Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:20, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть патронаж как форму социальной работы с семьей имеющей члена семьи категории риска.
Задачами, с помощью которых необходимо достичь поставленной цели:
рассмотреть патронаж как форму работы с семьей
рассмотреть технологии социального патронажа семьи, имеющие члена семьи из «группы риска».
Важнейшую роль в медико-социальной реабилитации играет организация восстановления инвалида не только в рамках социальных учреждений, в амбулаторно-санаторных условиях, но и по месту жительства – оказание помощи семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды. В таких семьях возникает много сложных проблем, в том числе медицинских, экономических, проблем воспитания и ухода за больным ребенком, психологических проблем, связанных как с тяжелым заболеванием ребенка, так и с трудностями в установлении и поддержании контакта с ними, приобретении специального оборудования, социально-профессиональных проблем (смена места работы и характера труда с учетом интересов ребенка-инвалида, формирование специфического уклада жизни семьи) и др. [6, с. 421].
При патронажной работе особую заботу медицинский социальный работник проявляет к гражданам, находящимся под постоянным контролем социальных служб (дети и подростки с ограниченными возможностями; дезадаптированные несовершеннолетние; дети группы риска с заболеваниями, которые могут привести к инвалидности; инвалиды с детства; инвалиды I, II, III групп инвалидности; престарелые и др.). Важно не только своевременно поставить на учет ребенка-инвалида, но и проанализировать социальную обстановку в его семье, связанную часто со многими нерешенными проблемами материального и психологического характера, требуется решение вопросов необходимости оказания специализированной социальной помощи – в том числе, о предоставлении медицинских услуг. Дети-инвалиды нуждаются в постоянном уходе и наблюдении, что составляет немалые трудности для родителей при повседневном с ними общении, обеспечении жизненных потребностей (кормление, одевание, купание и т.д.).
Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет одному из работающих родители или лиц, их замещающих, предоставляется четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены между собой по своему усмотрению [3].
Дети-инвалиды и их семьи имеют ряд льгот, обеспечивающих их жизнедеятельность. Это льготы по предоставлению протезирования, жилищные, бытовые, льготы по медицинскому обслуживанию и другие. Уровень цивилизованности общества во многом определяется его отношением к детям, в том числе – к детям с умственными и физическими недостатками. Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребёнка, в его воспитании, обучении, его социально-трудовой адаптации к числу важнейших задач общества.
Таким
образом, основной целью социального
патронажа является комплексная
помощь по преодолению кризисной
ситуации и восстановлении социального
статуса всех членов семьи. Специфика
патронажа как формы работы с семьей заключается
в том, что он осуществляется, систематизировано,
комплексно и в определенные сроки группой
специалистов разного профиля. При этом
к каждому члену семьи применяется индивидуальный
подход. Для помощи конкретной семье привлекаются
различные ведомства и учреждения (социальной
защиты, здравоохранения, образования
и др.).
Глава 2. Технологии социального патронажа семьи, имеющей члена семьи из «группы риска»
Прежде чем описать технологию социального патронажа, нужно изучить, как представлен процесс социального патронажа в работах исследователей по данной проблеме. В данной исследовательской работе рассмотрим: стадии процесса социального патронажа, какие действия включает процедура социального патронажа, методы технологии социального патронажа.
2.1. Процесс социального патронажа в классификации исследователей в области социологии
Обратимся к стадии процесса социального патронажа по Панову А.М., так как она интересная, подробная и более распространенная в научной литературе.
Стадии процесса социального патронажа по Панову А.М. [13, с. 71]:
«* Постановка социального диагноза – выявление и оценка семейной ситуации как кризисной, трудной или опасной, сбор предварительных данных, анализ информации для разработки патронажной программы.
*
Вмешательство патронажной
*
Работа по изменению мотивации
клиентов и ближайшего
* Проблемный анализ – совместная работа с семьей по определению причин ее неблагополучия, характера проблем и их влияния на жизнедеятельность, а также по выявлению ресурсов и систем связей, способных участвовать в поддержке семьи.
*
Рассмотрение всего диапазона
возможных решений, способов
* Социальная терапия – непосредственное выполнение действий, направленных на достижение запланированных преобразовании с учетом различных обстоятельств и обязательств участников.
*
Оценка эффективности
*
Помощь клиентам в принятии
решения о целесообразности
Известно, что данная схема – это идеальная модель процесса функционирования патронажной службы. В реальной практике пока нет ни одной подобной службы, которая бы строила свою деятельность на основе всех восьми стадий социального патронажа; обычно присутствуют лишь несколько из них (от 2–3-х до 5–6-ти). Это, разумеется, снижает эффективность социального патронажа, а иногда вообще сводит «на нет» все усилия патронажных работников.
