изменялось, преобразовавшись в целостную философию
интегрализма в конце его творческого пути.
Эта концепция представляет собой сложную систему, включающую в себя понятие
Интегральной Истины (составляющую основу интегральной науки), Человека как
интегральное существо,
интегрального
интегральной ценности. Эта философия “.рассматривает всю действительность как
бесконечное Х
бесконечных качеств и
моментальных и вечных, вечно-меняющихся и неизменных, личностных и
сверхличностных, временных и безвременных, пространственных и лишенных
пространства, единых и многих меньших, чем малое, и больших, чем большое. В
этом смысле действительность представляет собой страшную тайну и колдовство
совпадений противоположностей”
“В соответствии с новой интегральной теорией познания мы имеем не один, а, по
крайней мере, три различных канала познания: чувственный, рациональный и
сверчувственный-
По Сорокину, Истина, полученная с помощью интегрального использования всех трех
каналов познания – чувства, разума и интуиции – это более полная и более ценная
истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов. “История
человеческого знания – это кладбище, заполненное неправильными
эмпирическими наблюдениями, неправильными рассуждениями и псевдоинтуициями. При
интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняют и
контролируют друг друга”.[22]
Человек, по Сорокину
также постигается как “
является не только животным организмом, но также и рационально мыслящим и
деятельным.”,[23] “.он также является
сверхсознательным творцом, который в состоянии контролировать и переступать
пределы своих бессознательных и сознательных сил и который фактически делает
это в моменты “божественного вдохновения” в наилучшие периоды своего
интенсивного творчества”.[24] Сорокин