Вместе с тем, если суммировать проанализированную практику, то именно названные выше стадии в совокупности составляют оптимальную схему социального патронажа, которая должна иметь место в деятельности каждой патронажной службы.
Поэтому
важное значение имеют «крупицы»
опыта, сложившегося в самых разных
социальных службах, обобщенные и представленные
ниже в целостном виде.
2.2. Диагностическая деятельность в работе патронажных служб
Известно, что любая служба по работе с клиентами начинает свою работу с постановки проблемы, в данном случае – это постановка социального диагноза.
В практике патронажных служб, достигающих наибольшего результата в своей деятельности, имеет место серьезная подготовка патронажных работников к знакомству с семьей группы риска. Еще до первой встречи с клиентами патронажные работники собирают необходимую информацию о семьях групп риска. Аккуратный, тщательный и своевременный сбор такой информации они расценивают как крайне важный шаг и необходимую часть работы с будущими клиентами.
Безусловно, сбор информации продолжается и в процессе патронажной работы, на стадии целенаправленного изучения социальной ситуации объектов патронажа.
По мнению наиболее опытных сотрудников патронажных служб, первичная информация о семье должна отвечать следующим требованиям [12, с. 62]:
* наличие данных об имеющихся проблемах, которые следует решать в первую очередь, что дает возможность последовательно выполнять намеченные планы;
* использование разных каналов поступления информации, ее систематизация и упорядочение. При этом сведения не должны основываться только на эмоциональных впечатлениях самих патронажных работников, они должны быть максимально многоплановыми и разносторонними, а главное – объективными;
* адекватность и направленность на решение тех проблем семьи, в которых сфокусированы ее основные трудности (реальная полезность информации; излишние сведения только мешают объективной оценке и свидетельствуют о бесполезной трате времени). Исходная информация необходима, но не достаточна для социального диагноза. Его постановка на практике также имеет свои этапы.
Прежде всего патронажная служба пытается получить необходимые данные для первичного диагноза:
* общие сведения о семье и их анализ;
* характеристика межличностных отношений в семье и ее взаимодействия с социальным окружением;
* факторы, определяющие все отношения семьи и их предварительный анализ.
Далее опытные патронажные работники сосредотачивают внимание на получении ответов на вопросы, помогающие уточнять первичный социальный диагноз, собрать информацию для разработки патронажной программы.
2.3. Проблема мотивации семьи к работе с патронажными службами
На первом этапе необходимо вмешаться в ситуацию клиентов, понять по каким принципам действует клиент, расставить приоритеты для дальнейшей работы, попытаться поставить себя на место клиента.
Объектами социального патронажа становятся семьи и дети, вмешательство в жизнедеятельность которых становится жизненной необходимостью, что подтверждается социальным диагнозом.
Анализ практики показывает, что вмешательство патронажных служб объективно оправдано и происходит в следующих ситуациях:
*
тяжелые, травмирующие события,
*
резкие изменения внешней,
*
глубокая укорененность семьи
в криминальной, алкогольной, люмпенской
субкультуре, необратимые в
Социальное вмешательство в том виде, в котором оно используется в практике эффективно работающих социальных служб, – это действия, посредством которых патронажные и иные работники этих служб пытаются произвести изменения к лучшему в жизнедеятельности клиентов.
Практика показывает, что большинство семей, нуждающихся в социальном патронаже, являются немотивированными или слабомотивированными к работе как с патронажными службами, так и над собой. Нежелание быть объектом чьей-то помощи – нормальное и понятное явление при отрицании наличия соответствующих проблем. Но при таком убеждении клиент никогда не станет союзником патронажного работника, а значит и успех всего патронажного процесса достаточно сомнителен.
Технология социального патронажа, как ее подают в научно-методической литературе, не предусматривает использование каких-либо специальных методов проведения работы по мотивации клиентов из групп риска. Считается достаточным использовать различные формы пропаганды социальных услуг, предоставляемых патронажными службами, и социальной рекламы ее эффективности. Это находит отклик у нормальных, нравственно здоровых людей, расположенных к получению специализированной помощи извне, но не воспринимается клиентами патронажных служб.
Именно поэтому в практике высокопрофессиональных патронажных работников, осознающих важность настроя семьи и детей на сотрудничество, используются различные приемы для того, чтобы изменить мотивацию клиентов. Чаще всего это психосоциальные методы: подбадривание; мягкая поддержка; откровенные беседы о возможных последствиях и угрозах для семьи и детей сложившейся ситуации, о преимуществах полноценной и социально здоровой жизни; осторожное принуждение поступать так, как советует патронажная служба; проявление, без стеснения, своего разочарования, обиды или даже бессилия, чтобы клиент убедился в том, что патронажный работник всецело проникся его проблемой и искренне делает все, что в его силах, чтобы помочь.